2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История России XIX века_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России XIX века
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 3, 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
72
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
120
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
34
34
Практические
54
54
32
32
86
86
Итого ауд.
72
72
48
48
120
120
Кoнтактная рабoта
72
72
48
48
120
120
Сам. работа
36
36
24
24
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
144
144
108
108
252
252
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р соц. наук, Профессор, Дырин С.П. _________________
 
 
История России XIX века
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор И.В.Корнилова

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в изучении основных проблем, событий и фактов в истории России XIX в., раскрытии места данного периода в историческом процессе, определении важнейших направлений развития отечественного государства и общества, способностей анализировать основные этапы и закономерности исторического развития в новый период истории для формирования гражданской позиции, организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности обучающихся для получения профессиональных качеств, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве учителя истории и обществознания.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
иметь научное представление об основных этапах, особенностях и закономерностях исторического развития Российского государства в XIX столетии;
1.4
изучить исторические даты, факты, события, характеризующие общественно-политические, социально-экономические и культурные закономерности развития России данного времени;
1.5
показать историю России данного периода через знание исторических личностей, развитие исторического пространства;
1.6
формировать историческое сознание посредством усвоения новых понятий и терминов, принятых в новейших теоретических и практических исследованиях;
1.7
сформировать умение выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам истории России XIX в.;
1.8
на основе критического анализа исторического процесса формировать у студентов гражданско-нравственное, гуманистическое мировоззрение и активную жизненную позицию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Археология
2.1.2
Археология Вятско-Камского региона
2.1.3
История древнего мира
2.1.4
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.5
Учебная археологическая практика
2.1.6
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.7
Историческая хронология
2.1.8
Историческая хронология
2.1.9
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и культура татарского народа
2.2.2
История России новейшего времени
2.2.3
История Татарстана
2.2.4
Новая история стран Европы и Америки
2.2.5
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.6
Новейшая история стран Европы и Америки
2.2.7
История
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
История и культура татарского народа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития России XIX в.;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития России XIX в., основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции;
 
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития России XIX в., основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции.
 
 
Уметь:
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия;
 
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического процесса, использовать основные приемы и техники их анализа, давать характеристику сущности гражданской позиции;
 
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития России XIX в., проводить их системный анализ для формирования гражданской позиции.
 
 
Владеть:
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития России XIX в.;
 
навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития России XIX в., использования основных приемов и техник их анализа, характеристики сущности гражданской позиции;
 
навыками анализа этапов и закономерностей исторического развития России XIX в. для формирования гражданской позиции.
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
технологии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей.
 
 
Уметь:
 
применять способы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
проводить отбор способов организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации.
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний истории для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этапы и закономерности исторического процесса России XIX в., основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции;
3.1.2
основные процессы истории России данного периода;
3.1.3
исторических деятелей, основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;
3.1.4
особенности исторического процесса, место данного периода в истории России.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать исторические проблемы, устанавливать  причинно-следственные связи;
3.2.2
выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
3.2.3
работать с историческими источниками и научной литературой;
3.2.4
работать с исторической картой, соотнося территориальные изменения в истории и современности;
3.2.5
выражать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения по проблемам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.2.6
выбирать технологии сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
оценивания исторического процесса через призму личной гражданской позиции;
3.3.2
ориентирования в историческом пространстве на основе территориальных изменений в контексте Российской империи XIX столетия;
3.3.3
анализа исторических событий и явлений в их временном развитии;
3.3.4
характеристики модели общественного развития, характерной для абсолютной монархии в России XIX столетия, альтернативных моделей, предлагаемых различными направлениями общественно-политического движения;
3.3.5
работы с историческими источниками с целью выявления и анализа основополагающих фактов развития России XIX в.;
3.3.6
использования общенаучных и специально-исторических методов для анализа узловых проблем развития России XIX в;
3.3.7
навыками реализации технологий сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Россия в первой четверти XIX века

 
1.1
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.2
Социально-экономическое положение России в первой половине XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.3
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.4
Внутренняя политика Александра I (1801 – 1825 гг.) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.5
Самодержавие и реформы в первой четверти XIX  в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.6
Внутренняя политика Александра I (1801 – 1825 гг.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.7
Внешняя политика в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.8
Внешняя политика в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.9
Движение декабристов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.10
Движение декабристов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ПК-7
3
0
 
1.11
Движение декабристов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
3
0
 
 
Раздел 2. Россия в 1825 - 1861 гг.

 
2.1
Внутренняя политика Николая I (1825 – 1855 гг.) /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.2
Российская империя в годы правления Николая I. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.3
Внутренняя политика Николая I (1825 – 1855 гг.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.4
Общественное движение в 1830 – 40-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.5
Общественное движение в 30-х – 40-х гг. XIX  в.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.6
Общественное движение в 1830 – 40-х гг. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.7
Внешняя политика в 1825 – 1855 гг. Крымская война. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.8
Внешняя политика в 1825 – 1855 гг. Крымская война. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.9
Русская культура первой половины XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.10
Русская культура первой половины XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.11
Русская культура первой половины XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.12
Подготовка и отмена крепостного права в России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.13
Подготовка крестьянской реформы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.14
Отмена крепостного права в России.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.15
Подготовка и отмена крепостного права в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
3
0
 
2.16
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ОК-2 ПК-7
3
0
 
 
Раздел 3. Россия в эпоху Великих реформ

 
3.1
Реформы 1860 – 70-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.2
Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX в.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.3
Реформы 1860 – 70-х гг. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.4
Социально-экономическое развитие пореформенной России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.5
Социально-экономическое развитие пореформенной России  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
4
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.6
Социально-экономическое развитие пореформенной России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.7
Общественное движение 1860 – начала 80-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.8
Народническое движение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОК-2 ПК-7
4
0
 
3.9
Общественное движение 1860 – начала 80-х гг. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 4. Россия в 1880 - начале 1890-х гг.

 
4.1
Внутренняя политика самодержавия в 1880 – начале 1890-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.2
Внутренняя политика самодержавия в 1880 – начале 1890-х гг. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.3
Внутренняя политика самодержавия в 1880 – начале 1890-х гг. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.4
Внешняя политика России в середине 1850 – начале 1890-х гг. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.5
Внешняя политика России в середине 1850 – начале 1890-х гг. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.6
Русская культура второй половины XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.7
Русская культура второй половины XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОК-2 ПК-7
4
0
 
4.8
Русская культура второй половины XIX в. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОК-2 ПК-7
4
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.9
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ОК-2 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

3 семестр

1.Территория и административное управление Российской империи в начале XIX в. Социальный строй России в начале XIX в.

2.Состояние сельского хозяйства в первой половине XIX в.

3.Развитие промышленности в России в первой половине XIX в. Начало промышленного переворота.

4.Развитие торговли и транспорта в первой половине XIX в.

5.Вступление на престол Александра I. Деятельность Негласного комитета и Непременного совета в начале XIX в.

6.Крестьянский вопрос в царствование Александра I.

7.Преобразования в области просвещения и цензуры в начале XIX в.

8.Реформы центрального государственного управления в начале XIX в.

9.М.М. Сперанский и его план государственных преобразований.

10.Европейское направление во внешней политике России в 1801-1812 гг.

11.Восточный вопрос во внешней политике России в начале XIX в.

12.Причины, характер и начало Отечественной войны 1812 г.

13.Бородинское сражение.

14.Оставление Москвы. Тарутинский маневр в ходе Отечественной войны 1812 г.

15.Партизанское движение в ходе Отечественной войны 1812 г. Отступление французской армии.

16.Заграничный поход 1813-1814 гг. Венский конгресс.

17.Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1819 гг.

18.Военные поселения и деятельность А. А. Аракчеева.

19.Поворот к реакции во внутренней политике в конце царствования Александра I.

20.Истоки и формирование идеологии декабристов.

21.Ранние организации декабристов.

22.Северное и Южное общества декабристов.

23.Конституционные проекты декабристов.

24.Восстание декабристов.

25.Следствие и суд над декабристами.

26.Вступление на престол Николая I и основные направления его внутренней политики.

27.Изменения в системе административного управления Российского государства в царствование Николая I.

28.Кодификация законов в царствование Николая I.

29.Политика в области просвещения и печати в царствование Николая I.

30.Крестьянский вопрос во второй четверти XIX в. Реформа П.Д. Киселева.

31.Усиление политической реакции в России в 1848 – 1855 гг.

32.Кружки 20 – начала 30-х гг. XIX в. П. Я. Чаадаев.

33.Теория «официальной народности» как идеология николаевского царствования.

34.Складывание либерального направления русской общественной мысли. Западники.

35.Славянофильство, как своеобразное течение либеральной мысли в России.

36.Формирование радикально-демократического направления российской общественной мысли. В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

37.Кружок петрашевцев в 40-х гг. XIX в.

38.Европейское направление во внешней политике России в 1815-1850 гг.

39.Восточный вопрос во внешней политике России в 1815-1850 гг.

40.Особенности и основные этапы присоединения народов Кавказа к России. Вхождение Закавказья в состав Российского государства.

41.Присоединение Россией Северного Кавказа. Кавказская война 1830 – 1864 гг.

42.Причины и начало Крымской войны 1853-1856 гг.

43.Оборона Севастополя в ходе Крымской войны.

44.Завершение и последствия Крымской войны.

45.Развитие науки в России в первой половине XIX в.

46.Литература, музыка и театр в культурной жизни России в первой половине XIX в.

47.Развитие изобразительного искусства и архитектуры в России в первой половине XIX в.

48.Предпосылки и причины отмены крепостного права.

49.Вступление на престол Александра II. Демократический подъем во второй половине 50-х годов XIX в.

50.Переход к подготовке отмены крепостного права. Помещичьи проекты крестьянской реформы.

51.Деятельность губернских дворянских комитетов и Редакционных комиссий. Завершение подготовки крестьянской реформы.

52.Правовое положение крестьян по «Положению» об отмене крепостного права. Крестьянский надел.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
53.Крестьянское самоуправление и функции мировых посредников.

54.Повинности временнообязанных крестьян. Выкупная операция.

55.Крестьянское движение в первые годы после отмены крепостного права. Значение крестьянской реформы.

56.Отмена крепостного права среди государственных и удельных крестьян.

Задание. Работа с картой и источниками.

4 семестр

Вопросы к экзамену:

1.Земская реформа в царствование Александра II.

2.Городская реформа в царствование Александра II.

3.Судебная реформа в царствование Александра II.

4.Военные реформы в царствование Александра II.

5.Реформы в области образования и цензуры в царствование Александра II.

6.Финансовые преобразования в 1860-70-х гг. Значение Великих реформ».

7.Изменение в характере землевладения и землепользования в пореформенное время. Развитие крестьянского хозяйства.

8.Помещичье хозяйство в пореформенное время. Рост торгового земледелия.

9.Развитие промышленности в пореформенное время. Завершение промышленного переворота.

10.Развитие торговли и транспорта во второй половине XIX в. Состояние финансов.

11.Социальный строй России во второй половине XIX в. Изменения в нем после отмены крепостного права.

12.Освободительное движение в России в 1861-1864 гг. Польское восстание и российское общество.

13.Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в.

14.Идеология народничества.

15.Народнические организации 1870-х гг.

16.“Народная воля”, “Черный передел” и их деятельность на рубеже 70 - 80-х гг. XIX в.

17.Консервативное движение в царствование Александра II.

18.Либеральное движение в царствование Александра II.

19.Либеральная бюрократия и правительственный конституционализм в конце 1850 – начале 1880-х гг.

20.Кризис самодержавной власти на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Поворот к реакции в царствовании Александра III.

21.Состояние просвещения и цензуры в 1880 – начале 90-х гг.

22.Аграрная политика в царствование Александра III.

23.Преобразования в области местного самоуправления и суда в царствование Александра III.

24.Рабочий и национальный вопрос в царствование Александра III.

25.Консервативная мысль в 1880 – сер. 90-х гг. Теория «народного самодержавия».

26.Либеральное движение в 1880 – сер. 90-х гг.

27.Развитие радикального движения в 1880 – 90-х гг.

28.Европейское направление внешней политики России в 60-70 гг. XIX в.

29.Политика России на Ближнем Востоке. Русско-турецкая война 1877-78 гг.

30.Внешняя политика России в 80-90-х гг. XIX в.

31.Присоединение Средней Азии и политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.

32.Развитие науки в России в XIX в.

33.Литература в культурной жизни России во второй половине XIX в.

34.Музыка и театр в культурной жизни России во второй половине XIX в.

35.Развитие изобразительного искусства в России во второй половине XIX в.

36.Развитие архитектуры в России во второй половине XIX в.

Задание. Работа с картой и источниками.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы контрольных заданий

3 семестр

Раздел 1-2.

Вариант 1.

1.Попытки решения крестьянского вопроса в первой половине XIX в.

2.Система государственного управления и основные тенденции модернизации политического устройства в России в первой половине XIX в.

Вариант 2.

1.Основные тенденции развития социально-экономического строя в России в первой половине XIX в.

2. Территориальное расширение и внешняя политика России в первой половине XIX в.

Вариант 3.

1.Основные тенденции развития общественно-политического движения в России в первой половине XIX в. (ОК-2)

2.Основные условия и тенденции развития русской культуры первой половины XIX в.

4 семестр

Раздел 3-4. Россия в 1860 - 1890-х гг.

Вариант 1.

1.Крестьянская реформа и социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

2.Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Вариант 2.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.Великие реформы 1860-70-х гг. и модернизация общественно-политического строя России во второй половине XIX в.

2.Основные тенденции развития общественно-политического движения в России во второй половине XIX в.

Вариант 3.

1.Характер, содержание и результаты внутренней политики самодержавия в царствование императора Александра III. (ОК-2)

2.Основные условия и тенденции развития русской культуры второй половины XIX в.

Примерные темы рефератов:

Раздел 1. Россия в 1801 – 1861 гг.

1.Социальный строй России в первой половине XIX в.

2.Положение крестьян и кризис крепостной системы в России в первой половине XIX в.

