2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Философия_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Асратян Норайр Мартинович _________________
 
 
Философия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и представлений, связанных с основами философии для формирования целостного научного мировоззрения и осознания значимости своей будущей профессии, понимания связи ее с другими видами знания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выработать понимание особенностей философского мышления, способность к критическому мышлению, освоению навыков обобщения, умению логично излагать, аргументировано отстаивать свою позицию и способности признавать правоту оппонента;
1.4
сформировать знания и представления о специфике философии, о содержании основных этапов развития мировой и отечественной философии в контексте общечеловеческого и росийского культурно-исторического процесса;
1.5
освоить современные знания о проблемах человеческого бытия и познания мира, о ценностях и идеалах культуры в условиях многообразия философских и научных школ и направлений;
1.6
овладеть навыками самостоятельного использования общенаучной методологии исследования проблем развития и функционирования общества, государства, социальных институтов и человеческой личности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Политология
2.1.2
Психолингвистика
2.1.3
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.1.4
Социология
2.1.5
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.6
Психопатология
2.1.7
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
2.1.8
Физическая культура и спорт
2.1.9
Возрастная психология
2.1.10
История
2.1.11
Невропатология
2.1.12
Общая психология
2.1.13
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.1.14
Специальная психология
2.1.15
Теории обучения и воспитания
2.1.16
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.17
Ациклические виды спорта
2.1.18
Введение в логопедическую специальность
2.1.19
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.20
Иностранный язык
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.23
Математика и информатика
2.1.24
Специальная педагогика
2.1.25
Циклические виды спорта
2.1.26
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.27
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.28
Введение в логопедическую специальность
2.1.29
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.30
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.1.31
Ациклические виды спорта
2.1.32
Коммуникативный практикум
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные категории и понятия в области философии в аспекте формирования научного мировоззрения
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат философии для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики ценностных качеств личности в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе философских проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по философии в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе нравственных ценностей и качеств личности, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОК-3: способен анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию
 
Знать:
 
основные закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития
 
основные закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа, профессионально и личностно значимые исторические проблемы, способы выражения собственной мировоззренческой и гражданской позиции
 
закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа, технологии осмысления и анализа профессионально и личностно значимых исторических проблем, методики и способы осознания и выражения собственной мировоззренческой и гражданской 
 
 
Уметь:
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия
 
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития, использовать основные приемы и техники их анализа, давать характеристику профессионально и личностно значимым историческим проблемам, подбирать способы выражения собственной мировоззренческой и гражданской позиции
 
выделять и характеризовать закономерности исторического развития, проводить их системный анализ, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые исторические проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию
 
 
Владеть:
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных закономерностей исторического развития
 
навыками вычленения и характеристики основных закономерностей исторического развития, использования основных приемов и техники их анализа, характеристики профессионально и личностно значимых исторических проблем, способами выражения собственной мировоззренческой и гражданской позиции
 
навыками системного анализа закономерностей исторического развития , технологиями осмысления и анализа профессионально и личностно значимых исторических проблем, методиками и способами осознания и выражения собственной мировоззренческой и гражданской позиции
 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные категории и понятия в области философии в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
нравственные ценности и качества личности, необходимые для будущего педагога;
3.1.5
принципы мироустройства и место в нем человека,проблему взаимоотношения «мир-человек»;
3.1.6
систему основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества для осознания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.1.7
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат философии для формирования научного мировоззрения;
3.2.2
анализировать основные индивидуально-типологические особенности личности в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе философских проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
критически мыслить,аргументировать, составлять публичную речь, вести диалог;
3.2.5
решать важные задачи в профессиональной деятельности;
3.2.6
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научного анализа теоретических источников по философии в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе нравственных ценностей и качеств личности, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
3.3.4
оперирования понятиями и анализа закономерностей в области философии, приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения;
3.3.5
методами оперирования понятиями и анализа закономерностей в области философии, приемами и техниками их анализа для формирования научного мировоззрения;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3.6
способами анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности;
3.3.7
принципами исследования основных проблем человека, его бытия и познания для использования в профессиональной деятельности и формирования научного мировоззрения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в философию. История философии

 
1.1
Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э5

2
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.2
Структура философского знания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.3
Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.4
Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.5
Философия Средневековья и эпохи Возрождения /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.6
Европейская философия XVII – XVIII вв. и философская классика конца XVIII – первой половины XIX вв.  /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.7
Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
1.8
Философия в современном мире /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
 
Раздел 2. Структура и основные проблемы философии

 
2.1
Учение о бытии /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.2
Свобода и ответственность в человеческой жизни. Человек в информационно-техническом мире /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.3
Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

/Пр/

Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.4
Сознание и познание /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.5
Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.6
Проблема человека в философии /Лек/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2

2
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.7
Аксиология: нормы, ценности и идеалы человечества /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.8
Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Техника и экология. Этические проблемы науки и техники /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.9
Будущее человечества и глобальные проблемы современности /Лек/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э5

2
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.10
Будущее человечества и глобальные проблемы современности /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-1 ОК-3 ОПК-1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

2. Философия Древнего мира.

