2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.п.н., доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – формирование систематизированных знаний и умений в области методики обучения экономической и социальной географии как научной основы профессиональной подготовки и готовности использовать их в процессе обучения географии в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоение цели, содержания и технологии изучения экономической и социальной географии в школе для реализации образовательных программ по географии в соответствии с требованиями образовательных стандартов в основной и средней школе;
1.4
углубление и закрепление теоретических и прикладных вопросов методики обучения географии;
1.5
совершенствование умений проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по географии с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.6
освоение умений, необходимых для изучения ключевых вопросов содержания школьных курсов экономической и социальной географии с использованием возможностей образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
1.7
совершенствование умений применять предметные знания для проектирования учебной и воспитательной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методика обучения биологии
2.1.3
Методический практикум
2.1.4
Микробиология с основами вирусологии
2.1.5
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.6
Общая экономическая и социальная география
2.1.7
Производственная педагогическая практика
2.1.8
Теория и методика обучения географии
2.1.9
Физиология человека и животных
2.1.10
Физическая география России
2.1.11
Анатомия и морфология человека
2.1.12
Ландшафтоведение
2.1.13
Общее землеведение
2.1.14
Основы вожатской деятельности
2.1.15
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.16
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.17
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.18
Физическая география материков и океанов
2.1.19
Географические информационные системы
2.1.20
Гистология с основами эмбриологии
2.1.21
Зоология позвоночных
2.1.22
Психология воспитательных практик
2.1.23
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.24
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.25
Физиология растений
2.1.26
Анатомия и морфология растений
2.1.27
Геология
2.1.28
Зоология беспозвоночных
2.1.29
Картография с основами топографии
2.1.30
Систематика растений и грибов
2.1.31
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.32
Цитология
2.1.33
Биотехнологии
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.34
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методы биометрии
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Этногеография и география религий
2.2.5
2.2.6
2.2.7
География населения
2.2.8
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
ФГОС, примерные программы по географии, предметные результаты обучения географии, систему знаний в области  экономической и социальной географии России и мира, способы проектирования учебных занятий и воспитательной деятельности, методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой предмета "География"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать содержание основных понятий, объяснять причинно-следственные связи и закономерности экономико-географических процессов и явлений, осуществлять отбор содержания при планировании учебных занятий, разрабатывать различные формы учебных занятий и внеурочных мероприятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами формирования экономико-географических знаний и умений, причинно-следственных связей и закономерностей процессов и явлений  при реализации образовательных программ по географии в соответствии с требованиями образовательных стандартов, навыками применения предметных знаний для планирования и проведения учебных и внеурочных занятий, способами оказания консультативной помощи родителям по вопросам воспитания. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Структура и содержание  школьного географического образования. 

 
1.1
Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.2
Основные проблемы экономической географии и степень их отражения в школьном курсе географии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.3
УМК по географии  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Раздел 2. Основные системы знаний в содержании школьных курсов экономической и социальной географии.

 
2.1
Основные системы знаний в содержании школьной географии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.2
Роль знаний, состав, развитие от класса к классу.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.3
Воспитательный потенциал курса /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7

14
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 3. Формирование основных систем знаний в содержании школьных курсов экономической и социальной географии. 

 
3.1
Формы и методы  изучения ключевых вопросов экономической и социальной географии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.2
Формирование знаний об экономико-географическом положении  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.3
Изучение темы "География  природных ресурсов России и мира" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.4
формирование знаний о населении России и мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.5
формирование ключевых понятий о хозяйстве России и мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.6
формирование знаний о промышленности России и мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.7
формирование знаний о сельском хозяйстве России и мира  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.8
Изучение транспорта России и мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.9
Изучение международных экономических отношений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.10
Особенности изучения экономических районов России и регионов мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

15
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.11
Особенности изучения стран  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

15
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.12
Внеурочная работа по курсу /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.13
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-2.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Цели обучения и структура курса географии России (раздел «Население и хозяйство»).

2. Планируемые результаты курса.

3. Формы и методы обучения.

4. УМК по курсу.

5. Практические работы по курсу "География России".

6. Раскрыть план изучения экономико-географического положения страны.

7. Раскрыть технологию изучения природных ресурсов России.

