Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э6 Э10 Э11 Э12
Э11 Э12
Э11 Э12
Э3 Э4 Э6 Э11 Э12
Э3 Э5 Э6 Э10 Э11 Э12
Э6 Э8 Э11 Э12
Э3 Э6 Э10 Э11 Э12
Э4 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12
Э6 Э8 Э10 Э11 Э12
Э1 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э11 Э12
Э1 Э4 Э5 Э6 Э7 Э11 Э12
Э1 Э11 Э12
Э2 Э11 Э12
Э2 Э11 Э12
Э2 Э3 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12
Э2 Э11 Э12
Э3 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12
Э3 Э10 Э11 Э12
Э3 Э6 Э10 Э11 Э12
Э3 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12
Э3 Э10 Э11 Э12
Э6 Э8 Э11 Э12
Э3 Э6 Э10 Э11 Э12
Э3 Э4 Э11 Э12
Э3 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12
Э4 Э8 Э10 Э11 Э12
Э3 Э6 Э8 Э11 Э12
Э3 Э6 Э8 Э10 Э11 Э12
Э3 Э6 Э10 Э11 Э12
Э11 Э12
Вопросы и задания к зачету
1. Политическая карта мира: определение понятия, этапы формирования, современное состояние.
2. Типология стран мира по уровню социально-экономического развития.
3. Регионализация мира.
4. Политическая карта Зарубежной Европы.
5. Место Зарубежной Европы в мировом населении, экономике и политике.
6. Экономико-географическое положение, границы Зарубежной Европы.
7. Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
8. Население Зарубежной Европы: этнический состав, демографическая ситуация, миграции населения, основные религии, уровень урбанизации.
9. Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы.
10. Промышленность Зарубежной Европы.
11. Характеристика одной из отраслей специализации промышленности по типовому плану.
12. Сельское хозяйство Зарубежной Европы: три главных типа.
13. Транспорт Зарубежной Европы.
14. Географический рисунок населения и хозяйства Зарубежной Европы.
15. Субрегионы Зарубежной Европы, их краткая характеристика.
16. Внешние экономические связи Зарубежной Европы.
17. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Европы по типовому плану.
18. Политическая карта Зарубежной Азии.
19. Место Зарубежной Азии в мировом населении, экономике и политике.
20. Раскрыть особенности экономико-географического положения и границ Зарубежной Азии.
21. Используя карты атласа, раскрыть особенности природно-ресурсного потенциала Зарубежной Азии.
22. Характеристика населения Зарубежной Азии: этнический состав, демографическая ситуация, миграции населения, основные религии, уровень урбанизации.
23. Общая характеристика хозяйства Зарубежной Азии.
24. Промышленность Зарубежной Азии.
25. Сельское хозяйство Зарубежной Азии: три главных типа.
26. Транспорт Зарубежной Азии.
27. Географический рисунок населения и хозяйства Зарубежной Азии.
28. Субрегионы Зарубежной Азии, их краткая характеристика.
29. Внешние экономические связи Зарубежной Азии.
30. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Азии по типовому плану.
Задание: разработать инструкцию и критерии оценки практической работы по одной из тем курса «География мира» (10 класс), с указанием ресурсов для учителя и учащихся.
Вопросы к и задания экзамену 10 семестр
1.Политическая карта Северной Америки.Место региона в мировом населении, экономике и политике.
2.Экономико-географическое положение, границы Северной Америки.
3.Природно-ресурсный потенциал Северной Америки.
4.Население Северной Америки.
5.Общая характеристика хозяйства Северной Америки.
6.Промышленность Северной Америки.
7.Сельское хозяйство Северной Америки.
8.Транспорт Северной Америки.
9.Внешние экономические связи Северной Америки.
10.Социально-экономическая характеристика одной из стран Северной Америки по типовому плану.
11.История формирования политической карты Латинской Америки. Современный политико-географический облик региона.
12.Характеристика природных ресурсов Латинской Америки. Характер природопользования в регионе.
13.Население Латинской Америки: исторические и современные особенности демографической ситуации. Особенности урбанизации в Латинской Америке.
14.География промышленности Латинской Америки. Роль стран Латинской Америки в международном разделении труда.
15.Сельское хозяйство Латинской Америки.
16.Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки (по выбору)
17.Экономико-географическая характеристика стран Африки (по выбору).
18.Природно-ресурсный потенциал Африки и его влияние на социально-экономическое развитие стран региона.
19.Агроклиматические ресурсы Африки. Основные типы сельского хозяйства в регионе.
20.Демографическая характеристика населения Африки. Особенности размещения населения.
