Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна
ции
Э1 Э2
Э1 Э3
Организация диагностической процедуры.
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Э1 Э3
- личностных качеств и межличностных отношений у старших дошкольников;
Диагностика: познавательных процессов у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;
- личностных качеств и межличностных отношений у старших дошкольников;
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету
1.Цель, направления, принципы организации и формы проведения диагностической работы в детском саду.
2. Основной метод психологического исследования: наблюдение. Цель. Основные требования к подготовке и использовании данного метода при работе с дошкольниками.
3 Основной метод психологического исследования: эксперимент. Цель. Основные требования к подготовке и использовании данного метода при работе с дошкольниками.
4. Вспомогательные методы психологических исследований: беседа, тест. Цель. Основные требования к подготовке и использовании данных методов при работе с дошкольниками
5. Сравнительная характеристика особенностей психодиагностики детей раннего, младшего, старшего возраста.
6. Л.С.Выготский о "зоне ближайшего развития" ребенка
7. Диагностика моторного развития дошкольника. Цель. Основные требования. Двигательный тест Н.И.Озорецкого (5 субтестов)
8. Познавательное ориентировочное действие как центральное звено методик диагностики умственного развития дошкольников под редакцией Л.А.Венгера
9. Диагностика эмоциональной сферы дошкольника
10. Комплексное изучение уровня развития дошкольников на примере раздела "Личность" по программе "Детский сад 2100"
11. Комплексное изучение уровня развития дошкольников на примере разделов "Общение" и "Деятельность" по программе "Детский сад 2100
12. Основные требования, условия проведения диагностики дошкольника в детском саду
13. Методы психодиагностики индивидуально-личностных качеств дошкольника
14. Методы психодиагностики межличностных отношений ребенка-дошкольника со сверстниками
15. Методики диагностики моторной организации детей дошкольного возраста.
16. Методики диагностики памяти детей дошкольного возраста.
17. Методики диагностики внимания детей дошкольного возраста.
18. Методики диагностики мышления и интеллекта детей дошкольного возраста.
19. Методики диагностики эмоциональной сферы дошкольника.
20. Методики диагностики нравственной сферы дошкольника.
21. Методики диагностики мотивации дошкольника.
22. Методики диагностики произвольности и волевых проявлений дошкольника.
23. Методики диагностики готовности к обучению в школе.
24. Методики диагностики самооценки дошкольника.
25. Методики диагностики речи дошкольника.
26. Методики изучения игры дошкольника.
27. Методики изучения трудовой деятельности дошкольника.
28. Методики изучения конструирования в дошкольном возрасте.
29. Методики изучения рисования в дошкольном возрасте.
30. Методики изучения общения дошкольника со сверстниками.
31. Методики изучения общения дошкольника со взрослыми.
32. Методики изучения положения ребенка дошкольного возраста в семье.
34. Этические аспекты психодиагностики. Этические принципы в работе психодиагноста.
35. Психодиагностический процесс, качество и структура психодиагностического заключения.
36. Методика «Несуществующее животное»: правила работы с тестом и интерпретация результатов.
37. Общие требования к методам в психодиагностике. Измерительные методы в психодиагностике.
38. Общие требования к методам психодиагностики. Экспертные методы в психодиагностике.
39. Особенности диагностики детей дошкольного возраста.
40. Методики диагностики восприятия дошкольника.
41. Исследование интеллекта с помощью рисуночных тестов. Тест «Нарисуй человека».
42. Диагностика агрессивности.
43. Методики диагностики воображения дошкольника.
44. Общая характеристика дошкольного возраста.
45. Принципы изучения психики ребенка.
46. Исследование зрительно-моторной координации. «Тест-Бендер».
47. Психодиагностика интеллекта с помощью адаптированного теста Д.Векслера (детский вариант).
48. Методика на выявление самооценки В.Г. Щур «Лесенка», "Семь карточек", "Эмоциональное лото».
49. Методика «Секрет» (Т.А.Репина). Особенности проведения методики.
50. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова), тест Розенцвейга (детский вариант).
51. Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна - Йерасека. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости.
52. Оценка социального компонента школьной зрелости. Составление заключения об уровне готовности ребенка к обучению в школе.
53. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
54. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).
55. Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой.
56. Проективные методики. «Рисунок семьи».
57. Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.
58. Диагностика личностной и нравственной готовности дошкольника к школьному обучению. Выяснение общей осведомленности детей об окружающем мире (Н.Я. Кушнир).
59. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике. Виды норм.
60. Методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад). Особенности проведения методики.
61. Детский апперцептивный тест (Л.Беллак, С. Беллак). Интерпретация методики.
62. Проективные методики. Методика «Дом, дерево, человек».
63. Общая характеристика метода тестов. Понятие валидности.
64. Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников с ОВЗ.
65. Анализ методик психолого-педагогической диагностики дошкольников с ОВЗ.
Темы рефератов
1. Понятие «готовность к школе». Психологический и педагогический подходы к проблеме.
2. Диагностика мотивационной готовности к школе.
3. Диагностика интеллектуальной готовности.
4. Диагностика волевой готовности.
5. Социально-личностная готовность к школе.
6. Развитие личности в дошкольном возрасте..
7. Возрастные кризисы дошкольного возраста.
8. Новообразования дошкольного возраста
9. Научные и этические принципы диагностики.
10. Исследование операциональной стороны познавательной деятельности.
11. Исследование особенностей мнемической деятельности дошкольников.
12. Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности дошкольников
13. Исследование особенностей сформированности понятийного мышления дошкольников.
14. Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности дошкольников.
15. Анализ существующих методик исследования мотивационно-волевой и эмоциональной сфер дошкольника.
16. Анализ методик психолого-педагогической диагностики дошкольников с ОВЗ.
17. Тест К.Йерасека: история создания.
18. Представления о готовности к обучению, или школьной зрелости в отечественной
и зарубежной психологии.
19. Диагностика дошкольной зрелости (по М. Битяновой).
20. Методика проведения психологического обследования готовности к школе
21. Программа диагностики готовности к обучению в школе детей с ЗПР.
22. Диагностика сформированности учебной мотивации.
23. Методика определения готовности к школе (по Л.А. Ясюковой).
24. Готовность ребенка к школе (методика А. Л. Венгер и С. А. Бугрименко).
25. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (по Н. Семаго, М. Семаго).
Практические задания
1. Методика для определения уровня развития воображения дошкольника «Придумай рассказ, сказку или историю»
2. Методика для определения уровня развития восприятия дошкольника 4-х лет "Чего не хватает на этих рисунках?"; дошкольника 5-6 лет "Какие предметы спрятаны в рисунках?", "Чем залатать коврик?" Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов
3. Методика для определения уровня развития внимания дошкольника 3-4-х лет "Найди и вычеркни"; дошкольника 5-6 лет "Найди и вычеркни". Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов
4. Методика для определения уровня развития внимания дошкольника 5-6 лет "Проставь значки". Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов
5. Диагностик развития ручной моторики для детей 5-6 лет " Намотать нитку на катушку, " Уложить палочки в коробок " Процедура проведения. Обработка результатов.
6. Методика для определения уровня развития памяти дошкольника 5-6 лет "Узнай фигуры" Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов.
7. Диагностика развития статического и динамического равновесия детей 5-6лет. "Аист", "Классики". Процедура проведения. Обработка результатов.
8. Методика для определения уровня развития мышления дошкольника 3-4 лет "Нелепицы", "Времена года". Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов
9. Методика для определения уровня развития мышления дошкольника 4-5 лет "Что здесь лишнее?". Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов
10. Методика для определения уровня развития мышления дошкольника 3-4 лет "Кому чего недостает?" Диагностические возможности. Процедура проведения. Обработка результатов
11. Методика для определения уровня развития речи дошкольника 3-4 лет и 4-5 лет "Расскажи по картинке"(две разные картинки) Процедура проведения. Обработка результатов.
12. Диагностика развития ручной моторики дошкольника 3-4 лет "Уложи пуговицы в коробку", "Пальчик с носиком здороваются", " Нарисуй пальцами кружочки " Процедура проведения. Обработка результатов.
13. Диагностика развития ручной моторики дошкольника 4 – 5 лет. «Петушок», «Зайчик», «Флажок», «Вилка». Упражнения на координацию движений «Ладонь, кулак, ребро". Упражнения на дорисовывание "Дорисуй прямую линию", "Дорисуй волнистую линию". Процедура проведения. Обработка результатов.
14. Диагностика развития тактильных ощущений дошкольника 5-6 лет "Узнавание знакомых предметов на ощупь правой и левой рукой попеременно", "Узнавание на ощупь объемных и плоскостных геометрических фигур"
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зечет является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.