(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
Э1 Э2
современной школе /Лек/
Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
курсе /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задание к зачету:
7 семестр
1. Цель, задачи и предмет учебной дисциплины «Теория и методика обучения обществознания».
2. Исторические этапы становления школьного предмета «Обществознания», особенности периодизации.
3. Цели обществоведческой подготовки в современной школе.
4. Система современного обществоведческого образования, тенденции еѐ развития.
5. Понятие и структура образовательного стандарта. Обязательный минимум как компонент ФГОС в средней школе.
6. Анализ государственного стандарта по обществознанию и действующих программ по школьному предмету «Обществознание».
7. Понятие «Примерная рабочая программа по школьному предмету «Обществознание».
8. Анализ учебной и методической литературы по обществоведческим дисциплинам.
10. Структура и содержание школьного предмета «Обществознание».
11. Интегративный характер содержания школьного предмета «Обществознания» и междисциплинарный понятийный аппарат как специфика основания предмета.
12. Место обществоведения в гуманитарном компоненте школьного образования.
13. Особенности нового содержания знаний об обществе.
14. Содержание знаний о человеке и путях его развития и совершенствования.
15. Содержание знаний об экономической жизни общества.
16. Содержание знаний социальной структуре и социальных отношениях в обществе.
17. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве.
18. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества.
19. Педагогические закономерности процесса освоения школьного предмета «Обществознание».
20. Психолого-педагогические основы обучения в подростковом и младшем юношеском возрасте.
21. Самореализация, самоактуализация, потребность в межличностном общении, самоутверждение и профессиональная ориентация как психолого-педагогические основания личностно-ориентированного обучения школьного предмета «Обществознание».
22. Проблема усвоения и понимания абстрактно-логических понятий школьного предмета «Обществознание».
23. Дидактические принципы работы с понятиями и их реализация в школьном предмете «Обществоведение».
24. Методические условия повышения эффективности работы с понятиями в школьном обществоведческом курсе.
25. Примерные подходы к планированию работы с понятиями по обществознанию.
26. Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках обществознания. 27. Организация познавательной деятельности обучающихся в школьном предмете «Обществознание».
28. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности.
29. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.
30. Деятельность педагога и ученика в процессе работы с документацией.
Задание:Разработать для предложенной темы урока элементы технологической карты: цель урока, задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные), планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные)
Вопросы и задание к экзамену:
8 семестр
1. Методика использования различных источников в процессе изучения обществоведческих дисциплин.
2. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучения школьного предмета «Обществознание».
3. Система заданий для самостоятельной работы в процессе изучения обществоведческих дисциплин.
4. Методические приемы использования заданий для самостоятельной работы в процессе обучения обществознанию.
5. Способы организации активной самостоятельной деятельности обучающихся в процессе урока по обществознанию.
6. Урок и его разновидности (типологии уроков по обществознанию): урок изучения (обсуждения) нового материала; урок обобщения и систематизации знаний; комбинированный урок; урок применения знаний и умений (урок-практикум).
7. Формы уроков в обществоведческом курсе.
8. Лекции по обществознанию в старшей школе.
9. Семинары как форма уроков по обществоведческим дисциплинам.
10. Лабораторные и практические занятия по школьному предмету «Обществознание».
11. Итоговые собеседования (уроки с элементами дискуссии или беседы) в курсе обществознания.
12. Ученическая конференция и уроки-диспуты (обсуждение актуальной проблемы социального характера).
13. Игровые формы занятий по обществознанию (урок-игра и урок с элементами сюжетно-ролевой (деловой) игры.
14. Занятие с использованием технологии проективной деятельности обучающихся на уроках обществознания.
15. Классный час в форме беседы или диспута в обществоведческой подготовке.
16. Анализ урока в обществоведческом курсе.
17. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания школьного предмета «Обществознание».
18. Актуальность и системы подготовки учителя обществоведческих курсов.
19. Специфика подготовки к преподаванию обществоведческого курса и преподаванию учебной темы (проведению отдельного урока).
20. Сущность, функции, виды, формы и приемы контроля результатов обучения по обществознанию. Особенности комплексной проверки знаний.
21. Основные современные измерители уровня обществоведческой подготовки личности.
22. Планирование педагогом разных видов контроля (разработка критериев оценивания) на уроках обществоведческих дисциплин.
23. Проектирование уроков обществоведческих дисциплин (экономики, права, политологии и др.).
