(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания к зачету:
5 семестр
1. Теория и методика обучения истории как прикладная педагогическая дисциплина. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования
2. Развитие методики преподавания истории в средней школе в досоветский период
3. Развитие методики преподавания истории в средней школе в советский период
4. Современное развитие методики преподавания истории в средней школе
5. Линейная структура исторического образования. Концентрическая структура исторического образования
6. Цели, функции и концептуальные модели обучения истории (История России. Всеобщая история) в средней школе
7. Проблема оценивания обучающихся при реализации компетентностного подхода и ФГОС
8. Планируемые результаты обучения по истории (История России. Всеобщая история)
9. Историко-культурный стандарт и концепция УМК по истории. Проблема подготовки «единого» учебника по истории (История России. Всеобщая история)
10. Учебник истории как источник исторических знаний и средство обучения. Структурно-функциональный анализ учебного исторического материала
11. Мотивация обучения истории. Факторы развития познавательного интереса школьников к предмету истории (История России. Всеобщая история)
12. Исследовательский метод в обучении истории (История России. Всеобщая история)
13. Структура учебного исторического материала
14. Теоретические особенности и методика построения технологической карты при подготовки построения урока истории (История России. Всеобщая история)
15. Исторические факты, различные подходы к их классификации, специфика факта как учебного материала
16. Исторические представления. Их виды и место в структуре исторических знаний
17. Исторические понятия. Их классификации и место в структуре исторических знаний
18. Анализ федеральных государственных общеобразовательных стандартов и школьных программ по истории (История России. Всеобщая история)
19. Структура, задачи и образовательно-воспитательное значение истории (История России. Всеобщая история)
20. Методика проведения факультативных занятий по истории (История России. Всеобщая история)
21. Нравственное воспитание обучающихся в процессе преподавания истории (История России. Всеобщая история)
22. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию на уроках истории (История России. Всеобщая история)
23. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории (История России. Всеобщая история) и во внеурочной работе
24. Эстетическое воспитание на уроках истории (История России. Всеобщая история) и во внеурочной работе
25. Изучение вопросов экономики на школьных занятиях истории (История России. Всеобщая история)
26. Методика работы с иллюстрациями на уроках истории (История России. Всеобщая история)
27. Массовые формы внеурочной работы: исторические вечера, конференции, викторины, олимпиады. Методика их подготовки и проведения
28. Кружковая работа по истории, ее тематика и основные виды. Организация внеклассного чтения по истории и пути его проверки
29. Внутрипредметные и метапредметные связи при изучении истории (История России. Всеобщая история)
30. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) при преподавании истории (История России. Всеобщая история)
Задание: Методика работы с картой.
Вопросы и задание к экзамену:
6 семестр
1.Зарубежный опыт применения информационных технологий в образовании
2. Формирование профессиональной готовности педагогов к использованию информационных образовательных технологий в образовании
3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в историческое образование
4. Проблемное обучение на уроках истории (История России. Всеобщая история) как основа формирования творческого мышления обучающихся
5. Развитие временных представлений и изучение хронологии в школьном курсе истории (История России. Всеобщая история)
6. Изучение вопросов культуры на школьных занятиях истории (История России. Всеобщая история)
8. Организация внеклассной работы по истории в средней школе (7-9 классы)
9. Использование наглядных средств обучения на уроках истории (История России. Всеобщая история) (5-7 классы)
10. Организация внеклассной работы по истории в школе (5-6 классы)
11. Современные приемы и средства изучения теоретического материала на уроках истории (История России. Всеобщая история) (5-9 классы)
12. Средства оценки знаний и умений в процессе обучении истории (История России. Всеобщая история) в средней школе (5-9 классы)
13. Исторические связи и закономерности в процессе обучения истории в средней школе
14. Формирование умений обучающихся в процессе обучения истории в средней школе
15. Игра в процессе обучения истории (История России. Всеобщая история)
16. Дифференцированное обучение истории(История России. Всеобщая история)
17. Познавательные возможности школьников при изучении истории (История России. Всеобщая история)
18. Уровни самостоятельной познавательной деятельности школьников, их учет при отборе содержания, планировании методической организации, и проведении уроков истории (История России. Всеобщая история)
19. Современные технические средства обучения истории (История России. Всеобщая история)
20. Современный кабинет истории (История России. Всеобщая история) в средней школе. Основы его организации. Роль кабинета в урочной и внеурочной работе
21. Методика работы с вещественной наглядностью, тематической исторической картой, обзорной исторической и контурной картой
22. Методика работы с графиками и диаграммами в процессе обучения истории (История России. Всеобщая история). Методика работы с логической схемой на уроке истории
23. Проектная деятельность обучающихся на уроках истории (История России. Всеобщая история)
24. Интерактивная доска как инструмент формирования общеисторических понятий у обучающихся в средней школе
25. ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории как форма итоговой аттестации обучающихся
26. Ролевая игра и драматизация на уроках истории (История России. Всеобщая история) в процессе изучения нового материала
27. КСО (коллективный способ обучения) на уроках истории (История России. Всеобщая история)
28. Изучение исторической личности на уроках истории (История России. Всеобщая история)
29. Изучение региональной истории в современной российской школе
30. Краеведческая работа в процессе обучения истории в школе/
Задание: Методика работы с источниками.
