2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности обучающихся использовать современные методы и технологии обеспечения образовательных результатов по предмету "Иностранный язык" посредством ознакомления с международными технологиями диагностики компетенций владения иностранным языком.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
расширить, обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о современных технологиях диагностики компетенций владения иностранным языком
1.4
создать условия для развития у обучающихся положительной мотивации к творческому использованию международных технологий диагностики компетенций владения иностранным языком
1.5
познакомить с методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации итоговой аттестации по предмету «Иностранный язык»
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Аналитическое чтение (английский язык)
2.1.2
Деловой иностранный язык
2.1.3
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Теоретическая грамматика английского языка
2.1.7
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.8
Теоретическая фонетика английского языка
2.1.9
Практикум по профессиональному иностранному языку
2.1.10
Учебная языковая практика
2.1.11
Учебная языковая практика
2.1.12
Основы работы с иноязычным публицистическим текстом
2.1.13
Практикум по пунктуации и синтаксису
2.1.14
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предметной области "Иностранный язык"
3.1.2
требования к системе оценки достижения образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.1.3
отечественные и зарубежные подходы к оценке учебных достижений по языковым предметам
3.1.4
формы учебных занятий, методы, приемы и технологии обучения, в т.ч. информационные
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
3.2.2
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
3.2.3
разрабатывать тестовые задания как средства текущего и итогового контроля коммуникативных навыков и умений в различных видах речевой деятельности на любом из этапов обучения иностранному языку
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
формами и приемами контроля образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.3.2
навыками разработки контрольно-измерительных материалов и методикой их использования в лингвистическом образовании
3.3.3
навыками проектирования уроков иностранного языка с использованием современных методов, приемов и технологий обучения, в том числе информационных
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие о качестве образования. Качество языкового образования.

 
1.1
Концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходы к его измерению. Уровень языкового развития как показатель результативности процесса обучения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.2
Интерпретация общеевропейской шкалы уровней владения языком (Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.3
Принципы функционирования системы обеспечения и управления качеством языкового образования. Основные подходы к диагностике и оценке качества уровня языкового развития за рубежом. Система выпускных экзаменов. Единица Карнеги (1 кредит) как измеритель содержания языкового образования в США. Международные системы оценки уровня языкового развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

22
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 2. Методология разработки современной системы технологий для диагностики и оценивания образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык»

 
2.1
Традиционные и новые средства диагностики и оценки уровня языкового развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.2
Интерпретация общеевропейской шкалы уровней владения языком (Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment). Понятие «критериальное оценивание»: история появления, функции, принципы, виды, особенности использования в образовательный процесс. Особенности рейтингового контроля, трудности внедрения. Плюсы и минусы традиционной системы оценивания. Особенности портфолио как средства диагностики и оценки результатов обученности по дисцилине «Иностранный язык» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.3
Специфика определения компетенций. Классификация базовых компетенций. Классификация общих и профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС

Языковое образование по программам International Baccalaureate (IB). Школы в России, обучающие  по программам IB

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 3. Диагностические параметры контроля и оценивания качества обученности по предмету «Иностраннный язык» 

 
3.1
Контроль и оценивание качества обученности по предмету "Иностранный язык". Тестирование как форма контроля качества уровня языкового развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.2
Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в ходе аудиторной работы:

- сформированность речевых навыков, умений в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);

-  сформированность групповых способов деятельности (мозговой штурм, дискуссии, учебные дебаты, проекты, ролевые игры и т. д.)            Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в ходе внеаудиторной работы:

- сформированность навыков самостоятельной творческой деятельности (доклады, сообщения, презентации, эссе, научно-исследовательская работа);

- сформированность навыков самоконтроля и информационного поиска (компьютерное тестирование, мультимедийные программы, Интернет и т. д.)

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
3.3
Оценка общеобразовательных компетенций. Оценка ключевых компетенций (инструментальные, личностные, системные)

Модульно-рейтинговая технология в системе контроля и оценки результатов языкового образования

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 4. Тестирование в России и за рубежом.

ЕГЭ как модель независимой формы государственной аттестации по предмету «Иностранный язык»

 
4.1
Особенности тестирования в России и за рубежом. Технологическое обеспечение ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. Структура тестовых заданий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
4.2
Языковой тест – форма стандартизированного контроля обученности. Виды тестов.  Типы валидности языкового теста. Надежность теста. Формы тестовых заданий по видам речевой деятельности по предмету «Иностранный язык» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.3
Понятие теста. История развития тестирования в США. Психологические аспекты тестирования.

Компьютерное тестирование. Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов тестирования

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

28
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие «педагогическая технология», ее характеристики как дидактической категории. Требования, предъявляемые к современным педагогическим технологиям.

2. Языковое образование и объекты оценки в нем.

3. Образование как ценность, система и процесс.

4. Современные концепции результатов образовательного процесса за рубежом.

5. Концепция функциональной грамотности как результата образования.

6. Инновационные модели построения практического занятия по иностранному языку за рубежом.

7. Основные отличия российских и зарубежных учебно-методических комплексов по иностранному языку.

8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком.

9. Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку «Оксфордское качество».

10. Языковое образование по программам International Baccalaureate (IB).

11. Содержание языкового портфеля за рубежом и возможности его адаптации к отечественной системе образования.

12. Принципы организации языкового портфеля. Организация работы по составлению языкового портфеля.

13. Российские и зарубежные языковые портфели в сравнении.

14. Качество образования как научный феномен.

15. Международные системы оценки уровня языкового развития.

16. Мониторинг качества образования и его функции.

17. Измерители содержания языкового образования в США.

18. Средства диагностики и оценки уровня языкового развития за рубежом.

19. Диагностические параметры контроля и оценивания компетенции владения иностранным языком.

20. Методы педагогического мониторинга за рубежом.

21. Модульно-рейтинговая технология в системе контроля и оценки компетенции владения иностранным языком в зарубежных образовательных учреждениях.

22. Приемы и технологии диагностики уровня сформированности компетенции владения иностранным языком.

23. Исследовательская деятельность обучающихся за рубежом и в России в процессе оценивания компетенции владения иностранным языком.

24. Использование технологии языкового портфеля в учебно-методических комплексах зарубежных издательств (OUP, Longman, Macmillan)

25. Этапы развития тестирования в России и за рубежом.

26. Конструирование тестов учебных достижений.

27. Компьютерное тестирование за рубежом.

28. Зарубежные программы компьютерного тестирования.

29. Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов.

30. Перенос зарубежного опыта диагностики компетенции владения иностранным языком в систему отечественного образования

Задания к зачету

1. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по аудированию.

2. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по чтению.

3. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по говорению.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
4. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по письму.

5. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 5-6 классов.

6. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 7-9 классов.

7. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 10-11 классов.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В. 
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 770 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491786
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Гордиенко, О. В.
Современные средства оценивания результатов обучения :  учебник для академического бакалавриата / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06396-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/438064
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. 
Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М. : Логос, 2012. — 280 c. — ISBN 978-5-98704-623-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13010.html 
Москва : Издательство Логос, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под редакцией Татарченкова, С. С. 
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: :учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под редакцией С. С. Татарченкова. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0914-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61037.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Санкт-Петербург : Издательство КАРО, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-314  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научно-практическим знаниям, готовность и способность к подготовке и проведению внеучебной деятельности учащихся.Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других обучающихся и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

Методические указания к практическим занятиям

Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность обучающихся на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других студентов и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

При подготовке к практическому занятию обучающиеся изучают основную и дополнительную литературу, анализируют информацию интернет ресурсов по теме, выполняют домашнее задание, готовят выступление и презентацию. Для успешной подготовки необходимо разобраться в терминологии изучаемой темы, используя для этого необходимые словари, учебные пособия, интернет ресурсы. При изучении собственно темы практического занятия рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. В процессе изучения литературы полезно делать выписки и конспекты, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему запоминанию. При подготовке к практической работе:

- проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на занятии;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой  вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.

Каждый обучающийся должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются обучающимися на лекциях и в самостоятельной работе.

Такая практика учит отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации. Собранный материал необходимо систематизировать, определить ключевые вопросы изучаемой проблемы, осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу вопросов.

На практических занятиях в ходе обсуждения предложенных вопросов происходит углубление и закрепление знаний по учебной теме. Важное значение имеет взаимосвязь рассматриваемого вопроса с уже изученными на предыдущих занятиях.

Проведение практических занятий возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини конференций, заслушивания специально подготовленных докладов, сообщений, эссе. Особое внимание обучающемуся следует уделять самостоятельному, грамотному изложению мыслей с соблюдением риторики научной речи и основных правил ораторского искусства.

Особенностью практических занятий по дисциплине является то, что обучающиеся представляют разработанные тесты и КИМы для контроля уровня обученности по предмету «Иностранный язык». Обучающимся необходимо овладеть средствами оценивания по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению (монолог, диалог), чтению и письму. Для этого необходимо хорошо знать программу по иностранным языкам, где уже сформулированы конечные результаты.

Далее необходимо знать, как оценивать результаты: традиционные способы оценивания, тестирование и перевод баллов в традиционные оценки.

Необходимым объектом самостоятельной работы студентов является анализ действующих тестов как речевых, так и языковых. Поэтому в ходе самостоятельной работы обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с методической литературой, публикациями учителей по данному вопросу.

Данный вид работы способствует выработке у обучающихся системного подхода к выбору современных педагогических технологий оценивания качества иноязычного образования по видам речевой деятельности. На практических занятиях уделяется большое внимание анализу учебных материалов, решению методических задач, планированию педагогического процесса.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем  виде:

•самостоятельное изучение теоретического материала;

•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;

•выполнение  упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;

•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.

Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с методикой обучения ИЯ междисциплинарными отношениями.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.