2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Литература стран изучаемого языка_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Литература стран изучаемого языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет с оценкой 4
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Литература стран изучаемого языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании лингвистической, прагматической и коммуникативной компетентности студентов, которая обеспечит формирование системы знаний об историко-литературном процессе в Великобритании и США
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать понимание общего и особенного в развитии литературы Великобритании и США
1.4
формировать понимание специфики основных жанров литературы, характерных для отдельных этапов историко-литературного процесса
1.5
научить анализировать текст с учётом специфики языковых, исторических, национально-культурологических характеристик на разных уровнях
1.6
научить оценивать художественные произведения с точки зрения духовно-нравственной ценности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.2
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.3
Основы вожатской деятельности
2.1.4
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.5
Педагогика
2.1.6
Производственная педагогическая  практика
2.1.7
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.8
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.9
Психология воспитательных практик
2.1.10
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.11
Учебная технологическая практика
2.1.12
Иноязычная письменная речь
2.1.13
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.14
Практикум по профессиональному иностранному языку
2.1.15
Учебная технологическая практика
2.1.16
Учебная языковая практика
2.1.17
Иностранный язык
2.1.18
Практическая грамматика
2.1.19
Практическая фонетика
2.1.20
Русский язык и культура речи
2.1.21
Учебная языковая практика
2.1.22
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
2.1.23
Работа с иноязычным художественным текстом
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и практика перевода
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
фонетические, лексические, грамматические и стилистические средства реализации различных типов дискурса для достижения определенных коммуникативных задач
3.1.2
духовно-нравственные ценности личности, базовые национальные ценности, модели нравственного поведения в профессиональной сфере
3.1.3
ведущих англоязычных писателей и их произведения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять своеобразие поэтики и ориентироваться в жанровом разнообразии литературных произведений
3.2.2
давать критическую оценку прочитанному
3.2.3
осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, моделей нравственного поведения в профессиональной сфере 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками оценки литературного произведения с позиций жанра, направления, принадлежности определенной культурно-исторической эпохе
3.3.2
навыками оценки литературного произведения в духовно-нравственном аспекте
3.3.3
навыками публичных выступлений, научной дискуссии и презентации результатов исследовательской работы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литература Англии 

 
1.1
Периодизация литературы Англии. Особенности развития литературы Англии эпохи Возрождения. Тенденции развития литературы XVII-XVIII веков /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
1.2
Культурные условия развития романтизма и реализма в Англии. Характеристика литературного процесса XX-XXI веков в Великобритании. Влияние второй мировой войны на литературный процесс. Пути развития романа на рубеже XX-XXI веков /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
1.3
Сущность эпохи Просвещения в Англии. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
1.4
Народное поэтическое творчество средневековья. Развитие жанра баллады. Баллады о Робин Гуде. Творчество Дж.Чосера как переход от эпохи Средневековья к Возрождению. Развитие драмы в эпоху Возрождения. Кристофер Марло как создатель философско-психологической трагедии. Метафизическая поэзия и творчество Джона Донна. Творчество Джона Мильтона как выразителя идей Английской буржуазной революции. Драматургия Великобритании. Постмодрнизм как новая литературная реальность /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.7 Л1.8Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

26
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
 
Раздел 2. Литература США

 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.1
Ведущие художественные направления в американской литературе в ХVII-XVIII веках. Формирование критического реализма в США, его своеобразие. Своеобразие американской новеллистики /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
2.2
Литература второй половины XX века. Шервуд Андерсон – мастер короткого рассказа XX века

/Пр/

Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
2.3
Английская и американская литература в детском и юношеском чтении. Джонатан Свифт, Джеймс Фенимор Купер, Томаса Майн Рида, Р. Киплинг, Джек Лондон, Марк Твен, Джон Толкиен.  Фэнтези - жанр современного искусства. Творчество Джоан Роулинг и Нила Геймана /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
2.4
Публицистика американского Просвещения. Творчество «Хартфордских остроумцев» (Hartford wits). Предромантизм и романтизм в американской прозе конца 18 – начала 19 века. Брокден Браун. Вашингтон Ирвинг. Джеймс Ф. Купер. Новый этап в развитии американского романтизма в прозе. Эдгар Алан По. Натаниэль Готорн. Герман Мелвилл.Американский реализм конца 19 века. Уильям Хоуэлс. Генри Джеймс. Марк Твен Предромантизм и романтизм в американской прозе конца 18 – начала 19 века. Брокден Браун. Вашингтон Ирвинг. Джеймс Ф. Купер. Новый этап в развитии американского романтизма в прозе. Эдгар Алан По. Натаниэль Готорн. Герман Мелвилл.Американский реализм конца 19 века. Антивоенная тема в творчестве Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Голсуорси. Литература «потерянного поколения» Драматургия Дж.Б. Пристли. «Опасный поворот». Творчество У. Голдинга «Повелитель мух» Литература первой половины XX века. Модернизм и женщина. Г. Штайн. В. Вульф

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7 Л1.8Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
2.5
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7 Л1.8Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-4.1 ОПК-4.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Краткая характеристика литературы средних веков и периода предвозрождения. Литература Возрождения.

