2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_Теория и методика обучения обществознанию_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения обществознанию
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
104
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
15 4/6
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
22
22
52
52
Практические
30
30
22
22
52
52
Итого ауд.
60
60
44
44
104
104
Кoнтактная рабoта
60
60
44
44
104
104
Сам. работа
48
48
28
28
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Ст. преп., Чегодаева Елена Геннадьевна _________________
 
 
Теория и методика обучения обществознанию
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в обеспечении теоретической и практической подготовки обучающихся к осуществлению различных видов профессиональной деятельности по обучению обществознанию в образовательном пространстве современной школы, формирование комплекса знаний, умений и навыков для самостоятельной творческой работы учителя, которые в совокупности обеспечивают его готовность к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
1.4
сформировать готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.5
сформировать способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
1.6
сформировать способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
1.7
сформировать способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и культура татарского народа
2.1.2
История России новейшего времени
2.1.3
История Татарстана
2.1.4
Новая история стран Европы и Америки
2.1.5
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.6
Теория и методика обучения истории
2.1.7
История философии
2.1.8
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.9
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.10
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.11
Педагогические технологии
2.1.12
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.13
Религиоведение
2.1.14
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.15
Археология
2.1.16
Археология Вятско-Камского региона
2.1.17
Противодействие коррупции
2.1.18
Теория обучения
2.1.19
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.20
Социология
2.1.21
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.22
Естественнонаучная картина мира
2.1.23
История и культура татарского народа
2.1.24
История России новейшего времени
2.1.25
История Татарстана
2.1.26
Новая история стран Европы и Америки
2.1.27
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.28
Теория и методика обучения истории
2.1.29
История философии
2.1.30
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.31
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
2.1.32
Проблемы исторического развития стран Западной Европы в XVI - первой половины XVII вв.
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.1.33
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.34
Религиоведение
2.1.35
Археология
2.1.36
Археология Вятско-Камского региона
2.1.37
Противодействие коррупции
2.1.38
История и культура татарского народа
2.1.39
История стран Азии и Африки в XVI - первой половины XVII вв.
2.1.40
Технология организации вожатской работы в оздоровительных лагерях
2.1.41
Археология Вятско-Камского региона
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.5
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности 
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные обществоведческие понятия, приемы их формирования при реализации образовательной программы по обществознанию
 
систему обществоведческих знаний и умений, способы их формирования при реализации образовательной программы по обществознанию
 
Причинно-следственные связи и закономерности обществоведческих процессов и явлений и способы их формирования при реализации образовательной программы по обществознанию
 
 
Уметь:
 
раскрывать содержание предмета обществознание
 
составлять систему обществоведческих знаний и умений
 
объяснять причинно-следственные связи и закономерностиобществоведческих процессов и явлений  
 
 
Владеть:
 
приемами формирования обществоведческих понятий  при  реализации образовательных программ по обществознанию в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
приемами формирования системы обществоведческих знаний  и умений при реализации образовательных программ по обществознанию в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
приемами формирования причинно-следственных связей и закономерностей обществоведческих процессов и явлений  при реализации образовательных программ по обществознанию в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики в области обучения обществознанию
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога в области обучения обществознанию
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики в области обучения обществознанию
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в области обучения обществознанию
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога в области обучения обществознанию
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей в области обучения обществознанию
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке обществознания
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся в области обучения обществознанию
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики в области обучения обществознанию
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в области обществознания
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности  в области обществознания
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности  в области обществознания
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности  в области обществознания
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды  в области обществознания
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности  в области обществознания
 
 
Владеть:
 
навыками определения цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности  в области обществознания
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся  в области обществознания
 
навыками разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности  в области обществознания
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
средства преподаваемого учебного предмета «Обществознание» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения обществознания 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
современные образовательные технологии, их возможности в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Обществознание»
 
 
Уметь:
 
использовать средства преподаваемого учебного предмета «Обществознание» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Обществознание»
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Обществознание»
 
 
Владеть:
 
навыками использования средства преподаваемого учебного предмета «Обществознание» для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
навыками использования возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Обществознание»
 
