(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
ции
Э1 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э5
Э1 Э3 Э5
Э1 Э3
Э1 Э5
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э3 Э4 Э5
Э1 Э3
Э1 Э3
Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3 Э5
Э1 Э5
Э3 Э5
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э3
Э1 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э5
Вопросы к зачету
1. Требования ФГОС ДО к организации образовательного процесса в дошкольной организации с целью обеспечения успешной адаптации будущих первоклассников.
2. Факторы успешной адаптации детей к школе.
3. Различение адаптации и других социально– психологических феноменов (социализации, социальная адаптация.
4. Преемственность содержания обучения в дошкольной организации и первом классе начальной школы как условие обеспечения адаптации первоклассника к школе.
5. Преемственность форм и методов обучения в дошкольной организации и первом классе начальной школы как условие обеспечения адаптации первоклассника к школе.
6. Характеристика личностных образовательных результатов
7. Характеристика разных аспектов адаптации (академического, социального, личностного)
8. Факторы, влияющие на успешность адаптации/дезадаптации
9. Требования к организации обучения первоклассников в адаптационный период
10. Значение учебного сотрудничества для развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
11. Показатели образовательной среды, ориентированной на развитие детей и их успешную адаптацию
12. Анализ и реализация программы профилактики школьной дезадаптации с точки зрения нацеленности на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
13. Планирование и анализ результаты совместной работы учителя начальных классов с другими школьными специалистами в области обучения и развития младших школьников
14. Факторы, задающие специфику индивидуального развития ребенка
15. Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе
16. Показатели социально-психологической адаптации. Социальная ситуация развития первоклассника
17. Причины проявления дезаптации у младших школьников
18. Дети группы риска. Формы дезаптации
19. Характеристика процесса адаптации детей к обучению в школе
20. Диагностика адаптации первоклассников к школе
21. Особенности планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие обучающихся
22. Составляющие диагностической программы выявления готовности к обучения в школе
23. Диагностическая программа готовности первоклассника к школе
24. Диагностика личностной и социально-психологической готовности
25. Педагогическая готовность. Критерии педагогической готовности. Структура педагогической готовности ребенка к систематическому обучению
26. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период.
27. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период
28. Особенности взаимодействия педагога с родителями первоклассников
29. Направления работы по профилактике дезаптации детей в начальный период обучения
30. Средства профилактической и коррекционной работы с первоклассниками в адаптационный период
Задание 1. На основе решения кейс - ситуаций продемонстрировать:
навыки планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие учащихся
навыки анализа программ профилактики школьной дезадаптации с точки зрения соответствия нормативным документам
навыки анализа причин школьной дезадаптации и нарушений воспитания
навыки оценки развивающей, воспитательной образовательной среды школы на основе наблюдения, анкетирования учащихся, педагогов и родителей
навыки сбора данных (по результатам наблюдения, анкетирования и др.) о процессе адаптации детей к школе
навыки анализа и интерпретации результатов наблюдения за процессом адаптации детей к школе
Темы письменных сообщений
1. Психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста
2. Психологические особенности младшего школьника
3. Методы диагностики процесса адаптации первоклассников к школе «Карта наблюдения Стотта», «Адаптация/дезадаптация», «Карта наблюдения Ахенбаха»
4. Типология готовности первоклассников по А.Л.Венгеру, К.Н.Поливановой
5. Типология дезадаптивных школьников и требования к работе с ними
6. Факторы, нарушающие адаптацию первоклассников к школе
7. Поведенческие и личностные особенности школьников, связанные с процессом адаптации детей к школе
8. Особенности применения метода наблюдения для выявления проблем, связанных с адаптацией детей к школе
9. Особенности построения беседы с родителями по вопросам адаптации детей к школе
10. Психологические законы периодизации и психологические особенности кризиса 7-летнего возраста
11. Особенности социальной ситуации развития младших школьников
12. Типология готовности первоклассников по А.Л. Венгеру, К.Н. Поливановой
13. Типология дезадаптивных школьников и требования к работе с ними (А.Л.Венгера)
14. Требования к построению индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Задание 1. С чем связано явление, описанное в примере? О каком новообразовании идет речь?
Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.)
О каком новообразовании идет речь?
Задание 2. Составьте схему (модель) симптоматики кризиса 7-ми лет.
1. В чем сущность кризиса семи лет?
2. В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?
Задача 3. Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности обучающегося и его взаимоотношения с одноклассниками?
На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или « Вера совсем не решила задачу» и т.п. Обоснуйте свой ответ.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
Преподаватель производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке занятия, необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.
Обучающиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).В конце лабораторного занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка познавательных задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; написание реферата, решение кейс-задач, подготовка портфолио.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач,защита портфолио.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачет являются контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.