24. Анализ современной учебно-методической литературы по школьному предмету «Обществознание».
25. Приемы работы с текстами учебных пособий по школьному предмету «Обществознание».
26. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучении обществоведческих курсов: понятие и основные виды.
27. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
28. Проектирование уроков обществознания: понятие и особенности. Тематическое планирование уроков по школьному предмету «Обществознание».
29. Формы, виды и приемы проверки результатов обучения по школьному предмету «Обществознание».
30. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки, их варианты. Критерии оценки знаний и умений обучающихся по школьному предмету «Обществознание».
Тематика рефератов
Семестр 7
1. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания.
2. Базовые, интегративные и модульные курсы по обществознанию.
3. Обществоведческая подготовка в профильных классах.
4. Содержание обществоведческого образования.
5. Философия в системе обществоведческого образования.
6. Культура в системе обществоведческого образования.
7. Право в системе обществоведческого образования (или гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания»).
8. Политика в системе обществоведческого образования.
9. Экономика в системе обществоведческого образования.
10. Религия (основы религиозных культур и светской этики) в системе обществоведческого образования.
11. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.
12. Социальная структура и социальные отношения в обществе как предмет дисциплины «Обществознание».
13. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».
14. Использование технологий разноуровневого и развивающего обучения на уроках обществознания.
15. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.
16. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.
17. Методы обучения в обществоведческом курсе.
18. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.
19. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».
20. Цивилизационный и формационный подходы к преподаванию дисциплины «Обществознания».
21. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.
22. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.
23. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».
24. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.
25. Проблемное обучение на занятиях обществознания. Технологии проблемного обучения и «обучения в сотрудничестве» в процессе обществоведческой подготовки.
26. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т.д.).
27. Ролевые игры в обществоведческой подготовки личности.
28. Практические занятия в курсе «Обществознания».
29. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.
30. Проблемы и особенности отдельных методов, форм и средств, рассматриваемых в курсе «Теория и методика обучения обществознания».
Семестр 8
1. Интегративные и модульные курсы обществознания.
2. Обществоведческая подготовка в профильных классах.
3. Государственный образовательный стандарт по курсу «Обществознание»: характеристика его содержания (экономика, право, политология, культурология и другие сферы жизнедеятельности общества в стандартах по обществознанию).
4. Содержание обществоведческого образования.
5. Философия (культура, право, политика, экономика, религия и др.) в системе обществоведческого знания.
6. Информатизация обществоведческой подготовки. Информационные технологии и развитие мышления учащихся на уроках обществознания.
7. Социальная структура и социальные отношения в обществе как предмет дисциплины «Обществознание».
8. Гражданско-правовое образование личности в курсе «Обществознания».
9. Формирование основных понятий и умений на занятиях по дисциплине «Обществознание».
10. Использование технологий разноуровневого и развивающего обучения на уроках обществознания.
11. Технологии работы с документами в процессе обществоведческой подготовки.
12. Современные технологии обучения обществознанию в современной школе.
13. Методы обучения в обществоведческом курсе.
14. Формы обучения и способы организации деятельности учащихся на уроках обществознания.
15. Наглядные средства в процессе преподавания дисциплины «Обществознание».
16. Цивилизационный и формационный подходы к преподаванию дисциплины «Обществознания».
17. Личностно-ориентированный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.
18. Системно-деятельный подход к преподаванию обществоведческих дисциплин.
19. Методика изучения экономической (политической, правовой, духовной, социальной и др.) сферы жизнедеятельности общества в курсе «Обществознания».
20. Преподавание обществоведческих дисциплин в различных концентрах учебного процесса общеобразовательной школы.
22. Групповые технологии на уроках обществознания (организация диспутов, дискуссий, конференций и т. д.).
23. Ролевые игры в обществоведческой подготовки личности.
24. Практические занятия в курсе «Обществознания».
25. Методы диагностики уровня знаний, умений и навыков в обществоведческом курсе.
26. Проблемы и особенности отдельных методов, форм и средств, рассматриваемых в курсе «Теория и методика обучения обществознанию».
27. Урок обществознания, его типы и формы.
28. Традиционные и инновационные формы уроков при изучении урока обществознания в основной школе.
29. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания урока «Обществознание».
30. Этапы подготовки учителя к уроку. Поурочное планирование (рабочая таблица к уроку и ее основное содержание).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность,
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.