2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова Ирина Валерьевна _________________
 
 
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний о социальной среде, правовых нормах, механизмах адаптации; приобретение умений и необходимых практических навыков, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для будущей успешной профессиональной деятельности в качестве дефектолога.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить обучающихся использовать нормы позитивного социального поведения, реализовывать свои права адекватно законодательству;
1.4
дать представление об основополагающих международных документах, относящихся к правам инвалидов,законы и другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие правовое положение инвалидов,особенности регулирования труда инвалидов;
1.5
дать обучающимся представление о механизмах социальной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидов;
1.6
дать обучающимся представление об основных правовых гарантиях инвалидов в области социальной защиты и образования;
1.7
научить обучающихся анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
1.8
научить обучающихся использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
1.9
научить взаимодействовать с участниками образовательного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Логопедические технологии
2.1.3
Логопедия (Ринолалия)
2.1.4
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.5
Оногенез речевой деятельности
2.1.6
Основы правовой защиты детства и инвалидов
2.1.7
Основы школьной гигиены
2.1.8
Планирование логопедической работы
2.1.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.10
Логопедия (Дизартрия)
2.1.11
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.12
Формы логопедической работы
2.1.13
Введение в логопедическую специальность
2.1.14
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.15
Логопедия (Дислалия)
2.1.16
Правоведение
2.1.17
Противодействие коррупции
2.1.18
Специальная педагогика
2.1.19
Логопедическая ритмика
2.1.20
Социальная психология
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Социальная педагогика
2.1.23
татарская литература
2.1.24
Татарский язык
2.1.25
Онтогенез речевой деятельности
2.1.26
Логопедическая ритмика
2.1.27
Логопедические технологии
2.1.28
Логопедия (Ринолалия)
2.1.29
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.30
Планирование логопедической работы
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.31
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.32
Логопедия (Дизартрия)
2.1.33
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.34
Социальная психология
2.1.35
Формы логопедической работы
2.1.36
Введение в логопедическую специальность
2.1.37
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.38
Логопедия (Дислалия)
2.1.39
Противодействие коррупции
2.1.40
Социальная педагогика
2.1.41
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.42
Онтогенез речевой деятельности
2.1.43
Коммуникативный практикум
2.1.44
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.5
Специальная методика преподавания математики
2.2.6
Экономика
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.10
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.11
Производственная преддипломная практика
2.2.12
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.13
Специальная методика преподавания математики
2.2.14
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
 
Знать:
 
базовые правовые термины в социальной и профессиональной сферах
 
сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права
 
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в социальной и профессиональной сферах
 
 
Уметь:
 
применять базовые  правовые термины в социальной и профессиональной сферах
 
анализировать сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права
 
анализировать правовую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений  в социальной и профессиональной сферах
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в социальной и профессиональной сферах
 
навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной деятельности
 
технологиями использования базовых правовых знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
структуру и виды нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых документов
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных задач профессиональной деятельности
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых документов
 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  
 
навыками подбора пакета нормативно-правовых  документов для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых документов
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса 
 
педагогические подходы в формировании речевых навыков у детей с речевыми нарушениями; основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
 
формы и систему организации логопедического воздействия в образовательной организации
 
 
Уметь:
 
обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности 
 
подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей
 
организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия
 
 
Владеть:
 
основными методиками логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам; различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат; навыком организации рабочего места логопеда, подбора   дидактических материалов, технического оборудования, в том числе создания собственных дидактических материалов в бумажной и электронной формах
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
механизмы социальной адаптации;
3.1.2
основополагающие международные документы по правам человека;
3.1.3
основы российского законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
3.1.4
основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
3.1.5
круг понятий, связанных с работой по социализации и защите прав лиц с инвалидностью;
3.1.6
особенности социокультурного пространства, поведения лиц с инвалидностью и инфраструктуру обеспечения их социального благополучия
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать нормы позитивного социального поведения;
3.2.2
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
3.2.3
анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
3.2.4
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях;
3.2.5
выявлять потребности отдельных обучающихся, семей и разных социальных групп, нуждающихся в социальной помощи и защите;
3.2.6
осуществлять взаимодействие и координацию деятельности с участниками образовательного процесса в решении проблем адаптации обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, критически оценивать и творчески перерабатывать правовую информацию в сфере социальной защиты;
3.3.2
навыками выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы с обучающимися;
3.3.3
навыками  взаимодействия с участниками образовательного процесса в решении проблем социальной адаптации
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Социально-правовые основы работы с инвалидами

