Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету
1.Что изучает экономика?
2.Назовите основные действующие лица хозяйственной деятельности.
3.Какой круг вопросов изучает экономическая наука?
4.Как вы понимаете безграничность человеческих потребностей и ограниченность ресурсов?
5.В чём состоит ценность выбираемых благ?
6.Как заинтересовать людей трудиться?
7.Полезна ли конкуренция в рыночной экономики?
8.Что такое «невидимая рука рынка»?
9.Назовите типы экономических систем и их характеристики.
10.Чем спрос отличается от мечты?
11.Что утверждает первый закон экономики?
12.От чего зависит количество товаров на рынке?
13.Зачем предприниматели занимаются бизнесом?
14.В чем заключается закономерность изменения спроса и предложения?
15.От каких факторов зависит спрос и предложение на товары?
16.Зачем люди придумали деньги?
17.Что может быть деньгами?
18.Перечислите признаки и функции денег в современной экономике.
20.Почему банки главные «создатели» денег и кредиторы рынка?
21.В чём заключается функция Центрального банка страны?
22.От каких факторов зависит заработная плата работника?
23.От чего зависит спрос на рынке труда и как он влияет на цену труда?
24.Перечислите факторы формирования предложения на рынке труда.
25.Перечислите элементы структуры заработной платы.
26.Перечислите основные причины и виды безработицы.
27.Перечислите внутренние и внешние ресурсы, необходимые для создания экономической основы фирмы.
28.Перечислите уровни роста предпринимателя и проблемы перехода.
29.Перечислите основные элементы структуры доходов семьи. Какие основные статьи доходов семей в России.
30.Как инфляция влияет на семейный бюджет?
Задания к зачету:
1. Рассмотреть бизнес-модель создания фирмы по девяти основным элементам бизнеса.
2. Составьте структуру семейного бюджета.
3. Составьте структуру заработной платы работника.
Тематика рефератов
Темы рефератов
1. Представление о предмете экономики на разных этапах ее формирования.
2. Изменение реальной экономики и её развитие: особенности и взаимосвязь.
3. Формы и методы конкурентной борьбы на совершенных и несовершенных рынках.
4. Конкуренция и ее роль в современном хозяйственном механизме.
5. Монополизм и антимонопольное регулирование в рыночной экономике.
6. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений.
7. Семейный бюджет, источники его формирования.
8. Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности: сравнительный анализ.
9. Показатели эластичности и их применение при анализе и прогнозировании рыночных процессов.
10. Экономическая теория предпринимательства.
11. Предпринимательство по законам России.
12. Современные формы организации бизнеса: сущность, преимущества, недостатки.
13. Акционерная форма хозяйствования и ее роль в условиях перехода к рыночной экономике.
14. Малый бизнес в рыночной экономике: значение, проблемы, перспективы.
15.Частная собственность. Ее преимущества и недостатки. Тенденции и перспективы развития в России.
16. Интеллектуальная собственность. Проблема «утечки мозгов».
17. Аренда как форма хозяйствования – мировой опыт и перспективы развития в России.
18.Государственная и муниципальная формы собственности в экономических системах.
19.Приватизация: сущность, механизм осуществления, противоречия, мировой опыт.
20.Рынок труда в России: современное состояние и перспективы.
21. Безработица как элемент современного рынка труда.
22.Проблемы распределения доходов и социальной защищенности в условиях рыночной экономики.
23.Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия, механизм регулирования.
24. Взаимосвязь безработицы и инфляции: кейнсианская и монетаристская трактовка.
25.Цикличность-закономерность экономического развития.
26. Теория длинных волн в экономике (Н.Д. Кондратьев, И. Шумпетер).
27. Экономический рост: факторы, типы, основные модели.
28. Экономический рост и экологические проблемы.
29. Информационная экономика и становление нового типа экономического роста.
30. Экономическая теория общественного благосостояния.
31. Коммерция как форма хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
32. Формирование рынка недвижимости в России.
33. Теория денег и законы денежного обращения.
34.Денежная политика и ее эффективность: кейнсианская и монетаристская трактовка.
35. Инфляционные процессы в России: причины, характеристика, пути преодоления.
36 .Финансовая система как элемент рыночной инфраструктуры.
37.Денежно-кредитная политика Центрального банка России на современном этапе.
38.Проблемы функционирования коммерческих банков России.
39. Надежность и стабильность банковской системы и роль Центрального банка.
40.Небанковские финансовые институты, их место и роль в рыночной экономике. (Страховые компании, пенсионные фонды, взаимные фонды и пр.).
41. Финансовые рынки, ценные бумаги и фондовая биржа.
42. Фискальная политика государства и ее эффективность.
43.Налоговая система России: сущность, характеристика, проблемы.
44.Биржа как инструмент рынка. Развитие отечественной биржевой торговли.
45. Свободные экономические зоны: сущность, возможности.
47. Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.
48. Эволюция международной валютной системы.
49.Транснациональный капитал и механизм его функционирования.
50. Международные валютные рынки и валютное регулирование. Международный валютный фонд (МВФ).
51. Развитие общества и основные подходы к его периодизации.
52.Современное постиндустриальное общество и парадоксы постиндустриальной экономики.
53. Социально-экономическое содержание переходного периода в России.
54. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности в России.
55. Теория сравнительных преимуществ.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий,
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.