Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Языковое образование по программам International Baccalaureate (IB). Школы в России, обучающие по программам IB
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
- сформированность речевых навыков, умений в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
- сформированность групповых способов деятельности (мозговой штурм, дискуссии, учебные дебаты, проекты, ролевые игры и т. д.) Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в ходе внеаудиторной работы:
- сформированность навыков самостоятельной творческой деятельности (доклады, сообщения, презентации, эссе, научно-исследовательская работа);
- сформированность навыков самоконтроля и информационного поиска (компьютерное тестирование, мультимедийные программы, Интернет и т. д.)
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Модульно-рейтинговая технология в системе контроля и оценки результатов языкового образования
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
ЕГЭ как модель независимой формы государственной аттестации по предмету «Иностранный язык»
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Компьютерное тестирование. Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов тестирования
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания к зачету
1. Понятие «педагогическая технология», ее характеристики как дидактической категории. Требования, предъявляемые к современным педагогическим технологиям.
2. Языковое образование и объекты оценки в нем.
3. Образование как ценность, система и процесс.
4. Современные концепции результатов образовательного процесса за рубежом.
5. Концепция функциональной грамотности как результата образования.
6. Инновационные модели построения практического занятия по иностранному языку за рубежом.
7. Основные отличия российских и зарубежных учебно-методических комплексов по иностранному языку.
8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком.
9. Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку «Оксфордское качество».
10. Языковое образование по программам International Baccalaureate (IB).
11. Содержание языкового портфеля за рубежом и возможности его адаптации к отечественной системе образования.
12. Принципы организации языкового портфеля. Организация работы по составлению языкового портфеля.
13. Российские и зарубежные языковые портфели в сравнении.
14. Качество образования как научный феномен.
15. Международные системы оценки уровня языкового развития.
16. Мониторинг качества образования и его функции.
17. Измерители содержания языкового образования в США.
18. Средства диагностики и оценки уровня языкового развития за рубежом.
19. Диагностические параметры контроля и оценивания компетенции владения иностранным языком.
20. Методы педагогического мониторинга за рубежом.
21. Модульно-рейтинговая технология в системе контроля и оценки компетенции владения иностранным языком в зарубежных образовательных учреждениях.
22. Приемы и технологии диагностики уровня сформированности компетенции владения иностранным языком.
23. Исследовательская деятельность обучающихся за рубежом и в России в процессе оценивания компетенции владения иностранным языком.
24. Использование технологии языкового портфеля в учебно-методических комплексах зарубежных издательств (OUP, Longman, Macmillan)
25. Этапы развития тестирования в России и за рубежом.
26. Конструирование тестов учебных достижений.
27. Компьютерное тестирование за рубежом.
28. Зарубежные программы компьютерного тестирования.
29. Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов.
30. Перенос зарубежного опыта диагностики компетенции владения иностранным языком в систему отечественного образования
Задания к зачету
1. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по аудированию.
2. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по чтению.
3. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по говорению.
5. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 5-6 классов.
6. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 7-9 классов.
7. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 10-11 классов.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научно-практическим знаниям, готовность и способность к подготовке и проведению внеучебной деятельности учащихся.Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному
На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других обучающихся и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.
Методические указания к практическим занятиям
Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.
На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность обучающихся на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других студентов и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.
При подготовке к практическому занятию обучающиеся изучают основную и дополнительную литературу, анализируют информацию интернет ресурсов по теме, выполняют домашнее задание, готовят выступление и презентацию. Для успешной подготовки необходимо разобраться в терминологии изучаемой темы, используя для этого необходимые словари, учебные пособия, интернет ресурсы. При изучении собственно темы практического занятия рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. В процессе изучения литературы полезно делать выписки и конспекты, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему запоминанию. При подготовке к практической работе:
- проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на занятии;
- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;
- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.
Каждый обучающийся должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются обучающимися на лекциях и в самостоятельной работе.
Такая практика учит отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации. Собранный материал необходимо систематизировать, определить ключевые вопросы изучаемой проблемы, осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу вопросов.
На практических занятиях в ходе обсуждения предложенных вопросов происходит углубление и закрепление знаний по учебной теме. Важное значение имеет взаимосвязь рассматриваемого вопроса с уже изученными на предыдущих занятиях.
Проведение практических занятий возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини конференций, заслушивания специально подготовленных докладов, сообщений, эссе. Особое внимание обучающемуся следует уделять самостоятельному, грамотному изложению мыслей с соблюдением риторики научной речи и основных правил ораторского искусства.
Особенностью практических занятий по дисциплине является то, что обучающиеся представляют разработанные тесты и КИМы для контроля уровня обученности по предмету «Иностранный язык». Обучающимся необходимо овладеть средствами оценивания по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению (монолог, диалог), чтению и письму. Для этого необходимо хорошо знать программу по иностранным языкам, где уже сформулированы конечные результаты.
Далее необходимо знать, как оценивать результаты: традиционные способы оценивания, тестирование и перевод баллов в традиционные оценки.
Необходимым объектом самостоятельной работы студентов является анализ действующих тестов как речевых, так и языковых. Поэтому в ходе самостоятельной работы обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с методической литературой, публикациями учителей по данному вопросу.
Данный вид работы способствует выработке у обучающихся системного подхода к выбору современных педагогических технологий оценивания качества иноязычного образования по видам речевой деятельности. На практических занятиях уделяется большое внимание анализу учебных материалов, решению методических задач, планированию педагогического процесса.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем виде:
•самостоятельное изучение теоретического материала;
•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;
•выполнение упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;
•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.
Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с методикой обучения ИЯ междисциплинарными отношениями.
Методические указания к зачету
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.