2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Экономическая и социальная география мира_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономическая и социальная география мира
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 5 зачет 5
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
277
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
277
277
277
277
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
324
324
324
324
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат педагогических наук, доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Экономическая и социальная география мира
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование систематизированных знаний в области  экономической и социальной географии мира с учетом логических и содержательно-методических связей в предметной области «География» в общеобразовательной школе, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе полученных знаний и умений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о принципах выделения регионов и субрегионов, о классификациях и типологиях зарубежных стран;
1.4
анализ природно-ресурсного потенциала, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, внешних экономических связей зарубежных стран;
1.5
сформировать умение составления экономико-географической характеристики регионов;
1.6
освоение сравнительного и типологического метода при изучении зарубежных стран и регионов;
1.7
ориентирование в общегеографических проблемах, связанных со взаимодействием общества и природы;
1.8
выявление актуальных политических, социально-экономических, этнических, межконфессиональных, экологических проблем регионов и отдельных стран зарубежного мира;
1.9
обучение приемам работы с социально-экономическими картами мира;
1.10
освоение приемов и средств формирования системы экономико-географических знаний и умений при реализации образовательных программ по географии в школе, в том числе с использованием цифровых ресурсов;
1.11
освоение приемов осуществления сбора и поиска информации, анализа источников информации с целью выявления противоречий и поиска достоверных суждений и принятия собственного решения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биогеография
2.1.2
Методический практикум
2.1.3
Микробиология с основами вирусологии
2.1.4
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.1.5
Общая экономическая и социальная география
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Теория и методика обучения географии
2.1.8
Физиология человека и животных
2.1.9
Физическая география России
2.1.10
Анатомия и морфология человека
2.1.11
Ландшафтоведение
2.1.12
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.13
Методы математической обработки данных
2.1.14
Общее землеведение
2.1.15
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.16
Физическая география материков и океанов
2.1.17
Географические информационные системы
2.1.18
Гистология с основами эмбриологии
2.1.19
Зоология позвоночных
2.1.20
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.21
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.22
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.23
Физиология растений
2.1.24
Философия  
2.1.25
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.26
Анатомия и морфология растений
2.1.27
Введение в профессию
2.1.28
Геология
2.1.29
Зоология беспозвоночных
2.1.30
Картография с основами топографии
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.31
Систематика растений и грибов
2.1.32
Технологии цифрового образования
2.1.33
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.34
Цитология
2.1.35
Биотехнологии
2.1.36
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методы биометрии
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Этногеография и география религий
2.2.5
География населения
2.2.6
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
источники географической информации; способы поиска информации; особенности системного и критического мышления; основные экономико-географические понятия и термины, особенности географического положения регионов и стран мира, особенности природно-ресурсного потенциала и населения мира, закономерности размещения важнейших отраслей и межотраслевых комплексов хозяйства, факторы размещения предприятий различных отраслей хозяйства, особенности отраслевой структуры и территориальной организации хозяйства мира и его отдельных регионов, современные проблемы ресурсного природопользования  и охраны окружающей среды, содержание школьного курса экономической и социальной географии мира, цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать источники информации, адекватные поставленным задачам по географии; анализировать научную литературу, статистический материал, социально-экономические карты мира; осуществлять поиск, критический анализ и синтез географической информации; логически мыслить, рассуждать, формировать свою мировоззренческую позицию; планировать учебно-исследовательскую деятельность; раскрывать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства мира и регионов, объяснять закономерности размещения населения и хозяйства, используя карты, статистический материал и цифровые ресурсы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками формирования собственного суждения и оценки информации, принятия собственного решения;  навыками систематизации географической информации; навыками демонстрации научных знаний в ходе педагогической  деятельности с использованием цифровых ресурсов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические подходы к регионализации мира

 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.1
Теоретические подходы и практика регионализации мира /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
1.2
Границы регионов зарубежного мира. Деление на субрегионы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э11 Э12

10
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
1.3
Теоретические подходы к регионализации мира   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 2. Зарубежная Европа

 
2.1
Политико- и экономико-географическое положение. Политическая карта. Деление на субрегионы  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э6 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
2.2
Население Зарубежной Европы.Межнациональные и межрегиональные противоречия и конфликты в ряде стран региона.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
2.3
Хозяйство Зарубежной Европы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6 Э8 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
2.4
Хозяйство Зарубежной Европы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
2.5
Характеристика стран Западной Европы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
2.6
Внешняя торговля стран Западной Европы – важнейшая форма внешних экономических связей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6 Э8 Э10 Э11 Э12

13
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 3. Зарубежная Азия

 
3.1
Уровень экономического и социального развития и структуры хозяйства стран субрегиона. Роль интеграции в рамках АТР. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.2
Политико- и экономикогеографическая характеристика Зарубежной Азии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.3
Характеристика стран Зарубежной Азии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э6 Э7 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
3.4
Зарубежная Азия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 4. Африка

 
4.1
Политико- и экономикогеографическое положение. Политическая карта. Деление на субрегионы  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
4.2
Население Африки.Межнациональные и межрегиональные противоречия и конфликты в ряде стран региона. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э11 Э12

14
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
4.3
Экономикогеографическая характеристика стран Африки  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.4
Африка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 5. Северная Америка

 
5.1
Географическое положение. Политико- и экономикогеографическое положение США  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.2
Особенности формирования территориальной структуры хозяйства Канады.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.3
Общая характеристика США. Население США /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.4
Отраслевая структура хозяйства США /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.5
Северная Америка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 6. Латинская Америка

 
6.1
Политико- и экономикогеографическое положение. Географические, культурные, исторические, социально-экономические и политические основания выделения латиноамериканского региона /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э6 Э8 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
6.2
Население стран Латинской Америки /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э10 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
6.3
Главные черты территориальной структуры хозяйства /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э11 Э12

2
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
6.4
Характеристика стран Латинской Америки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
6.5
Латинская Америка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э8 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 7. Австралия и Океания

 
7.1
Главные черты территориальной структуры хозяйства /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э8 Э11 Э12

4
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
7.2
Общая характеристика Австралии и Океании /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
7.3
Австралия и Океания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э10 Э11 Э12

20
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
7.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э11 Э12

13
УК-1.1 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.      Политическая карта мира: определение понятия, этапы формирования, современное состояние.

2.      Типология стран мира по уровню социально-экономического развития.

3. Регионализация мира.

4. Политическая карта Зарубежной Европы.

5. Место Зарубежной Европы в мировом населении, экономике и политике.

6. Экономико-географическое положение, границы Зарубежной Европы.

7. Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

8. Население Зарубежной Европы: этнический состав, демографическая ситуация, миграции населения, основные религии, уровень урбанизации.

9. Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы.

10. Промышленность Зарубежной Европы.

11. Характеристика одной из отраслей специализации промышленности по типовому плану.

12. Сельское хозяйство Зарубежной Европы: три главных типа.

13. Транспорт Зарубежной Европы.

14. Географический рисунок населения и хозяйства Зарубежной Европы.

15. Субрегионы Зарубежной Европы, их краткая характеристика.

16. Внешние экономические связи Зарубежной Европы.

17. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Европы по типовому плану.

18. Политическая карта Зарубежной Азии.

19. Место Зарубежной Азии в мировом населении, экономике и политике.

20. Раскрыть особенности экономико-географического положения и границ Зарубежной Азии.

21. Используя карты атласа, раскрыть особенности природно-ресурсного потенциала Зарубежной Азии.

22. Характеристика населения Зарубежной Азии: этнический состав, демографическая ситуация, миграции населения, основные религии, уровень урбанизации.

23. Общая характеристика хозяйства Зарубежной Азии.

24. Промышленность Зарубежной Азии.

25. Сельское хозяйство Зарубежной Азии: три главных типа.

26. Транспорт Зарубежной Азии.

27. Географический рисунок населения и хозяйства Зарубежной Азии.

28. Субрегионы Зарубежной Азии, их краткая характеристика.

29. Внешние экономические связи Зарубежной Азии.

30. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Азии по типовому плану.