21.Особенности территориальной структуры хозяйства стран Африки. Общая характеристика промышленности континента.
22.Горнодобывающая промышленность Африки. География внешней торговли основными видами минерального сырья.
23.Природно-ресурсный потенциал Австралии.
24.Основные закономерности размещения населения Австралии: исторические и природные предпосылки. Роль
25.Общая характеристика хозяйства Австралии. Место страны в международном географическом разделении труда.
26. Промышленность Австралии.
27. Сельскохозяйственные районы Австралии. Территориальная структура хозяйства.
28. Внешние экономические связи Австралии.
29. Экономико-географическая характеристика Океании.
30. Глобальные проблемы человечества.
Задание: разработать план урока по одной из тем школьной географии «География мира», используя различные приемы формирования знаний о населении и хозяйстве регионов и стран мира в соответствии с требованиями образовательных стандартов с указанием ресурсов для учителя и учащихся.
Темы рефератов 9 семестр
1. Европейский союз – крупнейшая интеграционная группировка мира.
2. Научные парки и технополисы Западной Европы.
3. Проблемы природопользования в странах зарубежной Европы.
4. Западная Европа – один из важнейших районов мировой экономики, политики и культуры в течение многих веков.
5. Западная Европа – самый важный центр финансовых операций в мире.
6. Высокоразвитая транспортная сеть субрегиона Западной Европы.
7. Внешняя торговля стран Западной Европы – важнейшая форма внешних экономических связей.
8. Сырьевая проблема и его географический аспект.
9. Международное разделение труда: новые формы в эпоху НТР.
10. Влияние научно-технического прогресса на размещение производительных сил.
11. Географические особенности развития непроизводственной сферы в мире.
12. Неблагоприятная демографическая ситуация во Франции и демографическая политика государства.
13. Место Франции в европейской экономической интеграции.
14. Крупнейшие городские агломерации Великобритании.
15. Добывающая и обрабатывающая промышленность Швеции: история и современное
состояние.
16. Внешнеторговые связи Финляндии: структура экспорта и основные торговые
партнеры.
17. Юг Италии: проблема преодоления отсталости.
18. Социально-экономическое развитие Испании: проблема сепаратизма.
19. Угольная промышленность Польши: история и современное состояние.
20. Городское и сельское население Чехии.
22. Туристско-рекреационные районы Болгарии.
23. Типы воспроизводства населения в Зарубежной Азии.
24. «Новые индустриальные страны» Зарубежной Азии.
25. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в Зарубежной Азии.
26. Современные геополитические конфликты в субрегионах Зарубежной Азии.
27. Топливно-энергетическая база Китая.
28. Япония в мировом хозяйстве
29. Японские технополисы.
30. Городское и сельское население Индонезии.
31. «Коридоры роста» и промышленные новостройки Индии.
32. Городское население и крупнейшие города Пакистана.
33. Государственный строй Непала.
34. Нефтяные месторождения-гиганты в Саудовской Аравии.
35. Численность и воспроизводство населения в Иране.
36. Религиозный состав населения Ирака.
37. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии.
38. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии.
39. Высокотехнологичные отрасли Тайваня.
40. Воссоединение Гонконга с КНР: социальные и экономические последствия.
Контрольная работа 10 семестр
Тема: Латинская Америка.
1. Дайте оценку природных условий и ресурсов Латинской Америки.
2. Раскройте особенности размещения населения.
3. Перечислите города – «миллионеры».
4. Выполните анализ общей характеристики хозяйства латиноамериканских стран и выделите особенности их современного хозяйства.
5. Выполните анализ внешних экономических связей стран Латинской Америки. Покажите товарную структуру экспорта и импорта стран Латинской Америки.
Тема: Австралия и Океания
Дайте оценку экономико-географического положения Океании.
1. Каковы особенности природных условий Австралии и Океании?
3. Выделите характерные особенности населения Австралии.
4.Выполните анализ отраслевой структуры хозяйства Австралии и определите: а) районы размещения горнодобывающей промышленности; б) центры черной и цветной металлургии; в) центры машиностроения и металлообработки; г) сельскохозяйственные районы Австралии, районы овцеводства.
Раскройте структуру импорта и экспорта Австралии.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические рекомендации к практическим занятиям.
В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая (лабораторная) работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее
При выполнении практических занятий по курсу «Экономическая и социальная география зарубежных стран» необходимо пользоваться учебниками и учебными пособиями по данной дисциплине для вузов, атласами и настенными картами. В процессе работы над курсом необходимо прорабатывать дополнительную литературу, знакомиться с периодическими и местными изданиями, научно-популярной литературой по географии.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работыобучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.