2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Менеджмент физической культуры и спорта_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Менеджмент физической культуры и спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.экон. наук, доцент, Несмеянова Е.И. _________________
 
 
Менеджмент физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний, умений, навыков в теории социального управления физкультурно-спортивными организациями России в современных рыночных условиях для решения организационно-управленческих задач в профессиональной деятельности будущих специалистов физической культуры и спорта.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся мотивацию к познанию теории и практики спортивного менеджмента;
1.4
обеспечить усвоение обучающимисяи знаний в области спортивного менеджмента, основных закономерностей, принципов, средств, методов и технологий, применяемых в теории и практике спортивного менеджмента;
1.5
сформировать мировоззренческие позиции на значимость спортивного менеджмента и его роль в развитии сферы физической культуры и спорта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.1.2
Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательной организации
2.1.3
Правоведение
2.1.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.5
Здоровьесберегающие технологии
2.1.6
Коммуникативный практикум
2.1.7
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.8
Пожарная безопасность
2.1.9
Противодействие коррупции
2.1.10
Спортивные сооружения
2.1.11
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.12
Коммуникативный практикум
2.1.13
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.2.2
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.3
Спортивная медицина
2.2.4
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.7
Национальные виды спорта
2.2.8
Новые физкультурно-спортивные виды
2.2.9
Безопасное проведение спортивных и культурно-спортивных мероприятий
2.2.10
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Опасные ситуации военного характера и защита от них
2.2.13
Новые физкультурно-спортивные виды
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-5:      способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 
 
Знать:
 
основные принципы командной работы
 
методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий
 
технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность для восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия
 
реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности
 
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий
 
навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования

 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования

 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач

 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования

 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования

 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  в сфере образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов в сфере образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
конституцию Российской Федерации;
3.1.2
Федеральный Закон «О Физической культуре и спорте в РФ»;
3.1.3
трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации;
3.1.4
сущность и принципы спортивного менеджмента;
3.1.5
содержание спортивного менеджмента;
3.1.6
иерархическую структуру управления физической культурой и спортом в России
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
3.2.2
принимать управленческие решения;
3.2.3
анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта и первичных организаций физкультурно–спортивной направленности;
3.2.4
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;
3.2.5
работать с финансово–хозяйственной документацией
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными методами управления;
3.3.2
технологией управленческого труда в организациях физкультурно–спортивной направленности;
3.3.3
технологией подготовки и принятия управленческих решений, а также организации их выполнения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Характеристика сферы физической культуры испорта

 
1.1
Введение в спортивный менеджмент. Типология физкультурных и спортивных организаций. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
1.2
Введение в спортивный менеджмент. Типология физкультурных и спортивных организаций /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.3
Введение в спортивный менеджмент. Типология физкультурных и спортивных организаций /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.4
Сущность и принципы спортивного менеджмента. Цели и функции спортивного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.5
Сущность и принципы спортивного менеджмента. Цели и функции спортивного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.6
Сущность и принципы спортивного менеджмента. Цели и функции спортивного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.7
Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.8
Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом. Первичные организации физкультурно–спортивной направленности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5
6
0
 
1.9
Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом. Первичные организации физкультурно–спортивной направленности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5
6
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Раздел 2. Внутрифирменное управление физкультурно-спортивными организациями

 
2.1
Менеджмент в зарубежном спорте /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.2
Менеджмент в зарубежном спорте /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.3
Менеджмент в зарубежном спорте /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.4
Менеджмент в профессиональном и коммерческом спорте /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.5
Менеджмент в профессиональном и коммерческом спорте /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.6
Менеджмент в профессиональном и коммерческом спорте /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.7
Информационное обеспечение спортивного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.8
Информационное обеспечение спортивного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.9
Информационное обеспечение спортивного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.10
Технология принятия управленческого решения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-6 ОК-5
6
0
 
2.11
Технология принятия управленческого решения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.12
Технология принятия управленческого решения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.13
Методы управления физкультурно–спортивными организациями. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.14
Методы управления физкультурно–спортивными организациями. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.15
Менеджмент персонала физкультурно–спортивных организаций /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.16
Менеджмент персонала физкультурно–спортивных организаций /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
2.17
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

36
ПК-6 ОК-5 ОПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Спортивный менеджмент: определение понятия, содержание.

2. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений: особенности функционирования, виды физкультурно-спортивных услуг.

3. Функциональные разновидности спортивного менеджмента.

4. Организация, физкультурно-спортивная организация и ее типологическая группировка.

5. Типы ФСО и их смысл.

6. Организационно-правовые формы ФСО.

7. Учреждение новой ФСО, его этапы.

8. Сущность спортивного менеджмента, показатель его эффективности.

9. Основные вехи в развитии управления физической культурой в России. Периоды эволюции развития спортивного менеджмента в России.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
10. Современные принципы спортивного менеджмента.

11. Цели спортивного менеджмента.

12. Функции спортивного менеджмента.

13. Государственные органы управления физической культурой и спортом общей и специальной компетенции.

14. Олимпийский комитет России (ОКР) в системе органов управления спортом.

15. Общественные объединения физкультурно-спортивной направленности (определение, деятельность, организационно – правовые формы, виды ООб физкультурно-спортивной направленности).

16. Менеджмент спортивной федерации (обязанности, принципы).

17. Физкультурно – спортивные общественные объединения России и их характеристика.

18. Спортивный клуб, определение и классификация с точки зрения обслуживаемого контингента и с организационно – экономической точки зрения.

19. Менеджмент спортивной школы, цель, задачи, принципы деятельности спортивных школ.

20. Формы учебно-тренировочного процесса в спортивной школе.

21. Этапы подготовки занимающихся в спортивной школе и их характеристика.

22. Управление в спортивной школе, организационно-функциональная структура спортивной школы, формы самоуправления в спортивной школе, организационная структура спортивной школы, должностные обязанности работников спортивной школы.

23. Персонал-менеджмент в спортивной школе, порядок комплектования персонала, отношения работника спортивной школы и ее администрации, права педагогических работников, исчисление заработной платы тренера – преподавателя.

24. Эффективность деятельности спортивных школ и ее критерии.

25. Финансовый менеджмент спортивной школы (материально-техническая база, источники формирования имущества и финансовых ресурсов спортивных школ).

26. Менеджмент в зарубежном спорте и его классификация.

27. Финансовый менеджмент в зарубежных фитнес-клубах.

28. Зарубежные модели спортивного менеджмента.

29. Менеджмент профессионального и коммерческого спорта в России.

30. Информационное обеспечение менеджмента в физкультурно-спортивных организациях (информация, физкультурно – управленческая информация, управленческая документация).

31. Управленческое решение в спортивном менеджменте и его формы.

32. Классификация управленческих решений.

33. Требования к управленческим решениям

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов:

1. Международный Олимпийский Комитет

2. Олимпийская хартия

3. Исследование значения отдельных двигательных и психических способностей в овладении гимнастическими упражнениями.

4. Исследование взаимосвязи между отдельными двигательными способностями и их влияние на спортивно-технический результат гимнастов.

5. Разработка методики развития отдельных двигательных способностей в процессе обучения гимнастическим упражнениям.

6. Разработка методов индивидуального и личностного подхода при развитии двигательных способностей в процессе занятий гимнастикой.

7. Исследование структуры ями и многоборьем в целом.

8. Исследование эффективности педагогспособностей, необходимых для овладения отдельными гимнастическими упражнениического контроля, за состоянием занимающихся в процессе учебно-тренировочных занятий.

9. Развитие решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям.

10.Анализ техники отдельного гимнастического упражнения или ряда упражнений одной структурной группы.

11. Разработка методики обучения отдельным гимнастическим упражнениям.

