2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Композиция_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Композиция
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 5 зачет 1 зачет с оценкой 2, 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
204
аудиторные занятия
192
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
19 4/6
17 1/6
16 3/6
15 3/6
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
9
9
8
8
8
8
7
7
6
6
38
38
Практические
18
18
34
34
32
32
44
44
26
26
154
154
Итого ауд.
27
27
42
42
40
40
51
51
32
32
192
192
Кoнтактная рабoта
27
27
42
42
40
40
51
51
32
32
192
192
Сам. работа
45
45
30
30
32
32
93
93
4
4
204
204
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
144
144
72
72
432
432
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Большакова Светлана Владимировна _________________
 
 
Композиция
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - изучение основ композиции обучающимися для применения  в  профессиональной педагогической деятельности в школе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развить профессиональное композиционное мышление обучаемых в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.4
научить формулировать композиционную задачу учебного и творческого рисования;
1.5
научить обучающихся использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
1.6
привить навыки композиционно-графических действий по созданию художественного образа на основе знаний законов, принципов и правил композиции
1.7
научить реализовывать образовательные программы по предмету «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями образовательных стандартов
1.8
организовывать содержание и методы изучения основ композиции школьниками на уроках изобразительного искусства согласно требованиям ФГОС.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы цветоведения
2.1.2
Перспектива
2.1.3
Основы цветоведения
2.1.4
Перспектива
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Декоративная композиция
2.2.2
Батик
2.2.3
Гобелен
2.2.4
Академический рисунок
2.2.5
Декоративная живопись
2.2.6
Искусство национального костюма
2.2.7
Искусство современного костюма
2.2.8
История изобразительного искусства РТ
2.2.9
Книжная графика
2.2.10
История дизайна
2.2.11
Основы дизайна
2.2.12
Художественная графика
2.2.13
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.14
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.15
Батик
2.2.16
Декоративная живопись
2.2.17
Искусство национального костюма
2.2.18
История изобразительного искусства РТ
2.2.19
Книжная графика
2.2.20
Декоративная композиция
2.2.21
Основы дизайна
2.2.22
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.23
Скульптура
2.2.24
Академическая живопись
2.2.25
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.26
Технологии обработки стекла
2.2.27
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии обучения и диагностики на уроке ИЗО;
3.1.2
способы осуществления целенаправленной воспитательной деятельности;
3.1.3
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области;
3.1.4
способы создания развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметны, метапредметных результатов обучения;
3.1.5
понятия и термины, художественно-выразительные средства композиции для использования теоретических знаний и практических умений в предметной области при решении профессиональных задач;
3.1.6
средства композиции и способы их преподавания в школе в соответствии с ФГОС.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать образовательные программы по предмету «Изобразительное искусство»  в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.2
различать способы создания композиции с натуры и в процессе сочинения на основе воображения;
3.2.3
уметь ставить воспитательные цели, проектировать воспитательную деятельность и методы ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
3.2.4
организовывать развивающую учебную деятельность (исследовательской, проектной, групповой и др.), использовать на уроке ИЗО современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.5
использовать на уроке ИЗО современные методы и технологии обучения и диагностики
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методикой обучения школьников композиции в рамках реализации образовательных программ по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
3.3.2
иметь опыт изучения методики преподавания композиции в работе с учащимися школ, с использованием современных методов обучения и диагностики, а также целенаправленной воспитательной деятельности;
3.3.3
эффективными способами использования современных методов и технологий обучения и диагностики достижений обучающихся;
3.3.4
методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Раздел 1. Композиция как учебная дисциплина: предмет, цели, задачи и содержание учебного курса композиции.

Формальная композиция - основа изучения закономерностей создания реалистической картины.

