2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 2 зачет с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
13
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
8
8
Практические
4
4
8
8
12
12
Итого ауд.
8
8
12
12
20
20
Кoнтактная рабoта
8
8
12
12
20
20
Сам. работа
60
60
87
87
147
147
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна _________________
 
 
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания обучающихся в области методики и педагогических технологий начального языкового образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания русского языка, поиску новых технологий, связанных с организацией урока русского языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания и практические умения, навыки, необходимые для обучения учащихся начальной школы русскому языку;
1.4
изучить вариативные учебные программы и УМК по русскому языку в системе начального образования;
1.5
сформировать умения по проведению разных типов уроков по дисциплине «Русский язык», а также внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий;
1.6
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе изучения русского языка;
1.7
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов языкового образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении языку и разным видам лингвистического анализа;
1.8
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом» применяют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Методика и технологии дошкольного образования
2.2.3
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.2.4
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.7
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.8
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.2.9
Учебная технологическая практика
2.2.10
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.11
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.12
Искусство и технология в начальной школе
2.2.13
Курсовая работа по теории и методике начального образования
2.2.14
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.15
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.2.16
Производственная педагогическая  практика
2.2.17
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.18
Теория и технологии  математического развития детей
2.2.19
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.20
Теория и технологии развития речи детей
2.2.21
Философия  
2.2.22
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.23
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
2.2.24
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.25
Производственная педагогическая практика
2.2.26
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.27
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.28
Теория и технологии физического развития детей
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.2.29
Теория и технологии экологического образования детей
2.2.30
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.31
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.32
Работа с одаренными детьми
2.2.33
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.34
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.35
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.36
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.37
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.38
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.39
Экологическое образование младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации языкового образования в начальной школе;
3.1.2
психолого-педагогические и лингвистические основы методики обучения русскому языку в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;
3.1.3
задачи, содержание, способы и средства обучения русскому языку в начальной школе;
3.1.4
методику подбора и применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.1.5
типичные затруднения учащихся в овладении языковедческой деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления;
3.1.6
основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение языковых понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
3.1.7
технологии (в т.ч. и цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе;
3.1.8
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.9
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.10
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.1.11
диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить уроки русского языка с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных лингвистических знаний и умений;
3.2.2
организовывать процесс обучения русскому языку (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по предмету "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО;
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки (в т.ч. и цифровые) сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями (в т.ч. цифровые) формирования языковедческой деятельности младших школьников;
3.3.2
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) применения различных диагностических средств, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.3.3
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык";
3.3.4
навыками организации образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной работе, направленного на формирование универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
3.3.5
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС НОО с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.6
методикой и технологиями (в т.ч. и цифровыми) выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов в рамках учебного предмета "Русский язык ".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика преподавания русского языка как наука

 
1.1
Методическая система обучения младших школьников русскому языку /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
1.2
Методическая деятельность учителя /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
 
Раздел 2. Методика формирования коммуникативной компетенции учащихся

 
2.1
Методика связной речи и коммуникативная компетенция /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.2
Уроки развития речи /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.3
Оценивание опыта речевой деятельности учащихся /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.4
Проведение и оценивание контрольно-диагностических работ: слушание и понимание прослушанного; говорение;письмо; письменное изложение  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.5
Обзор, описание цифрового инструментария с целью применения в разработке цифровых дидактических материалов по развитию речи младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.6
Проектирование диагностических материалов по развитию речи(в т.ч. с применением цифрового инструментария) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.7
Проектирование уроков обучения изложениям и сочинениям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.8
Проектирование урока-коммуникации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.9
Проектирование урока анализа письменных работ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
2.10
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
1
0
 
 
Раздел 3. Изучение раздлов русского языка

 
3.1
Периоды обучения грамоте (подготовительный, основной) /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.2
Средства обучения чтению и письму и организация урока /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.3
Обзор цифровых ресурсов по обучению чтению и письму /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.4
Проектирование уроков обучения грамоте (в т.ч с применением цифрового инструментария) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.5
Формирование грамматических понятий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.6
Методы и приемы изучения частей речи в начальных классах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.7
Фонетика и графика в курсе начального образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.8
Изучение раздела "Состав слова" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.9
Формирование и ценивание орфографических и пунктуационных умений

учащихся /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.10
Изучение словосочетания и предложения: языковой аспект /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.11
Изучение синтаксиса в начальной школе: слвосочетания, предложения (простые, сложные). Пунктуация /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

7
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.12
Проведение и оценивание тематических контрольно-диагностических работ по грамматике /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.13
Проектирование контрольно-диагностических работ по синтаксису (в т.ч. с применением цифрового инструментария) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.14
Аналитическая работа с литературными и электронными источниками  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.15
Проектирование контрольно-диагностических работ по грамматике (в т.ч. с применением цифрового инструментария) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
3.16
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1 ОПК-3.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету

1 семестр

1. Классификация методов обучения русскому языку. Принципы методики.