12.Совершенствование методики проведения учебных занятий по гимнастике в общеобразовательной школе (с включением собственного педагогического опыта).

13.Применение нестандартного гимнастического оборудования на уроках гимнастики в общеобразовательной школе.

14.Анализ современной методики подготовки гимнастов на различных этапах становления спортивного мастерства.

15.Особенности организации и проведения внеклассной работы по гимнастике в общеобразовательной школе.

16.Подготовка и проведение массовых гимнастических праздников в различных учебных заведениях и в период летнего отдыха.

17.Исследование влияния отдельных двигательных способностей на овладение трудовыми профессиями в процессе занятий гимнастикой.

18.Методика проведения занятий по гимнастике в дошкольных учреждениях.

19.Организация занятий по гимнастике в дошкольных учреждениях.

20.Система отбора для занятий гимнастикой.

21.Характеристика спортивно-прикладных видов гимнастических упражнений и их влияние на подготовку спортсменов в различных видах спорта.

22.Влияние развития отдельных двигательных (психомоторных) способностей на спортивно-технический результат гимнастов.

23.Современные тенденции развития гимнастики.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
24.Влияние отдельных видов прикладной гимнастики на развитие профессиональных и двигательных способностей.

25.Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике.

26.Совершенствование конструкции гимнастического оборудования - основа повышения спортивного мастерства гимнастов.

27.Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике в общеобразовательной школе, вузе, коллективе физкультуры и т.д.

28.Педагогический анализ программ по гимнастике.

29.Анализ материала по гимнастике в программах по физической культуре общеобразовательной школы.

30.Анализ современного состояния развития гимнастики (по материалам спортивных соревнований различного уровня).

31.Влияние акробатической подготовленности гимнастов на успешность овладения упражнениями в отдельных видах гимнастического многоборья и многоборья в целом.

32.Влияние хореографической подготовки гимнастов на успешность овладения упражнениями в отдельных видах многоборья и в многоборье в целом.

33.Исследование взаимосвязи координации движений с отдельными показателями умственных способностей.

34.Гимнастика на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы, Играх доброй воли (исторический обзор).

35.Особенности физического развития юных гимнастов.

36.Возрастная динамика развития двигательных способностей у занимающихся гимнастикой.

37.Возрастная динамика развития отдельных морфологических признаков у юных гимнастов.

38.Методика педагогического контроля за физическим состоянием юных гимнастов в процессе возрастного развития и повышения спортивного мастерства.

39.Исследование работоспособности у юных гимнастов.

40.Методика ориентации и отбора детей в ДЮСШ на отделение спортивной (и других видов) гимнастики.

41.Особенности проведения уроков по гимнастике в различных классах общеобразовательной школы.

42.Методы повышения двигательной плотности занятий по гимнастике с учащимися различных возрастных групп.

43.Применение нетрадиционных средств гимнастики при проведении подготовительной (основной, заключительной) частей урока.

44.Организация и проведение массовых гимнастических соревнований.

45.Социологический портрет сильнейших гимнастов мира.

46.Анализ правил соревнований, классификационных программ по гимнастике (исторический обзор).

47.Информационное обеспечение соревнований по гимнастике.

48.История развития гимнастики (различные периоды).

49.Гимнастика в системе подготовки учителя физической культуры.

50.Музыкальное обеспечение урока гимнастики.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мелёхин, А. В. 
Правовое регулирование физической культуры и спорта: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Мелёхин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 479 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3811-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/488328
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Трапицин, С.Ю.
Менеджмент в образовании: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00364-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433372
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Новокрещенов, В. В. 
Менеджмент физической культуры и спорта: учебное пособие / В. В. Новокрещенов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 185 c. — ISBN 978-5-4486-0369-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75953.html 
Саратов : Ай Пи Эр Меди, 2018
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1

Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Менеджмент - Новости, Лекции, Статьи, Литература. - URL: http://infomanagement.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.