2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История государственного управления России_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История государственного управления России
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
100
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
40
40
40
40
Практические
40
40
40
40
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
80
80
80
80
Сам. работа
100
100
100
100
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.ист.наук, доцент, Уткин А.А. _________________
 
 
История государственного управления России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой докт. ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний и представлений о процессе становления и развития системы центральной и местной власти в России на протяжении IX-XX веков, их закономерностях и особенностях, с учётом логических и содержательно-методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история" и "Обществознание" и готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса, опираясь на опыт и знания истории государственного управления России.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания об эволюции государства и государственной власти в России;
1.4
приобрести знания о складывании и функционировании систем государственной власти и управления на всех этапах развития российской государственности, начиная с Древней Руси до начала 1990-х гг.;
1.5
развить способ анализа явлений и особенностей, присущих системе власти и управления на каждом этапе развития;
1.6
сформировать способности источниковедческого анализа при работе с письменными историческими источниками, содержащими информацию об истории развития власти и управления в России
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Политология
2.1.2
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.3
Образовательное право
2.1.4
Антропология
2.1.5
Историческая география
2.1.6
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.7
Коммуникативный практикум
2.1.8
Политология
2.1.9
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.10
Антропология
2.1.11
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.12
Историческая география
2.1.13
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные термины и категории дисциплины;
3.1.2
основные проблемы и особенности формирования и функционирования власти и управления на каждом этапе развития;
3.1.3
принципы и задачи систем государственной власти и управления на каждом этапе;
3.1.4
причины создания и реформирования систем власти и управления в России.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять роль и задачи систем власти и управления;
3.2.2
создавать схемы органов власти и управления в России, присущих каждой эпохе;
3.2.3
давать целостную характеристику каждой управленческой системе;
3.2.4
выявлять особенности, достоинства и недостатки каждой управленческой системы, в том числе и в сопоставительной характеристике;
3.2.5
определять причины создания и реформирования систем и органов власти и управления;
3.2.6
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками самостоятельной организации общего, схематичного представления о каждой изучаемой системе власти;
3.3.2
сравнительного анализа систем власти и управления разных эпох;
3.3.3
получил опыт характеристики общественного развития Российского государства;
3.3.4
определять временные рамки процессов развития политико-государственного строя на национальном уровне в исторической перспективе и современном этапе;
3.3.5
характеристики основных моделей государственного и политического строя России;
3.3.6
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Государственное управление в России до начала XX в.

 
1.1
Становление государственности и государственное управление в Древней Руси и русских землях в эпоху политической раздробленности (IX – XIII вв.) /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ПК-6
10
0
 
1.2
Становление государственности и государственное управление в Древней Руси и русских землях в эпоху политической раздробленности (IX – XIII вв.) /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-6
10
0
 
1.3
Становление государственности и государственное управление в Древней Руси и русских землях в эпоху политической раздробленности (IX – XIII вв.) /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-6
10
0
 
1.4
Система управления в период ордынской зависимости (XIII – XV вв.) /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3

4
ПК-6
10
0
 
1.5
Система управления в период ордынской зависимости (XIII – XV вв.) /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-6
10
0
 
1.6
Система управления в период ордынской зависимости (XIII – XV вв.) /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-6
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.7
Становление российской государственности развитие государственного управления в Московском государстве (XVI – XVII вв.) /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

6
ПК-6
10
0
 
1.8
Становление российской государственности развитие государственного управления в Московском государстве (XVI – XVII вв.) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
10
0
 
1.9
Становление российской государственности развитие государственного управления в Московском государстве (XVI – XVII вв.) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-6
10
0
 
1.10
Государственное управление в Российской империи XVIII в. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

4
ПК-6
10
0
 
1.11
Государственное управление в Российской империи XVIII в. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
10
0
 
1.12
Государственное управление в Российской империи XVIII в. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-6
10
0
 
1.13
Система управления Российской империи XIX – нач. ХХ вв. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

8
ПК-6
10
0
 
1.14
Система управления Российской империи XIX – нач. ХХ вв. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
10
0
 
1.15
Система управления Российской империи XIX – нач. ХХ вв. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-6
10
0
 
 
Раздел 2. Государственное управление в России, советском государстве в XX в.

