2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Экономика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Несмеянова Е.И. _________________
 
 
Экономика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся теоретических основ экономических знаний в различных областях жизнедеятельности и приобретении навыков экономического мышления при решении задач профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование способности использовать базовые экономические знания в различных областях жизнедеятельности;
1.4
усвоение теоретико-методологических основ экономики, осмысление сути хозяйственных процессов, происходящих в современной российской экономике;
1.5
формирование экономического мышления и экономической культуры;
1.6
формирование способностей взаимодействовать с участниками экономических отношений, использовать финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом);
1.7
формирование способностей управления личными финансами (личным бюджетом) и финансового моделирования для достижения поставленных целей и привлечения кредитных ресурсов;
1.8
выработка навыков принятия экономических решений в различных областях жизнедеятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика. Практика  по воспитательной работе
2.1.2
Иностранный язык
2.1.3
Русский язык и культура речи
2.1.4
Производственная практика  по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биологические основы сельского хозяйства
2.2.2
Внеучебная деятельность по биологии
2.2.3
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
2.2.4
Технологии и средства цифрового обучения
2.2.5
Учебная практика. Практика  по основам сельского хозяйства
2.2.6
Физиология растений
2.2.7
Физиология ВНД
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Учебная практика по основам сельского хозяйства
2.2.11
Физиология ВНД
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1: Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
 
УК-9.2: Применяет методы личного экономического и финансового моделирования для достижения поставленных целей и привлечения кредитных ресурсов, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.1
основные экономические термины и понятия;
3.1.2
особенности малого предпринимательства и крупного капитала;
3.1.3
основные тенденции развития экономики, особенности их проявления на современном этапе;
3.1.4
актуальные глобальные проблемы, оказывающие все большее влияние на экономику, необходимые для успешной профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
производить расчеты по основным экономическим показателям;
3.2.2
анализировать экономическую ситуацию на основе статистических данных;
3.2.3
выявлять причины и следствия образования экономических кризисов;
3.2.4
применять полученные знания в области развития экономики в профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками определения перспектив экономического развития;
3.3.2
навыками анализа современного мирового хозяйства;
3.3.3
приемами экономической аргументации в ведении дискуссии;
3.3.4
современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
3.3.5
практическими навыками для использования полученных знаний в профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические вопросы  экономики

 
1.1
Ограниченность  экономических  ресурсов  и  порождаемые ею проблемы   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
1.2
Типология  ресурсов  в экономике России и  их  эффективное  использование /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
1.3
Типы  экономических  систем  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
1.4
Сущность  рыночной  экономической  системы  хозяйствования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
1.5
Традиционная, командная  и  смешанная экономические системы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
1.6
Закон  спроса  и  предложения  товаров  (услуг)   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
1.7
Действие  закона  спроса  и  предложения в рамках  региональной  экономики  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
1.8
Варианты  действия  закона спроса  и  предложения  в экономике  смешанного  типа.Написание реферата «Невидимая рука» рынка Адама Смит  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
 
Раздел 2. Прикладная  экономика 

 
2.1
Функции, причины  возникновения  и формы денег в экономике /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.2
История  возникновения  денежных  отношений.  Трансформация форм  денег в исторической  ретроспективе  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э5

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.3
Подготовка эссе. Натуральные формы денег  в истории  мира   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.4
Банковская  система  современной  России  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
2.5
Причины появления и виды  банков. Принципы  кредитования. Эволюция  банковской  системы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.6
Экономическая  природа  рынка  труда  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
2.7
Структура  заработной  платы  работника. Социальные  факторы  формирования  заработной  платы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.8
Роль профсоюзов на  рынке труда  России  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.9
Экономическая  основа  деятельности  фирмы. Предприниматель  и  процесс создания фирмы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-9.1
3
0
 
2.10
Условия  создания  успешного  бизнеса. Неравенство  доходов и его  последствия  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.11
Структура доходов и расходов семей. Влияние  инфляции  на семейную  экономику  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
2.12
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 УК-3.1 УК-3.2 УК-9.1 УК-9.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Что  изучает  экономика?

2.Назовите  основные  действующие лица хозяйственной  деятельности.

3.Какой  круг вопросов  изучает  экономическая  наука?

4.Как  вы  понимаете  безграничность  человеческих  потребностей  и  ограниченность  ресурсов?

5.В чём  состоит  ценность  выбираемых  благ?

6.Как  заинтересовать  людей   трудиться?

7.Полезна  ли  конкуренция  в рыночной  экономики?

8.Что  такое «невидимая рука рынка»?

9.Назовите  типы  экономических  систем  и  их  характеристики.

10.Чем  спрос  отличается  от  мечты?

11.Что  утверждает  первый  закон  экономики?

12.От чего  зависит  количество  товаров  на  рынке?

13.Зачем  предприниматели  занимаются  бизнесом?

14.В  чем заключается  закономерность  изменения  спроса  и  предложения?

15.От каких  факторов  зависит  спрос  и  предложение  на  товары?

16.Зачем  люди  придумали  деньги?

17.Что  может  быть  деньгами?

18.Перечислите   признаки  и  функции  денег  в  современной  экономике.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
19.В  чём  заключается   назначение  банков и  банковской  системы?

20.Почему  банки  главные  «создатели»  денег и  кредиторы  рынка?  

21.В  чём  заключается  функция  Центрального  банка страны?

22.От  каких  факторов  зависит  заработная  плата  работника?

23.От  чего  зависит  спрос  на  рынке труда и  как  он  влияет  на  цену  труда?

