2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
20
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Лабораторные
40
40
40
40
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доц., Рахматуллина Л.В. _________________
 
 
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся области адаптации и профилактики трудностей первоклассников к освоению образовательной программы начального общего образования, формирование компетенций по выстраиванию взаимодействий с участниками образовательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.2
Противодействие коррупции
2.1.3
Дошкольная педагогика
2.1.4
История и культура народов Республики Татарстан
2.1.5
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.6
Тренинг педагогического общения
2.1.7
Этнология
2.1.8
Этнология
2.1.9
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Образовательное право
2.2.2
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.3
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.4
Татарский язык
2.2.5
Организация дошкольного образования
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.8
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.9
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.10
Коммуникативный практикум
2.2.11
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.12
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.13
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
Производственная преддипломная практика
2.2.16
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.17
Технология гуманно-личностного подхода к детям
2.2.18
Татарский язык
2.2.19
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.20
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.21
Технология гуманно-личностного подхода к детям
2.2.22
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.23
Коммуникативный практикум
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 

закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды

 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
приемами формулирования  целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности

 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся

 
умениями по разработке программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса

 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса

 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)

 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей

 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды

 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития

 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия

 
опытом проектирования  направлений  взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
характеристику личностных образовательных результатов
3.1.2
факторы, влияющие на успешность адаптации/дезадаптации
3.1.3
перечень требований к организации обучения первоклассников в адаптационный период
3.1.4
значение учебного сотрудничества для развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.1.5
показатели образовательной среды, ориентированной на развитие детей и их успешную адаптацию
3.1.6
психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста
3.1.7
психологические особенности младшего школьника
3.1.8
факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе
3.1.9
методы диагностики процесса адаптации к школе
3.1.10
типологию готовности первоклассников к школе
3.1.11
типологию дезадаптивных школьников и требования к работе с ними
3.1.12
факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать  программы профилактики школьной дезадаптации с точки зрения нацеленности на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2.2
планировать и анализировать результаты совместной работы с другими школьными специалистами в области обучения и развития младших школьников
3.2.3
определять факторы, задающие специфику индивидуального развития ребенка
3.2.4
определять педагогические задачи при работе с родителями
3.2.5
различать поведенческие и личностные особенности школьников, связанные с процессом адаптации детей к школе
3.2.6
реализовывать метод наблюдения для выявления проблем, связанных с адаптацией детей к школе
3.2.7
строить беседу с родителями по вопросам адаптации детей к школе
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие учащихся
3.3.2
навыками анализа программ профилактики школьной дезадаптации с точки зрения соответствия нормативным документам
3.3.3
навыками анализа причин школьной дезадаптации и нарушений воспитания
3.3.4
навыками оценки развивающей, воспитательной образовательной среды школы на основе наблюдения, анкетирования учащихся, педагогов и родителей
3.3.5
навыками по сбору данных (по результатам наблюдения, анкетирования и др.) о процессе адаптации детей к школе
3.3.6
навыками по анализу и интерпретации  результатов наблюдения за процессом адаптации детей к школе
3.3.7
умениями по подготовке сообщения, беседы с родителями (другими участниками образовательного процесса) по вопросам адаптации к школе
3.3.8
навыками по анализу социальной ситуации развития детей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретико- методологические основы исследования адаптации к школе

 
1.1
Подходы к изучению проблемы адаптации детей к школе в психолого- педагогической литературе. /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
1.2
Понятие школьной адаптации. Факторы, способствующие обеспечению школьной адаптации  /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
1.3
Понятие адаптации, понятие школьной адаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
1.4
Различение адаптации, социализации, социальной адаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
 
Раздел 2. Психологическая адаптация первоклассников к школе как нормативный процесс

 
2.1
Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
2.2
Условия успешной адаптации первоклассников к школе. Психологическая готовность к школе как условие успешной адаптации /Лек /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
2.3
Психологическая готовность к школе как условие школьной адаптации. Типология школьников по готовности к школе. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
2.4
Психологическая готовность к школе как условие школьной адаптации. Типология   по готовности детей к школе. /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.5
Требования ФГОС к организации образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения успешной адаптации учеников. /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
2.6
Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
2.7
Требования ФГОС  к организации образовательного процесса в начальной школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

6
ПК-3 ПК-6
5
0
 
2.8
Образовательная среда школы, благоприятная адаптации первоклассников /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
 
Раздел 3. Проявление нарушений школьной адаптации. Школьная дезадаптация

 
3.1
Факторы (причины), приводящие к нарушению школьной адаптации (на появление школьной дезадаптации) факторы, определяющие появление школьной дезадаптации. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
3.2
Понятие школьной дезадаптации. Виды школьной дезадаптации. Критерии нарушения  школьной  адаптации первоклассников (критерии дезадаптации). /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3 Э5

6
ПК-3 ПК-6
5
0
 
3.3
Детско-родительские отношения (семейное воспитание) как фактор адаптации/дезадаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
3.4
Методы выявления проблем в развитии детей /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
3.5
Психологические особенности старшего дошкольника и младшего школьника /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
 
Раздел 4. Профилактика нарушений школьной адаптации

 
4.1
Подходы к организации профилактики нарушений школьной адаптации  /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.2
Организация образовательной среды как условие обеспечения адаптации детей в школе /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.3
Организация образовательной среды как условие обеспечения адаптации детей в школе /ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.4
Реализация программы «Введение в школьную жизнь» как условие обеспечения школьной адаптации /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.5
Реализация программы «Введение в школьную жизнь» как условие обеспечения школьной адаптации /ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

8
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.6
Психологическая адаптация к школе детей с особыми образовательными потребностями (детей с особыми вариантами развития). /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

6
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.7
Психологическая адаптация к школе детей с особыми образовательными потребностями (детей с особыми вариантами развития). /ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
4.8
Разработка программ, способствующих адаптации первоклассников к школе /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

8
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.9
Разработка программ, способствующих адаптации первоклассников к школе /ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.10
Методики по адаптации детей к школе. Методика изучения социально- психологической адаптации первоклассников к школе. /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-3 ПК-6
5
0
 
4.11
Детско-родительские отношения (семейное воспитание) как фактор успешной адаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э5

2
ПК-3 ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Требования ФГОС ДО к организации образовательного процесса в дошкольной организации с целью обеспечения успешной адаптации будущих первоклассников.

2. Факторы успешной адаптации детей к школе.

3. Различение адаптации и других социально– психологических феноменов (социализации, социальная адаптация.

4. Преемственность содержания обучения в дошкольной организации и первом классе начальной школы как условие обеспечения адаптации первоклассника к школе.

5. Преемственность форм и методов обучения  в дошкольной организации и первом классе начальной школы как условие обеспечения адаптации первоклассника к школе.

6. Характеристика личностных образовательных результатов

7. Характеристика разных аспектов адаптации (академического, социального, личностного)

8. Факторы, влияющие на успешность адаптации/дезадаптации

9. Требования к организации обучения первоклассников в адаптационный период

10. Значение учебного сотрудничества для развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

11. Показатели образовательной среды, ориентированной на развитие детей и их успешную адаптацию

12. Анализ и реализация программы профилактики школьной дезадаптации с точки зрения нацеленности на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

13. Планирование и анализ результаты совместной работы учителя начальных классов с другими школьными специалистами в области обучения и развития младших школьников

14. Факторы, задающие специфику индивидуального развития ребенка

15. Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе

16. Показатели социально-психологической адаптации. Социальная ситуация развития первоклассника

17. Причины проявления дезаптации у младших школьников

18. Дети группы риска. Формы дезаптации

19. Характеристика процесса адаптации детей к обучению в школе

20. Диагностика адаптации первоклассников к школе

21. Особенности планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие обучающихся

22. Составляющие диагностической программы выявления готовности к обучения в школе

23. Диагностическая программа  готовности первоклассника к школе

24. Диагностика личностной   и социально-психологической готовности

25. Педагогическая готовность. Критерии педагогической готовности. Структура педагогической готовности ребенка к систематическому обучению

26. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период.

27. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период

28. Особенности взаимодействия педагога с родителями первоклассников

29. Направления работы по профилактике дезаптации детей в начальный период обучения

30. Средства профилактической и коррекционной  работы с первоклассниками в адаптационный период

Задание 1. На основе решения кейс - ситуаций продемонстрировать:

навыки планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие учащихся

навыки анализа программ профилактики школьной дезадаптации с точки зрения соответствия нормативным документам

навыки анализа причин школьной дезадаптации и нарушений воспитания

навыки оценки развивающей, воспитательной образовательной среды школы на основе наблюдения, анкетирования учащихся, педагогов и родителей

навыки сбора данных (по результатам наблюдения, анкетирования и др.) о процессе адаптации детей к школе

навыки анализа и интерпретации  результатов наблюдения за процессом адаптации детей к школе

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Текущий контроль успеваемости

Темы  письменных сообщений

1. Психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста

2. Психологические особенности младшего школьника

3. Методы диагностики процесса адаптации первоклассников к школе «Карта наблюдения Стотта», «Адаптация/дезадаптация», «Карта наблюдения Ахенбаха»

4. Типология готовности первоклассников по А.Л.Венгеру, К.Н.Поливановой

5. Типология дезадаптивных школьников и требования к работе с ними

6. Факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе

7. Поведенческие и личностные особенности школьников, связанные с процессом адаптации детей к школе

8. Особенности  применения метода наблюдения для выявления проблем, связанных с адаптацией детей к школе

9. Особенности построения беседы с родителями по вопросам адаптации детей к школе

10. Психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста

11. Особенности социальной ситуации развития младших школьников

12. Типология готовности первоклассников по А.Л. Венгеру, К.Н. Поливановой

13. Типология дезадаптивных школьников и требования к работе с ними (А.Л.Венгера)

14. Требования к построению индивидуальной образовательной траектории обучающегося

Задание 1. С чем связано явление, описанное в примере? О каком новообразовании идет речь?

Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.)

О каком новообразовании идет речь?

Задание 2. Составьте схему (модель) симптоматики кризиса 7-ми лет.

1. В чем сущность кризиса семи лет?

2. В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?

Задача 3. Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности обучающегося и его взаимоотношения с одноклассниками?

На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или « Вера совсем не решила задачу» и т.п. Обоснуйте свой ответ.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гребенюк, О. С
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Божович, Е. Д.
Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 106 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11577-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445668: учебное пособие
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
И. В. Дубровина [и др.]
Руководство практического психолога. Психолог в школе : практ. пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с. — (Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08757-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434604  : Практическое пособие
Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Адаптация первоклассников к школе. Видео лекция. -URL: http://mirznanii.com/v/DtCvIZfZjac-173798/adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole  
 
Э2
Трудности адаптации первоклассников к школе. Видео лекция.-  URL: https://salda.ws/video.php?id=-I2lomNDi00 
 
Э3
Психологическая адаптация к школе. Видео-лекция. -  URL : https://www.youtube.com/watch?v=-iBwVHLpZLg
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Преподаватель производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке занятия, необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.

Обучающиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Примерные правила работы в группе: быть активным; уважать мнение участников; быть доброжелательным, пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия, заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента; креативность; уважать правила работы в группе.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).В конце лабораторного занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка познавательных задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; написание реферата, решение кейс-задач, подготовка портфолио.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач,защита портфолио.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачет являются контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту  обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт  призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету  начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
оценкой.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.