2022-2023_m44_04_01 ИКО 288_ 188 гр__plx_Историческая психология_Историко-краеведческое образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Историческая психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
 
зачет с оценкой 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доц., Рафиков А.М. _________________
 
 
Историческая психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Историко-краеведческое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является рассмотрение истории России сквозь призму цивилизационного подхода для выявления национальной специфики исторического процесса, с учетом возможности применения этих знаний обучающимися при организации образовательного процесса, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
расширить представления обучающихся относительно современных трактовок и концепций понимания исторического процесса;
1.4
познакомить обучющихся с особенностями менталитета, мировоззрения и стериотипов поведения основных социальных групп России в различные исторические периоды;
1.5
показать возможности премения этих знаний при организации образовательного процесса в средней и высшей школе;
1.6
способствовать развитию аналитических способностей обучающихся, формированию уважительного отношения к отечественной истории, развитию их патриотического сознания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современные направления культурной антропологии
2.2.2
Учебная практика. Научно-исследовательская работа
2.2.3
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.2.7
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.1: Знает: основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
 
ОПК-3.2: Умеет: взаимодействовать с другими специалистами в процессе реализации образовательного процесса; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся на соответствующем уровне образования
 
ОПК-3.3: Владеет: методами выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями; действиями оказания адресной помощи обучающимся на соответствующем уровне образования
 
 
ОПК-7: Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
 
ОПК-7.1: Знает: педагогические основы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса; методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся; особенности построения взаимодействия с различными участниками образовательных отношений с учетом особенностей образовательной среды учреждения
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
механизмы построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса, методы выявления индивидуальных особенностей обучающихся;
3.1.2
методики примения различных образовательных технлогий, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями;
3.1.3
способы построения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;
3.1.4
технологии организации индивидуального обучения, оказания адресной помощи обучающимся на различных уровнях образования.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
3.2.1
налаживать взаимодействие с субъектами образовательного процесса,выявлять индивидуальные особенности обучающихся;
3.2.2
использовать различные образовательные технлогий, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями;
3.2.3
налаживать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса;
3.2.4
организовывать индивидуальное обучение, оказывать адресную помощь обучающимся на различных уровнях образования.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса, методами выявления индивидуальных особенностей обучающихся;
3.3.2
навыками примения различных образовательных технлогий, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями;
3.3.3
навыками построения взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;
3.3.4
навыками организации индивидуального обучения, оказания адресной помощи обучающимся на различных уровнях образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие и особенности российской цивилизации

 
1.1
Объект, предмет и терминология изучаемого курса. Сравнительная характеристика российской и западной цивилизаций /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
1.2
Первичное становление русской ментальности в эпоху средневековья /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
1.3
Природно-климатические условия становления и существования российской цивилизации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 2. Ментальность российской цивилизации в эпоху нового времени

 
2.1
Формирование и основные стериотипы поведения российских сословий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
2.2
Капиталистический Запад XVII - XIX вв. и буржуазная модернизация в России в 1861-1917 гг. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
2.3
Менталитет русского крестьянства в начале XX в. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
2.4
Психология российского рабочего в начале XX в. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
2.5
Социопсихологический портрет российской интеллигенции и ее политическое поведение в начале XX в. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
2.6
Менталитет российского купечества в в начале XX в. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

20
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
стр. 5
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
2.7
Менталитет российского дворянства в начале XX в. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

20
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
 
Раздел 3. Ментальность российской цивилизации XX столетии

 
3.1
Революция 1917 года как социально-психологический срез /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
3.2
Понятие и основные черты "советского" образа жизни /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

26
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-7.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету с оценкой:

1. Предмет изучаемого курса, взаимосвязь исторической психологии с иными научными дисциплинами.

2. Понятия «менталитет», «ментальность»; типы, формы, виды менталитета.

3. Коллективное бессознательное, учение об архетипах.

4. Исторические особенности формирования русской народности, государственности и русского самосознания.

5. Положение женщин на Руси, русское средневековое общество глазами иностранцев.

6. Восприятие русскими государственной власти  фигуры монарха; понятия «свобода», «воля», «гордыня», «смирение» как факторы государственной жизни и психо-социальной реальности российского средневековья.

7. Общее и особое в развитии российской и западной цивилизаций и империй; факторы, предопределившие различия.

8. Общая характеристика трех ветвей христианства (история вопроса).

9. «Понятие «модернизация»; основные признаки традиционного и модернизированного социумов.

10. Государственное устройство и хозяйственная жизнь традиционного и модернизированного типов.

11. М. Вебер о факторах становления западного капитализма; роль протестантства в этом процессе.

12. Формально-рациональное начало в ментальности человека западного буржуазного общества.

13. Общинный строй русской деревни Нового времени.

14. Характерные черты психологии русского крестьянина, факторы, их предопределившие.

15. Крестьянская ментальность и столыпинская аграрная реформа.

16. Условия труда и быта российских рабочих, их психо-ментальный склад и эволюция политического сознания.

17. Зарождение и развитие российской интеллигенции.

18. Некоторые черты психологического портрета российского интеллигента.

19. Интеллигенция в политической жизни России конца 19 – начала 20 века.

20. Социально-психологическая эволюция российского дворянства.

21. Исторический выбор России после падения монархии, идеологическая и ментальная заданность политики либерально-социалистической коалиции весной – осенью 1917 года.

22. Поведение интеллигенции, рабочих, солдат, крестьян на протяжении 1917 года; факторы, его обусловившие.

23. Уточнение идеологических установок большевизма.

24. Концепция крестьянского социализма в СССР в современной литературе.

25. Факторы внешнеполитического давления, мобилизационного развития  в жизни советского общества; «матрица семьи» в организации социума.

26. Характерные черты советской ментальности.

Задание: разработка образовательного проекта на тему:"Исторические особенности российской цивилизации"

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Темы контрольных работ:

Вариант 1.

1. Понятие "цивилизация", характеристика цивилизационного подхода к пониманию истории

2. Сравнительная характеристика российской и западной цивилизаций

Вариант 2.

1. Характеристика менталитета российского крестьянина в начале XX в.

2. Характеристика менталитета российского дворянина в начале XX в.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 6
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А.Н. Харин
История мировых цивилизаций: Учебник и практикум для вузов / А. Н. Харин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08912-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474910
М.: Изд-во "Юрайт", 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А.А. Королев
Историческая психология: пропедевтические очерки, эссе и суждения. Избранные труды: Королёв, А. А. Историческая психология: пропедевтические очерки, эссе и суждения. Избранные труды: монография. Том 1 / А. А. Королёв. — Орёл : Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, 2020. — 295 c. — ISBN 978-5-93179-662-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107582.html
Орёл : Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, 2020
 
Л2.2
А.А. Королев
Историческая психология: пропедевтические очерки, эссе и суждения. Избранные труды: Королёв, А. А. Историческая психология: пропедевтические очерки, эссе и суждения. Избранные труды: монография. Том 2 / А. А. Королёв. — Орёл : Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, 2020. — 241 c. — ISBN 978-5-93179-662-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/107583.html
Орёл : Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал "Культурно-историческая психология". - URL: https://psyjournals.ru/kip/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 8
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету с оценкой.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие 

 
стр. 9
УП: m44.04.01 ИКО 288, 188 гр..plx
 
конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.