2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
20
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Лабораторные
40
40
40
40
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Рахматуллина Л.В. _________________
 
 
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование целостного представления о технологии организации вожатской работы в летних оздоровительных лагерях, понимание структуры и сущности воспитательного процесса с детьми и подростками, умения его проектировать и осуществлять для успешного решения профессиональных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Театрализованная деятельность в ДОО
2.1.2
Педагогика раннего возраста
2.1.3
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.5
Противодействие коррупции
2.1.6
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.7
Дошкольная педагогика
2.1.8
История и культура народов Республики Татарстан
2.1.9
Этнология
2.1.10
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.11
Этнология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.2
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.3
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.4
Татарский язык
2.2.5
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.6
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.7
Производственная педагогическая практика
2.2.8
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.9
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.10
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
2.2.11
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.12
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.13
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.14
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.17
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.18
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.21
Технология гуманно-личностного подхода к детям
2.2.22
Татарский язык
2.2.23
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.24
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.25
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.26
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.27
Технология гуманно-личностного подхода к детям
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности 
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды

 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития воспитанников

 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся

 
навыками разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации

 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей

 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ

 
критерии оценки культурно-просветительских программ

 
методику разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
 
Уметь:
 
описывать направления разработки и реализации культурно-просветительских программ

 
оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям

 
определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
навыками анализа культурно-просветительских программ, опираясь на основы их разработки и реализации

 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям
 
навыками проектировать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей; критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей; методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;основы разработки и реализации культурно-просветительских программ; критерии оценки культурно-просветительских программ; методику разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;одбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей; выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации;описывать направления разработки и реализации культурно-просветительских программ; оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям; определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития воспитанников; навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся; навыками разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей; навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей; навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей; навыками анализа культурно-просветительских программ, опираясь на основы их разработки и реализации; навыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям;навыками проектировать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно- правовые основы организации вожатской работы в оздоровительных лагерях

 
1.1
Основные направления государственной социальной политики в сфере организации летнего отдыха детей. Нормативно-правовые акты в сфере летнего отдыха детей и подростков. Детский оздоровительный лагерь в современных условиях. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.2
Правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, правовое, социальное развитие ребенка. Правовое обеспечение необходимых условий жизнедеятельности и развития ребенка в ДОЛ. Конвенция о правах ребенка.  /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
1.3
Сфера деятельности вожатого. Квалификационные требования к вожатым. Функциональные обязанности. Система должностного подчинения. Правовые гарантии социальной защиты. Педагогическая документация вожатого. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
1.4
Общие меры безопасности жизнедеятельности: правила проведения купания детей, правила перевозки детей, правила проведения экскурсий и турпоходов, правила выхода отряда за территорию лагеря.  /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
1.5
Санитарно-гигиенические требования к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр. Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. /Лаб/

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
5
0
 
1.6
Требования к вожатому по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
5
0
 
 
Раздел 2. Психолого- педагогические основы технологии организации вожатской работы в оздоровительных лагерях

 
2.1
Особенности формирования временного детско-подросткового коллектива.

Основные концепции развития детского коллектива. Социально- психологические процессы в первично- организованной группе. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа и действия вожатого. /Лек/

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
2.2
Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них

Ролевая игра «Конфликт». Стратегии и методы разрешения конфликта. /Лаб/

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
2.3
Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и детского коллектива в детском лагере

Методика проведения входной, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и детского коллектива в учреждении детского летнего отдыха. /Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Раздел 3. Методические основы организации вожатской работы в оздоровительных лагерях

 
3.1
Характеристика комплексной организации смены ДОЛ.

Логика, формы и содержание лагерной смены. Особенности организационного, основного и заключительных этапов смены.  /Лек/

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.2
Основные задачи отрядного вожатого. Характеристика кризисов лагерной смены.Принципы и технологические основы планирования. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.3
Методика подготовки массовых мероприятий.

Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище. Разработка сценария творческого мероприятия. /Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.4
Режиссура праздника. Разработка сценария. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника. Виды праздника.Разработка плана организационного обеспечения праздника.  /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.5
Технология организации и проведения коллективных творческих дел.

Понятие «коллективное творческое дело».

