2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Методика обучения литературному чтению в начальной школе_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
102
аудиторные занятия
78
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
12
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
14
14
26
26
Практические
24
24
28
28
52
52
Итого ауд.
36
36
42
42
78
78
Кoнтактная рабoта
36
36
42
42
78
78
Сам. работа
72
72
30
30
102
102
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Грахова Светлана Ивановна _________________
 
 
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области методики начального литературного образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания литературного чтения, поиску новых технологий (в т.ч. цифровых), связанных с организацией урока литературного чтения, анализом художественных произведений различных жанров, этапами изучения литературного произведения в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах формирования компетентного читателя и типа правильной читательской деятельности у младших школьников;
1.4
обучить современным технологиям (в том числе информационным и «сквозным» технологиям) формирования читательской деятельности младших школьников;
1.5
подготовить обучающихся к квалифицированному обучению и развитию младших школьников в процессе преподавания литературного чтения;
1.6
научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов литературного образования обучающихся младших классов, выявлять и корректировать трудности в обучении чтению и первичному литературоведческому анализу фольклорных и авторских произведений (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий);
1.7
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательных программ (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ациклические виды спорта
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.4
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.5
Теория и технологии литературного развития детей
2.1.6
Теория и технологии развития речи детей
2.1.7
Теория и технологии физического развития детей
2.1.8
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.9
Педагогика
2.1.10
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.11
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.12
Учебная технологическая практика
2.1.13
Безопасность жизнедеятельности
2.1.14
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.15
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.16
Психология
2.1.17
Психология воспитательных практик
2.1.18
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.19
Учебная практика  по естествознанию
2.1.20
Учебная технологическая практика
2.1.21
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.22
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.1.23
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.24
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.25
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.26
Технологии цифрового образования
2.1.27
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.28
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.2
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.2.3
Работа с одаренными детьми
2.2.4
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.5
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.6
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.7
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.8
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.9
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.13
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.14
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы занятий, применять методы, приемы и технологии образования, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические, литературоведческие и методические основы обучения литературному чтению в начальной школе;
3.1.2
основы теории учебной деятельности (в том числе с применением информационных и «сквозных» технологий), направленной на усвоение литературоведческих понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие учащихся;
3.1.3
технологии (в т.ч. цифровые) реализации деятельностного подхода к обучению литературному чтению в начальной школе;
3.1.4
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
3.1.5
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС;
3.1.6
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
3.1.7
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся (в т.ч. разработанные в цифровом формате).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить уроки литературного чтения с учетом специфики данного УМК и требований нового ФГОС НОО, построенные с применением цифровых форматов на деятельностной основе, сориентированные на формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими первичных литературоведческих знаний и умений;
3.2.2
организовывать процесс обучения литературному чтению (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;
3.2.3
реализовывать образовательную программу по "Литературное чтение" в соответствии с требованиями ФГОС;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.2.4
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий);
3.2.5
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение" (в т.ч. разработанные в цифровом формате);
3.2.6
формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение". 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками организации образовательного процесса на уроках литературного чтения и во внеурочной работе, направленного на формирование читательской компетентности, универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие учащихся;
3.3.2
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Литературное чтение" в соответствии с ФГОС (в т.ч. с применением информационных и «сквозных» технологий) с учетом специфики образовательного учреждения;
3.3.3
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
3.3.4
навыками отбора, методикой и технологиями (в т.ч. цифровыми) диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся в рамках учебного предмета "Литературное чтение";
3.3.5
методикой и технологиями выявления трудностей в обучении и корректировки пути достижения образовательных результатов (в т.ч. с помощью цифровых диагностических упражнений и тренажеров) в рамках учебного предмета "Литературное чтение".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литература как искусство и как учебный предмет 

 
1.1
Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
1.2
Содержание начального литературного образованияв условиях вариативного обучения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
1.3
Состав и структура программы по литературному чтению. Аналитическая работа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
 
Раздел 2. Организация процесса начального литературного образования

 
2.1
Методы обучения чтению в истории русской школы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.2
Урок как основная форма организации учебного процесса /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.3
Типология уроков литературного чтения.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.4
Структура урока литературного чтения.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.5
Разработка технологической карты и конспекта урока литературного чтения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.6
Методическая деятельность учителя. Планирование учебного процесса. Проектирование учебных планов  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.7
Подготовка учителя к уроку литературного чтения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.8
Анализ уроков  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.9
Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
2.10
Проектирование контрольно-диагностических материалов, в т.ч. с использованием цифрового инструментария /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
 
Раздел 3. Методика чтения и анализа художественного произведения в начальных классах

 
3.1
Процесс работы над художественным произведением /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.2
Виды анализа художественного произведения в начальной школе  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.3
Первичное восприятие текста /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.4
Анализ художественного произведения на уроке чтения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.5
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.6
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.7
Информационные технологии в процессе организации учебной деятельности по чтению и анализу произведения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.8
Аналитическая работа с источниками по теме раздела /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
3.9
Проектирование дидактических материалов (в т.ч. с использованием цифрового инструментария) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.10
Проектирование фрагментов урока литературного чтения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
7
0
 
 
Раздел 4. Особенности работы с произведениями разных родов и жанров

 
4.1
Анализ и интерпретация произведения в начальных классах /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.2
Методы и приемы анализа и интерпретации художественного произведения в начальных классах /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.3
Подготовка к выразительному чтению как прием анализа текста /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.4
Подготовка к чтению наизусть как прием интерпретирующей деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.5
Анализ иллюстраций как прием интерпретирующей деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.6
Словесное и графическое иллюстрирование как приемы анализа и интерпретации художественного произведения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.7
Цифровые технологии в интерпретирующей деятельности: диафильм, видеоклип, мультфильм и пр. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.8
Аналитическая работа: цифровой инструментарий в организации аналитической и интерпретирующей деятельности на уроке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.9
Проектирование цифровых учебных материалов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.10
Методика изучения фольклорных текстов в начальных классах /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.11
Методика чтения и анализа малых фольклорных жанров /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.12
Методика чтения и анализа народных сказок  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.13
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.14
Методика анализа рассказа, басни в начальной школе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.15
Особенности работы с лирическими текстами /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.16
Методика работы над лирическим произведением в начальных классах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.17
Изучение произведений сценарного типа /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.18
Методика анализа произведения сценарного типа в начальных классах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.19
Проектирование уроков анализа произведений разных родов и жанров /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
4.20
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
ОПК-2.1 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ПК-1.3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

8 семестр

1. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе (согласно ФГОС НОО).

2. Научные основы методики чтения.

3. Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения (ФГОС НОО).

4. Развитие методов чтения в истории методики чтения

5. Характеристика современных программ и учебных материалов по чтению для начальной школы (ФГОС НОО).

6. Образовательные технологии (в т.ч. цифровые) организации урока обучения чтению.

7. Особенности конспекта урока литературного чтения (согласно ФГОС НОО). Понятие «технологическая карта» урока. Подготовка учителя к уроку литературного чтения.

8. Характеристика навыка полноценного чтения и основные ступени его развития.

9. Технологии организации работы над правильностью и беглостью чтения. Применение цифровых ресурсов в обучении правильному, беглому чтению (Тренажеры и тесты ФоксГард; Генератор заданий «Скорочтение» и др.).

10. Технологии (в т.ч. цифровые) обучения сознательному и выразительному чтению.

11. Проверка сформированности навыка чтения в начальной школе (ФГОС НОО). Применение цифровых ресурсов в процессе диагностики сформированности навыка чтения у младших школьников.

12. Литературное развитие ребенка как основная цель обучения литературе в начальной школе (ФГОС НОО).

13. Охарактеризуйте особенности применения метода чтения-рассматривания на разных этапах обучения.

14. Уроки чтения и анализа художественного произведения в современной школе: виды, требования к организации, задачи.

