2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в школе_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетентности обучающихся путем освоения подходов к оценке учебного процесса, учитывающих требования современных  стандартов, связанные с развитием коммуникативных, поисково-исследовательских умений обучающихся, формированием мышления, развитием личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о подходах,  технологиях психолого-педагогической диагностики образовательных результатов;
1.4
формирование представлений о  современных  требованиях образовательных  стандартов;
1.5
формирование готовности к применению приемов и способов психолого-педагогической диагностики современных  результатов образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1.2
Психологическая диагностика развития дошкольников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психологическая диагностика развития подростков и старшеклассников
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен проводить диагностику уровня развития личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся
 
ПК-2.1: Знает: теорию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования; методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
 
ПК-2.2: Умеет: проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов; проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания
 
ПК-2.3: Владеет: методами и методиками психолого - педагогической диагностики; способами сбора, анализа и интерпретации полученных результатов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
планируемые образовательные результаты усвоения содержания образовательных программ на уровне начального общего образования;
3.1.2
психолого-педагогические технологии,  развивающие технологии обучения и воспитания, позволяющие решать диагностические  задачи;
3.1.3
способы диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ на предметном материале;
3.1.4
требования федерального образовательного стандарта начального общего образования;
3.1.5
теоретические и прикладные основы, характеристики и критерии разработки современных методов и технологий диагностики развития,  общения, деятельности  детей разных  возрастов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
вносить предложенные коррективы в учебную деятельность;
3.2.2
адекватно  подбирать  методы, технологии, средства диагностики образовательного результата;
3.2.3
использовать задания предметной диагностики для оценки предметных и метапредметных результатов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами организации учебной деятельности обучающихся, нацеленными на достижение того или иного образовательного результата;
3.3.2
методами проведения работы по диагностике проблем в обучении,  а также развитию универсальных учебных действий школьников;
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.3.3
приемами внесения изменений в построение образовательной деятельности, исходя из оценки уровня освоения детьми содержания учебных программ
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Актуальные задачи психолого-педагогической диагностики учебного процесса в школе

 
1.1
Оценка учебного процесса в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.2
Новое качество образования. Ориентация на развитие познавательных способностей. Формирование современных ключевых компетенций.    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.3
Требования ФГОС НОО к планируемым результатам.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 2. Диагностика метапредметных результатов

 
2.1
Планируемые метапредметные результаты и их диагностика. Сопоставление результатов диагностики на предметном и непредметном материале.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.2
Планируемые метапредметные результаты и их диагностика. Сопоставление результатов диагностики на предметном и непредметном материале  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.3
Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном и непредметном материале.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.4
Диагностика анализа, планирования и рефлексии на предметном и непредметном материале.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.5
Предметная диагностика теоретического мышления (В.А. Гуружапов).   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.6
Оценочные пробы как инструмент диагностики метапредметных результатов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ПК-2.1 ПК-2.2
3
0
 
 
Раздел 3. Диагностика предметных грамотностей

 
3.1
Диагностика сформированности естественнонаучной грамотности.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.2
Диагностика языковой грамотности, грамотности чтения. Примеры диагностических заданий международного исследования PISA.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.3
Трехуровневые задания на материале учебного предмета начальной школы для диагностики степени опосредствования способа действия (понятия) (модель П.Г.Нежнова).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.4
Составление и оценка трехуровневых заданий на материале математики для диагностики степени опосредствования способа действия (понятия).   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 4. Диагностика учебного процесса

 
4.1
Психолого-педагогический анализ урока. Ключевые показатели соответствия урока требованиям ФГОС НОО.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.2
Наблюдение за учебным процессом. Схемы наблюдения Г.А.Цукерман, Н.В.Репкиной, Н.Б.Рогалевой, Е.В.Чудиновой и др.    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.3
Анализ уроков по критериям.  /Ср/
Л1.1Л2.1

6
3
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Диагностика анализа как компонента математического мышления.

2. Диагностика планирования как компонента математического мышления.

3. Диагностика рефлексии как компонента математического мышления.

4. Диагностика языковой компетенции.

5. Диагностика читательской деятельности.

6. Диагностика коммуникационной компетенции.

7. Диагностика сформированности естественнонаучной грамотности.

8. Формы контрольно-измерительных инструментов диагностики учебно-воспитательного процесса.

9. Использование анкетирования в диагностике учебного процесса.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

11. Личностные универсальные учебные действия.

12. Регулятивные универсальные учебные действия.

13. Познавательные универсальные учебные действия.

14. Коммуникативные универсальные учебные действия.

15. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий.

16. Диагностика личностных универсальных учебных действий.

17. Диагностика познавательных универсальных учебных действий.

18. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий.

19. Проектирование заданий для диагностики анализа.

20. Проектирование заданий для диагностики планирования.

21. Проектирование заданий для диагностики рефлексии.

22. Проектирование заданий для диагностики контроля.

23. Диагностика планирования как компонента теоретического мышления.

24. Диагностика рефлексии как компонента теоретического мышления.

Задание:

Спроектируйте Ким на диагностику метапредметного  результата

 
5.2. Темы письменных работ
5.2. Темы письменных работ

Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Особенности учебного процесса на современном этапе модернизации российского образования.

2 Историческая необходимость изменения целей и задач в современном образовании.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного,  среднего общего образования.

4 Личностные результаты.

5 Регулятивные универсальные учебные действия.

6 Познавательные универсальные учебные действия.

7 Коммуникативные универсальные учебные действия.

8 Диагностика регулятивных универсальных учебных действий.

9 Диагностика личностных универсальных учебных действий.

10 Диагностика познавательных универсальных учебных действий.

11 Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий.

12 Проектирование заданий для диагностики анализа.

13 Проектирование заданий для диагностики планирования.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
14 Проектирование заданий для диагностики рефлексии.

15 Проектирование заданий для диагностики контроля.

16 Формирование ключевых компетенций как новое качество образования.

17 Общие требования к оценке учебного процесса в свете современных образовательных задач.

18 Формирование теоретического мышления в учебном процессе.

19 Содержание личностных УУД: самопознание, смыслообразование и духовно-нравственное оценивание.

20 Метапредметные результаты – новый образовательный результат. Современные подходы к оценке

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен  в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. Н. Кошелева 
Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Кошелева [и др.] ; под редакцией А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00775-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 373 с. , 2019
 
Л1.2
Акимова М.К. 
Психодиагностика. Теория и практика : учебник для бакалавров / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. : учебник для бакалавров 
Москва: Издательство Юрайт, 2017., 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фуряева, Т. В.
Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 247 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 09285-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2018. , 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемного диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, 

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.