 
1.1
Композиция как учебный предмет (способ формообразования и художественного мышления). Композиция в искусстве как художественно-образная целостность, композиция в изобразительном искусстве.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5 Э9 Э18 Э19

2
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
1.2
Понятия композиции: картинная плоскость, компоновка, структура и конструкция.Композиционные упражнения /Пр/
Л2.2

4
ПК-1.1
1
0
 
1.3
Понятия композиции: картинная плоскость, компоновка, структура и конструкция /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э9 Э18 Э19

8
ПК-1.1 ПК-1.2
1
0
 
1.4
Виды, типы и законы композиции.   /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5 Э18 Э19

2
ПК-1.1
1
0
 
1.5
Законы композиции: целостности, новизны, контраста, формата, художественной убедительности (жизненности).Композиционные упражнения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э11 Э18 Э19

4
ПК-1.1
1
0
 
1.6
Виды композиции формальная, сюжетно-тематическая, декоративная, неформальная, их задачи и особенности. Законы композиции: целостности, новизны, контраста, формата, художественной убедительности (жизненности). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э6 Э13 Э18 Э19

8
ПК-1.1
1
0
 
1.7
Композиционная целостность. Идея как основа композиции  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э7 Э18 Э19

1
ПК-1.1
1
0
 
1.8
Изучение основ формальной композиции: принципы, приемы, средства. Группировка как основной принцип соединения элементов формальной и сюжетной композиции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э2 Э18 Э19

4
ПК-1.1
1
0
 
1.9
Композиционный центр. Акценты. Контрасты в композиции.Фрагментарная композиция. Монтажная композиция. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5 Э18 Э19

2
ПК-1.1
1
0
 
1.10
Основы формальной композиции: принципы, приемы, средства. Группировка как основной принцип соединения элементов формальной и сюжетной композиции.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5 Э18 Э19

10
ПК-1.1
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.11
Композиционный центр. Акценты. Контрасты в композиции.Композиционные упражнения на композиционное равновесие( симметрия-асимметрия). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э6 Э18 Э19

4
ПК-1.1 ПК-3.1
1
0
 
1.12
Композиционный центр. Акценты. Контрасты в композиции. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5 Э18 Э19

8
ПК-1.1
1
0
 
1.13
Композиционное равновесие: симметрия-асимметрия.Ритм в композиции. Движение в композиции (статика и динамика в композиции). Примеры проведения уроков ИЗО с заданиями на композиционное равновесие. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э6 Э18 Э19

2
ПК-1.1
1
0
 
1.14
Композиционное равновесие: симметрия-асимметрия(эскизирование, наброски, модерирование).  /Ср/
Л2.2

8
ПК-1.1
1
0
 
1.15
Композиционный анализ: принципы, методы, примеры. Снятие изобразительности. /Пр/
Л2.2

2
ПК-1.1
1
0
 
1.16
Выполнение заданий на композиционный анализ произведений: принципы, методы, примеры. Снятие изобразительности. /Ср/
Л2.2

3
ПК-1.1
1
0
 
1.17
/Зачёт/
Л2.2

0
ПК-1.1
1
0
 
1.18
Композиционные приемы в изобразительном, декоративном и конструктивном искусствах.  /Лек/
Л2.2

2
ПК-1.1
2
0
 
1.19
Ритм в композиции. Движение в композиции (статика и динамика в композиции).Фрагментарная композиция.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э7 Э18 Э19

6
ПК-1.1
2
0
 
1.20
Композиционное правило ритма в упражнениях. Тональный ритм, цветовой ритм, ритм форм и линий. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э5 Э8 Э18 Э19

6
ПК-1.1
2
0
 
1.21
Методы и приемы создания композиции в произведениях визуально-пространственных искусств. /Лек/
Л2.2

2
2
0
 
1.22
Составление КИМов для проверки базовых композиционных умений школьников (5-7 классов). /Пр/
Л2.2

4
2
0
 
1.23
Разработка проверочных заданий по ИЗО с проверкой базовых композиционных умений школьников. /Лек/
Л2.2

2
2
0
 
1.24
Фрагментарная композиция работах художников и детском рисунке. Част-целое; главное-второстепенное в композиции. /Пр/
Л2.2

4
2
0
 
1.25
Фрагментарная композиция.  Использование принципов композиции в образовательно-воспитательном процессе на уроке. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э7 Э18 Э19

6
ПК-1.1 ПК-1.3
2
0
 
1.26
Неформальная композиция. Метафора, аллегория как язык композиции. /Лек/
Л2.2

2
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.27
Разработка аллегорических композиций на темы науки, природных явлений, человеческих черт. /Пр/
Л2.2

8
2
0
 
1.28
Анализ аллегорических композиций в истории изобразительного искусства. Выполнение заданий на темы науки, природных явлений, человеческих черт. /Ср/
Л2.2