навыками оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета «Обществознание»
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
базовые сведения, необходимые для понимания значимости профессии преподавателя обществознания;
3.1.2
все необходимые сведения и общегуманитарного характера, необходимые для обоснования значимости выбранной профессии посредством реализации образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требования образовательных стандартов;
3.1.3
современные методы и технологии обучения и диагностики в предметной области "Обществознание";
3.1.4
основные задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе обучения предмету средней школы "Обществознание";
3.1.5
возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять социальную значимость своей будущей профессии, определять мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;
3.2.2
владеть образовательными программами по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.3
управлять современными методами и технологиями обучения и диагностики в предметной области "Обществознание";
3.2.4
выполнять основные задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе обучения предмету средней школы "Обществознание";
3.2.5
определять возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
пониманием социальной значимости своей будущей профессии, процессом формирования мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
3.3.2
составлением образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.3
современными методами и технологиями обучения и диагностики в предметной области "Обществознание";
3.3.4
перечнем основных задач в процессе воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в процессе обучения предмету средней школы "Обществознание";
3.3.5
пониманием возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История развития обществоведческого образования

 
1.1
Возникновение и развитие обществоведческого образования в России /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
1.2
Цели обществоведческой подготовки в

современной школе /Лек/

Л1.1Л2.2

Э2

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
7
0
 
1.3
Реформа и модернизация обществоведческого образования в России /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
1.4
Современные педагогические технологии /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
7
0
 
1.5
Обществоведческое образование в зарубежных странах /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
7
0
 
1.6
Современное обществоведческое образования в России /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ПК-1 ПК-3 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 2. Предметное учебное содержание школьного обществоведческого образования и основные его способы обучения

 
2.1
Виды и иерархия целей обществоведческого образования /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
7
0
 
2.2
Конструирование содержания школьного обществоведческого образования /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.3
Общая характеристика содержания современного школьного обществоведческого образования /Лек/
Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
7
0
 
2.4
Урок обществознания в школе /Лек/
Л1.1Л2.2

Э2

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
7
0
 
2.5
Понятие как основная структурная единица обществоведческих знаний /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.6
Проектирование процесса достижения результатов обществоведческого образования на разных уровнях общего образования (ООО, СОО) /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.7
Методы,приемы и средства обучения обществознанию /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.8
Работа с понятиями в обществоведческом

курсе /Пр/

Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.9
Работа с документами в процессе обществоведческого образования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.10
Контроль и оценка знаний и умений в рамках обществоведческой подготовки /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.11
Формы уроков обществознания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-4
7
0
 
2.12
Подготовка учителя к уроку обществознания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
7
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.13
Межпредметные связи в обучении обществознанию /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 3. Средства обучения обществознанию

 
3.1
Общая характеристика средств обучения обществознанию /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
3.2
Наглядные средства обучения обществознанию /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
8
0
 
3.3
Виды текстов в обучении обществознанию /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
8
0
 
3.4
Электронные средства обучения обществознанию /Пр/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
8
0
 
3.5
Создание электронных образовательных ресурсов учителем обществознания /Ср/
Л1.1Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ПК-1 ПК-4
8
0
 
3.6
Современный УМК по обществознанию /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-3 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 4. Технологический подход в современном обучении обществознанию

 
4.1
Педагогические технологии в обучении обществознанию /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
4.2
Технология проблемного обучения обществознанию /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
4.3
Технология развития критического мышления в обучении обществознанию /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
4.4
Тренинговые технологии в обучении обществознанию /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
4.5
Организация самостоятельной работы учащихся /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3
8
0
 
4.6
Обучение обществознанию на основе личного социального опыта учеников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
4.7
Блочно-модульная технология обучения обществознанию /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
4.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

7 семестр

1. Цель, задачи и предмет учебной дисциплины «Теория и методика обучения обществознания».

2. Исторические этапы становления школьного предмета «Обществознания», особенности периодизации.

3. Цели обществоведческой подготовки в современной школе.

4. Система современного обществоведческого образования, тенденции еѐ развития.

5. Понятие и структура образовательного стандарта. Обязательный минимум как компонент ФГОС в средней школе.

