2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Методы исследовательской и проектной деятельности_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
МОДУЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методы исследовательской и проектной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных и проектных работ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать познавательный интерес к исследовательской и проектной деятельности
1.4
сформировать у обучающихся необходимое квалифицированное знание об основных требованиях, предъявляемых к проведению научных и проектных работ
1.5
формировать навыки использования инструментов и техник цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
1.6
научить выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О.06
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.2
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.3
Философия  
2.1.4
Технологии цифрового образования
2.1.5
Методы математической обработки данных
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по методике обучения иностранному языку
2.2.2
Курсовая работа по теории иностранного языка
2.2.3
Лексикология английского  языка
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Страноведение
2.2.7
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы работы с информацией
3.1.2
теоретические основы организации исследовательской и проектной деятельности
3.1.3
инструменты и техники цифрового моделирования
3.1.4
современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства
3.1.5
требования, предъявляемые к научным и проектным работам
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
3.2.1
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
3.2.2
использовать инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
3.2.3
выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
3.2.4
оформлять результаты исследовательской и проектной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска, критического анализа и синтеза информации
3.3.2
навыками использования инструментов и техник цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
3.3.3
навыками отбора современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства
3.3.4
навыками оформления результатов исследовательской и проектной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Наука и научное исследование

 
1.1
Теоретические методы исследования и эмпирические методы исследования. Этапы научного исследования. Выбор темы исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
1.2
Планирование исследовательской и проектной работы. Метод проектов как средство организации учебного процесса   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
1.3
Способы фиксации библиографической информации. Правила библиографического описания научного документа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

30
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
 
Раздел 2. Проектная деятельность обучающихся по иностранному языку

 
2.1
Содержание и структура проектной работы обучающихся по предмету ИЯ. Этапы проектной работы. Выбор темы проекта  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
2.2
Современные подходы к использованию метода проектов в обучении иностранным языкам. Типология проектов. Организация учебного процесса с использованием метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам. Реализация роли учителя иностранного языка в проектной деятельности. Мониторинг и оценка поэтапного выполнения проекта по иностранному языку. Анализ и самоанализ урока ИЯ на основе проектной деятельности. Проектные задания в дополнительных образовательных программах

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

40
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
 
Раздел 3. Написание и оформление научных работ

 
3.1
Структура письменной научной работы. Понятийный аппарат научного исследования. Специфика проведения и описания опытного обучения/ эксперимента /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
3.2
Введение в научную работу. Формулирование основных элементов понятийного аппарата. Сртуктурирование основной части научной работы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
3.3
Особенности подготовки, оформления и защиты студенческих научно-исследовательских работ: курсовые работы, ВКР. Описание этапов опытного обучения/ эксперимента /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
3.4
Оформление структурных частей ученической исследовательской работы. Оформление и подготовка к защите ученического исследования. Предупреждение ошибок в научной работе. Оформление и подготовка к защите результатов исследования/ проектной работы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

22
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Объект и предмет науки.

2. Формы научного познания.

3. Метод, методика и методология научного иследования.

4. Общенаучные методы научных исследований и их характеристика.

5. Характеристика теоретических методов научного познания.

6. Характеристика эмпирических методов научного познания.

7. Этапы научно-исследовательской работы и их характеристика.

8. Тема и проблема исследования.

9. Критерии выбора темы исследовательской/ проектной работы.

10.Актуальность темы и ее обоснование.

11.Виды информации.

12.Основные источники научной информации.

13.Основные средства поиска и сбора научной информации. Их назначение.

14.Техника сбора первичной научной информации, ее фиксация и хранение.

15.Проект как творческая форма образовательной деятельности.

16.Типология проектов.

17.Структурирование проектов.

18.Паспорт проекта.

19.Проектный замысел.

20.Цель и задачи проекта.

21.Разработка этапов проекта.

22.Предъявление результатов проекта.

23.Оценка поэтапного выполнения проекта по ИЯ.

24.Содержание обучения ИЯ на основе проектной деятельности.

25.Основные требования к использованию метода проектов в учебном процессе.

26.Планирование урока ИЯ на основе проектной деятельности.

27.Анализ и самоанализ урока ИЯ на основе проектной деятельности.

28.Роль учителя ИЯ в организации проектной деятельности.

29.Научно-методическое обеспечение исследовательской/ проектной деятельности.

30.Цель,задачи и требования к курсовой работе.

31.Особенность языка письменной научной речи.

32.Стиль письменной научной речи.

33.Условия предупреждения ошибок в научной работе.

34.Методика работы над изложением результатов исследования.

35.Общие требования к оформлению научных работ.

36.Особенности подготовки структурных частей научной работы: введения, заключения, приложений, аннотаций и т.д.

37.Особенности текстовой части научных работ.

38.Правила оформления иллюстративного материала.

39.Особенности подготовки к защите научных работ.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
40.Подготовка текста выступления на защиту.

Задание к зачету

1. Разработать план проекта по иностранному языку для обучающихся 5 класса.

2. Разработать план проекта по иностранному языку для обучающихся 6 класса.

3. Разработать план проекта по иностранному языку для обучающихся 7 класса.

4. Разработать план проекта по иностранному языку для обучающихся 8 класса.

5. Разработать сценарий урока-проекта по иностранному языку в 8 классе.

6. Разработать сценарий урока-проекта по иностранному языку в 9 классе.

7. Оформите введение в курсовую работу по предложенной теме.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Неумоева-Колчеданцева, Е.В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дрещинский, В. А.
Методология научных исследований  : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/438362 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зудина,  Е. В.
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : учебно-методическое пособие / Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU  Режим доступа: https://elibrary.ru
 
Э3
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ   Режим доступа: https://polpred.com/news
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-211 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: ноутбук, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 

Методические указания к практическим занятиям

Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научным знаниям, готовность и способность к проведению самостоятельных изысканий.

Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить современные образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к обучающемуся, тренировать навыки практической работы.

На практическом занятии формируются не только научно-исследовательские компетенции, но и общекультурные, и профессиональные. Темы занятий выступают продолжением лекционных и посвящены углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний, совершенствованию того или иного вида деятельности с целью приобретения обучающимися научно-исследовательских компетенций.

Вопросы, выносимые для обсуждения на ПЗ, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно-аналитический. В течение ПЗ актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы на них можно было дать абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень владения фактическим и теоретическим материалом, степень освоения обучающимися определенного лекционного материала, а так же способности в нем ориентироваться. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Обучающийся должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при воспроизведении и анализе того или иного факта.

Преобладающей формой организации практического занятия является  работа в группах.  Работа в группах организуется на основе использования методов развивающего обучения, интерактивного обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве.

В систему обсуждения материала, помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические выступления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.

Такая организация ПЗ способствует развитию научно-исследовательских компетенций, а также создает потенциал для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

- Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

- Для фона и текста используйте контрастные цвета.

- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

- Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

-  Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

- Для заголовков – не менее 24.

- Для информации не менее 18.

- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

- Следует использовать:

o        рамки; границы, заливку;

o        штриховку, стрелки;

o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx