2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Теория и практика преподавания истории в вузе_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и практика преподавания истории в вузе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
28
28
28
28
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.ист. наук, доцент, Нигамаев А.З. _________________
 
 
Теория и практика преподавания истории в вузе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и представлений о современных методиках, технологиях и приемах организации обучения, умений и навыков преподавания исторических дисциплин в высших учебных заведениях,опираясь на знания, полученные при изучении "Методики обучения истории в школе", применяя профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики.
1.2
Задачи осовения дисциплины:
1.3
формирование знаний об основных тенденциях развития современного высшего исторического образования, его содержании и проблемах;
1.4
формирование знаний и умений организации процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий,отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
1.5
применение современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по образовательным программам в области истории;
1.6
формирование системного профессионального мышления;
1.7
приобщение к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
1.8
формирование умений проектировать педагогический процесс в вузе по историческим дисциплинам;
1.9
овладение необходимыми инструментами организации учебного процесса по истории в высшей школе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Историческое и культурное наследие Волго-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура регионального предпринимательства
2.2.2
Методика написания исследовательской работы по краеведению
2.2.3
Научный дискурс
2.2.4
Организация исследовательской и проектной деятельности по  истории
2.2.5
Политические и государственные деятели Волго-Камского региона
2.2.6
Производственная практика. Научно-исследовательская работа
2.2.7
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.8
Экологическая история промышленного города
2.2.9
Этногенез народов Среднего Поволжья и Прикамья
2.2.10
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.11
Повседневность и бытовая культура российской провинции
2.2.12
Проектирование и реализация образовательных программ в предметной области регионального компонента
2.2.13
Современные направления культурной антропологии
2.2.14
Производственная практика. Преддипломная практика
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
История и культура регионального предпринимательства
2.2.18
Охрана и использование историко-культурного наследия в Республике Татарстан
2.2.19
Производственная педагогическая практика
2.2.20
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.21
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.2: Умеет использовать современные образовательные технологии для обеспечения качества образовательного процесса в предметной  области "История России"
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях исторического образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные тенденции развития образовательной системы;
3.1.2
основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в высшей школе;
3.1.3
достижения современной педагогической науки в области школьного и высшего профессионального образования;
3.1.4
организацию процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области;
3.1.5
критерии инновационных процессов в образовании;
3.1.6
принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
3.1.7
принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
3.1.8
технологии взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, способы решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся, приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;
3.2.2
внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
3.2.3
интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
3.2.4
выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
3.2.5
сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;
3.2.6
самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания  и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
3.2.7
применять технологии взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, способы решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся, приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области;
3.3.2
навыками пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников из разных областей общей и профессиональной культуры;
3.3.3
разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;
3.3.4
методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей;
3.3.5
технологиями взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, способы решения проблем при взаимодействии с различным контингентом обучающихся, приемами индивидуального подхода к разным участникам образовательных отношений;
3.3.6
навыками ведения дискуссии, логично и аргументированно излагать свои мысли
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Стратегия и тактика развития высшей школы

 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
1.1
Основные тенденции профессионального развития студентов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 УК-6.5
2
0
 
1.2
Формы и методы, средства обучения в вузах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 УК-6.5
2
0
 
1.3
Активные и интерактивные методы и формы обучения истории /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Инновационные формы и методы обучения истории /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Учебно-методическое обеспечение /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.6
Проверка и оценка результатов обучения /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.7
Социальные нормы европейского пространства высшего образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.8
ФГОС как нормативно-правовая основа построения образовательных программ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Методика преподавания исторических дисциплин

 
2.1
Семинарские и практические занятия в учебном процессе вуза /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 УК-6.5
2
0
 
2.2
Методы и формы обучения в образовательном процессе на историческом факультете /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-5.3 УК-6.5
2
0
 
2.3
Лекции и ее виды. Методика подготовки и проведения лекции.Разработка конспекта фрагмента лекционного занятия по истории в высшей школе. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Практические и семинарские занятия.Разработка конспекта фрагмента семинарского занятия по истории в высшей школе. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Создание анимированной исторической карты в программе PowerPoint. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.6
Самостоятельная работа /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.7
Формы контроля и средства обучения /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.8
Современные образовательные технологии в высшей школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.9
Организация образовательной среды вуза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

18
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.10
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-5.3 УК-6.5 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промужеточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену:

1.Современное образование в высшей школе в России и за рубежом.

