Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогичесуих наук, доцент, Рахматуллина Л.В. _________________
 
 
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся области адаптации первоклассников к условия школы и профилактики трудностей первоклассников к освоению образовательной программы начального общего образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Образовательное право
2.1.2
История и культура народов Республики Татарстан
2.1.3
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.5
Тренинг педагогического общения
2.1.6
Этнология
2.1.7
Дошкольная педагогика
2.1.8
Противодействие коррупции
2.1.9
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.10
Этнология
2.1.11
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Литературное образование дошкольников
2.2.3
Организация дошкольного образования
2.2.4
Поликультурное образование
2.2.5
Психология педагогической деятельности
2.2.6
Татарский язык
2.2.7
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Коммуникативный практикум
2.2.10
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.11
Производственная преддипломная практика
2.2.12
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.13
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.14
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.15
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.16
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.17
Татарский язык
2.2.18
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.19
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.20
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.21
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.22
Коммуникативный практикум
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно - нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности

 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды

 
определять методы   воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками формулирования целей и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
навыками планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного  развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
технологией разработки программы воспитания  и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса

 
критерии успешного взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)

 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды

 
 
Владеть:
 
приемами установления взаимодействия с коллегами, обучающи-мися и их родителями для решения конкретных вопросов обуче-ния, воспитания и развития

 
технологией взаимодействия с участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия

 
технологией проектирования направлений взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи, критерии, закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности во время адаптации первоклассников к условиям школы;
3.1.2
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе;
3.1.3
критерии успешного взаимодействия  с  участниками образовательного процесса;
3.1.4
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса в период адаптации детей к условиям школы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать  задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в ходе адаптации к условиям школы;
3.2.2
выделять критерии и определять методы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности в процессе адаптации первоклассников к школе;
3.2.3
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями) в период адаптации первоклассников к школе;
3.2.4
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализировать  задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в ходе адаптации к условиям школы;
3.3.2
выделять критерии и определять методы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности в процессе адаптации первоклассников к школе;
3.3.3
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями) в период адаптации первоклассников к школе;
3.3.4
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретико- методологические основы исследования адаптации к школе

 
1.1
Понятие адаптации первоклассников к школе. Исследования проблемы адаптации детей к школе /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3

2
ПК-3
4
0
 
1.2
Подходы к изучению проблемы адаптации детей к школе в психолого- педагогической литературе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
1.3
Решение вопросов адаптации первоклассников к  школе в свете ФГОС ДО и ФГОС НОО /Лаб/ /Лаб/
Л1.2Л2.2

Э5

2
ПК-3
4
0
 
1.4
Понятие адаптации, понятие школьной адаптации.  /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-6
4
0
 
1.5
Различение адаптации, социализации, социальной адаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1 Э3

4
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Психологическая адаптация первоклассников к школе как нормативный процесс

 
2.1
Содержание психологической адаптации; критерии /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э5

2
ПК-6
4
0
 
2.2
Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе.  /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3 Э4 Э5

2
ПК-6
4
0
 
2.3
Условия успешной адаптации первоклассников к школе. Психологическая готовность к школе как условие успешной адаптации /Ср /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-3
4
0
 
2.4
Психологическая готовность к школе как условие школьной адаптации. Типология школьников по готовности к школе. /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-3
4
0
 
2.5
Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-6
4
0
 
2.6
Требования ФГОС и др. нормативных документов к организации образовательного процесса в начальной школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3

2
ПК-3
4
0
 
2.7
Адаптация первоклассников к школе:

особенности, проблемы адаптации и способы ее преодоления /Лаб/

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1

2
ПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Проявление нарушений школьной адаптации. Школьная дезадаптация

 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1
Факторы (причины), приводящие к нарушению школьной адаптации (на появление школьной дезадаптации) факторы, определяющие появление школьной дезадаптации. /Лек/ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3
4
0
 
3.2
Понятие школьной дезадаптации. Виды школьной дезадаптации. Критерии нарушения  школьной  адаптации первоклассников (критерии дезадаптации).   /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-6
4
0
 
3.3
Детско-родительские отношения (семейное воспитание) как фактор адаптации/дезадаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3
4
0
 
