(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д.ист.наук Корнилова И.В.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Конфликты в современнои российском обществе.
/Пр/
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов к экзамену
1. История возникновения правовых основ физической культуры и спорта
2. Основные понятия и категории дисциплины «Социология и правовые основы физической культуры и спорта»
3. Методы социологических исследований.
4. Традиционные и нетрадиционные направления развития физической культуры и спорта.
5. Государственная политика в сфере регулирования физической культуры и спорта в РФ.
6. Дайте характеристику физической культуры как части общей культуры общества и личности.
7. В чем видите главную цель функционирования физической культуры?
8. Проанализируйте основные этапы развития общества и их связь с функционированием физической культуры.
9. В чем суть социального механизма, своеобразной движущей силы развития общества?
10. Дайте характеристику основным факторам развития физической культуры.
11. Сделайте анализ отношения молодежи к физической культуре.
12. Деятельность органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта в республике Татарстан.
13. Государственное регулирование отношений в областях предпринимательства, физкультуры и спорта в РФ.
14. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.
15. Международные договоры в области физической культуры и спорта.
16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.
17. Нормативно-правовое регулирование создания и деятельности некоммерческой физкультурно-спортивной организации.
18. Правовые, организационные, материально-технические и финансовые основы предпринимательской в сфере физической культуры и спорта.
19. Формы организации бизнеса в сфере физической культуры и спорта.
20. Правовые основы физкультурно-оздоровительной работы и развития спорта высших достижений.
21. Исследование вопросов обеспечения безопасности при проведении и организации тренировочного процесса и спортивных мероприятий в игровых видах спорта.
22. Типология физкультурно-спортивных организаций.
23. Меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта.
24. Компетенция органов государственной власти РФ в области физической культуры и спорта.
25. Правовая поддержка в организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами.
26. Правовая поддержка в пропаганде физической культуры и спорта.
27. Характеристика содержанию ценностного потенциала физической культуры и спорта.
28. Существенные различия в содержании физкультурного и физического воспитания.
29. Преемственность содержания олимпизма, олимпийской культуры и олимпийского воспитания.
30. Деятельность СМИ в пропаганде олимпийского спорта.
Темы рефератов
1. Гражданско-правовые отношения в сфере физической культуры и спорта.
2. Законодательная база физической культуры и спорта в России.
3. Конституционные нормы, регулирующие развитие физической культуры и спорта в различных странах мира.
4. Международная хартия физического воспитания и спорта, Спортивная хартия Европы как правовые документы в сфере мирового и европейского спорта.
5. Нормативно-правовое регулирование создания коммерческой физкультурно-спортивной федерации.
6. Нормативно-правовое регулирование создания некоммерческой физкультурно-спортивной федерации.
7. Нормативно-правовые основы детско-юношеского спорта.
8. Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта (международный, региональный или национальный уровень).
9. Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
10. Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической культуры и спорта в республике Татарстан.
11. Олимпийская хартия как нормативно-правовая основа деятельности Международного олимпийского комитета.
12. Олимпийская хартия как свод правовых норм в международном спортивном движении.
13. Организационно-правовая документация учреждения дополнительного образования спортивной направленности.
15. Порядок государственной регистрации физкультурно-спортивной организации как юридического лица.
16. Порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров в сфере физической культуры и спорта.
17. Права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций.
18. Правовое регулирование спортивной рекламы и спонсорской деятельности.
19. Правовое регулирование студенческого спорта.
20. Правовые аспекты паралимпийского движения.
21. Правовые вопросы страхования в спорте.
22. Развитие физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений.
23. Ресурсное обеспечение функционирования и развития физической культуры и спорта.
24. Социально-правовое положение учителя и преподавателя физической культуры.
25. Социально-правовой статус спортсмена-любителя и спортсмена-профессионала.
26. Урегулирование споров в физкультурно-спортивной деятельности.
27. Устав (регламент) как нормативно-правовая основа деятельности международной (российской) спортивной федерации.
28. Устав ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР, ШВСМ (областной, окружной, муниципальной, частной и любой другой формы собственности).
29. Устав как важнейший нормативно-правовой документ организации деятельности физкультурно-спортивной организации (на конкретном примере).
30. Правовое регулирование спортивной рекламы и спонсорской деятельности.
Темы эссе:
1.Состояние здоровья молодежи.
2.Влияние семьи на карьеру молодежи.
3.Конфликт в спортивных группах: основные причины.
4.Современные социальные ориентации российской молодежи на будущую спортивную деятельность.
5.Девиантное поведение молодежи в спорте.
6.Ценностные ориентации молодежи в спорте.
7.Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт.
8.Перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт.
9.Снижением спортивных результатов.
10.Спорт как важный социальный феномен.
11.Зависимость успехов в спорте от личных, индивидуальных качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
12.Роль и значимости спорта для социализации молодого поколения.
13.Вовлеченность людей в физкультурно-спортивные занятия.
14.Спортивные предпочтения современной молодежи.
15.Физическая культура и спорт как общественные явления.
16.Прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в спорте.
17.Физическая культура и массовый спорт.
18.Динамика отношения людей к занятиям физическими упражнениями в малых спортивных группах.
19.Формирование общественного сознания по отношению к ценностному содержанию физической культуры и спорта.
20.Уровень удовлетворенности обучающихся спортивной деятельностью вуза.
21.Половая социализация молодежи.
22.Анализ социальных проблем социологии физической культуры и спорта.
23.Понижение материального благосостояния молодежи и влияние его на увлечения.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся навыкам работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
•при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•составление плана семинара из отдельных вопросов;
•предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
•полнота и конкретность ответа;
•последовательность и логика изложения;
•связь теоретических положений с практикой;
•обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•наличие качественных и количественных показателей;
•уровень культуры речи;
•использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
•качество подготовки;
•степень усвоения знаний;
•активность;
•положительные стороны в работе обучающихся;
•ценные и конструктивные предложения;
•недостатки в работе обучающихся;
•задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся готовиться к профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.