6. Анализ государственного стандарта по обществознанию и действующих программ по школьному предмету «Обществознание».

7. Понятие «Примерная рабочая программа по школьному предмету «Обществознание».

8. Анализ учебной и методической литературы по обществоведческим дисциплинам.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
9. Закон РФ «Об образовании». Задачи и функции школьного предмета «Обществознание» в системе среднего общего образования учащихся, в процессе социализации и культурной идентификации личности.

10. Структура и содержание школьного предмета «Обществознание».

11. Интегративный характер содержания школьного предмета «Обществознания» и междисциплинарный понятийный аппарат как специфика основания предмета.

12. Место обществоведения в гуманитарном компоненте школьного образования.

13. Особенности нового содержания знаний об обществе.

14. Содержание знаний о человеке и путях его развития и совершенствования.

15. Содержание знаний об экономической жизни общества.

16. Содержание знаний социальной структуре и социальных отношениях в обществе.

17. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве.

18. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества.

19. Педагогические закономерности процесса освоения школьного предмета «Обществознание».

20. Психолого-педагогические основы обучения в подростковом и младшем юношеском возрасте.

21. Самореализация, самоактуализация, потребность в межличностном общении, самоутверждение и профессиональная ориентация как психолого-педагогические основания личностно-ориентированного обучения школьного предмета «Обществознание».

22. Проблема усвоения и понимания абстрактно-логических понятий школьного предмета «Обществознание».

23. Дидактические принципы работы с понятиями и их реализация в школьном предмете «Обществоведение».

24. Методические условия повышения эффективности работы с понятиями в школьном обществоведческом курсе.

25. Примерные подходы к планированию работы с понятиями по обществознанию.

26. Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках обществознания. 27. Организация познавательной деятельности обучающихся в школьном предмете «Обществознание».

28. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности.

29. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.

30. Деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией.

Задание:Разработать для предложенной темы урока элементы технологической карты: цель урока, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные)

Вопросы и задание к экзамену:

8 семестр

1. Методика использования различных источников в процессе изучения обществоведческих дисциплин.

2. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучения школьного предмета «Обществознание».

3. Система заданий для самостоятельной работы в процессе изучения обществоведческих дисциплин.

4. Методические приемы использования заданий для самостоятельной работы в процессе обучения обществознанию.

5. Способы организации активной самостоятельной деятельности обучающихся в процессе урока по обществознанию.

6. Урок и его разновидности (типологии уроков по обществознанию): урок изучения (обсуждения) нового материала; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок; урок применения знаний и умений (урок-практикум).

7. Формы уроков в обществоведческом курсе.

8. Лекции по обществознанию в старшей школе.

9. Семинары как форма уроков по обществоведческим дисциплинам.

10. Лабораторные и практические занятия по школьному предмету «Обществознание».

11. Итоговые собеседования (уроки с элементами дискуссии или беседы) в курсе обществознания.

12. Ученическая конференция и уроки-диспуты (обсуждение актуальной проблемы социального характера).

13. Игровые формы занятий по обществознанию (урок-игра и урок с элементами сюжетно-ролевой (деловой) игры.

14. Занятие с использованием технологии проективной деятельности обучающихся на уроках обществознания.

15. Классный час в форме беседы или диспута в обществоведческой подготовке.

16. Анализ урока в обществоведческом курсе.

17. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания школьного предмета «Обществознание».

18. Актуальность и системы подготовки учителя обществоведческих курсов.

19. Специфика подготовки к преподаванию обществоведческого курса и преподаванию учебной темы (проведению отдельного урока).

20. Сущность, функции, виды, формы и приемы контроля результатов обучения по обществознанию. Особенности комплексной проверки знаний.

21. Основные современные измерители уровня обществоведческой подготовки личности.

22. Планирование педагогом разных видов контроля (разработка критериев оценивания) на уроках обществоведческих дисциплин.

23. Проектирование уроков обществоведческих дисциплин (экономики, права, политологии и др.).

24.  Анализ современной учебно-методической литературы по школьному предмету «Обществознание».