3.4
Образовательная среда школы, благоприятная адаптации первоклассников /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3
4
0
 
3.5
Психологические особенности старшего дошкольника и младшего школьника /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э3

6
ПК-3
4
0
 
3.6
Методы выявления проблем в развитии детей /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э3

2
ПК-6
4
0
 
3.7
Адаптация первоклассников к школе в условиях инклюзии /Ср /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-6
4
0
 
 
Раздел 4. Профилактика нарушений школьной адаптации

 
4.1
Подходы к организации профилактики нарушений школьной адаптации  /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

6
ПК-6
4
0
 
4.2
Организация образовательной среды как условие обеспечения адаптации детей в школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

6
ПК-6
4
0
 
4.3
Реализация программы «Введение в школьную жизнь» как условие обеспечения школьной адаптации /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-6
4
0
 
4.4
Психологическая адаптация к школе детей с особыми образовательными потребностями (детей с особыми вариантами развития) /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-3
4
0
 
4.5
Разработка программ, способствующих адаптации первоклассников к школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

6
ПК-3 ПК-6
4
0
 
4.6
Разработка программ, способствующих адаптации первоклассников к школе /Ср/ /Ср/
Л1.2Л2.1

Э3 Э4 Э5

6
ПК-3 ПК-6
4
0
 
4.7
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме адаптации детей к школе /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-3
4
0
 
4.8
Предупреждение дезадаптации, создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе  /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

2
ПК-3
4
0
 
4.9
Составление практических советов "Как помочь адаптироваться первокласснику к школе?" /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-6
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.10
/Зачёт/

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-3 ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Характеристика личностных образовательных результатов

2. Характеристика разных аспектов адаптации (академического,социального,личностного)

3. Факторы, влияющие на успешность адаптации/дезадаптации

4. Требования к организации обучения первоклассников в адаптационный период

5. Значение учебного сотрудничества для развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

6. Показатели образовательной среды, ориентированной на развитие детей и их успешную адаптацию

7. Анализ и реализация программы профилактики школьной дезадаптации с точки зрения нацеленности на решение задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

8. Планирование и анализ результаты совместной работы учителя начальных классов с другими школьными специалистами в области обучения и развития младших школьников

9. Факторы, задающие специфику индивидуального развития ребенка

10. Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе

11. Показатели социально-психологической адаптации. Социальная ситуация развития первоклассника

12. Причины проявления дезаптации у младших школьников

13. Дети группы риска. Формы дезаптации

14. Характеристика процесса адаптации детей к обучению в школе

15. Диагностика адаптации первоклассников к школе

16. Контрольно-измерительные инструменты диагностики готовности первоклассни-ков к обучению в школе

17. Составляющие диагностической программы выявления готовности к обучения в школе

18. Диагностическая программа  готовности первоклассника к школе

19. Диагностика личностной   и социально-психологической готовности

20. Педагогическая готовность. Критерии педагогической готовности. Структура педагогической готовности ребенка к систематическому обучению

21. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период.

21. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период

22. Особенности взаимодействия педагога с родителями первоклассников

23. Направления работы по профилактике дезаптации детей в начальный период обучения

24. Средства профилактической и коррекционной  работы с первоклассниками в адаптационный период

25. Особенности планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие обучающихся

Собеседование

Вопросы для собеседования

Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования адаптации к школе

1. Подходы к изучению проблемы адаптации детей к школе в психолого-педагогической литературе.

2. Понятие школьной адаптации.  Факторы, способствующие обеспечению школьной адаптации

3. Различение адаптации, социализации, социальной адаптации

4. Новообразования младшего школьника.

Раздел 2. Психологическая адаптация первоклассников к школе как нормативный процесс

1. Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе.

2. Условия успешной адаптации первоклассников к школе

3.  Психологическая готовность к школе как условие успешной адаптации

4. Типология школьников по готовности к школе

5.  Требования ФГОС ДОО к организации образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения успешной адаптации учеников.

6. Показатели и критерии адаптированности первоклассников к школе

7. Требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе

Раздел 3. Проявление нарушений школьной адаптации. Школьная дезадаптация

1. Факторы (причины), приводящие к нарушению школьной адаптации (на появление школьной дезадаптации)

2. Факторы, определяющие появление школьной дезадаптации.