3.Крестьянский вопрос и попытки его решения в царствование Александра I.

4.Развитие промышленности в России в первой половине XIX в.

5.Развитие транспорта в России в первой половине XIX в.

6.Эволюция системы высших и центральных органов управления в России в XIX в.

7.Развитие системы органов местного управления в России в XIX в.

8.«Негласный комитет» и преобразования начала царствования Александра I.

9.План государственных преобразований М. М. Сперанского.

10.Н. М. Карамзин и его “Записка о древней и новой России”.

11.А.А. Аракчеев как государственный деятель.

12.«Государственная уставная грамота» Н.Н. Новосильцева.

13.Европейское направление во внешней политике России накануне Отечественной войны 1812 г.

14.М. И. Кутузов в Отечественной войне 1812 г.

15.Европейская война 1813 – 1814 гг. и роль России в освобождении народов Западной Европы.

16.Преддекабристские организации.

17.Аграрно-крестьянский вопрос в конституционных проектах декабристов.

18.План политического преобразования России в конституционных проектах декабристов.

19.Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.

20.Декабристы в Сибири.

21.Просвещение и печать в царствование Николая I.

22.Секретные комитеты и их деятельность в года правления Николая I.

23.Попытки решения крестьянского вопроса в царствование Николая I.

24.Теория “Официальной народности” как идеология николаевского царствования.

25.Славянофильство, как своеобразное течение либеральной мысли России.

26.Общественно-политические взгляды западников в 1830 – 40-х гг.

27.Формирование радикально-демократического направления российской общественной мысли.

28.Кавказская война в 1830 – 1860-х гг.

29.Защита Севастополя как решающее событие Крымской войны 1853 – 1856 гг.

30.А. И. Герцен, Н. П. Огарев и вольная русская печать.

Раздел 2. Россия в пореформенную эпоху (вторая половина XIX в.)

1.Подготовка отмены крепостного права.

2.Личное освобождение крестьян и общинное устройство по реформе 1861 г.

3.Наделы и повинности крестьян по реформе 1861 г.

4.Выкупная операция по реформе 1861 г.

5.Введение органов земского самоуправления в России.

6.Введение органов городского самоуправления в России.

7.Судебная реформа 1864 года.

8.Военные реформы в России в 1860 – 70-е гг.

9.Развитие крестьянского хозяйства в пореформенное время (60 – 90-е гг. XIX в.).

10.Развитие помещичьего хозяйства в пореформенное время (60 – 90-е гг. XIX в.).

11.Развитие промышленности в пореформенной России (60 –80-е гг. XIX в.).

12.развитие транспорта во второй половине XIX в.

13.Деятельность земских органов самоуправления в России во второй половине XIX в.

14.Конституционные проекты представителей высшей либеральной бюрократии в царствование Александра II.

15.М.Т. Лорис-Меликов и его проект государственных преобразований.

16.Общественно-политические взгляды П. Л. Лаврова.

17.М.А. Бакунин и “хождение в народ” в середине 1870-х гг.

18.Русский бланкизм (П. Н. Ткачев).

19.Организация “Народная воля” (1879 – 1881 гг.).

20.Организация «Черный передел». Г.В. Плеханов.

21.Либерально-оппозиционное движение в 1860 - 80-х годах.

22.Либеральное народничество 1880 – 1890-х гг.

23.Европейское направление во внешней политике России 60 – 80-х гг. XIX в.

24.Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. и роль России в освобождении народов Балканского полуострова.

25.Развитие высшего образования в России в XIX в.

26.Российская православная церковь в XIX в.

27.Русская архитектура второй половины XIX в.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
28.Русская живопись второй половины XIX в. Передвижничество.

29.Театральное искусство в XIX в.

30.Развитие науки и техники в XIX в. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Личман, Б.В.
История России с древнейших времен до конца хiх века : учебное пособие для вузов / Б. В. Личман. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10595-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430893
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09040-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433031 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Волков, В.А.
Военная история России с древнейших времен до конца XIX века : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Волков В.А., Воронин В.Е., Горский В.В. - Москва: Прометей, 2012.. - 224 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/23980.html.— ЭБС «IPRbooks»
Москва: Прометей, , 2012
 
Л2.2
Корнилов, А.А.
Курс истории России XIX века: А. А. Корнилов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 709 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11878-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446329
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Кириллов, В.В.
История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века : учебное пособие для вузов / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08563-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437467
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Степанова, Л.Г.
История России: Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428042
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотека исторического факультета Московского государственного университета. - URL: http://hist.msu.ru/
 
Э2
Электронная библиотека Руниверс. - URL: http://www.runivers.ru/lib/alphabet/
 
Э3
Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки. - URL: http://www.gumer.info/
 
Э4
Электронная библиотека Старые книги. - URL: http://starieknigi.info/
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-216 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия. 
 
7.3
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических 

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.