2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Живопись_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Живопись
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 6 зачет 3 зачет с оценкой 2, 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
179
аудиторные занятия
217
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
19 4/6
17 1/6
16 3/6
15 3/6
13 5/6
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
9
9
8
8
8
8
25
25
Практические
18
18
34
34
32
32
44
44
38
38
26
26
192
192
Итого ауд.
27
27
42
42
40
40
44
44
38
38
26
26
217
217
Кoнтактная рабoта
27
27
42
42
40
40
44
44
38
38
26
26
217
217
Сам. работа
45
45
30
30
32
32
28
28
34
34
10
10
179
179
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
432
432
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат пед. наук, доцент, Большакова С.В. _________________
 
 
Живопись
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся профессиональных знаний, умений и компетенций в области реалистической живописи, необходимых в самостоятельной педагогической работе и культурно-просветительской деятельности в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить с теоретическими основами, технологией и техникой реалистической школы живописи в соответствии с требованиями стандартов;
1.4
раскрыть значимость отечественной живописной школы и ее роли в контексте общенациональных и мировых традиций для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
1.5
развить живописное видение обучающихся и культуру зрительного восприятия окружающей действительности для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами изобразительного искусства;
1.6
научиться реализовывать образовательные программы по изобразительному искусству в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.7
изучить способы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «Изобразительное искусство».  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Живопись» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования (Изобразительное искусство)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Кожаная мозаика
2.2.2
Художественная обработка стекла
2.2.3
Декоративная композиция
2.2.4
История дизайна
2.2.5
Основы дизайна
2.2.6
Художественная графика
2.2.7
Производственная преддипломная практика
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Декоративная композиция
2.2.10
Кожаная мозаика
2.2.11
Основы дизайна
2.2.12
Производственная преддипломная практика
2.2.13
Академическая живопись
2.2.14
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.15
Технологии обработки стекла
2.2.16
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требованиями образовательных стандартов в области предмета «Изобразительное искусство»;
3.1.2
возможности развивающей образовательной среды урока для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.1.3
технологию живописи и живописных материалов, техники живописи;
3.1.4
дидактические принципы преподавания основ живописи в школе в соответствии с ФГОС;
3.1.5
принципы осуществления целенаправленной воспитательной деятельности.
3.1.6
основы безопасности жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
добиваться предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета «Изобразительное искусство»;
3.2.2
реализовывать образовательные программы по предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.3
применять живописные умения и навыки в творческой и культурно-просветительской деятельности;
3.2.4
использовать методические приемы обучения школьников основным правилам живописи;
3.2.5
оценивать факторы риска, обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
профессиональной терминологией предмета «Изобразительное искусство» ;
3.3.2
способностью использовать возможности образовательной среды урока ИЗО для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
3.3.3
методикой преподавания живописи в школе, уметь показать приемы живописной работы и исправить работу ученика;
3.3.4
навыками создания и поддержания в профессиональной деятельности безопасных условий для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика выполнения несложного натюрморта на различном фоне акварельными красками.

 
1.1
Живопись как вид изобразительного искусства.Закономерности художественной работы с цветом.Три основных свойства цвета. /Лек/
Л1.2

2
1
0
 
1.2
Этюд постановки из двух предметов на светлом фоне. Рефлекс в живописи. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

2
1
0
 
1.3
Задачи ФГОС по освоению основ живописи с обучающимися школ. Требования ФГТ и программы по живописи в художественных школах. /Лек/
Л1.2

2
1
0
 
1.4
Классическая академическая живопись и ее место в современном искусстве. Основы монохромной живописи (гризайль). /Лек/
Л1.2

2
1
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.5
Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне (гризайль). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э11

2
1
0
 
1.6
Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне (Гризайль). /Ср/
Л1.2

6
1
0
 
 
Раздел 2. Изучение приемов передачи тональных отношений предметов в натурной постановке.

