2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Методы коррекционно-развивающей работы психолога в школе_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы коррекционно-развивающей работы психолога в школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.наук, доцент, Ганиева Альбина Мавлетовна;канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Методы коррекционно-развивающей работы психолога в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся – бакалавров необходимых компетенций в области психолого-педагогической коррекции для осуществления профессиональной деятельности психолога
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Ознакомление с целью, задачами, сущностью и основными направлениями психолого-педагогической коррекции
1.4
Формирование целостного представления об основных психолого-педагогических коррекционных подходах и технологиях
1.5
Формирование у обучающихся практических умений использования адекватных проблемам клиента методов и средств психолого-педагогического воздействия, а также составления программ психолого-педагогической коррекции
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Практикум по методам активизации обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
формы и методы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия
3.1.2
особенности организации и проведения психологической коррекции в системе образования;
3.1.3
способы проектирования и реализации психолого-педагогического междисциплинарного и межведомственного  взаимодействия в образовательных организациях
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению.
3.2.2
реализовывать коррекционно-развивающие программы при участии разных специалистов
3.2.3
использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
3.2.4
эффективно управлять индивидуальной и групповой деятельностью
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
общими основами профессиональной этики и социальными нормами.
3.3.2
навыками психолого-педагогического взаимодействия.
3.3.3
коммуникативными компетенциями для решения профессиональных задач в  межведомственном взаимодействии
3.3.4
представлениями о системном характере психолого-педагогической помощи детям и подросткам с проблемами;
3.3.5
достаточным диапазоном методов и техник для  реализации готовых программ диагностики и коррекции
3.3.6
умением составить коррекционно-развивающую программу по запросу
3.3.7
методами анализа учебных ситуаций
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.3.8
представлениями о нормативном развитии и индивидуальных особенностях, в том числе об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ
3.3.9
основными методами, приемами и техниками психологической коррекции поведения,эмоций, деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психологическая коррекция как деятельность практического психолога

 
1.1
Основные направления и подходы коррекционной работы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

2
ПК-3.1
4
0
 
1.2
Основные направления в психолого-педагогической коррекции /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

6
ПК-3.3
4
0
 
1.3
Проведение сравнительного анализа по выделенным критериям подходов практической психологической помощи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 2. Методы и средства коррекционного воздействия

 
2.1
Анализ психодиагностической информации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-3.1
4
0
 
2.2
Методы игровой коррекции /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
2.3
Арттерапевтические методы в коррекционно-развивающей работе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ПК-3.3
4
0
 
2.4
Коррекционно-развивающая деятельность в поведенческой сфере /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

8
ПК-3.3
4
0
 
2.5
Апробация применения техник и   методов  НЛП /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

12
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.6
Коррекционно-развивающая деятельность в познавательной сфере /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

8
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.7
Апробация коррекционно-развивающих методов и техник воздействия  на эмоциональную сферу /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

8
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.8
Составление программы психолого-педагогической коррекции /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.9
Коррекция игровой, учебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

8
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.10
Психопрофилактика и ее основные принципы.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

12
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.11
Профилактика конфликтов и коррекция отношений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

6
ПК-3.3
4
0
 
2.12
Составление коррекционно-развивающей программы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

5
ПК-3.3
4
0
 
2.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы к экзамену

1. Теоретические основы психолого-педагогической коррекции. Основные направления психолого-педагогической коррекции.

2. Сущность психолого-педагогической коррекции.

3. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции.

4. Качества квалифицированного практического психолога в образовании.

5. Методы и средства психолого-педагогического воздействия.

6. Характеристика групповой формы работы.

7. Особенности индивидуальной формы работы.

8. Основные психолого-педагогические коррекционные подходы и технологии.

9. Критерии и индикаторы неблагополучного развития.

10. Основные принципы, цели, задачи психокоррекционной работы.

11. Основные требования к составлению психокоррекционных программ.

12. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий

13. Основания для целесообразности коррекции.

14. Формулирование целей корреции.

15. Условия эффективности коррекционной работы.

16. Методика рисования страхов

17. Иммерсионные методы.

18. Клиентцентрированный подход К. Роджерса.

19. Поведенческое направление.

20. Когнитивное направление.

21. Показания и основные методы индивидуальной психокоррекции.

22. Позиции психолога в процессе индивидуальной психокоррекции.

23. Конфиденциальность. Уровни конфиденциальности.

24. Специфика групповых форм психокоррекции.

25. Цели и задачи групповой психокоррекции.

26. Общая схема группового занятия.

27. Групповая динамика.