15. Основные этапы работы над произведением.

16. Приёмы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения.

17. Первичное знакомство с содержанием произведения.

18. Анализ художественного произведения: сущность анализа, принципы анализа, аналитические умения, приемы анализа, направления анализа, цифровые технологии.

19. Методические основы работы над идеей произведения.

20. Особенности работы над произведениями различных жанров.

21. Урок чтения и его особенности. Применение цифровых ресурсов на уроке обучения чтению.

22. Содержание и дидактическая структура урока чтения стихотворения. Применение цифровых ресурсов на уроке изучения стихотворных произведений.

23. Содержание и дидактическая структура урока чтения басни. Применение цифровых ресурсов на уроке изучения басни.

24. Содержание и дидактическая структура урока чтения рассказа. Применение цифровых ресурсов на уроке чтения 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
и анализа рассказа.

25. Содержание и дидактическая структура урока чтения сказки. Применение цифровых ресурсов на уроке чтения и анализа сказки.

26. Методика изучения драматических произведений в начальной школе. Применение цифровых ресурсов на уроке чтения и анализа произведения сценарного типа.

27. Методика изучения научно-познавательных произведений в начальной школе. Применение цифровых ресурсов на уроке чтения и анализа научно-познавательных произведений.

28. Методика изучения крупнообъемного произведения в начальной школе. Применение цифровых ресурсов на уроке чтения и анализа крупнообъемного произведения в НШ.

29. Методика работы над малыми фольклорными жанрами в начальной школе. Применение цифровых ресурсов на уроке изучения малых фольклорных жанров.

30. Современная типология уроков литературного чтения НШ.

31. Современные технологии (в т.ч. цифровые) организации урока литературного чтения.

32. Подготовка учителя к уроку литературного чтения. Применение цифровых ресурсов при разработке диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся начальной школы.

33. Охарактеризуйте особенности применения метода чтения-рассматривания на разных этапах обучения.

34. Каковы критерии отбора детских книг для уроков чтения на разных этапах обучения?

35. Каково содержание уроков внеклассного чтения на разных этапах обучения?

36. Этапы обучения работе с детской книгой: подготовительный, начальный, основной.

37. Технологии (в т.ч. цифровые) организации уроков чтения и анализа детской книги.

38. Специфика научно-познавательной и научно-художественной детской литературы как объекта читательской деятельности ученика младших классов.

39. Принципы организации и приемы работы с познавательной книгой.

40. Понятие «литературное развитие». Критерии литературного развития школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

I. Примеры заданий по аналитической работе с источниками:

Задание 1.

Подготовьте обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа» (https://n-shkola.ru/) и «Начальное образование» (https://naukaru.ru/ru/nauka/journal/26/view) за последние пять лет, посвященных проблемам формирования навыка чтения. Особое внимание уделите статьям по теме, где рекомендованы цифровые образовательные ресурсы, с помощью которых возможна организация учебной деятельности на уроке литературного чтения.

Задание 2.

Подготовьте аналитический обзор методических Интернет-ресурсов по литературному чтению.

Задание 3.

Подготовьте аналитический обзор цифровых ресурсов, применяемых в обучении правильному, беглому чтению (тренажеры и тесты ФоксГард, АДВАНС; Генератор заданий «Скорочтение» и др.).

II. Примеры методических задач

Методическая задача 1.

Поработать на диалоговом тренажере «Урок литературного чтения в начальных классах» (сост.: С.И. Грахова) [Электронный ресурс]. URL: https://onlinetestpad.com/ionrf523fwtwq  

Методическая задача 2.

Прокомментируйте методический опыт педагога.

1. Какие цифровые ресурсы применяются в работе?

2. На развитие каких УУД направлена работа с текстом?

3. Какие рекомендации по данному виду деятельности вы предложили бы одногруппникам (практикующим учителям)?