2. Урок русского языка – основная форма обучения. Домашнее задание по русскому языку: вид, объем, содержание, способ проверки.

3. Классификация уроков русского языка в младших классах. Типы уроков по русскому языку. Основные требования к уроку русского языка на современном этапе.

4. Система уроков по русскому языку.

5. Подготовка учителя к уроку русского языка в младших классах.

6. Методика урока объяснения нового материала.

7. Методика урока закрепления знаний, умений и навыков.

8. Методика урока повторения, обобщения.

9. Урок контроля по русскому языку в начальной школе. Виды, объем, содержание, способы проверки.

10. Планирование материала по русскому языку. Виды планирования.

11. Проблемный подход в обучении русскому языку в младших классах.

12. Организация урока русского языка проблемного содержания.

13. Методы и приемы постановки проблемы на уроке русского языка в младших классах.

14. Методы и приемы решения проблемы на уроке русского языка в младших классах.

15. Что представляет собой речь как деятельность? Какие фазы в ней выделяются?

16. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.

17. Каковы существенные признаки текста как синтаксической единицы? Чем различаются функционально-смысловые типы текстов?

18. Каковы основания выделения стилей речи? Дайте краткую характеристику каждому функциональному стилю речи.

19. Особенности речи детей младшего школьного возраста: произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь.

20. Типичные нарушения в речи младших школьников (грамматические ошибки, речевые ошибки и речевые недочеты).

21. Назовите основные направления работы по речевому развитию младших школьников.

22. Какие условия необходимо создавать в процессе обучения для развития речи учащихся? Какие из них характерны для обучения русскому языку?

23. Охарактеризуйте методы развития речи учащихся.

24. Каковы задачи и содержание работы по культуре речи учащихся на уроках русского языка?

25. Какие виды упражнений используются в работе по культуре речи при изучении грамматико-орфографических 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
тем?

26. Работа над произносительной культурой речи учащихся: содержание, виды упражнений.

27. Лексическая работа в системе развития речи учащихся: содержание, виды работы.

28. Работа над грамматическим строем речи учащихся: содержание, виды работы.

29. Какие коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие восприятие и создание высказывания, необходимо формировать у школьников? В чем специфика работы над ними на разных этапах обучения?

30. Какие речеведческие знания входят в содержание работы по развитию связной речи младших школьников и почему?

31. Виды упражнений по развитию связной речи.

32. В чем значение ситуативных упражнений для развития связной речи школьников? Какие типы речевых ситуаций, побуждающих учащихся к созданию связного высказывания, можно создавать в процессе обучения?

33. Формирование знаний о тексте и основных текстовых умений: содержание, этапы работы, виды упражнений.

34. Изложение как комплексное речевое упражнение. Требования к текстам для изложений.

35. Виды изложений, их значение и особенности проведения.

36. Методика проведения урока обучающего изложения.

37. Сочинение как комплексное речевое упражнение. Виды сочинений.

38. Методика подготовки и проведения сочинений разных видов (на основе личного опыта, по картине, по серии картин).

39. Структура и содержание урока обучающего сочинения.

40. Критерии анализа и оценки творческих работ учащихся.

41. Каковы типичные нарушения содержательной и композиционной стороны детских сочинений?

42. Обучение самопроверке и совершенствованию написанного: содержание, формы и виды работы.

Перечень вопросов к экзамену

2 семестр

1. Раскройте психологическое содержание процесса письма.

2. Из каких компонентов складывается навык письма? Дайте характеристику каждому компоненту.

3. Какие этапы выделяются в процессе формирования навыка письма?

4. Каковы особенности письма ребенка и чем они обусловлены?

5. Как особенности русской графики учитываются в методике обучения грамоте?

6. Какие существуют методы обучения грамоте? Чем они различаются?

7. Раскройте сущность звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте К. Д. Ушинского. Как сам К.Д. Ушинский характеризовал свой метод?

8. В чем сходство и различие метода К.Д. Ушинского и современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте?

9. Раскройте задачи обучения грамоте в школе.

10. Каково основное содержание работы на разных этапах обучения грамоте?

11. Охарактеризуйте типы уроков обучения грамоте. Структура уроков изучения нового материала в период обучения грамоте.

12. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Какие методы и приемы обучения при этом используются?

13. Какие фонетические умения формируются у первоклассников? С помощью каких приемов обучения?

14. Назовите и обоснуйте требования к проведению фонетических упражнений в период обучения грамоте.

15. Содержание и последовательность звукового анализа слова.

16. Содержание и последовательность звуко-буквенного анализа слова в период обучения грамоте.

