2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Современные направления культурной антропологии_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные направления культурной антропологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
10 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор социологических наук,  проф. , Дырин Сергей Петрович _________________
 
 
Современные направления культурной антропологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний и представлений в области истории становления культурной антропологии как научной дисциплины,  антропологических исследований культуры и навыков антропологического анализа культуры.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучить предпосылки и историческую логику развития культурной антропологии как науки (школы, концепции, критика);
1.4
освоить базовые понятия в рамках основных школ и теоретических направлений в культурной антропологии;
1.5
познакомить с методами культурно-антропологического анализа культур
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика. Педагогическая практика
2.1.2
Экологическая история промышленного города
2.1.3
Теория и практика краеведения в современной исторической науке
2.1.4
Теория и практика преподавания истории в вузе
2.1.5
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.1.6
Историческая психология
2.1.7
Производственная педагогическая практика
2.1.8
Учебная практика научно-исследовательская работа
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.2
Учебная практика. Культурно-просветительская работа
2.2.3
Учебная практика. Преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.4: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.2: Умеет: использовать особенности образовательной среды учреждения для реализации взаимодействия субъектов; составлять (совместно с другими специалистами) планы взаимодействия участников образовательных отношений; использовать для организации взаимодействия приемы организаторской деятельности
 
ОПК-7.3: Владеет: технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе; способами решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся; приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этические и нравственные нормы поведения, принятые в инокультурном социуме;
3.1.2
модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия.
3.1.3
основные понятия культурологической компаративистики: типы культур, аккультурация и ассимиляция, культурная дихотомия Восток-Запад
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать ценностно-смысловые ориентации различных культур;
3.2.2
преодолевать влияние социальных, этнических и культурных стереотипов;
3.2.3
выбирать эффективные тактики разрешения межкультурных конфликтов в конкретных ситуациях
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оперирования основными понятиями и терминами сравнительной культурологии;
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.3.2
приемами выявления и анализа ценностных ориентаций другой культуры, разрешения межкультурных конфликтов
3.3.3
необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур;
3.3.4
основами философских, этико-социальные, религиозно-мировоззренческие воззрений в мировых культурах
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Структура и состав современного антропологического знания

 
1.1
История культурной антропологии

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
1.2
Основные понятия культурной антропологии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
1.3
Культурное многообразие. Субкультура. Контркультура. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
1.4
Полевая работа в культурной антропологии и ее основные особенности.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
 
Раздел 2. Категории культурной антропологии

 
2.1
Язык и коммуникация. Язык как фактор культуры.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
2.2
Институт родства. Брак и семья /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
2.3
Религиозные направления и религиозные практики. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
2.4
Категории социальной стратификации: этничность, гендер, класс.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
2.5
Власть и системы поддержания социального порядка. Политическая организация  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
 
Раздел 3. Культурная антропология   и история культуры

 
3.1
Современные направления отечественной и зарубежной антропологии  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
3.2
Механизмы изменения культур /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
3.3
Культурная интеграция и глобальная культура. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.4
Методика проведения исследования в области культурной антропологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

32
УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-6.4 УК-6.5 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Значение коммуникации в культуре. Вербальные и невербальные языки.

2. Структура коммуникативного акта.

3. Концепция лингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа.

4. Исторические формы брака и семьи.

5. Роль института брака в культуре.

6. Виды родства. Классификации систем родства.

7. Неродственные формы объединения людей.

8. Теории социального неравенства. Категории социальной стратификации.

9. Гендер как элемент социальной стратификации.

10. Направления феминистской антропологии.

11. Этничность и этническая группа.

12. Уровни политической организации общества.

13. Функции государственной власти и нормативно-правовое регулирование.

14. Формы культурной динамики и уровни взаимодействия культур.

15. Культурная антропология как наука. Предмет культурной антропологии. Место и роль культурной антропологии в составе гуманитарного знания.

16.Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурная антропология 17.Морфология культуры.

18.Методы исследований в культурной антропологии. Системные и сравнительные исследования в культурной антропологии 19.Понятие культуры. Подходы к определению культуры. Эволюция субъекта культуры.

20.Функции культуры.

21.Структура культуры. Материальная и духовная культура. Традиционная культура. Субкультура. Контркультура.

22.Понятие «цивилизация»: его формирование и основные значения. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».

23.Понятие культуры в эпоху Античности, в Средневековье, в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения.

24.Культура Древних цивилизаций (Египет, Месопотамия).

25.Восточный тип культуры: типологическая целостность Востока (Индия, Китай, Япония).

26.Западный тип культуры: типологическая целостность Запада.

27.Античность как тип культуры.

28.Западноевропейская средневековая культура.

29.Культура Византии.

30.Культура средневекового Востока.

31.Возрождение как явление культуры: стадиально-типологический анализ.

32.Реформация и духовная жизнь Европы.

33.Культура Запада в Новое время.

34.Русская и российская культура: типологическая характеристика.

35.Специфика России в мировой культуре.

36.Современная культура. Постмодерн в культуре XX века.

37.Этническая и национальная культура. Массовая и элитарная культура.

38.Язык и символы культуры. Знаковые системы. Виды языков культуры.

39.Культурные коды. Коды дописьменной, письменной и экранной культуры.

40.Искусство как форма культуры.

41.Виды искусства и их взаимодействие.

42.Направления, течения и стили в искусстве.

43.Ценности и нормы. Ценностная система. Понятие нормы. Обычаи.

44.Религия как культурное явление. Роль религии и культуры в развитии общества.

45.Культура и личность.

46.Социализация и инкультурация.

47.Национальный характер (русские, американцы, китайцы, японцы).

48.Культура и общество. Типы человеческих сообществ и их культура.

49.Культура и природа.

50.Экологическая культура. Культура и глобальные проблемы современности.

Задание:

Подготовить рецензию по прочитанной монографии (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер, И. Кант, З. Фрейд, К. ЮнгН. Я. Данилевский, А. Н. Афанасьев, Л. Н. Толстой, Ф. Ф. Зелинский).

 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Раздел 1

Вариант 1: Специфика городской культуры Средневековья

Вариант 2: Человек и мир в искусстве модернизма

Тематика эссе

1. Игра как феномен культуры

2. Преемственность и новаторство в культуре

3. Язык и его роль в культуре

4. Материальная и духовная культура

5. Роль культуры в жизни человека и общества

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бажуков, В. И. 
Социальная и культурная антропология: учебник и практикум для вузов / В. И. Бажуков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02618-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469723
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Клягин, Н. В.
Современная антропология: учебное пособие / Н. В. Клягин. — Москва : Логос, 2014. — 624 c. — ISBN 978-5-98704-658-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/21887.html
Москва : Логос, 2014
 
Л2.2
Козлова, М. А. 
Антропология: учебник и практикум для вузов / М. А. Козлова, А. И. Козлов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05121-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470209
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Российская антропология. - URL: http://www.rusanthropology.ru/
 
Э4
Институт этнологии и антропологии. - URL: https://iea-ras.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает три вида работ: подготовку сообщения на заданную тему, участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением, решение задач с использованием кодексов.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь, а также совместным обсуждением решения задачи.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде ссылок на кодексы, примеров и пр.; уровень культуры речи и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; подготовка сообщений.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.