Задание: разработать инструкцию и критерии оценки практической работы  по одной из тем курса «География мира» (10 класс),  с указанием ресурсов для учителя и учащихся.

Вопросы к и задания экзамену 10 семестр

1.Политическая карта Северной Америки.Место региона в мировом населении, экономике и политике.

2.Экономико-географическое положение, границы Северной Америки.

3.Природно-ресурсный потенциал Северной Америки.

4.Население Северной Америки.

5.Общая характеристика хозяйства Северной Америки.

6.Промышленность Северной Америки.

7.Сельское хозяйство Северной Америки.

8.Транспорт Северной Америки.

9.Внешние экономические связи Северной Америки.

10.Социально-экономическая характеристика одной из стран Северной Америки по типовому плану.

11.История формирования политической карты Латинской Америки. Современный политико-географический облик региона.

12.Характеристика природных ресурсов Латинской Америки. Характер природопользования в регионе.

13.Население Латинской Америки: исторические и современные особенности демографической ситуации. Особенности урбанизации в Латинской Америке.

14.География промышленности Латинской Америки. Роль стран Латинской Америки в международном разделении труда.

15.Сельское хозяйство Латинской Америки.

16.Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки (по выбору)

17.Экономико-географическая характеристика стран Африки (по выбору).

18.Природно-ресурсный потенциал Африки и его влияние на социально-экономическое развитие стран региона.

19.Агроклиматические ресурсы Африки. Основные типы сельского хозяйства в регионе.

20.Демографическая характеристика населения Африки. Особенности размещения населения.

21.Особенности территориальной структуры хозяйства стран Африки. Общая характеристика промышленности континента.

22.Горнодобывающая промышленность Африки. География внешней торговли основными видами минерального сырья.

23.Природно-ресурсный потенциал Австралии.

24.Основные закономерности размещения населения Австралии: исторические и природные предпосылки. Роль 

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
иммиграции в формировании этнического состава населения страны.

25.Общая характеристика хозяйства Австралии. Место страны в международном географическом разделении труда.

26. Промышленность Австралии.

27. Сельскохозяйственные районы Австралии. Территориальная структура хозяйства.

28. Внешние экономические связи Австралии.

29. Экономико-географическая характеристика Океании.

30. Глобальные проблемы человечества.

Задание: разработать план урока по одной из тем школьной географии «География мира», используя различные  приемы формирования знаний о населении и хозяйстве регионов и стран мира  в соответствии с требованиями образовательных стандартов с указанием ресурсов для учителя и учащихся. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов 9 семестр

1. Европейский союз – крупнейшая интеграционная группировка мира.

2. Научные парки и технополисы Западной Европы.

3. Проблемы природопользования в странах зарубежной Европы.

4. Западная Европа – один из важнейших районов мировой экономики, политики и культуры в течение многих веков.

5. Западная Европа – самый важный центр финансовых операций в мире.

6. Высокоразвитая транспортная сеть субрегиона Западной Европы.

7. Внешняя торговля стран Западной Европы – важнейшая форма внешних экономических связей.

8. Сырьевая проблема и его географический аспект.

9. Международное разделение труда: новые формы в эпоху НТР.

10. Влияние научно-технического прогресса на размещение производительных сил.

11. Географические особенности развития непроизводственной сферы в мире.

12. Неблагоприятная демографическая ситуация во Франции и демографическая политика государства.

13. Место Франции в европейской экономической интеграции.

14. Крупнейшие городские агломерации Великобритании.

15. Добывающая и обрабатывающая промышленность Швеции: история и современное

состояние.

16. Внешнеторговые связи Финляндии: структура экспорта и основные торговые

партнеры.

17. Юг Италии: проблема преодоления отсталости.

18. Социально-экономическое развитие Испании: проблема сепаратизма.

19. Угольная промышленность Польши: история и современное состояние.

20. Городское и сельское население Чехии.

22. Туристско-рекреационные районы Болгарии.

23. Типы воспроизводства населения в Зарубежной Азии.

24. «Новые индустриальные страны» Зарубежной Азии.

25. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в Зарубежной Азии.

26.  Современные геополитические конфликты в субрегионах Зарубежной Азии.