28. Характеристика личности и специфика подготовки ведущего группы.

29. Виды тренинговых групп.

30. Дать определение понятиям: «психологическая коррекция», «норма и отклонение», «психологическая помощь».

31. Этапы психокоррекционной работы

32. Алгоритм составления психокоррекционных программ.

33. Критерии оценки результативности проведенных психокоррекционных мероприятий.

34. Консультирование как первый этап для составления коррекционной программы.

35. Учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей при построении психокоррекционных программ.

36. Психокоррекционные возможности игры.

37. Использование продуктивных видов деятельности в психокоррекционной работе.

38. Специфика общения как метода психокоррекционной работы.

39. Личность ведущего группы.

40. Взаимодействие специалистов в проведении психокоррекционной работы.

41. Методы и техники личностной коррекции.

42. Методы и техники коррекции познавательной сферы.

43. Коррекция эмоциональной сферы. Методы и техники.

44. Коррекция волевой сферы. Методы и техники.

45. Коррекция поведенческой сферы. Методы и техники.

46. Коррекция игровой или учебной деятельности. Методы и техники.

47. Коррекция отношений. Методы и техники.

48.  Психогимнастика как метод коррекции различных сторон психики человека: приемы, задачи, содержание.

49.  Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений.

50.  Арттерапия как метод психокоррекции: цели, направления и формы.

51.  Музыкотерапия в детском возрасте.

52.  Игротерапия: общая характеристика метода, психологические механизмы коррекционного воздействия.

53.Особенности индивидуальной психокоррекции: основные стадии.

54. Групповая психокоррекция: особенности и работа психокоррекционной группы.

55. Особенности комплектования группы.

56. Групповая динамика: задачи и нормы, структура группы и лидерства, групповые роли.

57. Фазы развития группы.

58. Руководство психокоррекционной группой: основные задачи и ошибки руководителя.

59. Этические требования к руководителю коррекционной группы.

60. Социально-психологический тренинг как средство коррекции.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе: техники коррекционного воздействия.

2. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера. Техники коррекционного воздействия.

3. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Техники коррекционного воздействия.

4. Логотерапия В.Франкла. Техники коррекционного воздействия.

5. Основные понятия и положения коррекции в экзистенциональном направлении. Техники коррекционного воздействия.

6. Основные положения поведенческого направления в коррекции. Техники коррекционного воздействия.

7. Особенности когнитивной психокоррекции. Основные техники коррекционного воздействия.

8. Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса. Техники рациональной терапии.

9. Когнитивная терапия А. Бека. Этапы и техники коррекционной работы.

10. Трансактный анализ Э. Берна. Коррекционные техники.

11. Гештальт-терапия Ф.Перлза. Техники коррекционного воздействия.

12. Игротерапия как метод практической коррекции в отечественной и зарубежной практике.

13. Формы, виды игротерапии, техники, требования к коррекции.

14. Арттерапия как метод психологической коррекции. Основные направления и техники.

15. Библиотерапия. Методика коррекционного воздействия.

16. Метод танцевальной терапии в психокоррекционной работе.

17. Использование метода проективного рисунка в коррекционной работе психолога.

18. Сказкотерапия как метод коррекционного воздействия.

19. Использование метафор в практической психокоррекции.

20. Психогимнастика как метод коррекции.

21. Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации в поведенческом направлении коррекции.

22. Иммерсионные методы коррекции и методы, основанные на принципе обратной связи.

23. «Жетонный» метод и «жетонные» программы в психокоррекции.

24. Метод «холдинга» в коррекционной работе.

25. Символдрамма как метод коррекции.

26. Психодрамма как метод коррекции. Формы и виды.

27. Методики психодраммы.

28. Психокоррекция семейных отношений.

29. Психокоррекционная работа с семьей по Верджинии Сатир.

30. Коррекция детско-родительских отношений

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хухлаева О.В.
Психологическая служба в образовании. Школьный психолог. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – URL: https://biblio-online.ru/book/psihologicheskaya-sluzhba-v-obrazovanii-shkolnyy-psiholog-441144
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Медведева Е.А.
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для бакалавриата. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/441185
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.2
Филипова Е.В.
Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры. – URL:   https://biblio-online.ru/bcode/432884
Москва : Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога и школьного психолога». – URL: https://youtu.be/V76cSn6jFbo 
 
Э2
Вебинар « Коучинг для школьного психолога». - URL: https://ok.ru/video/1ё600735482231
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Э5
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающими и самими обучающимися..

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся  времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими.

Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающего и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание письменных сообщений, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: выполнение практических заданий как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к

экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.