(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1
Э1 Э2 Э4
Э1
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Конфликты в современнои российском обществе.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Перечень вопросов к зачету
1.Предмет, объект и задачи социологии как науки.
2.Функции и структура социологического знания.
3.Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.
4.Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии.
5.Основные этапы развития социологии как науки.
6.О.Конт - родоначальник социологии.
7.Социологические воззрения К.Маркса.
8.«Понимающая социология» М.Вебера.
9.Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
10.Западная социология в ХХ веке.
11.Развитие социологии в России.
12.Типы культуры: субкультура, контркультура. Элитарная, массовая и традиционная культура: понятие и их взаимодействие в современном обществе.
13.Человек как биосоциальная система.
14.Структура личности.
15.Социальные типы личности.
16.Понятие социального статуса и социальной роли.
17.Социализация как социокультурный процесс.
18.Социальная структура и социальная стратификация, исторические системы социальной стратификации.
19.Общество как система. Основные теоретические подходы к определению общества.
20.Социальная структура современного общества.
21.Социальная группа: понятие и типология.
22.Социальный институт: понятие, функции, цели, типы.
23.Классификация социологических исследований. Основные характеристики социологического исследования, его функции, виды, структура.
25.Выборочный метод в социологии. Разновидности выборки.
26.Наблюдение как метод сбора первичных социальных фактов и его применение в деятельности правоохранительных органов.
27.Опрос как метод сбора первичных социальных данных. Виды опроса и особенности его применения.
28.Социальный конфликт: понятие, причины. Основные конфликтные теории в ХХ веке.
29.Этапы возникновения и развития социального конфликта. Разрешение социального конфликта.
30.Семья как социальный институт и социальная группа.
31.Основные типы воспроизводства населения, их смена в процессе индустриализации общества.
32.Миграция населения и ее влияние на социальные процессы. Миграция в современном российском обществе. Проблема незаконной миграции.
33.Современная демографическая ситуация в России и возможные перспективы ее развития.
Темы рефератов:
1.Социальная структура общества. Макро- и микроструктура.
2.Социальные институты и их роль в обществе.
3.Семья как социальный институт.
4.Система образования как социальный институт.
5.Роль религии в современном обществе.
6.Бюрократия в современном российском обществе.
7.Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы.
8.Социальные группы и их роль в обществе.
9.Социальные организации: происхождение, строение и функции.
10.Личность и общество.
11.Гражданское общество и власть.
12.Социализация личности.
13.Маргинальная личность: понятие, виды, образ жизни.
14.Ценностные ориентации личности.
15.Студенчество как социальная группа.
16.Проблемы социального неравенства в социологии.
17.Социальная стратификация: типы и виды стратификационных систем.
18.Социальная стратификация современного российского общества.
19.Социальная мобильность и социальные перемещения в современном российском обществе.
20.Проблемы формирования «среднего класса» в России.
21.Проблемы занятости населения в России.
22.Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика.
23.Проблемы неравенства в современной России.
24.Безработица как социальная проблема.
25.Нищета как социальная проблема.
26.Миграционные процессы в России: проблемы и перспективы.
27.Проблемы девиантного поведения в России.
28.Подростковая агрессия как социальная проблема.
29.Наркомания как социальная проблема.
30.Социальный контроль в российском обществе: проблемы и перспективы. Социальные конфликты и их роль в обществе.
31.Семья и брачные отношения в современном обществе.
32.Проблемы образования в современном российском обществе.
33.Образование в России и Болонский процесс.
34.Вуз в образовательном пространстве региона.
35.Средства массовой информации: роль в обществе и тенденции развития.
36.Культура как социальный феномен.
37.Молодежная субкультура.
38.Общественное мнение как объект и субъект управления.
39.Молодежь в современном обществе: пути самоопределения.
40.Ценностные ориентации современной молодежи.
41.Особенности трансформации российского общества как социальной системы
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятиеточки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•составление плана семинара из отдельных вопросов;
•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•полнота и конкретность ответа;
•последовательность и логика изложения;
•связь теоретических положений с практикой;
•обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•наличие качественных и количественных показателей;
•уровень культуры речи;
•использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
•качество подготовки;
•степень усвоения знаний;
•активность;
•положительные стороны в работе обучающихся;
•ценные и конструктивные предложения;
•недостатки в работе обучающихся;
•задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.