3. Понятие школьной дезадаптации.

4. Виды школьной дезадаптации. Критерии нарушения школьной  адаптации первокласс-ников (критерии дезадаптации).

5. Детско-родительские отношения (семейное воспитание) как фактор адаптации / деза-даптации

6. Методы выявления проблем в развитии детей

7. Психологические особенности старшего дошкольника и младшего школьника.

Раздел 4. Профилактика нарушений школьной адаптации

1. Подходы к организации профилактики нарушений школьной адаптации

2. Организация образовательной среды как условие обеспечения адаптации детей в школе

3. Организация образовательной среды как условие обеспечения адаптации детей в школе

4. Реализация программы «Введение в школьную жизнь» как условие обеспечения школь-ной адаптации

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
5. Психологическая адаптация к школе детей с особыми образовательными потребностями (детей с особыми вариантами развития).

6. Разработка программ, способствующих адаптации первоклассников к школе

7. Методики по адаптации детей к школе.

8. Методика изучения социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

1. Проблемы адаптации детей к школе в условиях современного образования.

2. Этапы адаптации первоклассников к школе.

3. Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе в условиях реализации ФГОС НОО.

4. Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни.

5. Основные показатели благоприятной адаптации первоклассников к школе.

6. Психологическая готовность к обучению в школе.

7. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема.

8. Социальная педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе.

9. Рекомендации по организации   учебного процесса первоклассников в адаптационный период.

10. Адаптация первоклассников в рамках методики Цукерман Г.А.

11. Организация режима школьной жизни в период адаптации.

12. Создание предметно-пространственной среды к успешной адаптации первоклассников к школе.

13. Изучение готовности к школьному обучению и социально-психологической адаптации детей в школе.

14. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

15. Психологическая адаптация первоклассников в школе.

16. Методики адаптации в школе.

17. Особенности применения методики введения в школьную жизнь Г.А. Цукерман.

18. Использование педагогических технологий для успешной адаптации первоклассников.

19. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

20. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обу-чению.

21.Роль и место семьи в подготовке детей к школе.

22. Успешная адаптация первоклассников к школе как следствие взаимодействия учителя и родителей.

23. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

24. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

25. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

26. Социальная адаптация первоклассников в школе.

Кейс-задачи

Задание. На основе решения кейс-ситуаций продемонстрировать:

1. Навыки планирования отдельных занятий и целостных программ, направленных на профилактику школьной дезадаптации и духовно-нравственное развитие учащихся

навыки анализа программ профилактики школьной дезадаптации с точки зрения соответствия нормативным документам

навыки анализа причин школьной дезадаптации и нарушений воспитания

навыки оценки развивающей, воспитательной образовательной среды школы на основе наблюдения, анкетирования учащихся, педагогов и родителей

навыки сбора данных (по результатам наблюдения, анкетирования и др.) о процессе адаптации детей к школе

навыки анализа и интерпретации  результатов наблюдения за процессом адаптации детей к школе

навыки подготовки сообщения, беседы с родителями (другими участниками образовательного процесса) по вопросам адаптации к школе

Задание 2. Проанализировать психолого-педагогические особенности общения младшего школьника со сверстниками и взрослыми и письменно обосновать ответ на предложенную педагогическую ситуацию

Задача 3. Ответить - Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности обучающегося и его взаимоотношения с одноклассниками?

На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или « Вера совсем не решила задачу» и т.п. Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 1

После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши

– Дима, а зачем тебе?

Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?

1) Провести оценку ситуации.

2)  Провести прогнозирование ситуации.

3) Подобрать решение данной ситуации.

Ситуация 2

В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.

Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит «2»

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1) Провести оценку ситуации.

2)  Провести прогнозирование ситуации.

3) Подобрать решение данной ситуации.

УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1843-с, 1742,1544.plx стр. 9

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»

1) Провести оценку ситуации.

2)  Провести прогнозирование ситуации.

3) Подобрать решение данной ситуации.

Ситуация 4

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь»

1) Провести оценку ситуации.

2) Провести прогнозирование ситуации.

3) Подобрать решение данной ситуации.

Ситуация 5

Первокласснику дали нестандартное задание

– В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, – сказал учитель, – что ты сможешь сам ее решить.

