2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Социология_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;канд.соц.наук, доцент, Ахметова Э.Ш. _________________
 
 
Социология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся целостного видения и понимания социальной реальности, сферы социальных явлений и процессов, способности использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения,патриотизма и гражданской позиции.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развивать способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
1.4
развивать готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
1.5
раскрыть сущность основных подходов к исследованию личности и общества;
1.6
изучить структурные и функциональные особенности социализации личности, механизмы взаимодействия различных агентов социализации, особенности развития обществ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Социология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения общеобразовательных дисциплин на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Общая психология
2.2.2
Религиоведение
2.2.3
Естественнонаучная картина мира
2.2.4
Социальная психология
2.2.5
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.2.6
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.7
История философии
2.2.8
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.9
Теория и методика обучения истории
2.2.10
Основы экологической культуры
2.2.11
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.12
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.13
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.14
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.15
Философия
2.2.16
История
2.2.17
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Этнология
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия общей социологии в аспекте формирования научного мировоззрения

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат социологии для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики индивидуально-типологических особенностей человека в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе социологических фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по социологии в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа социогуманитарных первоисточников  по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе индивидуально-типологических особенностей человека, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОК-5:      способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия 
 
Знать:
 
основные принципы командной работы, понятие толерантности
 
методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, понятие толерантности, специфику социальных, культурных и личностных различий
 
технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, сущность толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
Уметь:
 
определять основные принципы командной работы, оперировать понятием толерантность для восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
использовать методику формирования команды, методику построения ее целенаправленного функционирования, оперировать понятием толерантность, определять социальные, культурные и личностные различия
 
реализовывать технологии формирования и функционирования команды, правила функционирования различных ролей в командной работе, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
 
 
Владеть:
 
навыками определения основных принципов командной работы, оперирования понятием толерантности
 
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий
 
навыками формирования и функционирования команды, функционирования различных ролей в командной работе, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий
 
 
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.1
сущность основных подходов к исследованию личности и общества, специфику социологического анализа личности;
3.1.2
структурные и функциональные особенности социализации личности, механизмы взаимодействия различных агентов социализации, особенности развития обществ;
3.1.3
основные исследовательские стратегии по проблеме типологии личности;
3.1.4
типологию,  основные источники возникновения и развития   массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать.
3.1.5
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания в области социологии личности и общества для разработки стратегий и конкретных программ помощи определенным категориям населения, комплекса коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи;
3.2.2
самостоятельно и критично мыслить, грамотно и всесторонне изучать социальные процессы,  законы социальной  организации,  развитие общества и общественных перемен;
3.2.3
экстраполировать полученные знания, понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития;
3.2.4
научно обосновывать собственную позицию при анализе социологических фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками сравнения исследовательских стратегий личности и общества,
3.3.2
навыками, необходимыми для анализа поведения личности и ее социальных ориентаций с целью - разработки предложений и рекомендаций по решению политических, социально-экономических проблем;
3.3.3
основами социологического анализа;
3.3.4
навыками командной деятельности, построения целенаправленного функционирования команды, определения социальных, культурных и личностных различий;
3.3.5
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретическая социология.

 
1.1
Общество как целостная система  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.2
Социальное взаимодействие и социальные взаимодействия /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э4

4
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
1.3
Социология личности  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

4
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.4
Структура личности. Статусы-роли-диспозиции /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
1.5
Составление статусных портретов. /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.6
Социальная структура и стратификация  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.7
Социальная структура общества, типы групп, классы /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
1.8
Особенности стратификационных процессов российского общества.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОК-1 ОК-5
1
0
 
1.9
Написание реферата.  Гуманистические концепции (эго-психология Э. Эриксона, гуманистическая теория А. Маслоу).

/Ср/

Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.10
Социальные конфликты  /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э5

4
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.11
Типология социальных конфликтов и пути их разрешения. Последствия конфликтов. Противодействие терроризму и экстремизму. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
1.12
Подготовка эссе.

Конфликты в современнои российском обществе.

/Ср/

Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.13
Социальные институты /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

2
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
1.14
Институт образования и науки /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
1.15
Эволюция социальных институтов. Кризис института семьи и брака. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Практическая социология 

 
2.1
Структура и процесс социологического исследования. методы сбора данных. /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3 Э5

2
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
2.2
Разработка анкеты для социологического исследования в малой группе. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
2.3
Анализ и интерпретация эмпирических данных. /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
2.4
Этические проблемы в социологичексом исследовании.  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ОПК-1
1
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0
ОК-1 ОК-5 ОПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Перечень вопросов к зачету

1.Предмет, объект и задачи социологии как науки.

2.Функции и структура социологического знания.

3.Роль социологии в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза.

4.Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии.

5.Основные этапы развития социологии как науки.

6.О.Конт - родоначальник социологии.