 
1.1
Понятие социальной

адаптации, ее этапы,

механизмы, условия /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
1.2
Понятие социальной

адаптации, ее этапы,

механизмы, условия /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
1.3
Конвенция ООН о правах инвалидов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-2
4
0
 
1.4
Конвенция ООН о правах инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2
4
0
 
1.5
Основы гражданского и семейного права в сфере реализации прав инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
1.6
Трудоустройство инвалидов. Особенности регулирования труда инвалидов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.7
Трудоустройство инвалидов.Особенности регулирования труда инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 2. Социальная защита инвалидов

 
2.1
Социальная

защита инвалидов. Гарантии прав инвалидов

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
2.2
Социальная

защита инвалидов

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
2.3
Гарантии прав инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
2.4
Медико-социальная

экспертиза. Реабилитация

инвалидов

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
2.5
Медико-социальная

экспертиза

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
2.6
Реабилитация

инвалидов

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 3. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях с дефектологом 

 
3.1
Решение задачи социальной адаптации обучающихся на занятиях с дефектологом  развитие коммуникативных учебных действий  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
3.2
Кейсовая технология на занятиях с дефектологом как средство социальной адаптации обучающихся  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
3.3
Кейсовая технология на занятиях с дефектологом как средство социальной адаптации обучающихся  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
3.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-4 ОПК-2 ПК-2 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету

1. Понятие «социальная адаптация» и ее сущностная характеристика.

2. Механизмы социальной адаптации.

3. Условия успешной социальной адаптации.

4. Нормы позитивного социального поведения.

5. Использование норм позитивного социального поведения.

6. Социальное поведение и конфликты в обществе. Ролевые игры использования норм позитивного социального поведения.

7. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Конвенция ООН о правах инвалидов. Общие принципы.

8. Основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
9. Понятие и предмет гражданского права.

10. Имущественные и личные неимущественные права граждан.

11. Понятие субъектов гражданского права.

12. Особенности гражданского регулирования отношения, связанного с пожилыми людьми и инвалидами.

13. Особенности наследственного правопреемства.

14. Особенности семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми лицами и инвалидами: право на алименты и т.д.

15. Органы труда и занятости населения. Функции органов труда и занятости населения.

16. Трудоустройство инвалидов.

17. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.

18. Общие положения об условиях труда инвалидов.

19. Специальные рабочие места для инвалидов.

20. Продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов.

21. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов.

22. Понятие "инвалид". Основания определения группы инвалидности.

23. Понятие социальной защиты инвалидов.

24. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

25. Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

26. Участие органов государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.

27. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.

28. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

29. Проведение реабилитационных мероприятий.

30. Обеспечение беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры.

31. Материальное обеспечение и льготы для инвалидов.

32. Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования.

33. Понятие медико-социальной экспертизы.

34. Основания и порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.

35. Порядок проведения медико-социальной экспертизы.

36. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

37. Понятие реабилитации инвалидов.

38. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств, реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

39. Технические средства реабилитации инвалидов

40. Оказание медицинской помощи инвалидам.

41.Методы социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями на занятиях с дефектологом.

42.Готовность учителя к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

43.Развитие толерантности у учащихся на занятиях с дефектологом в условиях российского инклюзивного образования.

44.Использование современных технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями на занятиях с дефектологом.

Задание: Составить необходимые заявительные документы, резюме, самопрезентацию при трудоустройстве.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1:

1. Основные документы международного законодательства в области прав инвалидов.

2. Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ в работе дефектолога.

Вариант 2:

1.Основные документы российского законодательства в области прав инвалидов.

2. Влияние семьи на социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Фуряева, Т. В.
Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08278-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515520: учебное пособие 
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Фуряева, Т. В.
Социальная инклюзия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07465-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442261
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Валеева, Н. Ш.
Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие / Н. Ш. Валеева, Р. В. Куприянов, Э. Р. Валеева [и др.] ; под редакцией Н. Ш. Валеева. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2011. — 586 c. — ISBN 978-5-7882-1080-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/62151.html
Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2011
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Куклина, Е. Н., . 
Организация самостоятельной работы студента:: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437654
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.