 
2.1
Этюд постановки из 2-3 предметов и драпировок одного цвета (только красные или зеленые предметы и драпировки, или только оранжевые, желтые, фиолетовые). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э11

4
1
0
 
2.2
Цветовая гармония на сближенных оттенках (нюанс). /Ср/
Л1.2

3
1
0
 
 
Раздел 3. Развитие живописных навыков построения колорита на контрастных парах цветов.

 
3.1
Живопись и изобразительные средства. Виды живописи. Жанры живописи. Цветовая гармония.  /Лек/
Л1.2

3
1
0
 
3.2
Этюд постановки из 2-3 предметов зеленых тонов на красном фоне (контрастные пары цветов в постановке могут быть другими, например, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

4
1
0
 
 
Раздел 4. Изучение особенностей модульной живописи.

 
4.1
Натюрморт из предметов, освещенных холодным светом (модульная живопись с ограниченной палитрой – красная, синяя, желтая, черная краски). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э11

6
1
0
 
4.2
Этюд постановки из 2-3 предметов и драпировок одного цвета (только красные или зеленые предметы и драпировки, или только оранжевые, желтые, фиолетовые). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

10
1
0
 
4.3
Полярная гармония и ее принципы в живописи. Этюд постановки из 2-3 предметов зеленых тонов на красном фоне (контрастные пары цветов в постановке могут быть другими, например, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э11

10
1
0
 
4.4
Натюрморт из предметов, освещенных холодным светом (модульная живопись с ограниченной палитрой – красная, синяя, желтая, черная краски). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э11

8
1
0
 
4.5
Кратковременные этюды в техниках акварели: "пуантель"; "по сырому"; "ала-прима". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

8
1
0
 
 
Раздел 5. Изучение различных техник акварельной живописи.

 
5.1
Трехцветная и многоцветная гармонии в живописи. Техники живописи. /Лек/
Л1.2

2
2
0
 
5.2
Натюрморт из предметов, освещенных теплым светом (модульная живопись с ограниченной палитрой – красная, синяя, желтая, черная краски). Формат А2. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э11

4
2
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
5.3
Изучение в модульной живописи тонких цветовых отношений. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов.  /Ср/
Л1.2

4
2
0
 
5.4
Живописные этюды натюрмортов (3-4 предмета) на разных фонах в разных колоритах в разных видах освещения.Формат А2.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

4
2
0
 
5.5
Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. /Ср/
Л1.2

6
2
0
 
5.6
Гармония по общему цветовому тону.  Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах.  /Лек/
Л1.2

2
2
0
 
5.7
Изучение техники "ала-прима" (Этюды: формат А3)Натюрморты: посуда, фрукты, овощи, цветы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

4
2
0
 
5.8
Изучение техники "лессировка" (Этюды: формат А3.) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
2
0
 
5.9
Изучение техники "по-сырому"(Этюды: формат А3) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
2
0
 
5.10
Кратковременные этюды в техниках акварели: "пуантель"; "по сырому"; "ала-прима". /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

4
2
0
 
 
Раздел 6. Методика выполнения натюрморта из различных предметов на цветном фоне.

 
6.1
Принципы и технологии работы над основными жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж, жанровая живопись, анималистика и т.д.). Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. /Лек/
Л1.2

4
2
0
 
6.2
Этюд постановки из белых предметов на цветном фоне. Формат А2 /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э8 Э11

4
2
0
 
6.3
Разработка заданий живописи с натуры (различные приемы акварели) акварели для учащихся школы. /Ср/
Л1.2

6
2
0
 
6.4
Кратковременные этюды предметного мира в различных техниках акварели. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э11

6
2
0
 
6.5
Этюды фигуры человека в акварели /Ср/
Л1.2

4
2
0
 
6.6
Этюд постановки из темных предметов на цветном фоне. Формат А2 /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4 Э11

6
2
0
 
6.7
Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных   отношений.    /Ср/
Л1.2

6
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.8
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

0
2
0
 
 
Раздел 7. Особенности живописного изображения  натюрморта гуашевыми красками.

 
7.1
Формирование системы творческих заданий по основным видам, жанрам и техникам живописи.Особенности живописи в технике "гуашь".  /Лек/
Л1.2

2
3
0
 
7.2
Натюрморт с чучелом птицы на светлом фоне (живопись на белой бумаге)А2. Предварительный этюд гризайль, А3. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9

6
3
0
 
7.3
Натюрморт с чучелом птицы на светлом фоне (живопись на белой Предварительный этюд гризайль, А3. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

6
3
0
 
7.4
Выполнение живописных упражнений и этюдов на изучение манер живописи гуашью (мазок, пятно). Формат А4, Формат А3 /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
3
0
 
7.5
Натюрморт с чучелом птицы на светлом фоне (живопись на белой бумаге) А2. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

6
3
0
 
7.6
Выполнение живописных упражнений и этюдов на изучение манер живописи гуашью (мазок, пятно). Формат А4, Формат А3 /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

5
3
0
 
7.7
Станковая живопись. Техники и материалы станковой живописи. Цветовое решение в контрастной гармония (на ненасыщенных цветах)плановости и

пространства в натюрморте. /Лек/

Л1.2

2
3
0
 
7.8
Натюрморт, составленный из стеклянных и непрозрачных предметов, стоящих против света (живопись на цветной бумаге). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э11

4
3
0
 
7.9
Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности.Цветовая разработка натюрморта с гипсом. /Лек/
Л1.2

2
3
0
 
7.10
Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге).Формат А2. Предварительный этюд гризайль, А3. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э11

5
3
0
 
7.11
Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

5
3
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
7.12
Натюрморт в различных манерах гуашевой живописи

(атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом).  /Пр/

Л1.2

5
3
0
 
7.13
Натюрморт с цветами. Фронтальное освещение (живопись на черной бумаге). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э11

6
3
0
 
7.14
Натюрморт с цветами. Фронтальное освещение (живопись на черной бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
3
0
 
7.15
Организация обучения школьников основам гуашевой живописи на уроках и во внеурочной деятельности. /Лек/
Л1.2

2
3
0
 
7.16
Подготовка постановки к курсовой работе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

4
3
0
 
7.17
Натюрморт, составленный из стеклянных и непрозрачных предметов, стоящих против света (живопись на цветной бумаге). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э11

6
3
0
 
 
Раздел 8. Живопись натюрморта в интерьере.

 
8.1
Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э6 Э11

14
4
0
 
8.2
Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

10
4
0
 
 
Раздел 9. Методика выполнения натюрморта масляными красками.

 
9.1
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне. Гризайль. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э8 Э11

10
4
0
 
9.2
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне. Гризайль. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

8
4
0
 
9.3
Этюд простого натюрморта из 2-3 предметов на светлом фоне (повтор предыдущего задания) в цвете. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э8 Э11

10
4
0
 
9.4
Этюды простых натюромортов с разными условиями освещения (А4, масло) /Ср/
Л1.2

4
4
0
 
9.5
Живописное решение тематического натюрморта в теплом /холодном колорите (по выбору студента), боковое освещение. Техника исполнения- масло. Формат А2 /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

10
4
0
 
9.6
Живописное решение тематического натюрморта в теплом /холодном колорите (по выбору студента), боковое освещение. Техника исполнения-масло.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э7 Э11

6
4
0
 
9.7
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11

0
4
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
9.8
Этюд несложного натюрморта из 2-3 предметов на темном фоне с фотопортретом человека. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э8 Э11

6
5
0
 
9.9
Натюрморт с гипсовой головой (рекомендуется брать следующие краски: английскую красную или охру красную, кобальт синий или ультрамарин, охру светлую, белила или кость жженую) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э9 Э11

8
5
0
 
9.10
Закрепление живописного упражнения по живописи гипсовой головы. Выполнение этюда по памяти (А3, масло) /Ср/
Л1.2

8
5
0
 
 
Раздел 10. Методика выполнения живописного изображения головы человека.

 
10.1
Этюд головы натурщика на построение большой  формы. (Обобщение формы по плоскостям). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э12

8
5
0
 
10.2
Повторение задания на выполнение обобщенной методики живописи головы (А3, масло). /Ср/
Л1.2

4
5
0
 
10.3
Этюды головы натурщика на светлом фоне. Гризайль. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э12

6
5
0
 
10.4
Этюд головы натурщика на построение большой  формы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э12

10
5
0
 
10.5
Этюды головы натурщика на светлом фоне. Гризайль. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э12

12
5
0
 
10.6
Этюд женской головы на цветном фоне (освещение прямое). /Пр/
Л1.2

4
5
0
 
10.7
Этюд головы пожилого человека с плечевым поясом на темном цветном фоне.  /Пр/
Л1.2

6
5
0
 
 
Раздел 11. Методика живописного изображения полуфигуры человека.Задачи, решаемые в процессе изображения полуфигуры человека.

 
11.1
Этюд головы с обнаженным торсом (полуфигура) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э12

6
6
0
 
11.2
Этюд головы с введением в композицию изображения рук (полуфигура одетая)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э14

6
6
0
 
 
Раздел 12. Методика выполнения живописного изображения одетой фигуры человека масляными красками в разных условиях освещения.

 
12.1
Этюд одетой фигуры на нейтральном фоне, освещенной прямым светом (А3). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э13

6
6
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
12.2
Этюд одетой фигуры против света (у окна или в дверях) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э14

8
6
0
 
12.3
Этюд одетой фигуры на светлом фоне, освещенной прямым светом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э11 Э13 Э14

4
6
0
 
12.4
Этюд обнаженной мужской фигуры на нейтральном фоне. /Пр/
Л1.2

6
6
0
 
12.5
/Экзамен/
Л1.2

36
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету (8 семестр)

1.Цвет в природе и в живописи.

2.Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Различия между ними.

3.Природа цвета. Спектр.

4.Цветовой круг. Смешение красок. Основные и производные цвета.

5.Основные характеристики цвета.

6.Цветовой тон.

7.Светлота цвета.

8.Насыщенность цвета. От чего она зависит.

9.Ахроматические и хроматические цвета.

10.Закономерности построения объемной формы цветом.

11.Влияние освещения на восприятие цвета. Расположение источника освещения (сбоку, спереди, сзади).

12.Пространственное изменение цвета. Закономерности воздушной перспективы.

13.Явление контраста. Типы контрастов. Контрасты в природе и живописи.

14.Значение закона теплохолодности цвета в живописи.

15.Цветовая гамма. Цветовая гармония.

16.Цветовые и тоновые отношения в живописи. Принцип работы отношениями.

17.Роль цветных рефлексов в организации живописного изображения.

18.Основной методический принцип работы в живописи.

19.Палитра художника и ее изобразительные возможности. Расположение красок на палитре.

20.Техника «гризайль». Значение гризайли в освоении живописи. Методическая последовательность выполнения этюда в технике гризайль.

21.Материалы для живописи акварельными красками.

22.Приемы работы акварельными красками (по сухой основе, по влажной бумаге, по мятой бумаге и т.д.).

23.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

24.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

25.Материалы для живописи гуашевыми красками.

26.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками.

27.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

28.Материалы для живописи масляными красками (основа, грунт, краски, разбавители, масла, лаки, кисти, палитра и т.д.)

29.Натяжка, проклейка и грунтовка холста. Структура и элементы грунта. Эмульсионные, клеевые, полумасляные, масляные и синтетические грунты.

30.Возможности масляной живописи. Лессировка. Корпусное письмо.

31.Значение, технология и методика выполнения подмалевка.

32.Учебные и творческие задачи живописи натюрморта.

33.Учебные и творческие задачи живописи этюда головы человека.

34.Последовательность выполнения натюрморта акварельными, гуашевыми, масляными красками.

35.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда головы человека. Вопросы композиции в живописи портрета.

36.Особенности работы над живописью портрета и фигуры.

Вопросы к экзамену (9 семестр)

1. Роль рисунка в создании живописного произведения.

2. Цвет в природе и в живописи.

3.Роль тона в живописи. Цветотональный масштаб.

4.Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Различия между ними.

5.Закономерности построения объемной формы цветом.

6.Влияние освещения на восприятие цвета. Расположение источника освещения (сбоку, спереди, сзади).

7.Пространственное изменение цвета. Закономерности воздушной перспективы.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
8.Явление контраста. Типы контрастов. Контрасты в природе и живописи.

9.Значение закона теплохолодности цвета в живописи.

10.Роль цвета в решении учебных и творческих задач.

11.Значение колорита картины в передаче образного содержания произведения.

12.Цветовые и тоновые отношения в живописи. Принцип работы отношениями.

13.Роль цветных рефлексов в организации живописного изображения.

14.Цельность живописного изображения. Приемы и средства, используемые для решения данной задачи в живописном этюде.

15.Задачи живописного этюда с натуры в обучении учащихся и творческой практике художников.

16.Учебно-творческие задачи, решаемые в процессе работы над длительным живописным этюдом с натуры. Основные этапы его выполнения.

17.Роль кратковременных упражнений в развитии навыков и умений будущего художника-педагога. Задачи, решаемые в процессе выполнения кратковременных живописных этюдов-зарисовок и цветных набросков.

18.Значение эскизов и этюдов и их роль в работе над учебной постановкой.

19.Выразительные средства живописи.

20.Основной методический принцип работы в живописи.

21.Палитра художника и ее изобразительные возможности. Расположение красок на палитре.

22.Краткая характеристика понятий «технология» и «техника» живописи. Значение знаний и умений в области технологии и техники живописи для художника.

23.Техника «гризайль». Значение гризайли в освоении живописи. Методическая последовательность выполнения этюда в технике гризайль.

24.Сравнительная характеристика особенностей живописных техник – акварели, масла, гуаши, темперы.

25.Материалы для живописи акварельными красками.

26.Приемы работы акварельными красками (по сухой основе, по влажной бумаге, по мятой бумаге и т.д.).

27.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

28.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

29.Материалы для живописи гуашевыми красками.

30.Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками.

31.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

32.Материалы для живописи темперными красками.

33.Особенности работы в технике темперной живописи. Лессировки, корпусное письмо.

34.Материалы для живописи масляными красками (основа, грунт, краски, разбавители, масла, лаки, кисти, палитра и т.д.)

35.Натяжка, проклейка и грунтовка холста. Структура и элементы грунта. Эмульсионные, клеевые, полумасляные, масляные и синтетические грунты.

36.Возможности масляной живописи. Лессировка. Корпусное письмо.

37.Значение, технология и методика выполнения подмалевка.

38.Структура и элементы живописного красочного слоя при многослойном методе живописи масляными красками.

39.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда масляными красками.

40.Учебные и творческие задачи живописи натюрморта.

41.Учебные и творческие задачи живописи этюда головы человека.

42.Учебные и творческие задачи живописного изображения одетой и обнаженной фигуры человека.

43.Учебные и творческие задачи живописного изображения интерьера.

44.Учебные и творческие задачи живописи пейзажа. Особенности работы на пленэре и в мастерской.

45.Свето- и цвето-воздушная среда в природе и ее значение в живописи.

46.Роль интерьера и экстерьера в живописном произведении. Особенности их тонального и цветового изображения.

47.Последовательность выполнения натюрморта акварельными, гуашевыми, масляными красками.

48.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда головы человека. Вопросы композиции в живописи портрета.

49.Особенности работы над живописью портрета и фигуры в помещении и на пленэре.

50.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда одетой и обнаженной фигуры человека. Различные подходы в проработке лица, рук, костюма.

51.Понятия «серость», «загрязненность», «жесткость», «декоративность» в живописи.

52.Понятие камертона в живописи и его значение для целостного решения живописного изображения.

Контрольные задания

Задание №1. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Натюрморт с гипсовой розеткой (орнаментом) и декоративными тканями с национальным орнаментом на передачу декоративных качеств предметов и драпировок (живопись на цветной бумаге).

Задание №2. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Натюрморт с цветами. Фронтальное освещение (живопись на черной бумаге).

Задание №3. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Живописное решение натюрморта, расположенного в части интерьера. Техника исполнения (акварель, гуашь) по выбору студента.

Задание №4. Выполнить этюд головы натурщика

Тема: Этюд головы натурщика на нейтральном фоне.

Задание №5. Выполнить этюд головы натурщика

Тема: Этюд головы натурщика на цветном фоне

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Задание №6. Выполнить этюд полу-фигуры человека

Тема: Поясной портрет человека с введением в композицию рук.

Задание №7. Выполнить этюд полу-фигуры человека

Тема: Этюд одетой фигуры человека на нейтральном фоне.

Задание №8. Выполнить этюд фигуры человека

Тема: Этюд обнаженной фигуры человека на фоне драпировок различного тона.

Задание №9. Выполнить этюд фигуры человека

Тема: Этюд обнаженной женской фигуры с включением в композицию деталей интерьер

Задание №10. Выполнить этюд натюрморта

Тема: Этюд сложного (двух-трехуровнего) тематического натюрморта.

Задание №11. Выполнить этюд фигуры человека

Тема: Этюд однофигурной тематической постановки (фигура человека в интерьере с натюрмортом).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика эссе

1.Поэтапная работа над натюрмортом в технике акварели при обучении школьников основам живописи.

2.Колористическое решение в тематическом натюрморте в обучении школьников.

3.Влияние освещения на цветовое решение натюрморта в обучении школьников основам живописи.

4.Способы создания гармоничных колористических решений в натюрморте при изучении школьниками основ живописи.

5.Свет как средство выявления объема предметов и характера их поверхности при написании натюрморта

6.Особенности работы гуашью при написании натюрморта с натуры.

7.Методическая последовательность выполнения этюда при многослойном нанесении акварельных красок (лессировочное письмо).

8.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда акварельными красками.

9.Материалы для живописи гуашевыми красками при знакомстве школьников с основами техники

10.Последовательность выполнения длительного и кратковременного этюда в технике живописи гуашевыми красками.

11.Основные техники масляной живописи.

12.Методика ведения краткосрочной и длительной работы маслом.

13.Живописное решение тематического натюрморта в теплом колорите.

14.Живописное решение тематического натюрморта в холодном колорите.

15.Методика выполнения тематического натюрморта в пленэре.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шашков, Ю. П. 
Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов : / Ю. П. Шашков. — Москва: Академический Проект, 2017. — 144 c. — ISBN:978-5-8291-1169-4. —Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/71800.html
Москва: Академический Проект, 2017
 
