2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, Доцент, Ганиева А.М.; _________________
 
 
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаеретдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.4
формирование представлений об условиях, способствующих коррекции, компенсации и реабилитации;
1.5
формирование умения реализовывать программу индивидуального развития обучающегося (совместно другими специалистами);
1.6
применение метода наблюдения и выявления поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития;
1.7
формирование умения использовать в профессиональной деятельности педагога документы, регламентирующие содержание образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Внеклассная деятельность по иностранному языку
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
Теория и технология обучения
2.1.4
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.5
Теория и технология  воспитания   
2.1.6
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.7
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Безопасность жизнедеятельности
2.1.9
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.10
Физическая культура и спорт
2.1.11
Производственная практика  по воспитательной работе
2.1.12
Учебная практика по ботанике
2.1.13
Циклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения предмету "Второй иностранный язык"
2.2.2
Организация внеучебной деятельности
2.2.3
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Учебная практика по основам сельского хозяйства
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
 
ОПК-7.2: Проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.3: Планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
ОПК-3.1: Умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС.
 
ОПК-3.2: Применяет различные приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.3: Демонстрирует знания форм, методов и технологий организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели и значение проведения групповой и подгрупповой работы в инклюзивной среде образовательной организации в рамках инклюзивного образования
3.1.2
способы и методы организации подгрупповой и групповой работы в рамках инклюзивного образования
3.1.3
организация работы в группе и подгруппе с распределением ролей детей с ОВЗ с учетом их возможностей
3.1.4
нормативные документы, основные модели, методологические походы к организации учебной и воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования
3.1.5
особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3.1.6
основные требования ФГОС ОВЗ
3.1.7
особенности состояния мотивационной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья и приемы по формированию мотивационных установок
3.1.8
методы и приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  (стимулирования, мотивации учебно-познавательной деятельности, игровые и др.)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать дифференцированный подходит ко всем участникам образовательных отношений (родителям, учителям, обучающимся)с учетом ФГОС ОВЗ
3.2.2
дифференцировать формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3.2.3
разрабатывать стратегию использования различных диагностических методик в зависимости от отклонений в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями, анализировать возможности инклюзивной среды образовательной организации слушателя для развития коммуникации ребенка с особыми образовательными потребностями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком разработки  индивидуального образовательного маршрута  участников инклюзивного образовательного процесса, технологиями решения диагностических задач,
3.3.2
навыком дифференцированного подхода ко всем участникам образовательных отношений (родителям, учителям, обучающимся)с учетом ФГОС ОВЗ
3.3.3
навыком отбора форм и метод в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  
3.3.4
навыком планирования и организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3.3.5
навыком определения целей и основных задач в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3.3.6
навыком применения мотивационных установок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3.3.7
навыком использования разнообразных специальных методов и приемов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (стимулирования, мотивации учебно-познавательной деятельности, игровые и др.)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современная система дифференциации и индивидуализации образования

 
1.1
Классификация ОВЗ. Нормативно - правовые основы специального и инклюзивного образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
1.2
ПМПК и ПМПк: функции, принципы работы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
1.3
Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый пед.процесс в образовательном учреждении в работе с детьми с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
 
Раздел 2. Технологии (педагогические и коррекционные) в образовательном процессе

 
2.1
Адаптированные образовательные программы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
2.2
Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с интеллектуальными нарушениями /Пр/ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
2.3
Разработка образовательного маршрута для детей с речевыми нарушениями /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
2.4
Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
2.5
Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с аутизмом /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3 Нормативно-правовые и этические основы инклюзивного образования.

 
3.1
Правовые и этические основы инклюзивного образования в Росии и за рубежом. /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
3.2
Международные правовые документы о правах и свободах человека. Международные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
3.3
Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
3.4
Нормативно-правовая база инклюзивной школы. /Пр/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Сложные дефекты, их причины и виды.

2. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

3. Понятие "коррекция дефекта".

4. Дизонтогенез, его параметры (по В.В. Лебединскому).

5. Дети с проблемами здоровья и жизнедеятельности.

6. Дети с недостатками интеллекта. Формы умственной отсталости.

7. Особенности детей с умственной отсталостью.

8. Специальное (коррекционное) образование умственно отсталых детей.

9. Понятие "задержка психического развития". Причины и категории задержки развития.