2. Творчество У. Шекспира. Периодизация творчества и ее связь с социально-политическим положением Англии на рубеже XVI–ХVII веков. Идейное содержание трагедии У. Шекспира «Гамлет».

3. Характерные черты эпохи Просвещения. Особенности английского, французского и немецкого Просвещения. 

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Творчество английских просветителей (1 автор по выбору).

4. Основные черты романтизма XIX в. Направления романтизма и их представители. Творчество поэтов «Озерной школы».

5. Творчество поэтов-романтиков революционного направления. П. Б. Шелли, Д. Китс.

6. Этапы жизни и творчества Д. Г. Байрона. Идейно-эстетическое и историческое значение творчества Байрона. «Паломничество Чайльд Гарольда».

7. Критический реализм XIX в. Общественные, философские, эстетические предпосылки. Формирование критического реализма в Англии. Основные черты и принципы критического реализма. «Блестящая плеяда английских романистов». Творчество 1 автора по выбору (Дж. Остен, Ч. Диккенс, сестры Бронте, Э. Гаскелл).

8. Творчество У. Теккерея. Эволюция его реализма и мировоззрения. Художественный метод Теккерея. Социально-политические и нравственные проблемы в романе «Ярмарка тщеславия».

9. Натурализм в английской литературе. Основные представители, проблематика произведений (1 автор по выбору).

10. Литература рубежа XIX–XX вв. Декадентство, неоромантизм.

11. Критический реализм конца XIX – начала XX в. Жизнь и творчество Б. Шоу, его философские и эстетические воззрения. Анализ произведения по выбору.

12. Английская литература первой половины XX в. Творчество Д. Голсуорси. Эпопея о Форсайтах. Анализ одного из романов эпопеи.

13. Английская литература первой половины XX в. Литература модернизма. Литература «потерянного поколения». Социальный роман 30-х годов в творчестве А. Кронина (направление и автор по выбору).

14. Английская новелла первой половины XX в. Творчество С. Моэма. Творчество К. Мэнсфилд (автор по выбору).

15. Английская литература после Второй мировой войны. «Сердитые молодые люди», рабочий роман, политический роман (направление и автор по выбору).

16. Английский философский роман (направление и автор по выбору).

17. Современная английская литература (автор по выбору).

18. Общая характеристика особенностей американского Просвещения и романтизма. Основные представители. Творчество Э. По – новый этап в развитии американского романтизма.

19. Бостонские брамины. Творчество Г. Лонгфелло. Индейская тема в поэме «Песнь о Гайавате».

20. Общая характеристика литературы аболиционизма. Творчество Г. Бичер-Стоу. Обличение рабства в романе «Хижина дяди Тома».

21. Формирование критического реализма в США, его своеобразие. Своеобразие американской новеллистики. Творчество Д. Лондона. Творчество М. Твена. Творчество О. Генри (автор по выбору).

22. Литература «потерянного поколения». Творчество Э. Хемингуэя или С. Фицджеральда (автор по выбору).

23. Становление и развитие американской драматургии. Основные представители, особенности их творчества. Творчество одного из авторов (по выбору).

24. Новые художественные тенденции в современной литературе США. Творчество одного из писателей (по выбору).

25. Детская английская литература.

Перечень заданий к зачету

1. Проанализируйте художественное произведение средних веков.

2. Проанализируйте художественное произведение эпохи Возрождения.

3. Проанализируйте художественное произведение 17 века.

4. Проанализируйте художественное произведение 18 века.

5. Проанализируйте художественное произведение 19 века.

6. Проанализируйте художественное произведение 20 века.

7. Проанализируйте художественное произведение конца 20 начала 21 века

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В. М. Толмачев
Зарубежная литература конца XIX - начала XX века : учебник для бакалавров / В. М. Толмачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 811 с. — ISBN 978-5-9916-3136-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444151
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
под редакцией В. М. Толмачева
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 1. Первая половина XX века : учебник для академического бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08391-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/432062            
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
под редакцией В. М. Толмачева
Зарубежная литература XX века в 2 т.  Т. 2. Вторая половина XX века - начало XXI века: учебник для академического бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08191-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433096  
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.4
Осьмухина, О. Ю. 
История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: учебник для вузов / О. Ю. Осьмухина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08581-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.5
Ганин, В. Н.  
История зарубежной литературы XVII-XVIII веков : учебник для вузов / В. Н. Ганин, В. А. Луков, Е. Н. Чернозёмова ; под редакцией В. Н. Ганина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5617-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.6
под редакцией Е. М. Апенко
История зарубежной литературы XIX века : учебник для вузов / Е. М. Апенко [и др.] ; под редакцией Е. М. Апенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 418 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03182-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.7
Гиленсон, Б.А.  
История зарубежной литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 499 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02504-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
Л1.8
Никола, М.И.  
История зарубежной литературы Средних веков : учебник для вузов / М. И. Никола, М. К. Попова, И. О. Шайтанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7038-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.9
Шайтанов, И.О.
История зарубежной литературы эпохи Возрождения : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. О. Шайтанов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 699 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3764-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гиленсон, Б. А.
История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учебник для бакалавров / Б.А. Гиленсон. – М.: Юрайт, 2015. – 904 с. – (Бакалавр. Базовый курс)      
Москва : Издательство Юрайт, 2015
 
Л2.2
Луков, В.А.  
История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов / В.А. Луков. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 512 с.
Москва : Издательство Академия, 2008
 
Л2.3
Ковалева, Л. В. 
История зарубежной литературы (Средневековье, Возрождение, XVIII век) : : учебное пособие / Л. В. Ковалева. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 128 c. — ISBN 978-5-89040-634-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72963.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Радионова, С. А. 
Зарубежная литература : методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов филологического факультета / С. А. Радионова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 52 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70473.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ  - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф

 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Цель лекционных занятий состоит в том, чтобы познакомиться с закономерностями развития литературного процесса в каждый культурно-исторический период, выделить наиболее значимые литературные явления и показать пути их анализа, познакомиться с наиболее значительными и концептуальными историко-литературными и монографическим 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
исследованиями и выработать навыки их освоения и применения, проактуализировать преемственные связи между различными литературными периодами. Учебный материал носит проблемный характер, стимулируя к размышлению над ним, и направлен на развитие способности осмысливать и классифицировать материал.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Целью практических занятий выступает не только и не столько проверка знаний, сколько расширение литературоведческого кругозора, обучение конкретным методам и приемам анализа художественного произведения, направленным на осмысление фундаментальных проблем специфики жанра и типа художественного мышления, места и роли того или иного литературного произведения в национальном и мировом литературном процессе. Необходимо научиться сопоставлять типологически родственные художественные явления, сочетать историко-литературный метод анализа произведения с историко-генетическим и сравнительно-историческим, стремиться обогащать и углублять знания в области теории литературы, ориентируясь на взаимодополнение традиционных и новейших методов исследования и анализа художественного произведения.

На практическом занятии отрабатываются и совершенствуются навыки анализа художественного произведения, поэтому на большинстве занятий осуществляется монографический анализ конкретного произведения. Но поскольку на ПЗ формируются не только профессиональные и научно-исследовательские, но и общекультурные компетенции, темы некоторых занятий выступают продолжением лекционных и посвящены типологическому и историко-культурному анализу таких явлений, как средневековая (ренессансная и т.п.) картина мира или категории культуры отдельного литературного периода. Кроме того, объектом анализа на ПЗ с целью приобретения научно-исследовательских компетенций выступают произведения, водящие в определенную типологическую парадигму (архаические и героические эпосы, рыцарские лирика и роман и т.п.) Занятия, предполагающие работу с несколькими типологически сходными художественными произведениями, способствуют развитию навыков компаративистских исследований, кроме того, помогают увидеть аспекты взаимосвязей литературы двух изучаемых периодов с мировой литературой в ее дальнейшем развитии.

К каждому ПЗ предлагается примерный план, способствующий систематизации материала, как в процессе подготовки, так и во время занятия. Вопросы, выносимые для обсуждения на ПЗ, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы дать на них можно было абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень освоенности текста художественного произведения и способности в нем ориентироваться, степень владения фактическим и теоретическим материалом. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Эти вопросы направлены как на выявление художественных особенностей произведения, так и на сравнение различных исследовательских концепцией. При ответе студент должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при озвучивании и анализе того или иного положения.

В систему анализа произведения могут помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические вкрапления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.

Ведущим методом анализа художественного произведения на практических занятиях выступает фундаментальный, академический историко-литературный метод. Однако при необходимости, определяемой спецификой самого объекта и предмета анализа, может актуализироваться сравнительно-исторический, например, для определения типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья при анализе «Беовульфа».

 
стр. 10
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
В течение ПЗ актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Такая организация практического занятия способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций, а также создает потенциал для развития компетенций научно-исследовательских, и, таким образом, в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие у них исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся учится профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по систематизации и анализу литературы, оформлении и аргументации своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

При изучении курса «Зарубежная литература» предполагаются следующие формы самостоятельной работы:

o заучивание наизусть определений основных понятий курса;

o репродуктивное чтение основной литературы по контрольным вопросам;

o работа с дополнительной литературой;

o ознакомление с научными трудами отечественных и зарубежных теоретиков литературы, конспектирование;

o чтение произведений, входящих в список обязательной и дополнительной литературы для прочтения;

o ведение читательского дневника.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания по ведению читательского дневника

Читательский дневник пишется от руки. В дневнике указывается имя автора, прочитанное произведение, год издания, Ф.И.О. переводчика, помещается краткое содержание произведения. Далее заносятся цитаты (с соблюдением правил цитирования), отражающие основное содержание художественного произведения: тематику, идейную основу, проблематику, характеристику образов главных героев, второстепенных персонажей, особенности языка.

Читательский дневник предъявляется преподавателю на зачете и является одним из условий его успешной сдачи.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.