Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э2 Э6 Э7
Э1 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы и задания к зачету
1. Цели обучения и структура курса географии России (раздел «Население и хозяйство»).
2. Планируемые результаты курса.
3. Формы и методы обучения.
4. УМК по курсу.
5. Практические работы по курсу "География России".
6. Раскрыть план изучения экономико-географического положения страны.
7. Раскрыть технологию изучения природных ресурсов России.
8. Раскрыть технологию изучения населения России.
9. Раскрыть технологию изучения МПК России на примере одного комплекса России.
10. Раскрыть технологию изучения АПК России.
11. Раскрыть технологию изучения факторов размещения отраслей хозяйства.
12. Раскрыть технологию изучения внешних экономических связей России.
13. Раскрыть технологию изучения экономических районов России на примере одного района.
14. Раскрыть приемы изучения населения и хозяйства РТ.
15. Цели и структура курса экономической и социальной географии мира.
16. Планируемые результаты курса.
17. Формы и методы обучения.
18. УМК по курсу.
19. Практические работы по курсу "География мира".
20. Раскрыть приемы изучения политического устройства мира.
21. Раскрыть технологию изучения мировых природных ресурсов.
22. Раскрыть технологию изучения населения мира.
23. Раскрыть технологию изучения структуры мирового хозяйства.
24. Раскрыть технологию изучения отраслей промышленности мира на примере одной отрасли.
25. Раскрыть технологию изучения сельского хозяйства мира.
26. Раскрыть технологию изучения транспорта мира.
27. Раскрыть технологию изучения регионов мира по типовому плану.
28. Раскрыть технологию изучения стран по типовому плану.
29. Раскрыть технологию изучения вопросов географического ресурсоведения и геоэкологии.
30. Раскрыть технологию изучения глобальных проблем человечества.
Задание: разработка и демонстрация фрагмента урока по курсу «География мира».
Темы рефератов
1. Методика изучения ЭГП страны в курсе экономической географии
2. Формирование системы знаний о населении России в школьных курсах географии
3. Формирование знаний политической карте мира в школьных курсах географии.
4. Методика изучения экономического района России (на примере одного экономического района)..
5. Изучение субрегионов зарубежной Европы (на примере одного субрегиона).
6. Изучение отраслей хозяйства Африки (на примере одной отрасли)..
7. Изучение субрегионов Зарубежной Азии (на примере одного субрегиона).
8. Изучение стран (на примере одной страны).
9. Развитие знаний о стране в 7-10 классах.
10. Самостоятельная учащихся в курсе «География мира».
11. Развитие знаний о стране в 7-10 классах.
12. Вклад В.П. Максаковского в развитие школьной географии и методики ее обучения.
13. Вклад Н.Н.Баранского в развитие школьной географии и методики ее обучения.
14. Этнокультурный компонент в обучении экономической и социальной географии.
15.Преподавание географии в зарубежной школе
16. Использование логических опорных конспектов в обучении экономической и социальной географии
17. Системно-деятельностный подход в обучении в обучении экономической и социальной географии
18. Работа с контурными картами в обучении экономической и социальной географии.
19. Работа с атласом в обучении экономической и социальной географии.
21. Технология модульного обучения в школьных курсах экономической и социальной географии.
22. Проектная деятельность в обучении экономической и социальной географии.
23. Методика изучения транспорта мира.
24. Применение технологии коммуникативной деятельности в обучении экономической и социальной географии.
25. Технология сотрудничества в обучении экономической и социальной географии.
26. Использование сингапурской методики в обучении экономической и социальной географии.
27. Организация групповых форм работы в обучении экономической и социальной географии.
28. Деловые игры в обучении экономической и социальной географии.
29.Осуществление дифференцированного подхода в ходе организации проверки знаний и умений учащихся в обучении экономической и социальной географии.
30. Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой,
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работыобучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.