10. Коррекционное образование детей с задержкой психического развития.

11. Вариативные модели дошкольного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики.

12. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

13. Условия, обеспечивающие специальные образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

14. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в процессе инклюзивного образования.

15. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в процессе инклюзивного образования.

16. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.

17. Психолого - педагогическое сопровождение детей с интеллектуальным недоразвитием в процессе инклюзивного образования.

18. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в процессе инклюзивного образования.

19. Психолого - педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в процессе инклюзивного образования.

20. Психолого - педагогическое сопровождение детей с СДВГ в процессе инклюзивного образования.

21. Организация тьюторского сопровождения инклюзивной практики.

22. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования

23. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в организации психолого-педагогического сопровождения особого ребенка в инклюзивном ДОУ

24. Нормативно - правовое обеспечение инклюзивного образования лиц с ОВЗ в России.

25. Деятельность специалиста по инклюзии (координатор) в образовательном учреждении

26. Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению образовательной инклюзии ребенка с ОВЗ

27. Диагностико-консультативная работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

28. Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного обучения.

29. Задачи и функции тьютора в условиях инклюзивной практики.

30. Инклюзивное и специально образование - проблемы и перспективы

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Организация психологической и педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Российской Федерации.

2. Организация социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития в зарубежных странах.

3. Научная концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ребенка» и ее значение для специальной психологии и коррекционной педагогики.

4. Учение Л.С. Выготского о своеобразии развития личности ребенка с дефектом как методологическая основа коррекционной педагогики и психологии.

5. Основные закономерности процесса аномального (отклоняющегося) развития. Эволюция научных взглядов на данную проблему.

6. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.

7. Роль сопровождающего (тьютора) при реализации индивидуальной образовательной программы ребенка.

8.Критерии эффективности сопровождения инклюзии.

9. Изучение особенностей работы специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) при реализации инклюзивной практики.

10. Участие в планировании, подготовке и проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми, отборе наглядно-иллюстративного и раздаточного материала, анализе занятий (на примере работы любого педагога).

 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
11.Специфика деятельности Психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзии.

12. Этапы развития системы специального образования

13. Междисциплинарное взаимодействие специалистов в организации психолого-педагогического сопровождения особого ребенка в инклюзивном ДОУ.

14. Включения ребенка в различные виды организованной образовательной деятельности (познавательной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, музыкальной, в досуги и в праздники).

15. Раскрытие содержания термина «инклюзивное образование» детей с ОВЗ.

16.Значимость совместного обучения аномального ребенка с детьми физиологической нормы.

17.Цель и задачи инклюзивного образования.

18.Особенности воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

19. Модели инклюзивного образования

20.Нормативно-правовая база общего и специального образования в Российской Федерации.

21.Реализация идеи инклюзивного образования детей с ОВЗ в Российской Федерации.

22. Внешние условия инклюзии.

23.Внутренние условия инклюзии.

24.Алгоритмы и схемы внедрения инклюзивного обучения детей с ОВЗ в массовые школы и детские сады.

25.Подготовка педагогического сообщества и родителей к реализации идеи интеграции детей с ОВЗ в массовые школы и детские сады.

26.Роль психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов в реализации идеи внедрения интегрированного обучения детей с ОВЗ в сообщество детей физиологической нормы.

27. Организация коррекционно-педагогического процесса детей с нарушением зрения в общеобразовательной школе.

28.Особенности образовательного процесса для детей с ДЦП.

29.Рекомендации по сопровождению детей с речевыми нарушениями в массовых образовательных учреждениях.

30.Задачи, решаемые в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Липунова О.В.
Липунова О.В. Специальная педагогика : учебное пособие / . — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html 
IPR SMART, 2019
 
Л1.2
Липунова О.В.
Липунова О.В. Специальная психология : учебное пособие / . — Комсомольск-на-Амуре, Саратов : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 81 c. — ISBN 978-5-4497-0106-0. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85903.html
IPR SMART, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прищепова И.В.
Прищепова, И. В.  Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для вузов / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11095-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494974 
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями - URL: https://www.youtube.com/watch?v=NLpRWlCLuPQ 
 
Э2
Опыт успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья -URL:  https://www.youtube.com/watch?v=Kq0xyurxAlQ
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.