2.Роль и значение исторического образования в современном обществе и государстве.

3.Методологические проблемы преподавания исторических дисциплин.

4.Взаимосвязь педагогики и исторического образования.

5.Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для историков.

6.Основные элементы педагогики: цели обучения, содержание обучения, технология обучения, организационные формы.

7.Субъекты педагогического процесса.

8.Преподаватель и студент.

9.Роль и значение лекции в учебном процессе.

10.Основные функции лекции.

11.Чтение лекции как особая педагогическая деятельность.

12.Познавательные элементы лекции: факты, их анализ и систематизация.

13.Виды и формы лекций, методика чтения лекций.

14.Роль личности лектора и ее влияние на качество лекции.

15.Значение семинарских занятий в процессе исторического образования.

16.Роль семинаров в подготовке будущих историков.

17.Различные виды и формы семинарских занятий.

18.Цель и задачи практических занятий в историческом образовании.

19.Формы и методы подготовки и проведения практических занятий.

20.Решение учебных задач как эффективный метод осмысления и применения исторических знаний.

21.Инновационные формы и методы преподавания истории и их педагогическая ценность.

22.Применение современных педагогических приемов в высшем историческом образовании.

23.Организация контроля качества знаний студентов.

24.Основные виды, формы и методы педагогического контроля.

25.Особенности контроля качества знаний студентов при обучении истории.

26.Оценка и отметка.

27.Различные виды тестирования как формы контроля.

28.Самоконтроль студентов и роль преподавателя.

29.Итоговая государственная аттестация как форма контроля.

30.Роль и значение самостоятельной работы студентов при получении высшего исторического образования.

31.Понятие и виды самостоятельной работы студентов.

32.Подготовка студентов к самостоятельной работе с источниками.

33.Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов.

Задание: Выберите любой исторический отрезок из Отечественной или зарубежной истории, имеющий законченный характер. Разработайте историко-цивилизационную карту по данному периоду, используя помещенный ниже формат. Крайняя правая колонка включает те области общественной жизни, к которым будут относиться конкретные исторические события, которые можно перечислить в рассматриваемом периоде.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика докладов:

1.Роль высшего образования в современной цивилизации.

2.Место университета в российском образовательном пространстве.

3.Болонская система и Российская высшая школа.

4.Проектирование образовательного процесса.

5.Проектирование содержания учебных предметов по истории.

6.Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе.

7.Семинарские занятия в высшей школе.

8.Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
9.Познавательная и исследовательская деятельность студентов.

10.Основы педагогического контроля в высшей школе.

11.Основы коммуникативной культуры педагога.

12.Психология высшей школы.

13.Инновационные технологии реализации учебного процесса.

14.Информационные технологии обучения (ИТО).

15.Информационно-предметное обеспечение технологий обучения.

16.Технология проблемного обучения (проблемная лекция).

17.Технология модульного обучения (лекция-беседа, диалогическая деятельность на практических занятиях).

18.Технология дифференцированного обучения (лекция-пресс-конференция).

19.Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза.

20.Виды учебной деятельности преподавателя в вузе.

21.Преподавание истории в вузе с использованием локальных и глобальных компьютерных сетей.

22.Пути формирования педагогического мастерства.

Эссе

Прочитать научные статьи (Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучения [Электронный ресурс]: сборник статей научно-методической конференции / А. Т. Анисимова, А. В. Белоусова, А. Л. Болтава [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар : Южный институт менеджмента, 2014. — 162 c. — 978-5-93926-258-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25976.html.) и написать эссе на темы:

1.Роль ИКТ в собственной педагогической деятельности.

2.Проблемы российской системы образования.

3.Интерактивные методы обучения в образовательном процессе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Любичанковский, С.В. 
Методика обучения истории: трудные вопросы истории России: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11121-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444507
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Блинов, В. И. 
Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02190-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489030
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. А. Соловьев, В. В. Блохин, Л. А. Новикова 
Актуальные вопросы истории России начала XX века : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Соловьев, В. В. Блохин, Л. А. Новикова ; под редакцией В. М. Козьменко. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 168 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07196-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442151
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Шестакова, Л. Г. 
Вопросы методики преподавания в высшей школе: учебно-методическое пособие / Л. Г. Шестакова, Т. А. Безусова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2019. — 92 c. — ISBN 978-5-91252-123-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86556.html
Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus (дата обращения: 25.08.2019)
 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Российское образование: федер. образоват. портал. – URL: http://www.edu.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).   Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных 

 
стр. 10
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий