(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Батаева Л.А.
ции
как вид изобразительного искусства
как вид изобразительного искусства. Изучить основные понятия по художественной лепке /Ср/
Примерная тематика контрольных заданий.
(Письменные ответы на вопросы)
1. Структура, дидактические единицы предметной области художественной лепки
2. Практические формы реализации произведений скульптуры и мелкой пластики в детском художественном творчестве.
3. Основные закономерности выполнения лепки глиняных игрушек в народном декоративно-прикладном искусстве.
4. Современные тенденции в лепке (применение различных новых способов декорирования предметов лепки в художественном творчестве детей).
5. Принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла в лепке.
6. Способы применения элементов лепки на практике в художественном творчестве детей.
7. Выразительные средства лепки и спектр их применения в различных видах ДПИ в системе художественного образования.
8. Различные виды лепки на занятиях в учреждениях дополнительного художественного образования.
9. Различия монументальной, станковой, декоративной скульптуры и лепки в художественном творчестве детей.
10. Способы применения станковой, круглой скульптуры и элементов лепки на практике в художественном творчестве детей.
11. Принципы сбора и систематизации подготовительного материала в процессе выполнения эскиза для лепки в художественном творчестве.
12. Использование композиционных закономерностей, декоративных возможностей, художественно - образной целостности формы мелкой скульптуры из различных материалов.
13. Особенности выполнения лепки глиняных игрушек в народном декоративно-прикладном искусстве на примере Дымковской игрушки.
15. Закономерности выполнения лепки глиняных игрушек в народном декоративно-прикладном искусстве.
16. .Передача основных пропорций деталей лица, носа, глаз, уха, губ, очертаний головы при обучении школьников лепки, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
17. Образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании лепки в учебной и во внеурочной деятельности.
18. Способы интеграции лепки для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.) на занятиях изобразительной деятельностью.
19.Барельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой композиции.
20. Горельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой композиции.
21. Контррельеф. Наилучшие свойства и применение при выполнении творческой композиции.
22. Передача пластики форм при выполнении скульптурных композиций обучающимися школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
23. Воспитание художественного вкуса у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе передачи образ в скульптурной композиции.
24..Особенности лепки народных игрушек. Этапы и последовательность при обучении лепке детей, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
25.Умение видеть основной конструктивный строй формы лепки изделия при обучении детей, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
26.Приведите примеры выявления характера и формы образа в процессе лепке животного при обучении детей, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
27. Опишите основные виды художественной лепки из глины (народные глиняные игрушки), направленные на формирование развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов
28. Современные тенденции в лепки (применение различных новых способов декорирования предметов лепки в художественном творчестве детей).
Промежуточная аттестация
Перечень вопросов к зачету
1. Назовите основные материалы, которые используются при лепке из глины в художественном творчестве детей. Что такое стек? Для чего применяют стеки в лепке? Из чего их делают?
2. Перечислите инструменты для ваяния, которые используются при обучении лепке в художественном творчестве детей
3. Каковы основные анатомические особенности при лепки фигуры человека
4. Какие основные анатомические особенности головы человека
5. Что такое плинт в скульптуре? Где его применяют?
6. Как делается каркас для скульптурного рельефа и чем он отличается от каркаса для лепки фигуры человека или животного.
7. Каковы цели и задачи освоения лепки при обучении школьников, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
8. К какому виду изобразительного искусства относится лепка
9. Виды и жанры скульптуры , примеры построения уроков с их включением
10. В каком жанре скульптуры применяется стилизация
11. Чем определяется выбор масштаба в скульптуре, лепке
12. Чем отличается монументальная скульптура от статуарной скульптуры
13. Какие материалы используются для лепки при обучении школьников, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
14. Назовите основные способы лепки, используемые при разработке образовательных программ для обучающихся школ , в т.ч. с особыми образовательными потребностями
15. Расскажите о лепке конструктивным способом.
16. Расскажите о лепке скульптурным способом.
17. Расскажите о лепке комбинированным способом.
18. Что означает предметная лепка?
19. Что означает сюжетная лепка и ее специфика включения в художественном образовании школьников
20. Что характеризует предметную лепку?
21. Что характеризует сюжетную лепку?
22. Что характеризует декоративную лепку?
23. Что характеризует комплексную лепку?
24. Назовите области России, где создаются игрушки. Раскройте специфику практической формы реализации произведений народного искусства глиняных игрушек) в детском художественном творчестве
25. Как называется игрушка, которая создается мастерами в Кировской области?
26. Вспомните историю народного промысла глиняных игрушек?
27. Какая игрушка была самой распространенной и любимой детворой на Кар-гополье? (свистульки – утушки)
28. Какие архаические образы промысла «Каргопольская игрушка» олицетворяют языческие верования древних славян?
29. Где находится центр танагрской мелкой пластики? Раскройте специфику практической формы реализации
30. Каковы особенности лепки народных глиняных игрушек. Этапы и последовательность при обучении лепке детей, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
Доклад с презентацией
Перечень тем докладов с презентацией
1. Скульптура и лепка как вид искусства. Специфика преподавания лепки в системе дополнительного художественного образования.
2. Содержание, формы, методы обучения технологии лепки, обеспечивающие качественную реализацию образовательных программ по ИЗО и технологии.
3. Методика обучения технологии лепки, обеспечивающие качественную реализацию образовательных программ в системе дополнительного художественного образования
4. Виды скульптуры, лепки их особенности включения в образовательный процесс художественной школы
5. Введение элементов лепки в учебное содержание предметов художественного цикла в школе.
6. Освоение основных видов композиции в скульптуре в учебной и во внеурочной деятельности в школе.
7. Основная тематика сюжетов скульптурных изображений для обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
8. Главные выразительные средства в лепке, способствующие формированию у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями творческого воображения.
9. Скульптурные материалы и приспособления для лепки при обучении школьников, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
10. Основные приемы и правила лепки из глины.
11. Методика лепки рельефной композиции.
12. Этапы выполнения лепки круглой скульптуры.
13. Основные принципы формирования объемной формы
14. Воспитание у школьников художественно-эстетической культуры и художественного вкуса средствами декоративной скульптуры
15. Особенности технологии выполнения станковой скульптуры при обучении школьников, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
16. Особенности технологии выполнения монументальной скульптуры при обучении школьников, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
17. Особенности произведений мелкой пластики при обучении детей младшего школьного возраста
18. Воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе лепки Филимоновской игрушки
19. Воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе лепки Абашевской игрушки
20. Воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе изучения керамики Скопина
21. Воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе лепки Хлудневской игрушки
22. Способы формирования познавательной мотивации обучающихся к освоению лепки
23. Воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе лепки Романовской игрушки
24. Художественная лепка, как средство формирования эстетического восприятия окружающего мира школьниками.
25. Воспитание художественно-эстетической культуры у обучающихся школ, в т.ч. с особыми образовательными потребностями в процессе освоения мелкой пластики Танагры.
26. Использование в лепки различных материалов
27. Каркас в лепке объемных форм.
28. Перечислить характерные материалы и инструменты используемые на занятиях лепки в художественном творчестве обучающихся
29. Техники и технологии обучения лепки в рамках урочной и внеурочной, деятельности обучающихся
30. Способы интеграции учебных предметов для организации исследовательской, проектной деятельности в рамках освоения лепки в художественном творчестве обучающихся
Практическое задание
Учебно-творческое задание
Изучив теоретические источники об особенностях лепки в художественном творчестве детей, суметь применить знания в практической работе - вылепить композицию: ленточный орнамент в рельефе или барельефе (на выбор) с целью дальнейшего введения элементов лепки в учебное содержание предметов художественного цикла в школе (разработка конспекта урока, методические указания и т.д.). Толщина рельефа - 0,5 см, барельефа- 1 см. Размеры: 25см/8cм/2см. Композиция должна содержать модуль, задан ритм, выдержана симметрия и т.д. Каждый элемент композиции должен быть выполнен конструктивно и пластично. Изображаемое должно соответствовать выбранному мотиву.
На основе образовательного потенциала социокультурной среды региона в преподавании художественной лепки во внеурочной деятельности, представить конспект занятия, отражающей организацию развивающей учебной деятельности обучающихся 5-6 классов. (исследовательской, проектной, групповой и др.)
Практическое задание
1. Изучить особенности технологии создания произведений народного художественного промысла глиняных игрушек и вылепить дымковскую, каргопольскую игрушку и т.д. (на выбор). Продемонстрировать этапы лепки выбранной народной глиняной игрушки для различной категории обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями. Продемонстрировать способы раскрытия воспитательного потенциала народного искусства как обучающимся, так и родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Разработать конспект консультативной беседы родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания средствами художественной лепки, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
2. Вылепить медаль из мягкого материала на заданную тему по предварительно разработанному эскизу. Высотой 2см. Диаметр 15 см. Учитываются закономерности рельефно-барельефной композиции, её центр, фактурность и материал из которого она будет выполнена в окончательном варианте.
3. Проанализировав образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании лепки на занятиях изобразительной деятельности во внеурочной форме, создать из мягких материалов (пластилин, глина) двухфигурную композицию по представлению, наблюдению. Передав взаимосвязи фигур в композиции, о соотношении и смысловой нагрузке масс и объёмов, игры света и тени, выразительность силуэта, о цельности композиции. Изготовить композицию с помощью несложных каркасов.
Текст, изображение: электронные
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плос-кости, образующей его фон.
К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, отно-сятся: статуя (фигура в рост), группа (составляющие единое целое две или несколько фи-гур), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека).
Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на ар-хитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глу-бине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф, высокие - горельеф, уг-лублённые и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.
Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитек-турно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общест-венный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах, на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения.
Станковая скульптура прямо не связанна с архитектурой, залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обыч-ной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи инте-рес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.
Скульптура малых форм - вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, не-сущий в себе его признаки и среди них главный - стремление к психологизму и обобще-нию. В тоже время - скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример - керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы - сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров. Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям - как искус-ство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Это каж-дый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть од-нообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Внимание к ма-лой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Её стремительное развитие - в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. Для художников скульпторов малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента, взаимоотношений масс и фактур, пластических решений.
Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека. Это - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура.
В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, вопло-щением ее духовной значимости, ее ценности. Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что порт-рет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим време-нем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным. Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоев-ших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее.
Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни. Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятие красоты, добра, правды. Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства - народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов.
Анималистка и зоопортрет героем этого жанра избрано животное, его судьба, его отношения с людьми и отношение людей к нему. Этот жанр скульптуры малых форм от-личается почти полным отсутствием у ваятелей желания очеловечить животных. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Совре-менная анималистическая мелкая пластика - это мир самых разных «характеров», «темпе-раментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения. Создаются зоопортреты, раскрывающие внутренний образ конкретного животного.
Скульптура небольшого размера становится неотъемлемой частью сквера, неболь-шой площади, внутреннего дворика особняка или частного дома, создавая вокруг себя со-размерное человеку пространство. Фонтаны и пространственно - Методические указания к лабораторным занятиям:
Задания практические по скульптуре выполняются методом лепки с натуры под руководством ведущего преподавателя. Во время выполнения заданий студенты пользуются лекционным материалом и материалами учебников и учебных пособий. Материал и инструменты для лепки (пластилин, стеки) обеспечиваются обучающимися студентами.
Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам:
Задания для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа заключается в том, что студент самостоятельно изучает пройденную на занятии тему для последующей композиционной работы. На кафедру предоставляется образцы изделий и ставится оценка по пятибалльной системе.
Лепка композиций на темы:
натюрморт в рельефе, композиция пейзажа.
Задачи: выявить главное в композиции; раскрыть динамику сюжета; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение, наблюдательность, умение оригинально строить композицию, выражать эстетические чувства в конкретной работе.
Найти выразительную композицию, предварительно выбрать главную точку зрения решить основные объемные массы.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.