2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Основы логопедической работы в ДОО_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы логопедической работы в ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна _________________
 
 
Основы логопедической работы в ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся основ логопедической работы в дошкольных образовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся представлений о содержании логопедической работы в ДОО;
1.4
ознакомление обучающихся с содержанием  основных форм логопедической работы в ДОО;
1.5
усвоение у обучающихся теоретических и методических вопросов, определяющих организацию различных форм логопедической работы с детьми дошкольного возраста;
1.6
ознакомление обучающихся с организацией фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятий в логопедических группах детских садов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.4
История педагогики и образования
2.1.5
Социальная психология
2.1.6
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Общая психология
2.1.9
Теория обучения
2.1.10
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.11
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.13
Теория и технологии математического развития детей
2.1.14
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.15
Технологии начального математического образования
2.1.16
Технологии начального языкового образования
2.1.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.18
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.19
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.20
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.21
Педагогика раннего возраста
2.1.22
Теория и технологии физического развития детей
2.1.23
Теория начального математического образования
2.1.24
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.25
Практикум по дошкольной педагогике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.4
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.5
Организация дошкольного образования
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.8
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.9
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.10
Формирование УУД у младших школьников
2.2.11
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.12
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.13
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.14
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.15
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.16
Производственная преддипломная практика
2.2.17
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.18
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.19
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.20
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.21
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.22
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.23
Психология семьи и семейного воспитания
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
 
Уметь:
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно- воспитательного процесса

оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам

проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам

проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.1.2
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.1.3
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития:
3.1.4
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.5
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.6
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.1.7
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.8
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.9
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
3.1.10
3.1.11
3.1.12
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.2.2
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.2.3
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.2.4
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно- воспитательного процесса;
3.2.5
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам;
3.2.6
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.2.7
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.8
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.2.9
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
3.2.10
3.2.11
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.2
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.3
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.4
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
3.3.5
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды;
3.3.6
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.7
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.8
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Организационная, методическая и диагностическая деятельность педагогов в ДОО

 
1.1
Организация логопедического воздействия в ДОО. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
1.2
Логопедическое воздействия как педагогический процесс.

Принципы логопедической работы

/Пр/

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
1.3
Ведение логопедической документации в ДОО /Пр/ /Ср/
Л2.1

4
5
0
 
1.4
Диагностико-проектная деятельность логопеда в ДОО /Лек/ /Ср/
Л2.1

2
5
0
 
1.5
Дифференциальная диагностика детей с речевыми нарушениями /Пр/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
1.6
Подготовка материала для обследования дошкольников с ОНР. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.7
Дифференциальная диагностика детей с речевыми нарушениями /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
1.8
Консультативно-методическая деятельность логопеда в ДОО  /Ср/ /Ср/
Л2.1

8
5
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Организация коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями.

 
2.1
Коррекционно – логопедическая работа логопеда в ДОУ.  /Лек/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
2.2
Подготовка пособий и конспектов занятий по формированию лексико - грамматического строя речи у детей с ОНР, ФФН, Заиканием. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

8
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
2.3
Использование наглядно – дидактического материала для проведения ООД с детьми, имеющими речевые нарушения.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

16
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
2.4
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету

1) Структура работы   для зачисления детей в группу коррекционной направленности. Работа медико-психолого- педагогической комиссии.

2) Перечень документов учителя логопеда и их назначение.

3) Комплексная диагностика речи. Исторический аспект диагностики и состояние проблем на современном этапе. Принципы комплексной диагностики.

4) Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте.

5) Осмотр новорожденных. Шкала Апгар. Соотношение признаков незрелости и поврежденности ЦНС

6) Методика изучения уровня речевого развития.

7) Изучение уровня всех речевых компонентов. Обработка и интерпретация полученных результатов.

8) Дифференциальная диагностика дизартрий от сходных речевых нарушений.

9) Ранняя поддержка ребенка.

10) Нарушения звукопроизношения.

11) Просветительская деятельность логопеда в ДОО .

12) Связь  логопеда с родителями и педагогическим персоналом.

13) Документация по взаимосвязи логопеда и специалистов ДОО,  логопеда и  родителей

14) Виды планов логопеда детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

15) Примерное планирование занятий с детьми. страдающими недоразвитием речи.

16) Организация индивидуальных занятий по обучению произношения и их анализу.

17) Требования к содержанию плана.

18) Требования к индивидуальным занятиям.

19) Соблюдение метода обучения произношению.

20) Требования к подбору речевого материала.

21) Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Основные направления коррекционной работы.

22) Особенности устранения различных речевых нарушений..

23) Система коррекционной работы по развитию фонематического слуха.

24) Структура логопедического занятия по коррекции речевых нарушений

25) Артикуляционная гимнастика. Методика проведения.

26) Профилактика: предупреждение возникновения речевых нарушений

27) Система логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

28) Перспективы развития логопедии.

29) Принципы логопедического воздействия

30) Использование принципа системности в логопедической практике.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.Дифференциальная диагностика  детей с  ОНР  и детей с ЗПР

2.Дифференциальная диагностика  детей с  ОНР  и детей с ЗРР

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.Дифференциальная диагностика  детей с  ОНР  и детей с ФФН

4.Дифференциальная диагностика детей со стертой  формой  дизартрии и  дислалией

5.Дифференциальная диагностика детей со стертой формой дизартрии и    моторной алалией

6.Дифференциальная диагностика детей со стертой формой дизартрии и  умственной отсталостью,  тугоухостью

7.Отличительные особенности заполнения речевых карт детей в группах различной коррекционной направленности

8.Дидактические игры в коррекционной работе логопеда

9.Виды наглядного материала для ведения логопедической работы в ДОО

10.Логопедия как отрасль специальной педагогики. Ее связь с другими науками.

11.Клиническая характеристика причин и механизмов речевых нарушений.

12.Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

13.Принципы изучения анализа речевых нарушений.

14.Общая характеристика фонетико-фонематических нарушений (принципы объединения речевых нарушений).

15.Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение, смешение).

16.Соотношение артикуляционных  и фонематических расстройств при дислалии.

17.Содержание работы на подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения.

18.Содержание и приемы работы по развитию слухового внимания и памяти, фонематического слуха у детей с дислалией.

19.Характеристика приемов постановки звуков.

20.Использование игр при коррекции недостатков звукопроизношения.

21.Дифференцированный подход к организации коррекционно-логопедической работы при функциональных и механических дислалиях.

22.Дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы при фонетических и фонематических нарушениях звукопроизношения.

23.Дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения при сохранной и нарушенной иннервации речевого аппарата.

24.Логопедия как специальная педагогическая наука

25.Этиология и классификация нарушений речи

26.Ранняя диагностика нарушений звукопроизносительной стороны речи.

27.Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

28.Способы и приемы выявления нарушений звукопроизношения.

29.Характеристика основных этапов коррекционно-педагогической работы.

30.Основные закономерности нормального развития детской речи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соловьева Л.Г.
Соловьева, Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470222 (дата обращения: 08.09.2021).
, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Микляева Н.В.
Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 362 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11198-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498973 
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю. С. Зыбина А. В.
http://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html  Развитие экспрессивной и импрессивной речи у дошкольников с ОВЗ
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Логопед плюс 
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Э2
Логопед в ДОО 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.