2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Культурология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культурология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 7, 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
118
аудиторные занятия
98
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
15 4/6
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
22
22
36
36
Практические
30
30
32
32
62
62
Итого ауд.
44
44
54
54
98
98
Кoнтактная рабoта
44
44
54
54
98
98
Сам. работа
64
64
54
54
118
118
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р социолог. наук, профессор , Дырин С.П. _________________
 
 
Культурология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний и представлений в области истории культурологической мысли, раскрытии сущности основных проблем современной культурологии, специфике и закономерностях развития мировых культур; способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, опираясь на опыт и знания культурологии, а также разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, связанные с приобщением обучающихся к культурным ценностям и практике культурного поведения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
определить место культурологии в системе современных гуманитарных наук;
1.4
познакомить с основными подходами к определению понятия «культура», уметь охарактеризовать ее роль в жизни общества и человека, иметь представление о видах и типах культур;
1.5
овладеть знаниями о сущности крупнейших культурологических теорий;
1.6
освоить необходимый минимум теоретических знаний об исторических типах культур, знать основные культурно-исторические центры и цивилизации, особенности их функционирования;
1.7
выработать навыки анализа процессов и тенденций социокультурной среды современности, помочь ориентироваться в мире культуры;
1.8
выработать способность к адекватному восприятию различных национальных культур;
1.9
выработать понимание преобразующих функций культуры, способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и культура татарского народа
2.1.2
История России новейшего времени
2.1.3
История Татарстана
2.1.4
Новая история стран Европы и Америки
2.1.5
Теория и методика обучения истории
2.1.6
История философии
2.1.7
Музееведение
2.1.8
История средних веков
2.1.9
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.10
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.11
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.12
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.13
Религиоведение
2.1.14
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.15
Археология
2.1.16
Археология Вятско-Камского региона
2.1.17
История древнего мира
2.1.18
Противодействие коррупции
2.1.19
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.20
Краеведение в школе
2.1.21
История и культура татарского народа
2.1.22
Краеведение в школе
2.1.23
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.24
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.25
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История мировой культуры
2.2.2
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области культурологии
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности в области культурологии
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области культурологии
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области культурологии
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды в области культурологии
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области культурологии
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности в области культурологии
 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся в области культурологии
 
навыками разработки программ воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области культурологии
 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ в области культурологии
 
критерии оценки культурно-просветительских программ в области культурологии
 
методику разработки и реализации  культурно-просветительских программ в области культурологии
 
 
Уметь:
 
описывать направления разработки и реализации культурно-просветительских программ в области культурологии
 
оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям в области культурологии
 
определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи в области культурологии
 
 
Владеть:
 
навыками анализа культурно-просветительских программ, опираясь на основы их разработки и реализации в области культурологии
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям в области культурологии
 
навыками проектирования и реализации культурно-просветительских программ в области культурологии
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы развития культурологической мысли и фундаментальные концепции культурологического знания;
3.1.2
основные понятия культурологи для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.3
различные типологии культур, методику разработки и реализации культурно-просветительских программ;
3.1.4
процессы культурогенезе и роль человека в становлении и развитии культуры;
3.1.5
основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
3.1.6
динамику культуры и особенности культурных эпох, характер и тенденции современной культуры.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать методы культурологии в своей профессиональной деятельности, разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.2.2
формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;
3.2.3
использовать современные источники информации для получения новых знаний в области культурологии;
3.2.4
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внучебной деятельности, опираясь на опыт и знания культурологи.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки и реализации культурно-просветительских программ в своей профессиональной деятельности;
3.3.2
навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых, культурологических проблем;
3.3.3
навыками продуктивного общения с представителями различных культур, опытом социального общения, способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Структура и состав современного культурологического знания

 
1.1
Сущность культурологии как науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
7
0
 
1.2
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3 ПК-14
7
0
 
1.3
Структура и состав современного культурологического знания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
7
0
 
 
Раздел 2. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология 

 
2.1
Язык и символы культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
7
0
 
2.2
Предпосылки возникновения культурной антропологии в XIX в. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
7
0
 
2.3
Культура и природа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-14
7
0
 
2.4
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
7
0
 
 
Раздел 3. Культурология  и история культуры

 
3.1
Российская культурологическая мысль XX века /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
7
0
 
3.2
Культурология и история культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

20
ПК-3 ПК-14
7
0
 
3.3
Теории возникновения человека и культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-14
7
0
 
 
Раздел 4. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований

 
4.1
Культурология как теоретическая и прикладная дисциплина /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
7
0
 
4.2
Инкультурация и социализация /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
7
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.3
Методы культурологических исследований /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
7
0
 
 
Раздел 5. Основные понятия культурологии

 
5.1
Культура как базовое понятие в культурологии

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
7
0
 
5.2
Культура и искусство /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
7
0
 
5.3
Основные понятия культурологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
7
0
 
5.4
Типология культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-14
7
0
 
 
Раздел 6. Восточные и западные типы культур

 
6.1
Восточные и западные типы культур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
8
0
 
6.2
Культурная самоидентичность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
8
0
 
6.3
Восточные и западные типы культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
8
0
 
6.4
Различие понятий «классификация» и «типология» культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
7
0
 
 
Раздел 7. Человек и культура

 
7.1
Исторические предпосылки изучения человека и культуры, личности и культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-3 ПК-14
8
0
 
7.2
Культурная модернизация /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
8
0
 
7.3
Человек и культура /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
8
0
 
 
Раздел 8. Этническая и национальная культура

 
8.1
Понятие этническая и национальная культура /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-3 ПК-14
8
0
 
8.2
Глобальные проблемы современности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
8
0
 
8.3
Этническая и национальная культура /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
8
0
 
 
Раздел 9. Культура древнего мира

 
9.1
Специфика первобытной культуры. Миф и мифологическая картина мира /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
ПК-3 ПК-14
8
0
 
9.2
Культура средних веков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-14
8
0
 
9.3
Культура древнего мира /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

14
ПК-3 ПК-14
8
0
 
 
Раздел 10. Культура античности

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
10.1
Культура античной Греции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ПК-3 ПК-14
8
0
 
10.2
Культура современного общества /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-14
8
0
 
10.3
Культура античности

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-3 ПК-14
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

7 семестр

1.Сущность культуры. Культура как целостность.

2.Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.

3.Психоанализ.

4.Структурализм, семиотика и символизм.

5.З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм - выдающиеся представители психоанализа.

6.Марксизм и культура.

7.Антропогенез и культурогенез.

8.Синкретизм мировоззрения первобытного человека.

9.Миф и его сущность.

10.Центры цивилизаций Древнего Востока и их особенности.

11.Основные достижения материальной и духовной культуры Древнего Востока.

12.Буддизм.

13.Конфуцианство.

14.Культура Древней Греции.

15.Культура Древнего Рима.

16.Греческая мифология.

17.Рим и раннее христианство.

18.Сущность религии. Ее функции.

19.Христианство и культура.

20.Исламская культура.

21.Современные нетрадиционные религии.

22.Христианский и исламский идеал человека.

23.Сущность культуры эпохи Возрождения.

24.Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

25.Основные тенденции развития и достижения Новоевропейской культуры.

26.Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси.

27.Время правления Петра I и культура России (реформы).

28.“Золотой век” русской литературы.

29.“Серебряный век” русской культуры.

30.Судьбы российской интеллигенции.

31.Основные особенности и черты культуры ХХ в.

32.Достижения и проблемы культуры к началу XXI в.

33.Культурология и философия культуры. Культурная антропология.

34.Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

35.Культура и личность. Инкультурация и социализация.

36.Культура и искусство. Культура и природа.

Вопросы и задания к зачету

8 семестр

1.Культурология как наука. Предмет культурологии. Место и роль культурологии в составе гуманитарного знания.

2.Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология.

3.Морфология культуры.

4.Методы культурологических исследований. Системные и сравнительные исследования в культурологии.

5.Понятие культуры. Подходы к определению культуры. Эволюция субъекта культуры.

6.Функции культуры.

7.Структура культуры. Материальная и духовная культура. Традиционная культура. Субкультура. Контркультура.

