2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Философия_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
127
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
127
127
127
127
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филос. наук, доцент, Асратян Норайр Мартинович _________________
 
 
Философия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и представлений, связанных с основами философии для формирования целостного научного мировоззрения и осознания значимости своей будущей профессии, понимания связи ее с другими видами знания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выработать понимание особенностей философского мышления, способность к критическому мышлению, освоению навыков обобщения, умению логично излагать, аргументировано отстаивать свою позицию и способности признавать правоту оппонента;
1.4
сформировать знания и представления о специфике философии, о содержании основных этапов развития мировой и отечественной философии в контексте общечеловеческого и росийского культурно-исторического процесса;
1.5
освоить современные знания о проблемах человеческого бытия и познания мира, о ценностях и идеалах культуры в условиях многообразия философских и научных школ и направлений;
1.6
овладеть навыками самостоятельного использования общенаучной методологии исследования проблем развития и функционирования общества, государства, социальных институтов и человеческой личности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Философия» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования (История, Обществознание).
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.2
Основы экологического мышления (экология природы, культуры и человека)
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Основы экологического мышления (экология природы, культуры и человека)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
 
Знать:
 
основные категории и понятия в области философии в аспекте формирования мировоззренческой позиции
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования мировоззренческой позиции
 
методологию науки в аспекте формирования  мировоззренческой позиции
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат философии для формирования  мировоззренческой позиции
 
анализировать основные характеристики ценностных качеств личности в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на мировоззренческую позицию
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе философских проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на мировоззренческую позицию
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по философии в аспекте формирования  мировоззренческой позиции
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования  мировоззренческой позиции
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе нравственных ценностей и качеств личности, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-5: способностью реализовывать педагогические навыки при преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
Знать:
 
основные понятия педагогических навыков при преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
основные понятия и закономерности при преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
способы реализации педагогических навыков при преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
 
Уметь:
 
выделять основные понятия и закономерности в области преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
выделять и характеризовать основные понятия и закономерности в области преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
определять и характеризовать понятия и закономерности в области преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных понятий и закономерностей в области  преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
навыками выделения и определения основных понятий и закономерностей в области  преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей)
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные категории и понятия в области философии в аспекте формирования  мировоззренческой позиции;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования  мировоззренческой позиции;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования  мировоззренческой позиции;
3.1.4
нравственные ценности и качества личности, необходимые для будущего дизайнера;
3.1.5
принципы мироустройства и место в нем человека,проблему взаимоотношения «мир-человек»;
3.1.6
систему основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества для осознания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.1.7
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат философии для формирования  мировоззренческой позиции;
3.2.2
анализировать основные индивидуально-типологические особенности личности в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе философских проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
критически мыслить,аргументировать, составлять публичную речь, вести диалог;
3.2.5
решать важные задачи в профессиональной деятельности;
3.2.6
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научного анализа теоретических источников по философии в аспекте формирования  мировоззренческой позиции;
3.3.2
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования  мировоззренческой позиции;
3.3.3
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе нравственных ценностей и качеств личности, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
3.3.4
навыками оперирования понятиями и анализа закономерностей в области философии, приемами и техниками их анализа для формирования мировоззренческой позиции;
3.3.5
методами оперирования понятиями и анализа закономерностей в области философии, приемами и техниками их анализа для формирования  мировоззренческой позиции;
3.3.6
способами анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности;
3.3.7
принципами исследования основных проблем человека, его бытия и познания для использования в профессиональной деятельности и формирования  мировоззренческой позиции
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в философию. История философии

 
1.1
Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э5

2
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
1.2
Структура философского знания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
1.3
Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

12
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
1.4
Философия Средневековья и эпохи Возрождения /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

12
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
1.5
Европейская философия ХVII-ХIХ вв. /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

12
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
1.6
Отечественная философия XIХ-XX вв. /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

11
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
1.7
Философия на рубеже XX и XXI вв. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм /Ср/
Л1.1Л2.3 Л2.4 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
 
Раздел 2. Структура и основные проблемы философии

 
2.1
Материя и движение. Пространство и время /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.2
Проблема человека в философии /Лек/
Л1.1Л2.5

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.3
Свобода и ответственность в человеческой жизни. Человек в информационно-техническом мире /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.4
Сознание и познание /Ср/
Л1.1Л2.5Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.5
Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности

/Пр/

Л1.1Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.6
Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.7
Ценностное в научном познании. Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
2.8
Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Техника и экология. Этические проблемы науки и техники /Ср/
Л1.1Л2.5 Л2.6Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.9
Будущее человечества и глобальные проблемы современности /Ср/
Л1.1Л2.5Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
2.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОК-1 ОПК-5
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

2. Философия Древнего мира.

3. Космоцентризм античной философии.