Л1.2
Скакова А. Г. 
Рисунок и живопись : учебник для вузов / А. Г. Скакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10876-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495384 (дата обращения: 02.05.2022).: учебник для вузов
Издательство Юрайт,, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Тугендхольд, Я. А. 
Живопись и зритель: Я. А. Тугендхольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 120 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-09608-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428187
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Коробейников, В. Н. 
Академическая живопись: практикум для обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль подготовки «Художественная керамика»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр»: / В. Н. Коробейников. —  Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. — 60 c. — ISBN 978-5-8154-0386-4. — Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks»  [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76327.html.
Кемерово:Кемеровский государственный институт культуры, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Художественные средства живописи:[сайт] – URL:https://studfiles.net/preview/1741206/page:4/  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Колорит в живописи::[сайт] – URL:https://studbooks.net/629096/kulturologiya/kolorit_zhivopisi   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Колорит в живописи, его разновидности и историческая эволюция::[сайт] – URL:http://iskusstvoed.ru/2016/05/24/колорит-в-живописи-его-разновидности/  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Живописные техники::[сайт] – URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Живописные_техники   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Техники живописи:[сайт] – URL:http://www.letopis.info/themes/painting/tehniki_jivopisi.html  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Техники живописи:[сайт] – URL: https://artrecept.com/zhivopis/tehnika  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Виды живописи. Материалы и техники:[сайт] – URL:http://art.dkg-web.com/index.php/painting/painting-types-mats-techs  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Техника гризайль - это вид живописи. Гризайль в живописи: описание и особенности.:[сайт] – URL: http://fb.ru/article/276269/tehnika-grizayl---eto-vid-jivopisi-grizayl-v-jivopisi-opisanie-i-osobennosti    (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Натюрморт в живописи:[сайт] – URL: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/natjurmort   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ Карасев Ю.В.:[сайт] – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5664 (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
ЖИВОПИСЬ НА ПЛЕНЭРЕ:[сайт] – URL:  http://shedevrs.ru/osnovi-givopisi/690-givopis-na-plenere.html (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э12
Портретная живопись:[сайт] – URL: https://gallerix.ru/lib/portretnaya-zhivopis/  (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э13
Учебная живопись фигуры человека одетой:[сайт] – URL: https://infopedia.su/8x2e3b.html   (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э14
Живопись фигуры. А. А. Унковский:[сайт] – URL:    (дата обращения: 21.08.2018). – Текст: электронный
 
Э15
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э16
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия.

Дисциплина «Живопись» включает практические занятия занятия и самостоятельные работы по живописи. Лабораторные занятия, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них раскрываются основные закономерности восприятия цвета, его свойств и построения живописного изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области живописи и методики работы над художественным произведением.

     Методические указания к лекционным занятиям.

Основные теоретические положения выполнения живописных работ сообщаются обучающимся на лекциям. Лекции могут включать интерактивные методики, использование показа видео-уроков мастеров-живописцев. В ходе лекций рассматриваются ошибки при выполнении живописных задач. Также в ходе лекций обучающиеся готовятся к использованию своих знаний, умений и навыков при педагогическоц работе со школьниками.

    Методические указания к практическим занятиям.

Лабораторные  занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии учителя и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Практические занятия по живописи подразумевает два виды работ: подготовку творческого на заданную тему и разработка проблемы на основе учебной литературы и образцов в искусстве.

    Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа студентов может проводиться во внеаудиторное время, и на практических и лабораторных занятиях. Учебными планами

предусматривается объём самостоятельной работы в часах. По каждой дисциплине планируется разработка заданий для студентов. Самостоятельная работа обучающихся, изучающих дисциплину «Живопись»,включает следующие виды:

- подготовка к практическим и лабораторным занятиям.

- закрепление знаний и навыков, приобретенных на практических и

лабораторных занятиях. Доработка материала, охваченного на аудиторном занятии. Подготовка к аудиторным работам должна быть эффективной и плодотворной, а для этого необходима теоретическая подготовка по специальным или проблемным заданиям и вопросам в соответствии с предлагаемым курсом «Живопись».

   Методические указания к выполнению курсовых работ.

Основная цель курсовой работы – развить навыки самостоятельной творческой работы студентов путем решения конкретной задачи, закрепить и углубить теоретические знания и практические умения в области живописи, полученные при изучении специальных дисциплин, научить студентов применять свои знания к комплексному решению практической задачи. Задачей курсовой работы является выполнение художественной работы в авторской живописной манере. Выполнение курсовой работы является формой самостоятельной работы, на основе изучения специальной литературы,а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Формирование эстетического взгляда на окружающую действительность, стремление ее художественно анализировать и перерабатывать, создаваяхудожественный образ на основе колористической и изобразительной одготовки, используя различные методы и формы работы с живописными

материалами. А так же приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей студентов. Выполнение задания в курсовой работе требует хорошей графической

подготовки, хорошее цветовидение.

    Методические указания к зачету (с оценкой).

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и лекционных занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и 

 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания.

    Методические указания к самостоятельной работе по подготовке к зачёту

во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

    Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

     При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.