2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Теория и методика обучения истории_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения истории
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 6 зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
104
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18 1/6
17
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
34
34
Практические
36
36
34
34
70
70
Итого ауд.
54
54
50
50
104
104
Кoнтактная рабoта
54
54
50
50
104
104
Сам. работа
54
54
22
22
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Ст. преп., А.Г. Альменеев _________________
 
 
Теория и методика обучения истории
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист.  наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в обеспечении теоретической и практической подготовки обучающихся к осуществлению различных видов профессиональной деятельности по обучению истории (История России. Всеобщая истории) в образовательном пространстве современной школы, формирование комплекса знаний, умений и навыков для самостоятельной творческой работы учителя, которые в совокупности обеспечивают его готовность к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
1.4
сформировать готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.5
сформировать способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
1.6
сформировать способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
1.7
сформировать способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.3
Педагогические технологии
2.1.4
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.5
Естественнонаучная картина мира
2.1.6
Религиоведение
2.1.7
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.8
Археология
2.1.9
Археология Вятско-Камского региона
2.1.10
Противодействие коррупции
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.13
Социология
2.1.14
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.15
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.16
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.17
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.18
Религиоведение
2.1.19
Археология
2.1.20
Археология Вятско-Камского региона
2.1.21
Противодействие коррупции
2.1.22
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.23
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.24
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Культурология
2.2.2
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.3
Философия
2.2.4
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.5
История
2.2.6
Производственная  практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.10
Культурология
2.2.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.12
Теория и методика обучения обществознанию
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.15
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные исторические понятия  приемы их формирования при реализации образовательной программы по истории
 
систему исторических знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по истории
 
причинно-следственные связи и закономерности исторических процессов и явлений и способы их формирования при реализации образовательной программы по истории
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета «История России. Всеобщая история»
 
составлять систему исторических знаний и умений
 
объяснять причинно-следственные связи и закономерности исторических процессов и явлений  
 
 
Владеть:
 
приемами формирования исторических понятий  при  реализации образовательных программ по истории в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
приемами формирования системы исторических знаний  и умений при реализации образовательных программ по истории в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
приемами формирования причинно-следственных связей и закономерностей исторических процессов и явлений  при реализации образовательных программ по истории в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики в области обучения истории
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога в области обучения истории
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики в области обучения истории
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в области обучения истории
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога в области обучения истории
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей в области обучения истории
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке истории
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся в области обучения истории
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики в области обучения истории
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды в области истории
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся в области истории
 
навыками разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области истории
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
средства преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения истории
 
современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» 
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история»  для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» 
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
навыками использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» 
 
навыками оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «История России. Всеобщая история» 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые сведения, необходимые для понимания значимости профессии преподавателя истории;
3.1.2
все необходимые сведения общегуманитарного характера, необходимые для обоснования значимости выбранной профессии посредством реализации образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требования образовательных стандартов;
3.1.3
современные методы и технологии обучения и диагностики в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.1.4
основные задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе обучения предмету "История России. Всеобщая история";
3.1.5
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять социальную значимость своей будущей профессии, определять мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.2
владеть образовательными программами по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.3
управлять современными методами и технологиями обучения и диагностики в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.2.4
выполнять основные задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе обучения предмету "История России. Всеобщая история";
3.2.5
определять возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
пониманием социальной значимости своей будущей профессии, процессом формирования мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.3.2
составлением образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.3
современными методами и технологиями обучения и диагностики в предметной области "История России. Всеобщая история";
3.3.4
перечнем основных задач в процессе воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе обучения предмету "История России. Всеобщая история";
3.3.5
пониманием возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Становление и развитие методики обучения истории в России

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
1.1
Обучение истории и развитие историко-методологической мысли в дореволюционной России. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.2
Понятие исторического образования в средней школе в XX веке. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.3
Методика проведения уроков истории в современной школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.4
Особенности историко-методологической стороны образования в средней школе в современных условиях /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.5
Роль истории как школьного предмета в современной школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.6
Значение исторического образования в школе: проблемные вопросы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
1.7
Методика проведения уроков истории в СССР /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 2. Федеральный государственный образовательный стандарт исторического образования, его назначение