8.Понятие «цивилизация»: его формирование и основные значения. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».

9.Понятие культуры в эпоху Античности, в Средневековье, в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения.

10.Марксистская концепция культуры.

11.Культурологическая концепция Ф. Ницше.

12.Философия культуры О. Шпенглера.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
13.Культурологическая концепция А. Д. Тойнби.

14.Концепция осевого времени К. Ясперса.

15.Психологическая интерпретация культуры: концепция З. Фрейда и К. Г. Юнга.

16.Антропологическое направление в изучении культуры (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Л. Уайт).

17.Структурно-функциональный подход к пониманию культуры (К. Леви-Стросс, Р. Барт).

18.Постструктурализм (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар).

19.Западноевропейские концепции игровой культуры (И. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

20.Информационные модели культуры (М. Мак-Люэн, О. Тоффлер, Дж. Несбитт).

21.Отечественная культурологическая мысль ХIХ-ХХ вв. (Н. Бердяев, Н. Я. Данилевский, В. Соловьев, Л. Гумилев).

22.Типология культур. Основания дифференциации культур.

23.Культура первобытного общества.

24.Культура Древних цивилизаций (Египет, Месопотамия).

25.Восточный тип культуры: типологическая целостность Востока (Индия, Китай, Япония).

26.Западный тип культуры: типологическая целостность Запада.

27.Античность как тип культуры.

28.Западноевропейская средневековая культура.

29.Культура Византии.

30.Культура средневекового Востока.

31.Возрождение как явление культуры: стадиально-типологический анализ.

32.Реформация и духовная жизнь Европы.

33.Культура Запада в Новое время.

34.Русская и российская культура: типологическая характеристика.

35.Специфика России в мировой культуре.

36.Современная культура. Постмодерн в культуре XX века.

37.Этническая и национальная культура. Массовая и элитарная культура.

38.Язык и символы культуры. Знаковые системы. Виды языков культуры.

39.Культурные коды. Коды дописьменной, письменной и экранной культуры.

40.Искусство как форма культуры.

41.Виды искусства и их взаимодействие.

42.Направления, течения и стили в искусстве.

43.Ценности и нормы. Ценностная система. Понятие нормы. Обычаи.

44.Религия как культурное явление. Роль религии и культуры в развитии общества.

45.Культура и личность.

46.Социализация и инкультурация.

47.Национальный характер (русские, американцы, китайцы, японцы).

48.Культура и общество. Типы человеческих сообществ и их культура.

49.Культура и природа.

50.Экологическая культура. Культура и глобальные проблемы современности.

Задание: кратко охарактеризовать глобальные проблемы современности с точки зрения культурологи, обозначить пути и перспективы их решения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

7 семестр

Вариант 1: Элитарная культура как антипод массовой культуры

Вариант 2: Глобальные проблемы и экология культуры

8 семестр

Вариант 1: Специфика городской культуры Средневековья

Вариант 2: Человек и мир в искусстве модернизма

Тематика эссе

7 семестр

1. Игра как феномен культуры

2. Преемственность и новаторство в культуре

3. Язык и его роль в культуре

4. Материальная и духовная культура

5. Роль культуры в жизни человека и общества

8 семестр

1. Теории возникновения человека и культуры

2. Материальная и духовная культура первобытного общества

3. Культура  древней Месопотамии

4. Культуры Древней Индии

5. Культура Древнего Китая

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Розин, В.М.
Культурология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.М. Рогозин. —3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — ISBN 978-5-534-05510-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-441387.
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Под редакцией И. Ф. Кефели
Культурология: Учебное пособие для прикладного бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06542-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434296
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Еникеева, Д. М.
Культурология: учебное пособие / Д.М. Еникеева. — 2-е изд. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 с. — ISBN 978-5-9758-1799-0. — Текст : электронный // ЭБС IPRbooks [сайт]. —  URL: http://www.iprbookshop.ru/81016.html.
Саратов : Научная книга, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Ежедневный интернет-журнал Культурология.Ру. – URL: http://www.kulturologia.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-207 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
2-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
дистанционных образовательных технологий.