8. Раскрыть технологию изучения населения России.

9. Раскрыть технологию изучения МПК России на примере одного комплекса России.

10. Раскрыть технологию изучения АПК России.

11. Раскрыть технологию изучения факторов размещения отраслей хозяйства.

12. Раскрыть технологию изучения внешних экономических связей России.

13. Раскрыть технологию изучения экономических районов России на примере одного района.

14. Раскрыть приемы изучения населения и хозяйства РТ.

15. Цели и структура курса экономической и социальной географии мира.

16. Планируемые результаты курса.

17. Формы и методы обучения.

18. УМК по курсу.

19. Практические работы по курсу "География мира".

20. Раскрыть приемы изучения политического устройства мира.

21. Раскрыть технологию изучения мировых природных ресурсов.

22. Раскрыть технологию изучения населения мира.

23. Раскрыть технологию изучения структуры мирового хозяйства.

24. Раскрыть технологию изучения отраслей промышленности мира на примере одной отрасли.

25. Раскрыть технологию изучения сельского хозяйства мира.

26. Раскрыть технологию изучения транспорта мира.

27. Раскрыть технологию изучения регионов мира по типовому плану.

28. Раскрыть технологию изучения стран по типовому плану.

29. Раскрыть технологию изучения вопросов географического ресурсоведения и геоэкологии.

30. Раскрыть технологию изучения глобальных проблем человечества.

Задание: разработка и демонстрация фрагмента урока по курсу «География мира».

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Методика изучения ЭГП страны в курсе экономической географии

2. Формирование системы знаний о населении России в школьных курсах географии

3. Формирование знаний политической карте мира в школьных курсах географии.

4. Методика изучения экономического района  России (на примере одного экономического района)..

5. Изучение субрегионов зарубежной Европы (на примере одного субрегиона).

6. Изучение отраслей хозяйства Африки (на примере одной отрасли)..

7. Изучение субрегионов Зарубежной Азии (на примере одного субрегиона).

8. Изучение стран (на примере одной страны).

9. Развитие знаний о стране в 7-10 классах.

10. Самостоятельная учащихся в курсе «География мира».

11. Развитие знаний о стране в 7-10 классах.

12. Вклад В.П. Максаковского в развитие школьной географии и методики  ее обучения.

13. Вклад Н.Н.Баранского в развитие школьной географии и методики  ее обучения.

14. Этнокультурный компонент в обучении экономической и социальной географии.

15.Преподавание географии в зарубежной школе

16. Использование логических опорных конспектов в обучении экономической и социальной географии

17. Системно-деятельностный подход в обучении в обучении экономической и социальной географии

18. Работа с контурными картами в обучении экономической и социальной географии.

19. Работа с атласом в обучении экономической и социальной географии.

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
20. Региональный подход в обучении экономической и социальной географии.

21. Технология модульного обучения в школьных курсах экономической и социальной географии.

22. Проектная деятельность в обучении экономической и социальной географии.

23. Методика изучения транспорта мира.

24. Применение технологии коммуникативной деятельности в обучении экономической и социальной географии.

25. Технология сотрудничества в обучении экономической и социальной географии.

26. Использование сингапурской методики в обучении экономической и социальной географии.

27. Организация групповых форм работы в обучении экономической и социальной географии.

28. Деловые игры в обучении экономической и социальной географии.

29.Осуществление дифференцированного подхода в ходе организации проверки знаний и умений учащихся в обучении экономической и социальной географии.

30. Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Финаров, Д. П
Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студ. вузов /Д. П. Финаров. – М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с. : ил. – (Высшая школа)
М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Душина, И. В.
Практикум по методике обучения географии : : учебное пособие / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова ; под редакцией Е. А. Таможняя. — Москва : Прометей, 2013. — 164 c. — ISBN 978-5-7042-2402-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18602.html 
Москва : Прометей, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:http://минобрнауки.рф/
 
Э2
Российское образование. - URL:http://www.edu.ru
 
Э3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: https://festival.1september.ru/mathematics/
 
Э4
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». - URL: https://infourok.ru/
 
Э5
Методическая лаборатория географии. - URL: http://www.geoclass.ru
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-413 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, 

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работыобучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.