6
2
0
 
1.29
Серия формальных упражнений в различных техниках (тушь, гуашь, аппликация) направленных на изучение плоскостной композиции (Альбом по освоению основ формальной композиции, формат А4). Итоговое учебно-творческое задание (формат А3). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э3 Э18 Э19

12
ПК-1.1 ПК-3.1
2
0
 
1.30
Разработка серии формальных упражнений в различных техниках (тушь, гуашь, аппликация) направленных на изучение плоскостной композиции (Альбом по освоению основ формальной композиции, формат А4). Итоговое учебно-творческое задание (формат А3). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э6 Э18 Э19

12
ПК-1.1 ПК-2.1 ПК-2.2
2
0
 
1.31
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э18 Э19

0
ПК-1.1 ПК-1.2
2
0
 
 
Раздел 2. Сюжетно-тематическая композиция натюрморта. 

 
2.1
История натюрморта. Виды натюрморта. Форматы натюрморта. Натюрморт в системе станковой картины (натюрморт-интерьер, натюрморт-портрет, натюрморт-пейзаж). Выполнение реферата по общим темам «История натюрморта», «Мастера зарубежного и отечественного натюрморта». /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
2.2
История натюрморта. Виды натюрморта. Форматы натюрморта. Натюрморт в системе станковой картины (натюрморт-интерьер, натюрморт-портрет, натюрморт-пейзаж). Выполнение реферата по общим темам «История натюрморта», «Мастера зарубежного и отечественного натюрморта». /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
2.3
История натюрморта. Виды натюрморта. Форматы натюрморта. Натюрморт в системе станковой картины (натюрморт-интерьер, натюрморт-портрет, натюрморт-пейзаж). Выполнение реферата по общим темам «История натюрморта», «Мастера зарубежного и отечественного натюрморта». /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э13 Э18 Э19

4
ПК-1.1
3
0
 
2.4
Идея, замысел, сюжет в разработке композиции натюрморта. Натюрморт учебный, учебно-творческий и творческий (цели, задачи, особенности). Фон в натюрморте.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.5
Идея, замысел, сюжет в разработке композиции натюрморта. Натюрморт учебный, учебно-творческий и творческий (цели, задачи, особенности). Фон в натюрморте.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э18 Э19

4
ПК-1.1
3
0
 
2.6
Идея, замысел, сюжет в разработке композиции натюрморта. Натюрморт учебный, учебно-творческий и творческий (цели, задачи, особенности). Фон в натюрморте.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э10 Э17 Э18 Э19

4
ПК-1.1
3
0
 
2.7
Точка зрения в натюрморте (ракурс). Основные композиционно-компоновочные формы для натюрморта – треугольник, круг, квадрат.Композиционный анализ натюрморта. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э6 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
2.8
Точка зрения в натюрморте (ракурс). Основные композиционно-компоновочные формы для натюрморта – треугольник, круг, квадрат. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э18 Э19

6
ПК-1.1
3
0
 
2.9
Точка зрения в натюрморте (ракурс). Основные композиционно-компоновочные формы для натюрморта – треугольник, круг, квадрат. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э6 Э18 Э19

6
ПК-1.1
3
0
 
2.10
Композиционный анализ натюрморта. Общие и специфические принципы выполнения композиции натюрморта: ритм, метр, сюжетно-композиционный центр и способы его выражения (главное и второстепенное), пропорции, симметрия-асимметрия (равновесие). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э6 Э18 Э19

8
ПК-1.1
3
0
 
2.11
Композиционный анализ натюрморта. Общие и специфические принципы выполнения композиции натюрморта: ритм, метр, сюжетно-композиционный центр и способы его выражения (главное и второстепенное), пропорции, симметрия-асимметрия (равновесие). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э18 Э19

6
ПК-1.1
3
0
 
2.12
Изобразительно-выразительные средства композиции натюрморта (тон, светотень, перспектива). Натюрморт в живописи и в графике. Тональная и цветовая выразительность при выполнении натюрморта.Задачи выполнения практического задания по композиции несложного натюрморта по темам.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э5 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
2.13
Изобразительно-выразительные средства композиции натюрморта (тон, светотень, перспектива). Натюрморт в живописи и в графике. Тональная и цветовая выразительность при выполнении натюрморта. Особенности композиции стилизованного и декоративного натюрморта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э11 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
2.14
Изобразительно-выразительные средства композиции натюрморта (тон, светотень, перспектива). Натюрморт в живописи и в графике. Тональная и цветовая выразительность при выполнении натюрморта. Особенности композиции стилизованного и декоративного натюрморта /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э18 Э19