7.Социологические воззрения К.Маркса.

8.«Понимающая социология» М.Вебера.

9.Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

10.Западная социология в ХХ веке.

11.Развитие социологии в России.

12.Типы культуры: субкультура, контркультура. Элитарная, массовая и традиционная культура: понятие и их взаимодействие в современном обществе.

13.Человек как биосоциальная система.

14.Структура личности.

15.Социальные типы личности.

16.Понятие социального статуса и социальной роли.

17.Социализация как социокультурный процесс.

18.Социальная структура и социальная стратификация, исторические системы социальной стратификации.

19.Общество как система. Основные теоретические подходы к определению общества.

20.Социальная структура современного общества.

21.Социальная группа: понятие и типология.

22.Социальный институт: понятие, функции, цели, типы.

23.Классификация социологических исследований. Основные характеристики социологического исследования, его функции, виды, структура.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
24.Программа социологического исследования, ее структура и функции.

25.Выборочный метод в социологии. Разновидности выборки.

26.Наблюдение как метод сбора первичных социальных фактов и его применение в деятельности правоохранительных органов.

27.Опрос как метод сбора первичных социальных данных. Виды опроса и особенности его применения.

28.Социальный конфликт: понятие, причины. Основные конфликтные теории в ХХ веке.

29.Этапы возникновения и развития социального конфликта. Разрешение социального конфликта.

30.Семья как социальный институт и социальная группа.

31.Основные типы воспроизводства населения,  их смена в процессе индустриализации общества.

32.Миграция населения и ее влияние на социальные процессы. Миграция в современном российском обществе. Проблема незаконной миграции.

33.Современная демографическая ситуация в России и возможные перспективы ее развития.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы рефератов:

1.Социальная структура общества. Макро- и микроструктура.

2.Социальные институты и их роль в обществе.

3.Семья как социальный институт.

4.Система образования как социальный институт.

5.Роль религии в современном обществе.

6.Бюрократия в современном российском обществе.

7.Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы.

8.Социальные группы и их роль в обществе.

9.Социальные организации: происхождение, строение и функции.

10.Личность и общество.

11.Гражданское общество и власть.

12.Социализация личности.

13.Маргинальная личность: понятие, виды, образ жизни.

14.Ценностные ориентации личности.

15.Студенчество как социальная группа.

16.Проблемы социального неравенства в социологии.

17.Социальная стратификация: типы и виды стратификационных систем.

18.Социальная стратификация современного российского общества.

19.Социальная мобильность и социальные перемещения в современном российском обществе.

20.Проблемы формирования «среднего класса» в России.

21.Проблемы занятости населения в России.

22.Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика.

23.Проблемы неравенства в современной России.

24.Безработица как социальная проблема.

25.Нищета как социальная проблема.

26.Миграционные процессы в России: проблемы и перспективы.

27.Проблемы девиантного поведения в России.

28.Подростковая агрессия как социальная проблема.

29.Наркомания как социальная проблема.

30.Социальный контроль в российском обществе: проблемы и перспективы. Социальные конфликты и их роль в обществе.

31.Семья и брачные отношения в современном обществе.

32.Проблемы образования в современном российском обществе.

33.Образование в России и Болонский процесс.

34.Вуз в образовательном пространстве региона.

35.Средства массовой информации: роль в обществе и тенденции развития.

36.Культура как социальный феномен.

37.Молодежная субкультура.

38.Общественное мнение как объект и субъект управления.

39.Молодежь в современном обществе: пути самоопределения.

40.Ценностные ориентации современной молодежи.

41.Особенности трансформации российского общества как социальной системы

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Е. Хренов [и др.] ;
Социология: учебник для вузов / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07506-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453729
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. М. Осипов [и др.] 
Социология образования: учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов [и др.] ; под редакцией А. М. Осипова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07474-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452870
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л2.2
Багдасарьян, Н. Г.  
Социология: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02135-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449672
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru/

 
Э3
Социологические исследования.  - URL:  https://www.isras.ru/socis.html

 
Э4
Официальный портал Института социологии РАН. - URL: https://www.isras.ru/
 
Э5
Фонд общественного мнения (ФОМ). - URL: ttps:// www.fom.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-211 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-217 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированию у обучающихся навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятиеточки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

•составление плана семинара из отдельных вопросов;

•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;

•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);

•создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
магистранты дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

•полнота и конкретность ответа;

•последовательность и логика изложения;

•связь теоретических положений с практикой;

•обоснованность и доказательность излагаемых положений;

•наличие качественных и количественных показателей;

•уровень культуры речи;

•использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

•качество подготовки;

•степень усвоения знаний;

•активность;

•положительные стороны в работе обучающихся;

•ценные и конструктивные предложения;

•недостатки в работе обучающихся;

•задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачет является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения зачета определяется заведующим кафедрой.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на  зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к зачету необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на зачет. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.