(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.
ции
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3 Э4
7 семестр
Вопросы к экзамену
Раздел 1-3. 1900-1945-е гг.
1.Анализ основных этапов и тенденций экономического и политического развития стран Европы и Америки в 1900-1945 гг.
2.Политические противоречия в международных отношениях в 1900-1945 гг.
3.Понимание факторов, приведших к созданию международных военно-политических союзов накануне Первой мировой войны.
4.Выявление причин, характера и периодизации Первой мировой войны.
5.Анализ предварительных планов воюющих сторон в Первой мировой войне.
6.Выявление повода и начала Первой мировой войны. Итоги Первой кампании 1914 г.
7.Оценка итогов военных кампаний 1915-1917 гг.
8.Выявление особенностей военной кампании 1918 г. Распад Тройственного союза.
9.Смысловое содержание «14 пунктов В. Вильсона». Заключение перемирия между воюющими сторонами.
10.Выявление особенностей Парижской мирной конференции: основные вопросы конференции.
11.Противоречия договаривающихся сторон на Парижской мирной конференции.
12.Оценка итогов Парижской мирной конференции. Условия Версальского мирного договора.
13.Выявление особенностей подписания договоров стран-победительниц с союзниками Германии.
14.Вашингтонская конференция и ее решения.
15.Анализ основных черт социально-экономического развития США в 1900-1918 гг.
16.Анализ социально-экономического развития США в 1920-е гг.
17.Причины введения «Нового курса» Ф. Рузвельта.
18.Оценка политики правительства Ф. Рузвельта в области банковской системы.
19.Анализ мероприятий правительства Ф. Рузвельта в целях стабилизации экономического положения страны.
20.Анализ изменений в рабочем и социальном законодательстве «Нового курса».
21.Государственное устройство и политическая система США.
22.Анализ основных черт политического развития США (1900-1920 гг.).
23.Анализ политического развития США (1920-1932 гг.).
24.Выявление особенностей внешней политики США в межвоенный период.
25.Анализ социально-экономического развития Великобритании (1900-1918 гг.).
26.Анализ социально-экономического развития Великобритании в межвоенный период.
28.Выявление особенностей внешней политики Великобритании в межвоенный период.
29.Анализ особенностей социально-экономического развития Франции (1900-1914 гг.).
30.Анализ социально-экономического развития Франции в межвоенный период.
31.Государственное и политическое устройство Франции.
32.Анализ основных черт политического развития Франции (1900-1914 гг.).
33.Анализ политического развития Франции в межвоенный период.
34.Оценка деятельности «Народного фронта» во Франции (1936-1938 гг.): программа, деятельность, причины падения, итоги.
35.Выявление особенностей внешней политики Франции в межвоенный период.
36.Анализ особенностей социально-экономического развития Италии (1900-1914 гг.).
37.Анализ социально-экономического развития Италии между мировыми войнами.
38.Государственное устройство и партийно-политическая система в Италии (1900-1918 гг.).
39.Понимание факторов прихода фашистов к власти в Италии, особенности политического развития Италии в 1920-1930-е гг.
40.Особенности внешней политики Италии в межвоенный период.
41.Анализ социально-экономического развития Германии (1900-1914 гг.).
42.Государственное устройство и политическое развитие Германии (1900-1914 гг.).
43.Анализ основных черт Веймарской республики.
44.Причины установления фашизма в Германии. Основные черты идеологии германского фашизма.
45.Анализ особенностей внутренней политики фашисткой Германии.
46.Выявление особенностей внешней политики фашистской Германии.
47.Отношение западных буржуазных держав к фашизму. Мюнхенское соглашение.
48.Характеристика концепций внешней политики фашистских государств перед Второй мировой войной.
49.Понимание факторов, приведших к политическому кризису 1939 г.
50.Выявление причин, характера, периодизации Второй мировой войны. Анализ итогов первого этапа Второй мировой войны (1939-1941 гг.).
51.Понимание факторов, приведших к созданию антигитлеровской коалиции. Основные направления ее деятельности в 1941-1945 гг.
52.Проблема второго фронта в деятельности антигитлеровской коалиции.
53.Сравнительный анализ Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, их особенности.
54.Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии.
55.Понимание всемирно-исторического значения победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
56.Нюрнберский процесса и его международно-правовое значение.
57.Токийский и Хабаровский судебные процессы и их международно-правовое значение.
58.Выявление основных тенденций в развитии европейской и американской культуры (1900-1945 гг.).
Задание. Работа с исторической картой и источниками.
Вопросы к экзамену
8 семестр
Раздел 4-7. 1945-2000-е гг.
1.Анализ основных этапов и тенденций экономического и политического развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ века.
2.Выявление особенностей экономической истории стран Европы и Америки во второй половине ХХ века. Характеристика неокейнсианской и неоконсервативной моделей.
3.Научно-техническая революция: причины, характер, этапы и последствия.
4.Характеристика «Справедливого курса» Г. Трумэна и социально-экономического развития США в середине 1940-х - 1950-е гг.
5.Анализ программы «Новых рубежей» Дж. Кеннеди. «Война с бедностью» Л. Джонсона и программа создания «Великого общества».
6.Анализ особенностей социально-экономического развития США в 1970-е гг.
7.Анализ изменений США в эпоху «неоконсервативной революции» Рональда Рейгана.
8.Выявление особенностей социально-экономического развития США в 1990-е гг.