 
2.1
Базовый и профильные уровни преподавания истории в школе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.2
Исторический ракурс трансформации федеральных государственных стандартов исторического образования на примере средней школы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.3
Сущность Федеральных государственных образовательных стандартов исторического образования /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.4
Использование Федеральных государственных стандартов исторического образования в современной образовательной среде /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.5
Методика обучения истории цели, задачи курса, основные факторы обучения истории /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.6
Анализ нормативно-правовой базы преподавания истории в школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.7
Исторический ракурс возникновения и развития Федерального государственного образовательного стандарта /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.8
Основные цели и задачи, содержание изучения истории в школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.9
Сравнительная характеристика Федерального государственного образовательного стандарта второго и третьего поколения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.10
Особенности исторического образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.11
Анализ ФГОС второго поколения основной школы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
2.12
Анализ ФГОС третьего поколения основной школы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

18
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 3. Учебный план школы и планирование преподавания истории.

 
3.1
Структура школьного исторического образования, концентрическая и линейная структура обучения /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.2
Программы по основным и профильным курсам истории /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.3
Профильное обучение в современной школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.4
Особенности построения учебного плана при составлении стратегических задач по прохождению программы по истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.5
Составление пояснительной записки к рабочей программе по истории /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
3.6
Составление поурочно-тематического планирования к рабочей программе по истории /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 4. Современные технологии обучения истории.

 
4.1
Понятие метод и технология /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.2
Основные функциональные особенности современных образовательных технологий в процессе обучения историей /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.3
Характеристика образовательных технологий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.4
Игры, значение игры на уроке истории /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.5
Инновационные методы и технологии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.6
Урок-лекция: основные понятия, особенности, интерактивные методы работы с обучающимися /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.7
Дискуссия и диспут как основные формы организации учебной деятельности, их значение /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.8
Новаторы 1980-х и 1990-х. (В.Ф.Шаталов, Ю.И.Латышев, Лысенкова) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.9
Составление урока с использованием технологии развития критического мышления /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
4.10
Составление нетрадиционных уроков истории /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
4.11
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

5 семестр

1. Теория и методика обучения истории как прикладная педагогическая дисциплина. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования

2. Развитие методики преподавания истории в средней школе в досоветский период

3. Развитие методики преподавания истории в средней школе в советский период

4. Современное развитие методики преподавания истории в средней школе

5. Линейная структура исторического образования. Концентрическая структура исторического образования

6. Цели, функции и концептуальные модели обучения истории (История России. Всеобщая история) в средней школе

7. Проблема оценивания обучающихся при реализации компетентностного подхода и ФГОС

8. Планируемые результаты обучения по истории (История России. Всеобщая история)

9. Историко-культурный стандарт и концепция УМК по истории. Проблема подготовки «единого» учебника по истории (История России. Всеобщая история)

10. Учебник истории как источник исторических знаний и средство обучения. Структурно-функциональный анализ учебного исторического материала

11. Мотивация обучения истории. Факторы развития познавательного интереса школьников к предмету истории (История России. Всеобщая история)

12. Исследовательский метод в обучении истории (История России. Всеобщая история)

13. Структура учебного исторического материала

14. Теоретические особенности и методика построения технологической карты при подготовки построения урока истории (История России. Всеобщая история)

15. Исторические факты, различные подходы к их классификации, специфика факта как учебного материала

16. Исторические представления. Их виды и место в структуре исторических знаний

17. Исторические понятия. Их классификации и место в структуре исторических знаний

18. Анализ федеральных государственных общеобразовательных стандартов и школьных программ по истории (История России. Всеобщая история)

19. Структура, задачи и образовательно-воспитательное значение истории (История России. Всеобщая история)

20. Методика проведения факультативных занятий по истории (История России. Всеобщая история)

21. Нравственное воспитание обучающихся в процессе преподавания истории (История России. Всеобщая история)

22. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию на уроках истории (История России. Всеобщая история)

23. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории (История России. Всеобщая история) и во внеурочной работе

24. Эстетическое воспитание на уроках истории (История России. Всеобщая история) и во внеурочной работе

25. Изучение вопросов экономики на школьных занятиях истории (История России. Всеобщая история)

26. Методика работы с иллюстрациями на уроках истории (История России. Всеобщая история)

27. Массовые формы внеурочной работы: исторические вечера, конференции, викторины, олимпиады. Методика их подготовки и проведения

28. Кружковая работа по истории, ее тематика и основные виды. Организация внеклассного чтения по истории и пути его проверки

29. Внутрипредметные и метапредметные связи при изучении истории (История России. Всеобщая история)

30. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) при преподавании истории (История России. Всеобщая история)

Задание: Методика работы с картой.