6
ПК-1.1
3
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.15
Задачи выполнения практического задания по композиции несложного натюрморта по темам: "Завтрак", "Ужин", "Обед", "Овощи, фрукты", "Посуда и домашняя утварь", "Дары природы" и пр. Разработка сюжета тематического натюрморта, раскрывающего бытовое окружение, занятие или профессию человека (наброски, эскизы, зарисовки). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э8 Э18 Э19

4
ПК-1.1
3
0
 
2.16
Практическое исполнение задания по композиции несложного натюрморта по темам: "Завтрак", "Ужин", "Обед", "Овощи, фрукты", "Посуда и домашняя утварь", "Дары природы" и пр. Разработка сюжета тематического натюрморта(наброски, эскизы, зарисовки). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э18 Э19

4
ПК-1.1
3
0
 
2.17
Методика выполнения композиции натюрморта в интерьере, выполнение работы по темам: «Атрибуты искусства», «Атрибуты спорта», «Времена года», «Инструменты рабочей профессии».

Серия учебно-творческих работ, формат: 30х40; 40х50 см.

Материал: акварель, гуашь.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э7 Э12 Э18 Э19

6
ПК-1.1
3
0
 
2.18
Этапы разработки композиции натюрморта в интерьере по темам: «Атрибуты искусства», «Атрибуты спорта», «Времена года», «Инструменты рабочей профессии», формат: 30х40; 40х50 см.

Материал: акварель, гуашь.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э12 Э18 Э19

2
ПК-1.1
3
0
 
 
Раздел 3. Сюжетно-тематическая композиция пейзажа. 

 
3.1
Жанр пейзажа в европейском изобразительном искусстве (краткий исторический обзор). Великие пейзажисты прошлого и современности. Искусство реалистического пейзажа в Татарстане.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э10 Э18 Э19

2
ПК-1.1
4
0
 
3.2
Тематическое разнообразие и сюжетное начало в пейзаже. Особенности композиции европейского пейзажа. Пейзаж в структуре станковой картины. Разработка замысла пейзажа.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э18 Э19

4
ПК-1.1
4
0
 
3.3
Композиционный разбор пейзажей различных авторов.Поиск темы пейзажа: эскизы, зарисовки,этюды. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э13 Э18 Э19

5
ПК-1.1
4
0
 
3.4
Среда в пейзаже (пространство, освещение). Виды пейзажей: сельский, городской, индустриальный, садово-парковый, морской, архитектурный. Выбор формата в разработке композиции пейзажа.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э10 Э18 Э19

2
ПК-1.1
4
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.5
Виды пейзажей: сельский, городской, индустриальный, садово-парковый, морской, архитектурный и пр. Выбор формата в разработке композиции пейзажа. Композиционные особенности выполнения живописного и графического пейзажа. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э10 Э18 Э19

6
ПК-1.1
4
0
 
3.6
Сыбор формата в разработке композиции пейзажа (городского, сельского). Композиционные особенности выполнения живописного и графического пейзажа. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э18 Э19

8
ПК-1.1
4
0
 
3.7
Особенности композиции пейзажа (композиционный центр, плановость). Композиционный анализ пейзажа. Особенности изучения пейзажа на уроках в школе (5-7 класс). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э18 Э19

3
ПК-1.1
4
0
 
3.8
Композиционно-графические задания: настроение в пейзаже (зарисовка пейзажного мотива различными графическими средствами). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э18 Э19

4
ПК-1.1
4
0
 
3.9
Композиционно-графические задания: настроение в пейзаже (зарисовка пейзажного мотива различными графическими средствами). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э18 Э19

12
ПК-1.1
4
0
 
3.10
Выбор формата в разработке композиции пейзажа. Композиционный анализ пейзажей художников различных эпох, школ, направлений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э11 Э18 Э19