Педагогический опыт

«Для плодотворной работы над содержанием произведений недостаточно просто прочитать и ответить на вопросы. Необходимо проработать каждое произведение! Конечно, время урока ограничено, но можно предложить учащимся дистанционно проработать произведение. Для этой цели мной создаётся шаблон в Google-презентации, с помощью рассылки каждый учащийся получает индивидуальную работы. К презентации дети прикрепляют аудио файл выразительного чтения отрывка, а на уроке после прослушивания товарищи ищут и зачитывают данный отрывок» (Тихновецкая И.П. Индивидуальная работа в Google-презентация на уроке литературного чтения // Методический кабинет [Электронный ресурс]. URL: https://metkab2015.blogspot.com/p/google_23.html)

Методическая задача 3.

Разработайте учебные задания, направленные на освоение сюжета произведения (произведение, УМК – по выбору студента), используя PowerPoint, сервисы LearningApps https://learningapps.org/, MyQuiz https://myquiz.ru/ и др. (сервис – по выбору студента).

Методическая задача 4.

Изучите возможность адаптации традиционных творческих заданий по созданию диафильма, сценированию, драматизации, графическому рисованию в цифровые форматы, разработайте творческие задания по интерпретации художественного произведения с применением цифровых инструментов (на выбор студента): PowerPoint, Windows Movie Maker, софт для подготовки презентаций и увлекательных слайд-шоу из фотографий и музыки ФотоШОУ PRO (https://amssoft.ru/fotoshow-pro/), программу «МльтиПульт» (https://multistudia.ru/?page_id=923), конструкторы мультфильмов и комиксов (http://free-

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
best.ucoz.net/load/programmy_dlja_foto/sozdanie_multfilmov/konstruktor_multikov_i_komiksov/59-1-0-62)и др. – по выбору студента.

Методическая задача 5

С помощью ПП Online Test Pad, MyQuiz, QuizWhizzer и др. (по выбору студента) разработайте дидактическую игру (или тест) на проверку знания сюжета и образной системы произведения (произведение, класс, УМК – по выбору студента).

Методическая задача 6.

Используя полнофункциональный инструмент Xmind и сервис Autodraw спроектируйте сюжетное развитие волшебной сказки (сказка – по выбору студента).

Методическая задача 7.

Используя полнофункциональный инструмент Xmind и сервис Autodraw составьте модель сюжетного развития волшебной сказки (класс, УМК, сказка – по выбору студента).Составьте фрагмент урока изучения сюжета волшебной сказки с применением данного цифрового инструментария.

Методическая задача 8. Сформировать задания для отработки навыков правильного, беглого чтения, применяя цифровые ресурсы ФоксГард (https://foxgard.ru/sim/) , Генератор заданий «Скорочтение» (https://blog.nils.ru/generator-speedreading/).

III. Пример задания по проектированию урока литературного чтения

Разработайте конспект урока литературного чтения и коллективного анализа художественного произведения в младших классах с учетом требований ФГОС НОО. В разработке урока обратитесь к цифровому ресурсу «Электронный конструктор урока по ФГОС» [Электронный ресурс]. URL: http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html

Структура урока литературного чтения.

1. Оргмомент

2. Подготовка к чтению

3. Первичный синтез

4. Анализ текста

5. Вторичный синтез

6. Итог урока

7. Домашнее задание

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
под редакцией Т.И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку и литературному чтению  : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С.
Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности  : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л2.2
Рыбникова М.А.
Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09207-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494803
Юрайт, 2022
 
Л2.3
Пранцов Г.В., Перепелкина Л.П., Видишева В.П., Ключарева И.С.
Фольклор в школе : практическое пособие для вузов / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06008-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491614
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под ред. Л.В. Байбородовой.
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 3. Проектирование и программирование : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06326-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493797
Юрайт, 2022
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/ 
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/ 
 
Э3
Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php 
 
Э4
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 
 
Э5
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ 
 
Э6
TextoLogia. Журнал о русском языке и литературе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ 
 
Э7
Словарь по Литературоведению П.А. Николаева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nature.web.ru/litera/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется 

 
стр. 14
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.