Вопросы и задание к экзамену:

6 семестр

1.Зарубежный опыт применения информационных технологий в образовании

2. Формирование профессиональной готовности педагогов к использованию информационных образовательных технологий в образовании

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в историческое образование

4. Проблемное обучение на уроках истории (История России. Всеобщая история) как основа формирования творческого мышления обучающихся

5. Развитие временных представлений и изучение хронологии в школьном курсе истории (История России. Всеобщая история)

6. Изучение вопросов культуры на школьных занятиях истории (История России. Всеобщая история)

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
7. Типы современного урока истории (История России. Всеобщая история) в средней школе (5-7 классы)

8. Организация внеклассной работы по истории в средней школе (7-9 классы)

9. Использование наглядных средств обучения на уроках истории (История России. Всеобщая история) (5-7 классы)

10. Организация внеклассной работы по истории в школе (5-6 классы)

11. Современные приемы и средства изучения теоретического материала на уроках истории (История России. Всеобщая история) (5-9 классы)

12. Средства оценки знаний и умений в процессе обучении истории (История России. Всеобщая история) в средней школе (5-9 классы)

13. Исторические связи и закономерности в процессе обучения истории в средней школе

14. Формирование умений обучающихся в процессе обучения истории в средней школе

15. Игра в процессе обучения истории (История России. Всеобщая история)

16. Дифференцированное обучение истории(История России. Всеобщая история)

17. Познавательные возможности школьников при изучении истории (История России. Всеобщая история)

18. Уровни самостоятельной познавательной деятельности школьников, их учет при отборе содержания, планировании методической организации, и проведении уроков истории (История России. Всеобщая история)

19. Современные технические средства обучения истории (История России. Всеобщая история)

20. Современный кабинет истории (История России. Всеобщая история) в средней школе. Основы его организации. Роль кабинета в урочной и внеурочной работе

21. Методика работы с вещественной наглядностью, тематической исторической картой, обзорной исторической и контурной картой

22. Методика работы с графиками и диаграммами в процессе обучения истории (История России. Всеобщая история). Методика работы с логической схемой на уроке истории

23. Проектная деятельность обучающихся на уроках истории (История России. Всеобщая история)

24. Интерактивная доска как инструмент формирования общеисторических понятий у обучающихся в средней школе

25. ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории как форма итоговой аттестации обучающихся

26. Ролевая игра и драматизация на уроках истории (История России. Всеобщая история) в процессе изучения нового материала

27. КСО (коллективный способ обучения) на уроках истории (История России. Всеобщая история)

28. Изучение исторической личности на уроках истории (История России. Всеобщая история)

29. Изучение региональной истории в современной российской школе

30. Краеведческая работа в процессе обучения истории в школе/

Задание: Методика работы с источниками.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контрлль успеваемости

Тематика рефератов

5 семестр

1.Роль ФГОС в регламентации школьного исторического образования.

2.ФГОС о целях школьного исторического образования.

3.Особенности ФГОС по истории на ступени основного общего образования.

4.Особенности ФГОС по истории на ступени среднего общего образования; базовый и про-фильный уровни.

5.Результат как один из главных факторов процесса обучения. Взаимосвязь с другими фак-торами (цели; познавательные возможности учащихся; содержание; организация процесса обучения).

6.Общий состав результатов обучения. Контролируемое и стихийное формирование резуль-татов обучения. Рефлексируемые и нерефлексируемые, желательные и нежелательные ре-зультаты обучения.

7.Федеральный компонент ФГОС о структуре ожидаемых результатов обучения истории (в основной и полной средней школе).

8.Общая характеристика способов фиксации образовательного результата.

9.Диагностика, контроль и оценка на разных этапах обучения Оценивание как деятельность учителя и ученика.

10.Отметка как формализованное выражение оценки. Проблема соответствия системы оценки и контроля задачам оценивания.

11.Общая характеристика итоговой аттестации как особого этапа диагностики результатов обучения.

