(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой докт. ист. наук, доц. Корнилова И.В.
ции
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету
1.Органы родоплеменного и общинного управления у восточных славян в VI – IX вв.
2.Формирование Древнерусского государства.
3.Государственное управления в Древней Руси (X – начало XII вв.). Княжеская власть.
4.Государственное княжеское управление в русских землях в эпоху политической раздробленности (XII – середина XIII вв.).
5.Специфика государственного управления в Новгородской боярской республике.
6.Ордынская система управления русскими землями (середина XIII – XIV вв.).
7.Политический строй Северо-Восточной Руси в конце XIII – XIV вв. Усиление великокняжеской власти.
9.Государственное управление Российского государства на рубеже XV – XVI вв.
10.Становление самодержавия. Высшие органы управления Московского государства в условиях сословно-представительной монархии (XVI – XVII вв.).
11.Система опричнины и земщины Ивана IV. Причины и последствия.
12.Факторы Смуты, повлиявшие на государственное управление в России в начале XVII в.
13.Особенности приказной системы управление в Московском государстве (XVI – XVII вв.).
14.Характер местного управления в Московском государстве (XVI – XVII вв.).
15.Характер абсолютной власти монарха в начале XVIII в. Высшие органы управления по реформам Петра I.
16.Регламентация системы управления в первой четверти XVIII в. Социальная политика в условиях абсолютизма XVIII в.
17.Эволюция высших органов власти в XVIII в. после Петра I.
18.Коллегиальная система управления в XVIII в.
19.Губернское и местное управление и их преобразования в XVIII в.
20.Система просвещенного абсолютизма. Уложенная комиссия Екатерины II.
21.Россия на пути к конституционной монархии империи (XVIII – в XIX вв.).
22.Преобразования высших органов управления в царствование Александра I.
23.Министерская система управления в XIX в.
24.Местное управлении и самоуправление в первой половине XIX в.
25.Развитие системы репрессивных и карательных органов в XIX в.
26.Сельское управление по крестьянской реформе 1861 г.
27.Земская и городская реформы в царствование Александра II.
28.Судебная и военные реформы 1 1860 – 70-х гг.
29.Изменения в системе управления в царствование Александра III.
30.Демократизация политической жизни в годы Первой российской революции 1905 – 1907 гг. Причины и характер изменений в системе высшего управления в начале ХХ в.
31.Создание российского парламента. Деятельность Государственной думы в 1906 – нач.1917 гг.
32.Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы первой мировой войны.
33.Февральская революция 1917 г. Крушение самодержавия в России.
34.Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и его управленческая деятельность в период «двоевластия».
35.Деятельности Временного правительства России в марте – ноябре 1917 г. Органы власти Временного правительства.
36.Захват власти большевиками в ноябре 1917 г. Становление советской власти. Система совнаркома и наркоматов.
37.Организация советской власти на местах. Советы и исполкомы советов.
38.Система государственного управления в условиях политики «военного коммунизма».
39.Характер государственного управления в условиях «белых режимов» в 1918 – 1922 гг.
40.Создание СССР. Конституция СССР 1924 г. Центральные органы советской власти. Роль ВКП(б) в системе управления страной.
41.Административно-территориальная система СССР. Федерализм. Политика «коренизации» государственного аппарата.
42.Завершение формирования тоталитарного политического строя. Государственный аппарат управления в 1930-е гг. Система репрессий и лагерей в СССР
43.Конституция СССР 1936 г. Изменения в системе органов центральной и местной власти.
44.Изменения в системе государственного управления в годы Великой Отечественной войны.
45.Изменения в системе государственного управления середине 1940 – начале 1950-х гг.
46.Особенности государственного управления СССР в 1953 – 1964 гг. Управленческие реформы Н.С.Хрущева.
47.Возврат к системе управления «дореформенного» периода в середине 1960-х гг.
48.КПСС, ее структура, роль и функции в управлении СССР в 1964 – 1991 гг.
49.Конституция СССР 1977 г. и система органов советской власти в 1977 – 1989 гг.
50.Кризис системы управления СССР в 1980-е гг. Политика «перестройки, гласности и ускорения» М.С.Горбачева.