17. Прописи как основное средство обучения письму в период обучения грамоте: виды материала, его назначение.

18. Опишите правила технической организации письма. Какие приемы используются для обучения первоклассников соблюдению этих правил?

19. Какие существуют методы обучения каллиграфии? В чем достоинства и недостатки каждого?

20. Назовите и продемонстрируйте разные приемы формирования каллиграфических умений у первоклассников: направленные на формирование зрительного образа буквы, на обучение выполнению движений при письме буквы, на овладение умением контролировать каллиграфическую правильность письма.

21. Что входит в содержание орфографической работы в период обучения грамоте?

22. Как можно формировать у первоклассников понятие об орфограмме?

23. Раскройте методику обучения списыванию и письму по слуху в период обучения грамоте.

24. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.

25. Применение цифровых технологий в обучении грамоте.

26. В чем специфика языковых понятий? Каковы трудности их усвоения младшими школьниками?

27. Раскройте условия успешного формирования языковых понятий.

28. В чем значение изучения грамматики? Назовите задачи обучения грамматике в начальной школе.

29. Содержание начального обучения грамматике в разных педагогических системах.

30. Задачи и содержание работы по теме «Состав слова».  

31. Раскройте содержание работы над морфемным составом слова на разных этапах обучения.  

32. Виды словообразовательных упражнений, методика их проведения.

33. Каковы общие требования к проведению различных видов языкового анализа?  

34. Методика проведения разбора слова по составу.  

35. Задачи и содержание работы по морфологии в начальной школе.  

36. Как происходит ознакомление с системой частей речи и принципами их выделения в русском языке?  

 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
37. Этапы изучения частей речи в начальной школе.  

38. Задачи и содержание работы по теме «Имя существительное». Методика ознакомления с категориями рода, числа и падежа существительных.

39. Задачи и содержание работы по теме «Имя прилагательное». Методика ознакомления с категориями рода, числа и падежа прилагательных.

40. Задачи и содержание работы по теме «Глагол». Методика ознакомления с категориями времени и лица глагола.

41. Методика проведения морфологического анализа.

42. Задачи и содержание работы по теме «Местоимение» в начальной школе. Методика формирования представления о местоимении.  

43. Методика формирования представлений о служебных частях речи.  

44. Грамматические упражнения.

45. Задачи и содержание работы по синтаксису в начальной школе.

46. Методика формирования знаний о словосочетании.

47. Система работы над предложением. Каковы задачи и содержание работы на разных этапах обучения?

48. Содержание и последовательность синтаксического анализа предложения.

49. Охарактеризуйте структуру и содержание урока введения языкового понятия.

50. Какова роль знаний и умений по словообразованию и грамматике в овладении правописанием?

51. Для чего нужны правила орфографии? Какие разделы русской орфографии представлены в содержании начального языкового образования?  

52. Как в лингвистике решается вопрос об основном принципе русской орфографии? Какое значение имеет решение этого вопроса для методики обучения правописанию? Раскройте сущность морфологической и фонематической теорий правописания.

53. Какова природа орфографического навыка? Охарактеризуйте ступени его формирования.  

54. Какова структура сознательного орфографического действия?

55. Охарактеризуйте способы усвоения грамотного письма.  

56. Каковы условия формирования орфографического навыка?

57. Роль грамматических знаний в овладении правописанием.

58. Какие обобщенные орфографические умения входят в содержание обучения орфографии в начальной школе? Какие знания по орфографии усваивают младшие школьники?

59. Какие орфографические правила входят в содержание обучения орфографии в начальной школе? Чем определяется последовательность их изучения?

60. Дайте определения понятиям: орфограмма; опознавательные признаки орфограмм (общие и частные); орфографическая зоркость. Назовите условия формирования орфографической зоркости у учащихся.

61. Каково содержание работы по формированию орфографической зоркости на разных этапах обучения?

62. Методика формирования понятия об орфограмме и знаний об общих фонетических опознавательных признаках орфограмм.

63. Назовите и охарактеризуйте приемы формирования орфографической зоркости.

64. Орфографическое правило, его структура и содержание.

65. Методика введения орфографического правила.

66. Виды орфографических упражнений, методика их проведения.  

67. Каковы критерии выбора орфографических упражнений?

68. Какую роль играет запоминание в процессе усвоения орфографии? Охарактеризуйте условия запоминания правописания.

69. Какие слова входят в орфографический минимум для начальной школы? Охарактеризуйте приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями.

70. Типы ошибок в письменных работах учащихся: каллиграфические, графические, орфографические; их основные причины.  

71. Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок.

72. Технология решения грамматико-орфографических задач.

73. Технология грамматико-орфографического комментирования.

74. Игровые технологии в обучении орфографии.

75. Цифровые технологии в обучении орфографии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

I. Примеры заданий по аналитической работе с источниками

Задание 1.