12.Предмет, задачи курса "Методика преподавания истории в школе", связь с другими

научными дисциплинами.

13.Учебная и образовательная программы по истории в школе: различия в целевых уста-новках,

структуре.

14.Работа с тестами на уроках истории.

15.Проектное обучение на уроках истории.

16.Методы и приемы организации образовательного процесса на уроках истории.

17.Современные проблемы преподавания истории в школе.

18.Развитие школьного исторического образования в дореволюционной России.

19.Учебники "нового поколения".

20.Основные структурные компоненты учебника истории.

21.Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебников истории и их виды.

22.Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом учебника.

23.Функциональная роль учебника истории.

24. Анализ учебников дореволюционного и советского периода.

25. Анализ учебников по ФГОС.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
26. Классификация методов обучения истории.

27. Критерии оптимального выбора методов обучения.

28. Авторские комплексы и планирование обучения истории в школе.

29. Основные требования к современному уроку истории в школе.

30. Трудовой, лабораторно-бригадный, исследовательский методы.

6 семестр

1.Промежуточная аттестация: устный экзамен; собеседование; защита реферата. Составле-ние билетов для устной аттестации: формальные требования и сложившаяся практика. Осо-бенности собеседования как формы итоговой аттестации для учащихся, демонстрировавших особые успехи в период обучения.

2.Требования к написанию рефератов по истории и организации защиты.

3.Федеральный компонент ГОС как основа для составления аттестационных материалов. Требования к уровню подготовки учащихся и обязательный минимум содержания.

4.Единый государственный экзамен как новая форма итоговой аттестации за курс средней школы. Характеристика контрольно-измерительных материалов. Шкала оценок.

5.Специфика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Предметные и психологические аспекты подготовки.

6.Понятие «педагогическая технология». Возможности совершенствования обучения исто-рии посредством новых педагогических технологий.

7.Элективные курсы по истории в профильном обучении: функции, место в учебном плане, типология, варианты моделирования.

8.Разработка рабочих программ по истории. Обязательные компоненты рабочей програм-мы.

9.Принципы подготовки и проведения разовых форм внеурочной работы.

10.Принципы организации систематических и постоянных форм внеурочной работы.

11.Помощь учителя истории в организации индивидуальной внеурочной работы учащихся в соответствии с их интересами. Организация обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиапо-собия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

12.Задачи и методика составления календарно-тематического планирования.

13.Составление развернутого плана урока. Сочетание четкости и гибкости планов учебной деятельности.

14.Типология тестов по истории, образовательные возможности каждого типа.

15.Технология "Дебаты" на уроках истории: условия возникновения, техника проведения, образовательные возможности.

16.Школьный музей: функции, виды музеев, образовательные возможности.

17.Место игры в современном образовании. Классификация игр на уроках истории.

18.Планирование школьного курса истории. Цели, формы и типы планирования.

19.Понятие "учебники нового поколения": причины появления понятия, характеристика

учебников.

20.Современные цели преподавания истории в школе.

21.Формирование системы преподавания истории в школах СССР.

22.Классификация форм уроков истории в школе: образовательные возможности каждой формы.

23.Особенности преподавания истории в программе "Школа 2100".

24.Школьный учебник истории: функции, структура, типы заданий.

25.Экспертиза образовательной деятельности на уроках истории в школе.

26.Внеурочные формы преподавания истории: их классификация, образовательные возможности.

27.Типология инноваций в современном школьном историческом образовании.

28.Рефлексия на уроках истории. Формы рефлексий в образовательной деятельности.

29.Особенности обучения в историческом клубе и его роль в формировании исторических знаний в школе.

30.Современные тенденции в изменении содержания исторического образования. Истори-ческое знание, историческое мышление, историческое сознание.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шоган, В. В. 
Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11816-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494890
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Любичанковский, С.В. 
Методика обучения истории: трудные вопросы истории России: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11121-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444507
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Рыбцова, Л.Л.
Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Л. Рыбцова, М. Н. Дудина, Т. С. Вершинина [и др.] ; под ред. Л. Л. Рыбцова. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 92 c. — 978-5-7996-1140-8. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68391.html
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Набатова, О.Г.
История России XVIII века. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-9916-9830-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437902
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.2
Набатова, О.Г.
История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков: практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-07568-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437904
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-211 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные 

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.