Тематика рефератов
5 семестр
1.Роль ФГОС в регламентации школьного исторического образования.
2.ФГОС о целях школьного исторического образования.
3.Особенности ФГОС по истории на ступени основного общего образования.
4.Особенности ФГОС по истории на ступени среднего общего образования; базовый и про-фильный уровни.
5.Результат как один из главных факторов процесса обучения. Взаимосвязь с другими фак-торами (цели; познавательные возможности учащихся; содержание; организация процесса обучения).
6.Общий состав результатов обучения. Контролируемое и стихийное формирование резуль-татов обучения. Рефлексируемые и нерефлексируемые, желательные и нежелательные ре-зультаты обучения.
7.Федеральный компонент ФГОС о структуре ожидаемых результатов обучения истории (в основной и полной средней школе).
8.Общая характеристика способов фиксации образовательного результата.
9.Диагностика, контроль и оценка на разных этапах обучения Оценивание как деятельность учителя и ученика.
10.Отметка как формализованное выражение оценки. Проблема соответствия системы оценки и контроля задачам оценивания.
11.Общая характеристика итоговой аттестации как особого этапа диагностики результатов обучения.
12.Предмет, задачи курса "Методика преподавания истории в школе", связь с другими
научными дисциплинами.
13.Учебная и образовательная программы по истории в школе: различия в целевых уста-новках,
структуре.
14.Работа с тестами на уроках истории.
15.Проектное обучение на уроках истории.
16.Методы и приемы организации образовательного процесса на уроках истории.
17.Современные проблемы преподавания истории в школе.
18.Развитие школьного исторического образования в дореволюционной России.
19.Учебники "нового поколения".
20.Основные структурные компоненты учебника истории.
21.Взаимосвязь текстовых и иллюстративных компонентов учебников истории и их виды.
22.Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом учебника.
23.Функциональная роль учебника истории.
24. Анализ учебников дореволюционного и советского периода.
25. Анализ учебников по ФГОС.
27. Критерии оптимального выбора методов обучения.
28. Авторские комплексы и планирование обучения истории в школе.
29. Основные требования к современному уроку истории в школе.
30. Трудовой, лабораторно-бригадный, исследовательский методы.
6 семестр
1.Промежуточная аттестация: устный экзамен; собеседование; защита реферата. Составле-ние билетов для устной аттестации: формальные требования и сложившаяся практика. Осо-бенности собеседования как формы итоговой аттестации для учащихся, демонстрировавших особые успехи в период обучения.
2.Требования к написанию рефератов по истории и организации защиты.
3.Федеральный компонент ГОС как основа для составления аттестационных материалов. Требования к уровню подготовки учащихся и обязательный минимум содержания.
4.Единый государственный экзамен как новая форма итоговой аттестации за курс средней школы. Характеристика контрольно-измерительных материалов. Шкала оценок.
5.Специфика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Предметные и психологические аспекты подготовки.
6.Понятие «педагогическая технология». Возможности совершенствования обучения исто-рии посредством новых педагогических технологий.
7.Элективные курсы по истории в профильном обучении: функции, место в учебном плане, типология, варианты моделирования.
8.Разработка рабочих программ по истории. Обязательные компоненты рабочей програм-мы.
9.Принципы подготовки и проведения разовых форм внеурочной работы.
10.Принципы организации систематических и постоянных форм внеурочной работы.
11.Помощь учителя истории в организации индивидуальной внеурочной работы учащихся в соответствии с их интересами. Организация обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиапо-собия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
12.Задачи и методика составления календарно-тематического планирования.
13.Составление развернутого плана урока. Сочетание четкости и гибкости планов учебной деятельности.
14.Типология тестов по истории, образовательные возможности каждого типа.
15.Технология "Дебаты" на уроках истории: условия возникновения, техника проведения, образовательные возможности.
16.Школьный музей: функции, виды музеев, образовательные возможности.
17.Место игры в современном образовании. Классификация игр на уроках истории.
18.Планирование школьного курса истории. Цели, формы и типы планирования.
19.Понятие "учебники нового поколения": причины появления понятия, характеристика
учебников.
20.Современные цели преподавания истории в школе.
21.Формирование системы преподавания истории в школах СССР.
22.Классификация форм уроков истории в школе: образовательные возможности каждой формы.
23.Особенности преподавания истории в программе "Школа 2100".
24.Школьный учебник истории: функции, структура, типы заданий.
25.Экспертиза образовательной деятельности на уроках истории в школе.
26.Внеурочные формы преподавания истории: их классификация, образовательные возможности.
27.Типология инноваций в современном школьном историческом образовании.
28.Рефлексия на уроках истории. Формы рефлексий в образовательной деятельности.
29.Особенности обучения в историческом клубе и его роль в формировании исторических знаний в школе.
30.Современные тенденции в изменении содержания исторического образования. Истори-ческое знание, историческое мышление, историческое сознание.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства;
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.