24.Перечислите  факторы формирования  предложения  на  рынке  труда.

25.Перечислите  элементы  структуры заработной  платы.

26.Перечислите  основные  причины  и виды  безработицы.

27.Перечислите  внутренние  и  внешние  ресурсы, необходимые для  создания  экономической  основы    фирмы.

28.Перечислите   уровни  роста  предпринимателя и  проблемы  перехода.

29.Перечислите  основные  элементы  структуры доходов  семьи. Какие  основные  статьи  доходов  семей  в  России.     

30.Как  инфляция  влияет  на  семейный  бюджет?

Задания к зачету:

1. Рассмотреть  бизнес-модель  создания  фирмы по девяти  основным  элементам  бизнеса.

2. Составьте структуру семейного бюджета.

3. Составьте структуру заработной платы работника.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

Темы рефератов

1. Представление о предмете экономики на разных этапах ее формирования.

2. Изменение реальной экономики и её развитие: особенности и взаимосвязь.

3. Формы и методы конкурентной борьбы на совершенных и несовершенных рынках.

4. Конкуренция и ее роль в современном хозяйственном механизме.

5. Монополизм и антимонопольное регулирование в рыночной экономике.

6. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений.

7. Семейный бюджет, источники его формирования.

8. Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности: сравнительный анализ.

9. Показатели эластичности и их применение при анализе и прогнозировании рыночных процессов.

10. Экономическая теория предпринимательства.

11. Предпринимательство по законам России.

12. Современные формы организации бизнеса: сущность, преимущества, недостатки.

13. Акционерная форма хозяйствования и ее роль в условиях перехода к рыночной экономике.

14. Малый бизнес в рыночной экономике: значение, проблемы, перспективы.

15.Частная собственность. Ее преимущества и недостатки. Тенденции и перспективы развития в России.

16. Интеллектуальная собственность. Проблема «утечки мозгов».

17. Аренда как форма хозяйствования – мировой опыт и перспективы развития в России.

18.Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах.

19.Приватизация: сущность, механизм осуществления, противоречия, мировой опыт.

20.Рынок труда в России: современное состояние и перспективы.

21. Безработица как элемент современного рынка труда.

22.Проблемы распределения доходов и социальной защищенности в условиях рыночной экономики.

23.Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия, механизм регулирования.

24. Взаимосвязь безработицы и инфляции: кейнсианская и монетаристская трактовка.

25.Цикличность-закономерность экономического развития.

26. Теория длинных волн в экономике (Н.Д. Кондратьев, И. Шумпетер).

27. Экономический рост: факторы, типы, основные модели.

28. Экономический рост и экологические проблемы.

29. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.

30. Экономическая теория общественного благосостояния.

31. Коммерция как форма хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

32. Формирование рынка недвижимости в России.

33. Теория денег и законы денежного обращения.

34.Денежная политика и ее эффективность: кейнсианская и монетаристская трактовка.

35. Инфляционные процессы в России: причины, характеристика, пути преодоления.

36 .Финансовая система как элемент рыночной инфраструктуры.

37.Денежно-кредитная политика Центрального банка России на современном этапе.

38.Проблемы функционирования коммерческих банков России.

39. Надежность и стабильность банковской системы и роль Центрального банка.

40.Небанковские финансовые институты, их место и роль в рыночной экономике. (Страховые компании, пенсионные фонды, взаимные фонды и пр.).

41. Финансовые рынки, ценные бумаги и фондовая биржа.

42. Фискальная политика государства и ее эффективность.

43.Налоговая система России: сущность, характеристика, проблемы.

44.Биржа как инструмент рынка. Развитие отечественной биржевой торговли.

45. Свободные экономические зоны: сущность, возможности.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
46. Проблемы открытости национальной экономики и интеграционных процессов в мировой экономике.

47. Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.

48. Эволюция международной валютной системы.

49.Транснациональный капитал и механизм его функционирования.

50. Международные валютные рынки и валютное регулирование. Международный валютный фонд (МВФ).

51. Развитие общества и основные подходы к его периодизации.

52.Современное постиндустриальное общество и парадоксы постиндустриальной экономики.

53. Социально-экономическое содержание переходного периода в России.

54. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности в России.

55. Теория сравнительных преимуществ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Борисов, Е. Ф.
Экономика: Учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-5036-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431115
Москва : Издательство Юрайт , 2019
 
Л1.2
Айзман, Р.И.
Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11943-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476426
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сидорович, А. В.
Национальная экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 485 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03278-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433928
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Солодкая, Н.В.
Теория и методика развития основ финансовой грамотности подростков в образовательном процессе: учебное пособие для вузов / Н. В. Солодкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 104 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14097-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467782
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Софина, Т.Н.
Экономика: практикум / Т. Н. Софина. — Электрон. текстовые данные. — Москва : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. — 106 c. — 978-5-00094-156-0. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47265.html
Москва : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Проект Института "Экономическая Школа". Economicus.Ru - экономический портал. - URL: Economicus.Ru
 
Э4
Министерство финансов РФ. Данные о федеральном, региональном, консолидированном бюджетах (план и кассовое исполнение), внутреннем и внешнем долге, платежном балансе РФ. - URL: www.minfin.ru
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Э5
Центральный банк РФ. Данные об объеме и структуре денежной массы и денежной базы; процентные ставки по различным финансовым инструментам, ставка рефинансирования ЦБ РФ, количество коммерческих банков, нормативы обязательных резервов, международные резервы ЦБ РФ, платежный баланс, внешний долг РФ. - URL: www.cbr.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на  зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.