6
ПК-1.1
4
0
 
3.11
Композиционный анализ пейзажей художников различных эпох, школ, направлений (выполнение схемы). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э11 Э18 Э19

12
ПК-1.1
4
0
 
3.12
Творческие задачи в создании пейзажа-настроения (время суток). Средства выразительности в композиции пейзажа (светотень).Поиски А3 (тушь, гуашь, масло).   /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э6 Э18 Э19

6
ПК-1.1
4
0
 
3.13
Геометрия пространственных построений в пейзаже (виды перспективы). Выполнение композиционных поисков А4, А; графические материалы. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э18 Э19

16
ПК-1.1
4
0
 
3.14
Сюжетно-композиционные поиски, разработка тонального и цветового решения пейзажа. Роль этюда в разработке колорита пейзажа. Формат А3 (тушь, сухой материал, акварель, гуашь, масло). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э18 Э19

8
ПК-1.1
4
0
 
3.15
Сюжетно-композиционные поиски, разработка тонального и цветового решения пейзажа. Роль натурного этюда в разработке колорита пейзажа. Формат А3 (тушь, сухой материал, акварель, гуашь, масло). /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э18 Э19

20
ПК-1.1
4
0
 
3.16
Разработка пейзажа по темам «Городской и сельский пейзаж» в живописной или графической технике (формат А3, Ф2 (40х50; 50х60 см.). Методика выполнения пейзажа (Зарисовки, этюды, картон, итоговая работа). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э18 Э19

10
ПК-1.1
4
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.17
Разработка творческого пейзажа по теме «Городской и сельский пейзаж» в живописной или графической технике (формат А3, Ф2 (40х50; 50х60 см.) в соответствии с методикой выполнения пейзажа. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э18 Э19

20
ПК-1.1
4
0
 
3.18
/ЗачётСОц/
Л2.2

0
4
0
 
 
Раздел 4. Сюжетно-тематическая композиция портрета и однофигурной картины.

 
4.1
Искусство портрета в европейском изобразительном искусстве. Жанровое разнообразие и сюжетное начало в портрете (парадный, психологический, детский и т.д.). Однофигурная, парная, многофигурная композиция портрета. Композиция шаржа. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э16 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.2
Искусство портрета в европейском изобразительном искусстве. Жанровое разнообразие и сюжетное начало в портрете (парадный, психологический, детский и т.д.).  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э15 Э18 Э19

4
ПК-1.1
5
0
 
4.3
Однофигурная, парная, многофигурная композиция портрета. Эскизная разработка видов портрета на заданный сюжет. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э16 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.4
Среда в портрете (фигура – фон). Виды портретов: погрудный, поясной, поколенный, ростовой. Эскизная разработка портрета современника. (тон, цвет). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э12 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.5
Выбор формата в разработке композиции портрета. Композиционные особенности выполнения графического и живописного портрета. Портрет-образ (графические упражнения). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э11 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.6
Освоение методики выполнения портрета (замысел, эскиз, этюд, картон, итоговая работа). Формат А2 (гуашь, масло).   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э11 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.7
Разработка учебно-творческого портрета по теме «Мой современник» в живописной или графической технике (формат 40х50; 50х60 см.). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э16 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.8
Композиция шаржа (гротеск в портрете). Способы образной стилизации в шарже. Выполнение дружеского шаржа в графической технике. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э14 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
4.9
Композиционный анализ портретов художников различных эпох, школ, направлений (выполнение схемы). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э6 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 5. Основы сюжетно-тематической многофигурной композиции.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
5.1
Понятие «тематическая станковая живопись» (композиция) в истории изобразительного искусства.  Жанры сюжетно-тематической картины (исторический, батальный, бытовой). Метод разработки реалистической сюжетно-тематической (многофигурной) композиции в творчестве выдающихся мастеров (художественно-творческий метод). Особенности создания композиционного и смыслового центра. Плановость в сюжетной композиции. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
5.2
Композиционный анализ портретов, многофигурных композиций художников-мастеров.Изучение методики выполнения  портрета (автопортрета). Наблюдения и зарисовки портретов (А4, А3 формат - 10 штук) в различных живописно-графических техниках. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э5 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
5.3
Метод разработки реалистической сюжетно-тематической (многофигурной) композиции в творчестве выдающихся мастеров. Особенности создания композиционного и смыслового центра портрета. Плановость в сюжетной композиции (портрете). /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э8 Э18 Э19