51.Создание и функционирование парламентской системы в СССР в 1989-1991 гг. Система Съезда народных депутатов и Верховного совета и их функции.
52.Введение должности президента СССР и его полномочия.
53.Изменения в национально-государственном устройстве СССР на рубеже 1980 - 90-х гг.
54.Попытка создания Союза Суверенных республик. Распад СССР и разрушение партийно-советской системы власти.
Задание. Работа с источником.
Тематика рефератов
1.Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.
2.Структура власти и управления в Киевской Руси.
3.«Полюдье» киевских князей.
4.Государственная деятельность Ярослава Мудрого.
5.Государственная деятельность Владимира Мономаха.
6.Система власти и управления во Владимиро-Суздальском государстве.
7.Система власти и управления во Галицко-Волынском государстве.
8.Полномочия посадника и тысяцкого в Господине Великом Новгороде.
9.Положение и функции «Владыки Новгородского» (архиепископа Новгородского) в Новгородской боярской республике.
10.Административно-территориальное деление Господина Великого Новгорода в XII – XV вв.
11.Русь в составе Золотой Орды: принципы власти и управления.
13.Образование Российского государства под эгидой Москвы: причины и альтернативы.
14.Государственная деятельность Ивана Калиты.
15.Система управления в великом княжестве Московском в XIV – XVI вв.
16.Положение и функции великого князя Московского в XIV – XVI вв.
17.государственная деятельность Ивана III.
18.Система опричнины и земщины в эпоху правления Ивана IV.
19.Губная реформа в великом княжестве Московском.
20.Эволюция и положение боярина как представителя феодальной аристократии в XI – XVI вв.
21.Система сословно-представительной монархии в Московском царстве XVII в.
22.Земский собор в XVI – XVII вв.
23.Боярская дума в XVI – XVII вв.
24.Деятельность приказов в XVI – XVII вв.
25.Местная власть и управление в Московском государстве в XVII в.
26.Реформаторская деятельность В.В.Голицына.
27.Система местничества и ее значение в управлении Россией в XVI – XVII вв.
28.Принципы и задачи управленческих реформ Петра I.
29.Правительствующий Сенат эпохи Петра Великого.
30.Система коллегий как органа центрального государственного управления в 1 четверти XVIII в.
31.I и II Губернские реформы в России в 1 четверти XVIII в.
32.Генеральный регламент.
33.Табель о рангах.
34.Структура управления Российской империей во 2 четверти XVIII в. (эпоха дворцовых переворотов).
35.Система власти и управления в Российской империи эпохи «просвещенного абсолютизма».
36.Работа Уложенной комиссии Екатерины II.
37.Попытки реформирования управления империи в эпоху Александра I.
38.Реформаторские идеи М.М.Сперанского.
39.Создание и функции Собственной Е.И.В. канцелярии в середине и второй половине XIX в.
40.Жандармский корпус: структура, цели и задачи.
41.Земская реформа Александра II.
42.Городская реформа Александра II.
43.Реформаторские идеи М.Т. Лорис-Меликова.
44.Структура «третьеиюньской монархии» в России.
45.Система управления Россией в период правления Временного правительства в 1917 г.
46.Организация и структура партийной и советской власти в 1917 – 1941 гг.
47.Политика «коренизации» государственного аппарата СССР в 1920 - 30-е гг.
48.«Страна как военный лагерь»: система управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
49.Система власти и управления в СССР в 1953 – 1964 гг.
50.Реформаторские идеи Н.С.Хрущева.
51.Советская партийная и хозяйственная элита: структурная характеристика.
52.Место и роль ЦК КПСС и вертикали органов КПСС в управлении СССР.
53.Система власти и управления в СССР в 1964 – 1989 гг.
54.Реформаторские идеи М.С.Горбачева по преобразованию СССР в Союз Суверенных Республик.
Темы контрольных заданий
Вариант 1.
1. Древнерусское государство как пример раннефеодальной монархии (дружинного государства).
2. Эволюция попыток ограничения самодержавной власти в XVIII - XIX вв.
Вариант 2.
1. Сословно-представительная монархия в России. Роль земских соборов.
2. Советский союз как пример тоталитарного государства. Командно-административная система и характер управления советского государства.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.