2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
6
6
8
8
Практические
2
2
14
14
16
16
Итого ауд.
4
4
20
20
24
24
Кoнтактная рабoта
4
4
20
20
24
24
Сам. работа
32
32
115
115
147
147
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
36
144
144
180
180
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Павлова Наиля Ахатовна _________________
 
 
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М. Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается формировании у обучающихся  знаний и представлений, связанных с основами теории и технологии развития изобразительной деятельности, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для осуществления художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способностью организовывать сотрудничество, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;
1.4
раскрыть закономерности развития детского изобразительного творчества и основ художественной культуры детей в условиях ДОО и семьи;
1.5
определять методы и приемы, организационные формы художественного воспитания, обучения и развития дошкольников в разных видах изобразительной деятельности;
1.6
вооружать обучающихся диагностическими методиками определения уровней развития детского изобразительного творчества, охарактеризовать функции педагогического коллектива ДОО по организации развития детской изобразительной деятельности;
1.7
готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.2
Педагогическая практика
2.1.3
Летняя педагогическая практика
2.1.4
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.5
Теория и технологии математического развития детей
2.1.6
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.7
Теория начального литературного образования
2.1.8
Технологии начального математического образования
2.1.9
Технологии начального языкового образования
2.1.10
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.1.11
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.14
История педагогики и образования
2.1.15
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.16
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.17
Театрализованная деятельность в ДОО
2.1.18
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.19
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.20
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.21
Педагогика раннего возраста
2.1.22
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.23
Социальная психология
2.1.24
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.25
Теория и технологии физического развития детей
2.1.26
Теория начального математического образования
2.1.27
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.28
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.29
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.30
Теория начального языкового образования
2.1.31
Теория обучения
2.1.32
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.33
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.34
Геометрические фигуры на плоскости
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Графическая деятельность младших школьников
2.2.3
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.4
Преддипломная практика
2.2.5
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
2.2.6
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.7
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.8
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.9
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.10
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.11
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.12
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.13
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.14
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.15
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.18
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.19
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.20
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.21
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.22
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.23
Методика социально-личностного развития дошкольников
2.2.24
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
3.1.2
основы  знания  основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ;
3.1.3
методику  научно-педагогического исследования в предметной области;
3.1.4
специфику использования ИКТ в педагогической деятельности;
3.1.5
современные средства информационно-коммуникационных технологий;
3.1.6
основы реализации образовательной программы по разделу "художественно-эстетическое развитие" в ДОО в соответствии с ФГОС;
3.1.7
требования и критерии разработки образовательной программы по разделу "художественно-эстетическое развитие" в ДОО в соответствии с ФГОС;
3.1.8
основы проектирования разных видов образовательных программ по разделу "художественно-эстетическое развитие" в ДОО в соответствии с ФГОС;
3.1.9
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;
3.2.2
выбирать организационно-методические средства реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с их особенностями;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по «Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)» в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по  разделу "художественно-эстетическое развитие" в ДОО  в соответствии с ФГОС;
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного  раздела "художественно-эстетическое развитие" в ДОО ;
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов в рамках учебного раздела "художественно-эстетическое развитие" в ДОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
дидактическими и методическими приемами разработки и технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ и приемами использования ИКТ;
3.3.2
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3.3
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету «Теория и технологии  развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)»  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.4
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебного по разделу "художественно-эстетическое развитие" в ДОО;
3.3.5
методикой отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного по разделу "художественно-эстетическое развитие" в ДОО;
3.3.6
методикой и технологиями применения различных диагностических средств, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного раздела "художественно- эстетическое развитие" в ДОО;
3.3.7
методикой и технологиями выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного раздела "художественно-эстетическое развитие" в ДОО ".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы развития детской изобразительной деятельности

 
1.1
Исторический аспект развития теории и технологии изобразительной деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.2
Возникновение взглядов на проблему развития детского изобразительного творчества: различия в подходах к определению сущности и истоков детского изобразительного творчества в работах зарубежных и отечественных исследователей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.3
Исторический аспект развития теории и технологии изобразительной деятельности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.4
Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.5
Понятие «способности к изодеятельности». Структурные компоненты художественной деятельности детей.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.6
Физиологические и психологические основы способностей к изобразительной деятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.7
Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.8
Современные методики развивающего обучения изобразительной деятельности — развитие сенсорных основ деятельности (восприятия, изобразительных действий, контроля и оценки). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.9
Сенсорные основы изобразительной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.10
Творчество в художественной деятельности дошкольника. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.11
Детский рисунок как художественный выразительный образ. Выразительные средства используемые ребенком при создании образа.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.12
Диагностика детских рисунков, ведущие направления. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.13
Творчество в художественной деятельности дошкольника.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.14
Характеристика специфики видов изобразительной деятельности в детских дошкольных учреждениях (ознакомление с искусством, рисование, лепка, конструирование, аппликация).

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
4
0
 
1.15
Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников, их значение во всестороннем развитии детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
 
Раздел 2. Технологии руководства изобразительной деятельностью детей

 
2.1
Задачи обучения и развития детей средствами изобразительной деятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.2
Художественное восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.3
Изобразительное искусство как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.4
Вопросы, выносимые на обсуждение.

Характеристика видов задач обучения дошкольников изобразительной деятельности.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.5
Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.6
Изобразительные задачи обучения изобразительной деятельности.

Основные технические задачи обучения /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.7
Специфика развивающих задач, решаемых в обучении изобразительной деятельности.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.8
Проанализировать задачи эстетического воспитания и художественного образования по программам воспитания детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.9
Изобразительное искусство как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.10
Развития детей средствами изобразительной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.11
Особенности восприятия дошкольниками произведений изобразительного искусства:

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.12
Доизобразительный и изобразительный этапы развития изобразительной деятельности.

Этапы развития изобразительных способностей в дошкольном возрасте. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.13
Характер процесса восприятия. Понимание содержания иллюстраций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.14
Художественное восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.15
Современные программы развития изобразительного творчества детей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.16
Содержание современных образовательных программ воспитания детей, их специфика.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.17
Роль и место изобразительной деятельности в решении задач воспитания дошкольников в рамках концепции той или иной программы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.18
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в детском саду /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.19
Понять сущность общедидактических методов, выделенных по характеру познавательной деятельности (информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.20
Обучение рисованию детей в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.21
Обучение детей лепке в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в лепке /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.22
Обучение способам действия на занятиях в младших группах. Технические приемы, поэтапность их освоения в средней группе.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.23
Обучение аппликации в разных возрастных группах детского сада. Развитие детского изобразительного творчества в аппликации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.24
Обучение конструированию в разных возрастных группах детского сада.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.25
Развитие детского изобразительного творчества в конструировании. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.26
Художественный ручной труд детей дошкольного возраста. Развитие детского изобразительного творчества в художественном труде /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.27
Задачи развития, обогащения художественного ручного труда в дошкольном возрасте.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.28
Методика обучения художественному ручному труду. Взаимосвязь обучения на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.29
Диагностика и коррекция развития  изобразительно-творческих способностей детей. Индивидуальный и дифференцированный подходы к развитию творческих способностей дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.30
Критерии и уровни художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.31
Анализ детских рисунков в соответствии с критериями развития детского художественного творчества.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
2.32
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-2 ПК-7 ПК-1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Роль изобразительного искусства в развитии личности ребенка-дошкольника.

2. Характеристика курса теории и методики развития детского изобразительного творчества.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3. История становления и развития методики развития детского изобразительного творчества.

4. Отечественные ученые о развитии детского изобразительного творчества.

5. Зарубежные исследователи о развитии детского изобразительного творчества.

6. Особенности взаимосвязи видов изобразительного искусства с видами детской изобразительной деятельности.

7. Произведение изобразительного искусства как фактор развития личности ребенка  и  основа  его  самостоятельной  художественно-творческой деятельности.

8. Сенсорные основы изобразительной деятельности.

9. Структура изобразительной деятельности.

10. Характеристика изобразительных материалов по видам детской изобразительной деятельности.

11. Характеристика содержания изобразительного образования в традиционной и инновационных программах.

12. Формы организации изобразительной деятельности.

13. Методы развития детского изобразительного творчества в условиях ДОУ.

14.Методы художественного воспитания,  способствующие развитию изобразительного творчества в дошкольном возрасте.

15. Эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства.

16. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

17. Особенности и методика развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста.

18. Особенности и методика обучения предметному рисованию в старшем дошкольном возрасте.

19. Рисование с натуры. Задачи обучения. Требования к натуре. Методика обучения рисованию с натуры детей в разных возрастных группах.

20. Взаимосвязь задач умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста (развивающий цикл занятий).

21. Взаимосвязь художественного обучения и творчества.

22. Отечественные и зарубежные исследователи о своеобразии детского рисунка.

23. Особенности и методика обучения сюжетно-тематическому рисованию дошкольников в ДОУ.

24. Своеобразие и методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста в ДОУ.

25. Проблема развития детского творчества в лепке.

26. Методика обучения лепке детей дошкольного возраста.

27. Специфика и методика обучения детей дошкольного возраста сюжетной лепки в ДОУ.

28. Особенности и методика обучения дошкольников декоративной лепки в ДОУ

29. Развитие детского аппликативного творчества в ДОУ и методика его развития.

30. Специфика сюжетно-тематической аппликации в дошкольном возрасте.

31. Методика обучения сюжетной аппликации детей дошкольного возраста.

32 Особенности и методика обучения   детей дошкольного возраста декоративной аппликации.

33. Специфика развития конструктивного творчества в дошкольном возрасте.

34. Конструирование из строительного материала. Характеристика и методика обучения детей дошкольного возраста.

35. Конструирование из конструкторов. Характеристика и методика обучения детей дошкольного возраста.

36. Конструирование из бумаги и картона. Характеристика и методика обучения детей дошкольного возраста.

37. Конструирование из бросового и природного материала. Характеристика и методика обучения детей дошкольного возраста.

38. Конструирование и шитье мягких игрушек. Особенности - и методика обучения детей дошкольного возраста.

39. Преемственность в развитии изобразительного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста.

40. Планирование и учет работы по изобразительной деятельности в ДОУ.

41. Роль заведующей в организации художественного образования детей дошкольного возраста.

42. Роль методиста в организации изобразительного образования дошкольников.

43. Роль воспитателя в изобразительном воспитании детей дошкольного возраста.

44. Роль специалиста по изобразительному образованию в ДОУ.

45. Особенности преподавания методики развития детского изобразительного творчества в педагогическом  колледже.

46. Особенности и развитие, сенсорных, изобразительных и художественно-творческих способностей у ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход.

47. Диагностика по изобразительной деятельности.

Задание

Характеристика 1. Изучение особенностей изобразительной деятельности.

2. Изучение умения удерживать цель рисования.

3. Изучение рисования по замыслу.

4. Изучение особенностей регуляции рисовальных движений руки.

5. Изучение влияния слова на восприятие и воспроизведение графического образа.

6. Изучение отражения обучающийся  в рисунке характерных свойств предмета.

7. Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунке.

8. Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания.

9. Изучение зависимости качества изображения от мотивов деятельности.

10. Изучение восприятия величины деталей в процессе конструировании

11. Изучение пространственных ориентировок при конструировании

12. Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании

13. Изучение эффективности конструирования в зависимости от образца

14. Изучение умения делать чертеж и схему для конструирования

15.Изучение творчества в конструировании

16.Изучение влиянии игрового мотива на успешность конструирования  

и методика обучения детей дошкольного возраста.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
5.2. Темы письменных работ
1. Проблемы детского рисования в наследии Е.А. Флериной.

2. Взгляды Е.А. Флериной , Н.П. Саккулиной на теорию и практику  изобразительного творчества.

3. Художественный образ как искусствоведческая категория и его особенности в изобразительной деятельности дошкольников.

4. Современные концепции дошкольного образования и актуальные проблемы изучения творчества дошкольников.

5. Методы развития детского творчества в исследовании Н.Б. Халезовой

6. Соотношение обучения и творчества в работах Н.П. Сакулиной и Е.А.Флериной.

7. Анализ организационных форм обучения (занятия) и современный подход к созданию предметно-развивающей среды с целью развития самостоятельности, креативности ребенка.

8. Декоративно прикладное искусство в ДОУ.

9. Предметная среда, принципы ее создания.

10. Значение книжной иллюстраций для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

11. Особенности детского цветовосприятия.

12. Анализ вариативных программ, их роль в дальнейшей разработке теории и практики изобразительного творчества дошкольников.

13. Приоритетные направления современной концепции дошкольного образования.

14. Проблемы обучения и творчества в различных педагогических системах:  подходы к организации и руководству творческой деятельностью детей.

15. Проблема преемственности и ее социально-общественная значимость в современных условиях.

16. Концепция непрерывного «образовательного пространства» и роль искусства в этом процессе.

17. Требования к установлению преемственных связей при подготовке воспитателя ДОУ и учителя начальных классов школы в области искусства и изобразительного творчества детей.

18. Детская художественная студия как  социокуьтурная среда для развития творческих способностей ребенка.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Водинская М.В.
Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью : Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]/ Водинская М.В., Шапиро М.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90066.html 
ЭБС «IPRbooks» , 2019
 
Л1.2
Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских.
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования: Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 118 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11114-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444501
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Под редакцией Н. В. Микляевой
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448289
Юрайт, 2020
 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Смирнова, Е. О.  
Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466292 
Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Обухова, Л. Ф.  
Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 275 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10873-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456813
Юрайт, 2020
 
Л3.2
Никитина А.В.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий [Электронный ресурс]: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий [Электронный ресурс]: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ Никитина А.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2016.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61014.html
ЭБС «IPRbooks», , 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  [Электронный ресурс]. URL: http://www.vita-press.ru/40.html
 
Э2
Образовательная система «Школа 2100».  [Электронный ресурс].  URL:  http://school2100.com/
 
Э3
ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/19/primernaya-obshcheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-0
 
Э4
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет (подготовительная группа) Автор Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-hudozhestvennoesteticheskomu-razvitiyu-dlya-detey-let-podgotovitelnaya-gruppa-avtor-ts-komarova-izobrazit-1278201.html
 
Э5
Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

https://e-libra.ru/read/396391-zanyatiya-po-izobrazitel-noy-deyatel-nosti-v-v-podgotovitel-noy-k-shkole-gruppe-detskogo-sada-konspe.html

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения 

 
стр. 15
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется 

 
стр. 16
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающимся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся с ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.