4. Философия Средневековья.

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Европейская философия XVII – XVIII вв. и философская классика конца XVIII – первой половины XIX вв.

7. Философия Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.

8. Философия Д. Локка.

9. Философия Д. Беркли.

10.Философия Д. Юма.

11.Русская философия.

12.Философские взгляды Ф.М. Достоевского.

13.Философские взгляды Л.Н. Толстого.

14.Философия всеединства В.С. Соловьева.

15.Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева.

16.Философия в современном мире (Западная философия ХIХ-ХХ вв).

17.Учение о бытии.

18.Категория бытия, ее смысл и значение, монистические и плюралистические концепции бытия.

19.Понятие материального и идеального.

20.Пространство и время.

21.Движение и развитие.

22.Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

23.Научные, философские и религиозные картины мира.

24.Виртуализация бытия в эпоху постмодерна.

25.Проблема человека в философии.

26.Человек в системе социальных связей и историческом процессе.

27.Поиски смысла жизни в философии.

28.Представления о совершенном человеке в различных культурах.

29.Человек в информационно-техническом мире.

30.Сознание и познание.

31.Познание и творчество.

32.Вера и знание.

33.Проблема понимания и объяснения.

34.Рациональное и иррациональное в познании.

35.Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания.

36.Понятие истины, диалектика абсолютной и относительной истины.

37.Научное познание, его уровни, методы и формы. Критерии научности.

38.Познание как процесс. Субъект и объект познания.

39.Вера и знание, понимание и объяснение.

40.Практика и познание.

41.Философия истории.

42.Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

43.Идеалы, их сущность и назначение в обществе.

 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
45.Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.

46.Нормы, ценности и идеалы человечества.

47.Философия науки и техники.

48.Будущее человечества и его сценарии.

49. Формирование морального мышления будущего дизайнера в процессе изучения философии.

50. Роль философии в практико-ориентированной подготовке дизайнера.

Задания к экзамену:

На основе прочитанных избранных текстов и фрагментов оригинальных произведений философов: Пифагора, Аристотеля, Диогена Лаэртского, Эпикура, И. Канта, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М.К. Мамардашвили (Хрестоматия по философии : учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 598 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-4656-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389073) сравнить и проанализировать разные позиции авторов по следующим вопросам:

1. Как я понимаю философию?

2. Быть философом - это судьба.

3. Предмет, специфика и структура философского знания.

4. Каково соотношение философии и науки?

5. Каковы основные функции философии?

6. Почему философия является составной частью духовной культуры и в чем это выражается?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Вариант 1.

1.Мировоззрение: исторические формы мировоззрения.

2.Н. Бердяев (1874-1948) о человеке, его развитии и образовании.

Вариант 2.

1.Мировоззрение: особенности мифологического и религиозного мировоззрения.

2.С.Л. Франк (1877-1950) о человеке, его развитии и образовании.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кочеров, С. Н.
Философия: учебник для прикладного бакалавриата / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429051
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Вундт, В.М.
Введение в философию: учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08945-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433335
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Соколов, В. В.
Философия как история философии: учебное пособие / В. В. Соколов. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2017. — 864 c. — ISBN 978-5-8291-1713-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75318.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
Л2.3
Быданов, В. В.
Философия: (курс лекций) / В. В. Быданов, Е. Е. Вознякевич, В. М. Доброштан [и др.] ; под редакцией Г. М. Левина. — Санкт- Петербург : Петрополис, 2019. — 356 c. — ISBN 978-5-9676-0658-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84674.html
Санкт-Петербург : Петрополис, 2019
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Аблеев, С.Р.
История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01520-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432827 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.5
Тюгашев, Е. А.
Философия: учебник для прикладного бакалавриата / Е. А. Тюгашев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 252 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-9259-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434434
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.6
Философия: методические указания к практическим работам по дисциплине «Философия» для обучающихся всех направлений подготовки, реализуемых НИУ МГСУЭ/ Сост. Е.Г. Кривых, Ю.С. Патронникова. - URL: http://www.iprbookshop.ru/60766.html - IPR BOOKS
Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хрестоматия по философии: в 2 ч. Часть 1: учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01634-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434555
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
Хрестоматия по философии: в 2 ч. Часть 2: учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.] ; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01636-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434556
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Цифровая библиотека по философии. - URL: http://filosof.historic.ru/
 
Э2
Стэнфордская философская энциклопедия. - URL: http://www.philosophy.ru/
 
Э3
Библиотека электронных ресурсов философского факультета Московского государственного университета. - URL: https://philos.msu.ru/publication-workerhttp://log.philos.msu.ru/library/library.htm
 
Э4
Фонд Мераба Мамардашвили. - URL: https://mamardashvili.com/ 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной 

 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в 

 
стр. 11
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.