Подготовьте обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа» (https://n-shkola.ru/) и «Начальное образование» (https://naukaru.ru/ru/nauka/journal/26/view) за последние пять лет, посвященных проблемам формирования навыка чтения. Особое внимание уделите статьям по теме, где рекомендованы цифровые образовательные ресурсы, с помощью которых возможна организация учебной деятельности на уроке литературного чтения.

Задание 2.

Подготовьте аналитический обзор методических Интернет-ресурсов по литературному чтению

II. Примерs методических задач

Методическая задача 1.

Разработайте учебные задания, направленные на освоение грамматического правила (определения) (УМК – по выбору обучающегося), используя PowerPoint, сервисы LearningApps https://learningapps.org/, MyQuiz https://myquiz.ru/ и др. 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
(сервис – по выбору студента).

Методическая задача 2.

С помощью ПП Online Test Pad, MyQuiz, QuizWhizzer и др. (по выбору обучающегося) разработайте дидактическую игру (или тест) на проверку умения работать с орфограммой (класс, УМК – по выбору обучающегося).

Методическая задача 3.

Изучите типологию речевых уроков и рекомендации по подготовке соответствующих конспектов (по А.А. Ворожбитовой). Оцените целесообразность использования учителем-практиком предложенных А.А. Ворожбитовой материалов для разработки конкретных конспектов речевых уроков.

Типы специальных речевых уроков (с точки зрения содержания)

1. Коммуникативные уроки: «Функции речи», «общение», «речевой этикет», «техника речи», «Учимся дискутировать», «маленький оратор», «стили речи».

2. Текстовые уроки: «текст», «типы речи», «стили речи», «речевые жанры», «Учимся у писателя (урок-изложение)», «маленький писатель».

Структура конспекта

1. Тема урока, тип урока (по содержанию материала), его место в ряду других (открывает, продолжает формирование знаний и умений).

2. Цель урока ( формирование коммуникативной ( текстовой ) субкомпетенции младших школьников в области… ; воспитание культуры коммуникативной деятельности ( текстовых действий в области… ) .

3. Задачи урока ( познакомить с… ; научить… ; развивать способности… ; формировать качества речи : воспитывать стремление к речевому идеалу , к правде и добру , к гармонии в речевых поступках и т. п. ) ."

4. Оборудование урока. 5. Ход урока:

1) подготовка к уроку, создание эмоционального настроения. Сообщение темы урока, его риторической идеи, постановка учебной задачи, мотивация необходимости изучения нового материала;

2) проверка домашнего задания или повторение изученного с целью актуализации сведений, необходимых для усвоения темы. Использование формы фронтального, индивидуального опроса, групповой работы;

3) введение нового материала: организация наблюдений над речевым материалом (дискурсом, текстом); эвристическая беседа с целью установления каких-либо речевых закономерностей, правил, помощи в самостоятельном формулировании нового знания, основных идей урока с опорой на личный речевой опыт учащихся; окончательное формулирование подлежащих усвоению речеведческих сведений, проговаривание их с детьми в различных вариантах;

4) закрепление нового материала (организация тренировки в применении новых знаний, выработка соответствующих умений в новых речевых ситуациях, на материале различных упражнений и заданий);

5) подведение итогов урока (Что узнали? Чему научились? Для чего в жизни пригодятся полученные знания и умения? Как вы расскажите об этом уроке дома? и т. п.);

6) задание на дом (предлагаются коммуникативно-ориентированные, практически значимые для реальных жизненных ситуаций задания, по возможности творческие, индивидуализированные).

III. Пример задания по проектированию урока русского языка

Разработайте конспект урока построения понятия или правила (урока-исследования)в младших классах с учетом требований ФГОС НОО. В разработке урока обратитесь к цифровому ресурсу «Электронный конструктор урока по ФГОС» [Электронный ресурс]. URL: http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html

Структура урока построения понятия или правила урок-исследование)

Цели:

- с точки зрения УУД – формировать способность к исследованию: обнаружению необходимых учебных умений по построению нового понятия (или введению правила), оформлению нового знания;

- с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия, обобщать их и формулировать определенные понятия.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания/актуализация знаний.

3. Подготовка к изучению новой темы.

4. Наблюдение над фактами языка.

5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия / правила.

6. Применение понятия (или правила) на новом языковом материале

7. Итог урока / рефлексия.

8. Задание на дом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под ред. Т.И. Зиновьевой 
Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 11
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Под ред. Т.И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489256
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С.
Методика обучения русскому языку. Практикум : учебное пособие для вузов / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07285-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490927
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Л. В. Байбородова [и др.] Под ред. Л.В. Байбородовой
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 3. Проектирование и программирование : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/
 
Э3
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
 
Э4
Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 12
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные 

 
стр. 13
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

 
стр. 14
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, 

 
стр. 15
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.