/Лаб/

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.6
Понятие «игра». Особенности их проведения:

- массовые игры (игры на знакомство, игры в автобусе, игры-кричалки, игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой, спортивные игры)

- интеллектуальные игры

- творческие игры

- игры на местности

- имитационные игры

- сюжетно-ролевые игры. /Лек/

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.7
Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них.

Понятие «экстремальная ситуация». Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них: пожар, ДТП, гроза, ураган, потеря ребенка во время прогулки, в отряде, «ЧП» во время купания, самовольный выход детей за пределы лагеря, конфликт с местной молодежью, резкое ухудшение здоровья ребенка. /Лаб/

/Лаб/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.8
Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них.

Понятие «экстремальная ситуация». Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них: пожар, ДТП, гроза, ураган, потеря ребенка во время прогулки, в отряде, «ЧП» во время купания, самовольный выход детей за пределы лагеря, конфликт с местной молодежью, резкое ухудшение здоровья ребенка. /Лаб/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
3.9
Технология  организации игр и вечернего (отрядного) огонька с детьми и подростками в ДОЛ./Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-3 ПК-7 ПК-14
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Раскройте понятие «детский оздоровительный лагерь». Каковы возраст детей, посещающих лагерь? количество детей в отрядах? сроки оздоровления?

2. Опишите типы и составьте структурную схему учреждений летнего отдыха детей и подростков.

3. Раскройте содержание воспитательной работы в детском лагере: суть, направления, формы работы. Соотнесите направления воспитательной работы с детьми и подростками с формами.

4. Что понимают под сменой в детском лагере? Каковы составляющие лагерной смены?

5. Опишите особенности подготовительного и постлагерного периодов лагерной смены.

6. Раскройте содержание организационного, основного и заключительного периодов лагерной смены. Предложите формы воспитательной работы с детьми в каждый из периодов.

7. Составьте словарь основных понятий по разделу «Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и подростков и деятельности педагога в учреждении детского отдыха»

8. Дайте определение и охарактеризуйте виды экстремальных ситуаций.

9. Какие природные экстремальные ситуации могут возникнуть и как вести себя вожатому в них?

10. Охарактеризуйте социальные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.

11. Охарактеризуйте внутриличностные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.

12. Составьте памятки для детей и подростков: • «Как вести себя в лесу»; • «Что делать, если начался пожар»; • «Что делать, если в лагере посторонние люди»; • «Если у вас плохое настроение».

13. Что такое план воспитательной работы? Какие виды планов используются в работе вожатого?

14. Опишите этапы планирования воспитательной работы в лагере.

15. Каковы исходные данные для планирования воспитательной работы в лагере?

16. Перечислите требования к плану-сетке работы отряда на лагерную смену.

17. Охарактеризуйте возможные позиции вожатого при планировании работы.

18. Составьте план-сетку воспитательной работы с детьми в детском лагере по конкретному направлению программы отдыха и оздоровления.

19. Составьте примерное планирование деятельности вожатого на 2-3 дня в соответствии с разработанным планом работы.

20. Что такое временный детский коллектив? Каковы признаки временного детского

коллектива в детском оздоровительном лагере?

21. Назовите этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

22. Дайте характеристику социально-психологическим процессам, протекающим в первично-организованной группе.

23. Опишите действия вожатого по формированию сплоченного коллектива.

24. Составьте подборку игр с детьми и подростками на сплочение отрядного коллектива, выявление лидеров, разбивки на микрогруппы.

25. Что такое самоуправление? Каковы условия развития детского самоуправления?

26. Какие этапы в самоуправлении можно выделить?

27. Какие выделяют формы и методы формирования детского самоуправления в детском лагере?

28. В чем суть системы чередования творческих поручений?

29. Опишите, как при помощи игры можно стимулировать развитие детского самуправления в отрядном коллективе.

30. Назовите и охарактеризуйте методы воспитательной педагогической деятельности.

31. Дайте характеристику форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.

32. Оцените организационно-педагогические возможности различных форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.

33. Назовите и раскройте составляющие технологии организации коллективно-творческих дел.

34. Каковы основные составляющие структуры детского праздника?

35. Что такое сценарий, сюжет, роли праздника?

36. Из каких этапов состоит процесс составления сценария праздника?

37. Каковы условия выбора формы, времени и места проведения праздника?

38. Каковы требования к ведущим праздника?

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
39. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия (на выбор):

– День рождения лагеря;

– Ажиотаж;

– Остров сокровищ;

– День сказки;

– Синемания.