 
2.1
Эволюция государственного управления в Советской России (1917 – 1941 гг.) /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3

8
ПК-6
10
0
 
2.2
Эволюция государственного управления в Советской России (1917 – 1941 гг.) /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-6
10
0
 
2.3
Эволюция государственного управления в Советской России (1917 – 1941 гг.) /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-6
10
0
 
2.4
Государственное управление в СССР в 1941 – 1991 гг. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э3

6
ПК-6
10
0
 
2.5
Государственное управление в СССР в 1941 – 1991 гг. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-6
10
0
 
2.6
Государственное управление в СССР в 1941 – 1991 гг. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ПК-6
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Органы родоплеменного и общинного управления у восточных славян в VI – IX вв.

2.Формирование Древнерусского государства.

3.Государственное управления в Древней Руси (X – начало XII вв.). Княжеская власть.

4.Государственное княжеское управление в русских землях в эпоху политической раздробленности (XII – середина XIII вв.).

5.Специфика государственного управления в Новгородской боярской республике.

6.Ордынская система управления русскими землями (середина XIII – XIV вв.).

7.Политический строй Северо-Восточной Руси в конце XIII – XIV вв. Усиление великокняжеской власти.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
8.Система управления в великом княжестве Московском в конце XIV – XV вв.

9.Государственное управление Российского государства на рубеже XV – XVI вв.

10.Становление самодержавия. Высшие органы управления Московского государства в условиях сословно-представительной монархии (XVI – XVII вв.).

11.Система опричнины и земщины Ивана IV. Причины и последствия.

12.Факторы Смуты, повлиявшие на государственное управление в России в начале XVII в.

13.Особенности приказной системы управление в Московском государстве (XVI – XVII вв.).

14.Характер местного управления в Московском государстве (XVI – XVII вв.).

15.Характер абсолютной власти монарха в  начале XVIII в. Высшие органы управления по  реформам Петра I.

16.Регламентация системы управления в первой четверти XVIII в. Социальная политика в условиях абсолютизма XVIII в.

17.Эволюция высших органов власти в XVIII в. после Петра I.

18.Коллегиальная система управления в XVIII в.

19.Губернское и местное управление и их преобразования в XVIII в.

20.Система просвещенного абсолютизма. Уложенная комиссия Екатерины II.

21.Россия на пути к конституционной монархии империи (XVIII – в XIX вв.).

22.Преобразования высших органов управления в царствование Александра I.

23.Министерская система управления в XIX в.

24.Местное управлении и самоуправление в первой половине XIX в.

25.Развитие системы репрессивных и карательных органов в XIX в.

26.Сельское управление по крестьянской реформе 1861 г.

27.Земская и городская реформы в царствование Александра II.

28.Судебная и военные реформы 1 1860 – 70-х гг.

29.Изменения в системе управления в царствование Александра III.

30.Демократизация политической жизни в годы Первой российской революции 1905 – 1907 гг. Причины и характер изменений в системе высшего управления в начале ХХ в.

31.Создание российского парламента. Деятельность Государственной думы в 1906 – нач.1917 гг.

32.Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.

33.Февральская революция 1917 г. Крушение самодержавия в России.

34.Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его управленческая деятельность в период «двоевластия».

35.Деятельности Временного правительства России в марте – ноябре 1917 г. Органы власти Временного правительства.

36.Захват власти большевиками в ноябре 1917 г. Становление советской власти. Система совнаркома и наркоматов.

37.Организация советской власти на местах. Советы и исполкомы советов.

38.Система государственного управления в условиях политики «военного коммунизма».

39.Характер государственного управления в условиях «белых режимов» в 1918 – 1922 гг.

40.Создание СССР. Конституция СССР 1924 г. Центральные органы советской власти. Роль ВКП(б) в системе управления страной.

41.Административно-территориальная система СССР. Федерализм. Политика «коренизации» государственного аппарата.

42.Завершение формирования тоталитарного политического строя. Государственный аппарат управления в 1930-е гг. Система репрессий и лагерей в СССР

43.Конституция СССР 1936 г. Изменения в системе органов центральной и местной власти.

44.Изменения в системе государственного управления в годы Великой Отечественной войны.

45.Изменения в системе государственного управления середине 1940 – начале 1950-х гг.

46.Особенности государственного управления СССР в 1953 – 1964 гг. Управленческие реформы Н.С.Хрущева.

47.Возврат к системе управления «дореформенного» периода в середине 1960-х гг.

48.КПСС, ее структура, роль и функции в управлении СССР в 1964 – 1991 гг.

49.Конституция СССР 1977 г. и система органов советской власти в 1977 – 1989 гг.

50.Кризис системы управления СССР в 1980-е гг. Политика «перестройки, гласности и ускорения» М.С.Горбачева.

51.Создание и функционирование парламентской системы в СССР в 1989-1991 гг. Система Съезда народных депутатов и Верховного совета и их функции.

52.Введение должности президента СССР и его полномочия.