2
ПК-1.1
5
0
 
5.4
Идея и замысел в сюжетной композиции.  Значение этюда в подготовке многофигурной композиции. Особенности организации урока ИЗО по изучению портрета и многофигурной композиции. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э12 Э18 Э19

2
ПК-1.1 ПК-3.1
5
0
 
5.5
Идея и замысел в сюжетной композиции. Примерные темы: «Спорт», «Студенчество», «Люди в профессии», «Семья» и «Путешествие» и т. д. Этюды к многофигурной композиции (.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э18 Э19

4
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
5.6
Тональный и цветовой разбор сюжетной композиции. Этапы сюжетного решения: эскиз, зарисовка, набросок, этюд. Подготовка картона. Цветовой этюд картины.Выполнение картона (формат 50х60; 60х70 см) и цветового варианта сюжетной композиции. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э7 Э18 Э19

4
ПК-1.1 ПК-1.2
5
0
 
5.7
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.2

Э17 Э18 Э19

36
ПК-1.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену (5 семестр)

1.Определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве. Теоретические основы композиции.

2.Законы композиционного построения в практике художников.

3.Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.

4.Раскрыть понятие «образности» в композиции

5.Формат и структурная организация картинной плоскости.

6.Организация композиционного центра.

7.Закон равновесия в композиции.

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
8.Симметрия и асимметрия в композиции.

9.Статика и динамика в композиции.

10.Способы членения плоскости композиции.

11.Использование приема «оверлеппинг» в композиции.

12.Закон контрастов и аналогий в композиции.

13.Средства гармонизации композиции.

14.Ритм как средство гармонизации композиции.

15.Пропорции как средство гармонизации композиции.

16.«Золотое сечение» как система пропорционирования в изобразительном искусстве.

17.«Модулор» как система определения пропорций в изобразительном искусстве.

18.Масштаб как средство гармонизации композиции.

19.Применение модуля для масштабного согласования композиции.

20.Роль стаффажа для определения масштаба композиции.

21.Художественно-образный язык композиции. Средства выражения художественного образа.

22.Фактура как средство выражения художественного образа.

23.Передача фактуры средствами графики.

24.Возможности фактур в передаче образного содержания композиции.

25.Типы колорита в композиции.

26.Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.

27.Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.

28.Выбор цвета в композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.

29.Контрасты цвета в композиции.

30.Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.

31.Виды композиций.

32.Композиция станковой картины.

33.Приемы передачи пространства в станковой композиции.

34.Построение пространства по законам перспективы.

35.Анализ композиции академических произведений живописи и графики.

36.Композиция натюрморта.

37.Методика работы над композицией натюрморта. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции натюрморта.

38.Композиция интерьера.

39.Методика работы над композицией интерьера. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции интерьера.

40.Композиция пейзажа.

41.Методика работы над композицией пейзажа. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции пейзажа.

42.Композиция портрета.

43.Методика работы над композицией портрета. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции портрета.

44.Композиция сюжетно-тематической картины.

45.Методика работы над композицией сюжетно-тематической картины. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении сюжетно-тематической композиции.

46.Правила построения многофигурной композиции.

47.Вклад Л. да Винчи, Дж. Вазари, Л. Альберти в теорию композиции.

48.Теоретические взгляды на теорию и практику композиции Н. Пуссена, Э. Делакруа, Д. Констебла.

49.Теоретическое развитие практики композиции в живописи А. Матисса, П. Пикассо, П. Сезанна.

50.Вклад в теорию композиции отечественных художников-исследователей: В. Фаворский, К. Юон, А. Дейнека, Е. Кибрик, Н. Волков.

Контрольные задания

По теме «Введение в композицию»

Контрольное задание №1

Составить КИМы для проверки базовых композиционных умений школьников (5-7 классов).

Контрольное задание № 2

Составление условно-пространственных композиций по принципу «часть-целое», «главное-второстепенное».

По теме «Композиция натюрморта»

Контрольное задание №1

Составление плоскостных статичных и динамичных композиций натюрморта (А4).

По теме «Композиция пейзажа»

Контрольное задание №1.