9.Эволюция институтов государственной власти США во второй половине ХХ века (конгресс, президент, судебная система).
10.Понимание динамики внешнеполитического курса США во второй половине 1940-х-1950-е гг.
11.Выявление особенностей внешней политики Дж. Кеннеди - Л. Джонсона в 1960-е гг.
12.Анализ особенностей внешнеполитического курса Р. Никсона - Дж. Форда. Причины «разрядки».
13.Выявление особенностей внешней политики Р. Рейгана: от «неоглобализма к реализму». «Перестройка» и эволюция советско-американских отношений.
14.Особенности внешней политики Джорджа Буша-старшего: «новый мировой порядок».
15.Понимание смысла реформ К. Эттли в послевоенной Великобритании.
16.Анализ социально-экономического развития Великобритании в период правления Тори (1951-1964 гг.).
17.Выявление особенностей социально-экономического развития Великобритании во второй половине 1960-х -1970-е гг.
18.Оценка тэтчеризма в истории Великобритании.
19.Эволюция институтов государственной власти Великобритании во второй половине ХХ века (король, парламент, судебная система).
20.Характеристика лейбористской «перестройки» в Великобритании. Тони Блэр.
22.Характеристика IV Республики во Франции. Конституция 1946 года и социально-экономическое развитие страны.
23.Особенности V Республики во Франции и Конституции 1958 года. Голлизм.
24.Анализ особенностей социально-экономического развития Франции в последней трети ХХ века.
25.Анализ основных черт внешней политики Франции в 1945 – начало XXI в.
26.Характеристика теории «социального рыночного хозяйства» и реформы К. Аденауэра-Л. Эрхарда.
27.Особенности социально-экономической политики В. Брандта-Г. Шмитда в 1970-е гг.
28.Анализ социально-экономической политики Г. Коля.
29.Оценка конституции 1949 года. Понимание факторов, приведших к образованию ФРГ. Политическая система ФРГ.
30.Возвращение ФРГ в орбиту международных отношений в 1950-1960-е гг.
31.Вилли Брандт и анализ «новой восточной политики».
32.Анализ особенностей внешней политики ФРГ в 1980-1990-е гг.
33.Выявление факторов, приведших к объединению Германии в 1990 году. Экономическая интеграция восточной и западной частей Германии в 1990-е годы.
34.Выявление особенностей социально-экономического развития Италии (1945-1970 гг.). Итальянское «экономическое чудо» 1950-х годов: причины и итоги.
35.Анализ особенностей социально-экономического развития Италии в 1980-90-е годы.
36.Характеристика конституции 1947 года и выявление особенностей политической система Итальянской Республики.
37.Пятипартийная коалиция и политика Италии в 1980-е гг. Смена политического ландшафта в 1990-е гг.
38.Выявление особенностей внешней политики Италии в 1945 – начало XXI в.
39.Анализ социально-экономического и политического развития Кубы после Второй мировой войны (до 1959 г.).
40.Кубинская революция: выявление итогов и последствий.
41.Характеристика государственного устройства и политической системы Кубы в 1960 – начало XXI в.
42.Анализ социально-экономического и политического развития Кубы во второй половине 1970-х – 1990-е гг.: обострение трудностей.
43.Выявление особенностей внешней политики Кубы во второй половине ХХ века.
44.Анализ основных тенденций экономического и политического развития Чили после Второй мировой войны (1945-1970 гг.).
45.Характеристика событий 1970-1973 гг. в Чили, их оценка. С. Альенде.
46.Характеристика режима 1973-1989 гг. во главе с А. Пиночетом.
47.Анализ Чили после диктатуры.
48.Восточная Европа во второй половине 1940-х годов: внутриполитическая борьба по вопросу о выборе модели экономического и политического развития.
49.Утверждение в Восточной Европе в конце 1940-х – начале 1950-х гг. тоталитарных систем. Выявление основных черт сталинской модели социализма.
50.Характеристика социально-экономических преобразований в странах Восточной Европы в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
51.Анализ политических изменений в Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
52.Выявление факторов, приведших к началу «холодной войны»: причины, сущность. Международные отношения в 1940-1960-е гг.
53.Характеристика международных отношений в эпоху «Разрядки» (1969-1979 гг.). Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки.
54.Выявление факторов приведших к разрешению международных противоречий, окончанию «холодной войны».
55.Формирование новой модели международных отношений в 1990-е годы.
56.Выявление основных тенденций в развитии европейской и американской культуры (1945 – начало XXI в.).
Задание. Работа с исторической картой и источниками.
Темы контрольных работ
7 семестр
Раздел 1-3. 1900-1945 гг.
Вариант 1:
1.Общее и особенное в социально-экономической жизни стран буржуазно-парламентской демократии в межвоенный период.
2. Общее и особенное в политической жизни фашистских государств в межвоенный период.
Вариант 2:
1.Общее и особенное в социально-экономической жизни фашистских государств в межвоенный период.
2.Общее и особенное в политической жизни стран буржуазно-парламентской демократии в межвоенный период.
8 семестр
Раздел 4-7. 1945-2000-е гг.
Вариант 1:
1.Общее и особенное в политике государственного регулирования в ведущих индустриально-развитых странах после Второй мировой войны.
2.Кейнсианская модель экономики.
Вариант 2:
1.Общее и особенное в политике государственного регулирования в ведущих индустриально-развитых странах после
2.Неоконсервативная модель экономики.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.