– Моей бабушке сейчас 50 лет.

– Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

– Столько же, сколько и мне, 7 лет.

– Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

– В школу она пошла в 7 лет, значит, – рассуждает малыш, – она пошла в первый класс – от 50 отнять 7 – 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс – в 1955 году.

– Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Вопросы и задания

1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспри-нятыми?

2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке?

3. Какими принципами руководствовался учитель?

4. Что можно сказать об атмосфере на уроке?

5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель?

Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 6

– Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква «Я»! И дети чи-тают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто!»

– А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ!

– Страниц больше нет!

– Как нет?

– Мы закончили книгу!

– Совсем закончили!..

– Тогда закройте учебник… И давайте поговорим: чему он вас научил?

– Он научил чтению и письму!

– Научил родному языку… Как правильно говорить! Дал знания!

– Учил нас быть добрыми, уметь дружить!

– Любить читать… Любить книгу!

– Уважать родителей!

– Быть вежливыми!

– В нем много смешных и веселых рисунков!

– Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки!

– Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной!

– А я всем показывал, и соседям тоже!

– А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! – учитель понижает голос. – Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда?

– Да, – шепчут дети.

– И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности?

– Да, – шепчут дети.

– Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность.

Вопросы и задания

1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации? 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?

3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимо-действия на уроке?

4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация?

Ситуация 7

На уроке рисования учитель предложил нарисовать круглую чашку, которую поставил на стол в качестве модели. Сидящий 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.

– Можно я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? – спросил он.

– Что ж ты хочешь нарисовать? – удивился учитель.

– Дерево эвкалипт, – сказал мальчик задумчиво.

– Нарисуй, – согласился учитель.

Мальчик некоторое время молча сидел и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1843-с, 1742,1544.plx стр. 10

Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? – снова он обратился к учителю.

– Объясни, пожалуйста, что это такое, – сказал учитель с интересом.

– Синяя птица, – сказал мальчик очень серьезно. Весь класс скрипел старательно каран-дашами. Но мальчик спустя некоторое время снова поднял руку.

– Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел, – сказал он тихо. – Можно?

– Например?

– Мамонта, когда он просыпается, – сказал виновато мальчик.

– Мамонта? – переспросил учитель, внимательно глядя на него.

– Мамонта, – вздохнул мальчик.

– Ну что ж, – сказал учитель. – В конце концов можно и мамонта. Надо тебе, Саша, бы-стрее определяться, а то урок скоро закончится.

И действительно, через пять минут закончился урок, а у Саши так и остался чистым лист бумаги красивого альбома.

Вопросы и задания

Как поступит учитель дальше с этим мальчиком?

Ситуация 8

Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква? … Что здесь написано?» Девочка молчит.

«Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама» - мама уходит на кухню.

Через некоторое время приходит и проверяет, улучшений нет.

«Сегодня гулять не пойдешь! Будешь читать!

«Оцените организацию домашней работы первоклассницы. Дайте совет матери Тани по организации помощи Тане. При разработке рекомендаций учтите особенности учебной деятельности первоклассников и возрастные характеристики девочки.

Ситуация 9

Один из детей на уроке достал мобильный телефон и начал играть с ним. После замеча-ния учителя он его спрятал, но потом опять стал заниматься тем же.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте поведение ребенка.

2. Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Вашем классе был подобный ребенок).

3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.

4. Какую работу необходимо провести с данным учащимся и классом.

Ситуация 10.

Ученик 1 класса на уроках математики постоянно попадает впросак: использует термины и математические знаки, не употребляемые на данной программе; интерпретирует формулы, не учитывая уже сложившийся в учебном процессе их смысл. По данным школьного психолога у мальчика высокий для своего возраста уровень развития интеллекта и произ- вольного внимания. Каким может быть Ваше возможное первое действие?

- посоветовать родителям проконсультироваться в медико-психологическом Центре;

- выяснить, с кем и как мальчик занимается дома по математике;

- призвать мальчика быть более внимательным на уроке;

- рекомендовать родителям перевести мальчика в класс одаренных детей.

Ситуация 11

Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.)

С чем связано явление, описанное в примере? О каком новообразовании идет речь?