27. Топливно-энергетическая база Китая.

28. Япония в мировом хозяйстве

29. Японские технополисы.

30. Городское и сельское население Индонезии.

31. «Коридоры роста» и промышленные новостройки Индии.

32. Городское население и крупнейшие города Пакистана.

33. Государственный строй Непала.

34. Нефтяные месторождения-гиганты в Саудовской Аравии.

35. Численность и воспроизводство населения в Иране.

36. Религиозный состав населения Ирака.

37. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии.

38. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии.

39. Высокотехнологичные отрасли Тайваня.

40. Воссоединение Гонконга с КНР: социальные и экономические последствия.

Контрольная  работа  10 семестр

Тема: Латинская Америка.

1. Дайте оценку природных условий и ресурсов Латинской Америки.

2. Раскройте особенности размещения населения.

3. Перечислите  города – «миллионеры».

4. Выполните анализ общей характеристики хозяйства латиноамериканских стран и выделите особенности их современного хозяйства.

5. Выполните анализ внешних экономических связей стран Латинской Америки. Покажите товарную структуру экспорта и импорта стран Латинской Америки.

Тема: Австралия и Океания

Дайте оценку экономико-географического положения Океании.

1. Каковы особенности природных условий Австралии и Океании?

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2. Составьте схему природных ресурсов Австралии. Каково влияние природных ресурсов на хозяйственный комплекс Австралии?

3. Выделите характерные особенности населения Австралии.

4.Выполните анализ отраслевой структуры хозяйства Австралии и определите: а) районы размещения горнодобывающей промышленности; б) центры черной и цветной металлургии;  в) центры машиностроения и металлообработки; г) сельскохозяйственные районы Австралии, районы овцеводства.

Раскройте структуру импорта и экспорта Австралии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Экономическая и социальная география зарубежных стран"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Максаковский, В.П.
Географическая картина мира. В 2кн. Кн.2 Региональная характеристика мира: . -  3-е изд.,испр.. - М.: Дрофа, 2007. -  480 с
М.: Дрофа, 2007
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каледин, Н.В., Михеева Н.М.
Регионы и страны мира : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — ISBN 978-5-534-03139-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/geografiya-mira-v-3-t-tom-3-regiony-i-strany-mira-434308
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Практикум по экономической и социальной географии зарубежных стран : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова. – Набережные Челны, 2019. – 54 с. 
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Азиатский макрорегион  - URL: http:// www.asiatimes.ru
 
Э2
Африканский макрорегион  - URL: http://www.africana.ru 
 
Э3
Географический портал "Планета Земля  - URL: http://www.rgo.ru 
 
Э4
Географические карты - URL: http:// hhttp:// www.portalschool.ru/links
 
Э5
Горячие точки планеты. - URL: http://www.voyage-voyage.ru
 
Э6
Естественно-научный образовательный портал. - URL: http://www.en.edu.ru
 
Э7
Информация об азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). - URL:www.asiapacific.narod.ru 
 
Э8
Международные организации. - URL: http://www.geopolitics.ru/common/organisations.htm
 
Э9
Описание флагов всех стран. - URL:  http://www.flags.ru/
 
Э10
Страны мира. - URL: ttp://www.beyondspaceandtime.org
 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э12
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая (лабораторная) работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее 

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.При выполнении практический заданий следует изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой. При подготовке к занятиям необходимо пользоваться поисковыми системами, представленными Интернет-ресурсами. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь к соответствующим разделам.  Часть заданий выполняется на контурных картах. Каждая контурная карта оформляется по единому образцу: название, отражающее ее содержание; источники, по которым выполнена работа; условные знаки; надписи на карте. Все надписи необходимо делать чертежным шрифтом.

При выполнении  практических занятий по курсу «Экономическая и социальная  география зарубежных стран» необходимо пользоваться учебниками и учебными пособиями по данной дисциплине для вузов, атласами и настенными картами. В процессе работы над курсом необходимо прорабатывать дополнительную литературу, знакомиться с периодическими и местными изданиями, научно-популярной литературой по географии.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работыобучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Во время зачета и экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.