25.  Приемы работы с текстами учебных пособий по школьному предмету «Обществознание».

26.  Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучении обществоведческих курсов: понятие и основные виды.

27.  Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности обучающихся.

28.  Проектирование уроков обществознания: понятие и особенности. Тематическое планирование уроков по школьному предмету «Обществознание».

29.  Формы, виды и приемы проверки результатов обучения по школьному предмету «Обществознание».

30.  Основные измерители уровня обществоведческой подготовки, их варианты. Критерии оценки знаний и умений обучающихся по школьному предмету «Обществознание».

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Задание: Задание: Методика работы с источниками по обществознанию.
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

Семестр 7

1. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания.

2. Базовые, интегративные и модульные курсы по обществознанию.

3. Обществоведческая подготовка в профильных классах.

4. Содержание обществоведческого образования.

5. Философия в системе обществоведческого образования.

6. Культура в системе обществоведческого образования.

7. Право в системе обществоведческого образования (или гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания»).

8. Политика в системе обществоведческого образования.

9. Экономика в системе обществоведческого образования.

10. Религия (основы религиозных культур и светской этики) в системе обществоведческого образования.

11. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.

12. Социальная структура и социальные отношения в обществе как предмет дисциплины «Обществознание».

13. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».

14. Использование технологий разноуровневого и развивающего обучения на уроках обществознания.

15. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.

16. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.

17. Методы обучения в обществоведческом курсе.

18. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.

19. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».

20. Цивилизационный и формационный подходы к преподаванию дисциплины «Обществознания».

21. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

22. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

23. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».

24. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.

25. Проблемное обучение на занятиях обществознания. Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе обществоведческой подготовки.

26. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т.д.).

27. Ролевые игры в обществоведческой подготовки личности.

28. Практические занятия в курсе «Обществознания».

29. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.

30. Проблемы и особенности отдельных методов, форм и средств, рассматриваемых в курсе «Теория и методика обучения обществознания».

Семестр 8

1. Интегративные и модульные курсы обществознания.

2. Обществоведческая подготовка в профильных классах.

3. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания (экономика, право, политология, культурология и другие сферы жизнедеятельности общества в стандартах по обществознанию).

4. Содержание обществоведческого образования.

5. Философия (культура, право, политика, экономика, религия и др.) в системе обществоведческого знания.

6. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.

7. Социальная структура и социальные отношения в обществе как предмет дисциплины «Обществознание».

8. Гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания».

9. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».

10. Использование технологий разноуровневого и развивающего обучения на уроках обществознания.

11. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.

12. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.

13. Методы обучения в обществоведческом курсе.

14. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.

15. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».

16. Цивилизационный и формационный подходы к преподаванию дисциплины «Обществознания».

17. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

18. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.

19. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».

20. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
21. Проблемное обучение на занятиях обществознания. Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе обществоведческой подготовки.

22. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т. д.).

23. Ролевые игры в обществоведческой подготовки личности.

24. Практические занятия в курсе «Обществознания».

25. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.

26. Проблемы и особенности отдельных методов, форм и средств, рассматриваемых в курсе «Теория и методика обучения обществознанию».

27. Урок обществознания, его типы и формы.

28. Традиционные и инновационные формы уроков при изучении урока обществознания в основной школе.

29. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания урока «Обществознание».

30. Этапы подготовки учителя к уроку. Поурочное планирование (рабочая таблица к уроку и ее основное содержание).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соболева, О.Б.
Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498863
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ковешникова, О. Т.
Реализация ценностного подхода в обучении социально-гуманитарным дисциплинам в школе (на примере курсов «История России» и «Обществознание») : практическое пособие для учителей истории и обществознания / О. Т. Ковешникова, М. С. Коренькова, Л. С. Лобченко [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 110 c. — ISBN 978-5-9935-0405-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88768.html
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
Л2.2
Бахмутова, Л. С. 
Методика преподавания обществознания: Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания : учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06115-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489276
Москва :Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Чумакова, А. С. 
Теория и методика обучения обществознанию: практикум. Справочно-информационные материалы / А. С. Чумакова. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017. — 58 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86328.html 
льяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-211 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-209 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.