3. Космоцентризм античной философии.

4. Философия Средневековья.

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Европейская философия XVII – XVIII вв. и философская классика конца XVIII – первой половины XIX вв.

7. Философия Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.

8. Философия Д. Локка.

9. Философия Д. Беркли.

10.Философия Д. Юма.

11.Русская философия.

12.Философские взгляды Ф.М. Достоевского.

13.Философские взгляды Л.Н. Толстого.

14.Философия всеединства В.С. Соловьева.

15.Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева.

16.Философия в современном мире (Западная философия ХIХ-ХХ вв).

17.Учение о бытии.

18.Категория бытия, ее смысл и значение, монистические и плюралистические концепции бытия.

19.Понятие материального и идеального.

20.Пространство и время.

21.Движение и развитие.

22.Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

23.Научные, философские и религиозные картины мира.

24.Виртуализация бытия в эпоху постмодерна.

25.Проблема человека в философии.

26.Человек в системе социальных связей и историческом процессе.

27.Поиски смысла жизни в философии.

28.Представления о совершенном человеке в различных культурах.

29.Человек в информационно-техническом мире.

30.Сознание и познание.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
31.Познание и творчество.

32.Вера и знание.

33.Проблема понимания и объяснения.

34.Рациональное и иррациональное в познании.

35.Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания.

36.Понятие истины, диалектика абсолютной и относительной истины.

37.Научное познание, его уровни, методы и формы. Критерии научности.

38.Познание как процесс. Субъект и объект познания.

39.Вера и знание, понимание и объяснение.

40.Практика и познание.

41.Философия истории.

42.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

43.Идеалы, их сущность и назначение в обществе.

45.Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.

46.Нормы, ценности и идеалы человечества.

47.Философия науки и техники.

48.Будущее человечества и его сценарии.

49. Формирование морального мышления будущего учителя в процессе изучения философии.

50. Роль философии в практико-ориентированной подготовке педагога.

Задание к зачету:

На основе прочитанных избранных текстов и фрагментов оригинальных произведений философов: Пифагора, Аристотеля, Диогена Лаэртского, Эпикура, И. Канта, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М.К. Мамардашвили (Хрестоматия по философии : учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 598 с. — (Бакалавр). — ISBN 978-5-9916-4656-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389073) сравнить и проанализировать разные позиции авторов по следующим вопросам:

1. Как я понимаю философию?

2. Быть философом - это судьба.

3. Предмет, специфика и структура философского знания.

4. Каково соотношение философии и науки?

5. Каковы основные функции философии?

6. Почему философия является составной частью духовной культуры и в чем это выражается?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1.

1.Мировоззрение: исторические формы мировоззрения.

2.Н. Бердяев (1874-1948) о человеке, его развитии и образовании.

Вариант 2.

1.Мировоззрение: особенности мифологического и религиозного мировоззрения.

2.С.Л. Франк (1877-1950) о человеке, его развитии и образовании.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кочеров, С. Н.
Философия: учебник для прикладного бакалавриата / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429051
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Вундт, В.М.
Введение в философию: учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08945-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433335
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Соколов, В. В.
Философия как история философии: учебное пособие / В. В. Соколов. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2017. — 864 c. — ISBN 978-5-8291-1713-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75318.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
Л2.3
Быданов, В. В.
Философия: (курс лекций) / В. В. Быданов, Е. Е. Вознякевич, В. М. Доброштан [и др.] ; под редакцией Г. М. Левина. — Санкт- Петербург : Петрополис, 2019. — 356 c. — ISBN 978-5-9676-0658-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84674.html
Санкт-Петербург : Петрополис, 2019
 
Л2.4
Аблеев, С.Р.
История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01520-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432827 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.5
Тюгашев, Е. А.
Философия: учебник для прикладного бакалавриата / Е. А. Тюгашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 252 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-9259-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434434
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.6
Чумаков, А. Н.
Хрестоматия по философии: учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 598 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4656-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389073
Москва : Издательство Юрайт, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Цифровая библиотека по философии. - URL: http://filosof.historic.ru/
 
Э2
Стэнфордская философская энциклопедия. - URL: http://www.philosophy.ru/ 
 
Э3
Библиотека философского факультета Московского государственного университета. - URL: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm
 
Э4
Фонд Мераба Мамардашвили. - URL: https://mamardashvili.com/
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные 

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.