Ситуация 12

Проанализируйте следующую ситуацию и разработайте общие психологические реко-мендации для учителя, родителей и определите программу действий совместно со школьным психологом.

Учительница первого класса старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроках. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо, эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.

Постепенно класс разделился на активных, быстрых учеников и пассивных, медлитель-ных. Среди пассивных   школьников оказался Петя, который нередко просто молчал во время ответа. Учительница делала выводы, что он не готовится к урокам.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Дома Петя отказывался ходить в школу, хотя все домашние задания выполнял прилежно

Ситуация 13.

Как вы поступите, если в вашем классе будет учиться Миша Д.?

Ребенок – Миша  Д., 8 лет. Мальчик дублирует програм¬му первого класса. Отмечаются трудности с чтением и письмом. Жалобы на специфические ошибки при письме. При анализе письменных заданий отмечаются характерные оптические замены букв, особенно при диктантах, менее выражены — при переписывании текста. Затруднения при выполнении графических проб. При чтении и письме путаются буквы, сходные при написании. Буквы и циф¬ры пишет иногда зеркально. Затруд¬нен фонематический анализ. Ребенок проявляет интерес к невербальным заданиям. Объем и

УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1843-с, 1742,1544.plx стр. 11

концентрация внимания снижены. Механическое запоминание, устный счет — в норме.   Из беседы с мамой известно, что ребенок родился от второй беременности, протекавшей с токсикозом первой половины, угрозой прерывания в 30 недель. При рождении был поставлен диагноз перинатального поражения ЦНС, хронической внутриутробной гипоксии плода смешанного генеза, средней степени тяжести.

Консультация каких специалистов требуется учителю начальных классов и для чего?  Обучение по какой программе необходимо организовать для Миши? Обоснуйте ответ.

Ситуация 14.

Учителям начальной школы хорошо знакома такая ситуация:

Идет урок в первом классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем —на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой, и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно сползать со стула. И снова — замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения...Наконец — звонок, Андрей первым вы-бегает из класса.

Разработайте план работы учителя с первоклассником.

Ситуация 15

На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или «Вера совсем не решила задачу» и т.п.

Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности ребенка?

Портфолио

В ходе изучения дисциплины студент составляет «портфолио» - комплекс заданий по ка-ждой теме.

«Портфолио» должно   включать следующие материалы:

Конспект характеристик взглядов отечественных   и зарубежных ученых на проблему адаптации к школе.

Кластер адаптация к школе.

Рекомендации педагогу и родителям.

Комплекты диагностических методик по каждому виду готовности к школьному обучению и адаптации к школе.

Программа диагностики адаптации к школе.

Комплексы методов, приемов и упражнений для развивающей работы с первоклассника-ми.

Конспекты занятий по адаптации.

Конспекты родительского собрания.

Оценочный  лист  на свою программу, выполненный однокурсником.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гребенюк, О. С.
Теория обучения : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06466-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438880 : учебник и практикум
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Божович, Е. Д.
Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников : учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 106 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11577-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445668: учебное пособие
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Корсакова, Н. К.
Корсакова, Н. К.  Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491519
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с. — (Профессиональная практика). — URL: https://urait.ru/bcode/434604 :практическое пособие
 
Л2.3
Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467192

 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Адаптация первоклассников к школе. Видео. Режим доступа: http://mirznanii.com/v/DtCvIZfZjac-173798/adaptatsiya- pervoklassnikov-k-shkole
 
Э2
Трудности адаптации первоклассников к школе. Видео. Режим доступа: https://salda.ws/video.php?id=-I2lomNDi00
 
Э3
Психологическая адаптация к школе. Видео. Режим доступа :https://www.youtube.com/watch?v=-iBwVHLpZLg
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

Преподаватель производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке занятия, необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: участники занятия, выбор темы; перечень необходимых условий; что должно быть при подготовке каждого занятия; раздаточные материалы.

Обучающиеся знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Примерные правила работы в группе: быть активным; уважать мнение участников; быть доброжелательным, пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия, заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента; креативность; уважать правила работы в группе.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).В конце лабораторного занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка познавательных задач, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; написание реферата, решение кейс-задач, подготовка портфолио.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач,защита портфолио.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Зачет являются контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту  обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт  призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету  начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.