53.Изменения в национально-государственном устройстве СССР на рубеже 1980 - 90-х гг.

54.Попытка создания Союза Суверенных республик. Распад СССР и разрушение партийно-советской системы власти.

Задание. Работа с источником.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1.Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

2.Структура власти и управления в Киевской Руси.

3.«Полюдье» киевских князей.

4.Государственная деятельность Ярослава Мудрого.

5.Государственная деятельность Владимира Мономаха.

6.Система власти и управления во Владимиро-Суздальском государстве.

7.Система власти и управления во Галицко-Волынском государстве.

8.Полномочия посадника и тысяцкого в Господине Великом Новгороде.

9.Положение и функции «Владыки Новгородского» (архиепископа Новгородского) в Новгородской боярской республике.

10.Административно-территориальное деление Господина Великого Новгорода в XII – XV вв.

11.Русь в составе Золотой Орды: принципы власти и управления.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
12.Золотая Орда: система государственного управления.

13.Образование Российского государства под эгидой Москвы: причины и альтернативы.

14.Государственная деятельность Ивана Калиты.

15.Система управления в великом княжестве Московском в XIV – XVI вв.

16.Положение и функции великого князя Московского в XIV – XVI вв.

17.государственная деятельность Ивана III.

18.Система опричнины и земщины в эпоху правления Ивана IV.

19.Губная реформа в великом княжестве Московском.

20.Эволюция и положение боярина как представителя феодальной аристократии в XI – XVI вв.

21.Система сословно-представительной монархии в Московском царстве XVII в.

22.Земский собор в XVI – XVII вв.

23.Боярская дума в XVI – XVII вв.

24.Деятельность приказов в XVI – XVII вв.

25.Местная власть и управление в Московском государстве в XVII в.

26.Реформаторская деятельность В.В.Голицына.

27.Система местничества и ее значение в управлении Россией в XVI – XVII вв.

28.Принципы и задачи управленческих реформ Петра I.

29.Правительствующий Сенат эпохи Петра Великого.

30.Система коллегий как органа центрального государственного управления в 1 четверти XVIII в.

31.I и II Губернские реформы в России в 1 четверти XVIII в.

32.Генеральный регламент.

33.Табель о рангах.

34.Структура управления Российской империей во 2 четверти XVIII в. (эпоха дворцовых переворотов).

35.Система власти и управления в Российской империи эпохи «просвещенного абсолютизма».

36.Работа Уложенной комиссии Екатерины II.

37.Попытки реформирования управления империи в эпоху Александра I.

38.Реформаторские идеи М.М.Сперанского.

39.Создание и функции Собственной Е.И.В. канцелярии в середине и второй половине XIX в.

40.Жандармский корпус: структура, цели и задачи.

41.Земская реформа Александра II.

42.Городская реформа Александра II.

43.Реформаторские идеи М.Т. Лорис-Меликова.

44.Структура «третьеиюньской монархии» в России.

45.Система управления Россией в период правления Временного правительства в 1917 г.

46.Организация и структура партийной и советской власти в 1917 – 1941 гг.

47.Политика «коренизации» государственного аппарата СССР в 1920 - 30-е гг.

48.«Страна как военный лагерь»: система управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

49.Система власти и управления в СССР в 1953 – 1964 гг.

50.Реформаторские идеи Н.С.Хрущева.

51.Советская партийная и хозяйственная элита: структурная характеристика.

52.Место и роль ЦК КПСС и вертикали органов КПСС в управлении СССР.

53.Система власти и управления в СССР в 1964 – 1989 гг.

54.Реформаторские идеи М.С.Горбачева по преобразованию СССР в Союз Суверенных Республик.

Темы контрольных заданий

Вариант 1.

1. Древнерусское государство как пример раннефеодальной монархии (дружинного государства).

2. Эволюция попыток ограничения самодержавной власти в XVIII - XIX вв.

Вариант 2.

1. Сословно-представительная монархия в России. Роль земских соборов.

2. Советский союз как пример тоталитарного государства. Командно-административная система и характер управления советского государства.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мухаев, Р. Т. 
История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 770 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3254-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426006
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковалевский, М. М.
Очерки по истории политических учреждений России: М. М. Ковалевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07926-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/423978
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Щепетев, В.И.
История государственного управления в России : учебник / В. И. Щепетев. — Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2004. — 555 c. — ISBN 5-94201-278-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18010.html
Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2004
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека исторического факультета Московского государственного университета. - URL: http://hist.msu.ru/
 
Э2
Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки. - URL: http://www.gumer.info/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-210 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.