(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.
ции
Э3
Э3
Э3 Э4
Э3
Э3 Э4
в России в XVIII -начале XIX вв. /Лек/
Э3
Э3 Э4
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э3
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э3
Э1 Э3 Э4
Э3
Э3
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету:
1.Первые письменные исторические произведения Древней Руси.
2.Общая характеристика древнерусских летописей.
3.Мировоззренческая система русских летописцев.
4.«Повесть временных лет».
5.Анализ особенностей летописания середины XII-XIII вв.
6.Характеристика исторических произведений в XIV-XV вв.
7.Развитие исторической мысли в XVI в.
8.Летописание XVI в. Лицевой летописный свод.
9.«Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича».
10.Житийная литература. Патерики, прологи. «Великие Четьи Минеи»
11.«Степенная книга царского родословия».
12.Хронографы.
13.«История о Казанском царстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».
14.Осмысление прошлого в в публицистической литературе. "История о великом князе Московском" кн. А.М. Курбского, переписка Курбского и Ивана IV.
15.Особенности создания исторических произведений в XVII в.
16.Влияние петровских реформ на формирование исторической науки.
17.Вклад В.Н. Татищева в формирование исторической науки.
18.Роль ученых Академии наук в разработке российской истории. М.В. Ломоносов.
19.Организация исследовательских работ по истории в Академии наук в XVIII в.
20.Г.З. Байер и его вклад в изучение российской истории.
21.Г.Ф. Миллер и его вклад в изучение российской истории.
22.Деятельность А.Л. Шлёцера в России.
23.Исторические работы М.В. Ломоносова.
24.Собирание русских источников. А.И. Мусин-Пушкин.
25.Издательская деятельность Н.И. Новикова.
26.Консервативное направление в историографии. М.М. Щербатов.
27.Вклад И.Н. Болтина в развитие исторической науки.
28.Просветительская историография (С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.И. Радищев).
29.Новое направление в историографии (В.В. Крестинин, М.Д. Чулков, И.И. Голиков).
30.Н.М. Карамзин как деятель культуры и идеолог раннего русского консерватизма.
31.Источниковая база и приемы работы Н.М. Карамзина над источниками.
32.Общая концепция истории России в работах Н.М. Карамзина. Периодизация русской истории и характеристика ее этапов.
33.Рассмотрение отдельных периодов истории России в работах Н.М. Карамзина.
34.Влияние «Истории государства Российского» на дальнейшее развитие исторической науки.
35.Общая характеристика критического направления в отечественной историографии 1820 – 40-х гг.
36.М.Т. Каченовский и скептическая школа.
37.Анализ исторических взглядов Г. Эверса.
38.Анализ исторических взглядов Н.А. Полевого.
39.Выявление основных черт консервативно-охранительного направления второй четверти XIX в. М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов.
40.Выявление основных черт исторической концепции славянофилов.
41.Выявление основных черт радикально-демократического направления в русской историографии середины XIX в. (Белинский, Герцен, Чернышевский, Щапов).
42.Общая характеристика государственной школы в русской историографии середины XIX в.
43.Исторические взгляды К.Д. Кавелина.
44.Выявление основных черт исторической концепции Б.Н. Чичерина.
45.Вклад в отечественную историческую науку С.М. Соловьева
46.Анализ исторических взглядов Н.И. Костомарова.
47.Характеристика новых теоретических идей в исторической науке России в 1860 – 80-х гг. Позитивизм.
48.Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
50.Теоретико-методологические проблемы отечественной исторической науки рубежа XIX – XX вв.
51.Анализ исторической концепции В.О. Ключевского.
52.Анализ исторических взглядов П.Н. Милюкова.
53.Анализ исторических взглядов А.А. Кизеветтера.
54.Анализ исторических взглядов С.Ф. Платонова.
55.Анализ исторических взглядов Н.П. Павлова-Сильванского.
56.Анализ исторических взглядов и его «Методологии истории».
57.Развитие источниковедения в трудах А.А. Шахматова.
58.Особенности народнической историографии второй половины XIX – начала XX вв.
59.Становление марксистской историографии на рубеже XIX – XX вв.
60.Выявление основных черт консервативно-патриотического направления в русской историографии второй половины XIX – начала XX вв. Д.И. Иловайский, Л.А. Тихомиров.
61.Организационное развитие исторической науки в конце 1917 – начале 1930-х гг.
62.Формирование марксистской историографии и ее борьба с традиционными направлениями исторической науки
63.Русская историческая наука за рубежом в 1920-1930-х гг.
64.Советская историография в 1930-х гг.
65.Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
66.Историческая наука в послевоенные годы (1945 – середина 1950-х гг.).
67.Развитие исторической науки в годы «оттепели» (середина 1950-х –1960-е гг.).
68.Советская историческая наука в годы «застоя» (конец 1960 – начало 1980-х гг.)
69.Историческая наука в годы «перестройки» (середина 1980 - начало 1990 гг.)
70.Российская историческая наука в 1990-е – начале 2000-х гг.
Задание: подготовить доклад-презентацию на основе прочитанного исторического произведения (на выбор), выделив его основное содержание и показав новаторские подходы автора исторического произведения.
Темы эссе
Прочитать монографию из списка и написать эссе, в котором должны быть представлены ответы на следующие вопросы (на вопросы 3-7 предполагают развернутые ответы):
1.Автор, название произведения с полными выходными данными.
2.К какому направлению (течению, школе, ее поколению) относятся произведения данного автора.
3.Чем характеризуется данное направление (течение, школа, ее поколение).
4.Каков предмет исследования данной монографии, какие вопросы в ней рассматриваются. Изложите основные положения монографии.
5.В чем заключается методология рассмотрения поднятой автором проблемы, какие новые методические приемы были использованы.
6.Что нового работа данного автора вносит в понимание рассматриваемой проблематики.
7.Насколько обоснованы выводы автора/авторов исследования. Со всеми ли выводами вы согласны. Аргументируйте свою позицию.
1. Ломоносов, М. В. Об истории и литературе. Избранное / М. В. Ломоносов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06402-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411662
2. Карамзин, Н. М. Мнение русского гражданина. Избранная публицистика / Н. М. Карамзин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05688-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441691
4. Соловьев, С. М. Учебная книга русской истории : учебное пособие для вузов / С. М. Соловьев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-12131-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446862
5.Милюков, П. Н. Главные течения русской исторической мысли / П. Н. Милюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06141-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441894
6. Тарле, Е. В. Нашествие Наполеона на Россию / Е. В. Тарле. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05622-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441614.
7. Платонов, С. Ф. Иван Грозный. Борис Годунов. Смутное время / С. Ф. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 312 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06685-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442110
8. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории / Д. И. Иловайский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-08950-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438100
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему)
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.