40.Каковы цели и задачи вечерних (отрядных) огоньков на каждом этапе формирования детского коллектива?

41. Назовите и раскройте составляющие алгоритма конструирования игры для подростков.

42. Назовите особенности организации игровой деятельности с детьми разных возрастов.

43. Составьте подборку и описание следующих видов игр с детьми и подростками:

44. Раскройте основные принципы построения деятельности по изучению эффективности процесса воспитания.

45. Назовите возможные критерии эффективности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере?

46. Каковы задачи входной, текущей и итоговой диагностики в детском оздоровительном лагере?

47. Сделайте подборку методик для входящей, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и отрядного коллектива в учреждении летнего детского отдыха (на выбор для отряда младшего, подросткового, старшего возраста).

48. В чем заключается суть понятий «программирование», «программа», «программа детского лагеря»?

49. Дайте характеристику различных типов программ: по продолжительности, по направленности, авторству?

50. Какие элементы выходят в структуру программы? 58. Назовите критерии и правила формулировки целей и задач программы.

51. Каковы требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей и подростков?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика письменных работ и сообщений:

1. Различные подходы к определению понятия «детский оздоровительный лагерь» в нормативно-правовых актах.

2. Типы и виды учреждений летнего отдыха детей.

3. Функциональные обязанности  вожатого.

4. Профессиональные и личностные качества  вожатого.

5. Основные задачи и направления деятельности  вожатого.

6. Виды и требования к педагогической документации вожатого.

7. Признаки временного детского коллектива.

8. Этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

9. Характеристика социально-психологических процессоы, протекающим в первично-организованной группе.

10. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.

11. Режим дня лагеря. Особенности организации режимных моментов

12. Формы воспитательной работы с детьми в детском оздоровительном лагере

13. Планирование воспитательной работы с детьми в детском лагере

14. Виды планов в работе педагога, требования к их составлению

15. Правила проведения экскурсий и выездных мероприятий

16. Правила организации и проведения походов

17. Правила проведения купания детей. Правила пользования плавсредствами.

18. Экстремальные ситуации в детском лагере и действия педагога в них.

19. Комплексная организация лагерной смены

20. Особенности организационного периода лагерной смены

21. Особенности основного периода

22. Особенности подготовительного и постлагерного периодов

23. Особенности заключительного периода

24. Организация системы чередования творческих поручений в отряде

25. Особенности формирования и развития временного детского коллектива в лагере

26. Организация самоуправления в отряде, лагере

27. Система стимулирования деятельности детей в детском лагере

28. Отрядный уголок: понятие, содержание, основные правила оформления.

29. Виды конфликтов в детском лагере. Правила бесконфликтного поведения.

30. Виды общения педагога в детском лагере

31. Понятие «коллективное творческое дело» (КТД). Цели коллективно-творческих дел.

32. Виды КТД и особенности его организации.

33. Основные этапы подготовки КТД: планирование, пропаганда идеи, повышение интереса, подведение итогов, ближайшее последействие.

34. Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище. Режиссура праздника. Разработка сценария.

35. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника.

36. Конструирование конкурсных программ

37. Понятие «игра». Роль игры в формировании личности ребенка.

38. Структура игры. Конструирование игры.

39. Различные виды игр и особенности их проведения для младшего школьного возраста.

40. Цели и содержание входной, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере.

41. Понятие «программа детского лагеря». Типы программ.

42. Структура программы. Требования к содержанию разделов программы.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
43. Требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вайндорф-Сысоева, М. Е.  Организация летнего отдыха детей и подростков : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 166 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06307-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513038 :              .
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кулаченко, М. П.
Кулаченко, М. П.  Основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15285-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488183 
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Дрозд, К. В.  
Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере: учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12479-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476416
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гараева Л.Х., Рахматуллина Л.В.
Гараева Л.Х. Основы педагогической конфликтологии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.Х. Гараева, Л.В. Рахматуллина, А.А. Мирсаитова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 67 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73544.html: учебно-методическое пособие
НГПУ, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Мастер-класс для вожатого летнего лагеря (видео)-Режим доступа https://infourok>masterklass

 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - : URL:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным работам.

Лабораторная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе выполнения лабораторной работы обучающийся обучается профессиональной работе с диагностическим методиками, анализу и критическому осмыслению полученных  результатов измерения.

Преподаватель учитывает результаты лабораторной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков

по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося иподтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.