Композиционный разбор пейзажей различных авторов (по выбору).

Контрольное задание №2.

1.Выполнить серию графических зарисовок в различных видах жанра «пейзаж». Формат А4.

2.Разработать графическую серию: «Пейзаж»  (3 варианта печати, линогравюра).

3.Разработать варианты декоративно-графической композиции «Городской пейзаж». Формат А3.

4.Выполнить монохромное решение композиции «Сельский дворик» (карандаш, тушь, уголь). Формат А3.

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль:

Темы эссе

1.Провести анализ взглядов Л. Альберти на композиционную деятельность живописца (сочинение «Три книги о живописи»).

2.Дать характеристику взглядов Л. Да Винчи о работе над исторической картиной (сочинение «Трактат о живописи»).

3.Провести обзор мнений Д. Вазари о становлении мастерства художника (сочинение «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих»).

4.Провести анализ высказываний Н. Пуссена о работе над сюжетной композицией.

5.Проанализировать опыт Д. Рейнольдса о развитии замысла в картине. (сочинение «Речь на открытии Королевской Академии искусств»).

6.Э. Делакруа как художник-мыслитель (сочинение «Дневники»).

7.Д. Констебль о композиции пейзажа (сочинение «Письма»).

8.Новаторские подходы к цветовому решению композиции в теоретическом наследии А. Матисса (сочинение «Заметки живописца»).

9.К. Юон о картинной форме в композиции (сочинение «О живописи»).

10.Г. Савицкий о композиции пейзажа (сочинение «О картине»).

11.Теоретическое наследие В. Фаворского в композиции – обзор основных взглядов (сочинение «О композиции»).

12.А. Дейнека о связи рисунка и композиции в подготовке картины (сочинение «Учитесь рисовать»).

13.Проанализируйте взгляды Е. Кибрика о законах в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).

14.Размышления Е. Кибрика о художественном образе в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).

15.Н. Волков – педагог-художник о понятии «композиция» (сочинение «Композиция в живописи»).

16.Характеристика методики разработки сюжетной композиции Е. Шорохова (сочинение «Композиция»).

17.О.Л. Голубева о средствах построения композиции (сочинение О.Голубева «Основы композиции»).

18.О.Л. Голубева о пропорциях в построении композиции (сочинение О. Голубева «Основы композиции»)

19.А.С. Котляров о художественных методах и системах построения композиции (сочинение «Композиция изображения»).

20.Дубровин В.М. о натурных зарисовках и композиционной разработке произведения (сочинение «Основы изобразительного искусства»)

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бадян, В.Е.
Основы композиции: учебное пособие для вузов: / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. - Москва: Академический Проект, 2017. - 225 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/60032.html.
Москва: Академический Проект, 2017
 
Л1.2
Бесчастнов, Н.П.
Основы композиции (история, теория и современная практика): монография: / Н. П. Бесчастнов. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 222 c. — ISBN 978-5-4487- 0277-8. — Текст:электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/76538.htm 
Саратов : Вузовское образование, 2018
 
Л1.3
Воронова, И. В.  
Воронова, И. В.  Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11106-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495498 (дата обращения: 02.05.2022).:  учебное пособие для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Барциц, Р.Ч. 
Графическая композиция в системе высшего художественного образования. Вопросы теории и практики: учебное пособие : / Р. Ч. Барциц. — Москва: Издательство Московский педагогический государственный университет, 2017. — 200 c. — ISBN 978-5-4263-0355-3. - Текст: электронный //ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL : http://www.iprbookshop.ru/79060.html.
Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017
 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Дубровин, В. М.
Основы изобразительного искусства. Композиция : учебное пособие для вузов / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11429-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495786 (дата обращения: 03.05.2022).: учебное пособие для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Погосская, Ю. В. 
Композиция. учебно-методическое пособие: / Ю. В. Погосская. —— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. — 35 c. — 2227-8397. Текст: электронный // ЭБС «IPRbooks» [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/77569.html.
Набережные Челны:Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
Л3.2
Беляева, О. А. 
Композиция : практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Кемерово : Изд-во КемГИК. — 59 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (Изд-во КемГИК). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495911 (дата обращения: 02.05.2022).: практическое пособие для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сущность творчества: [сайт]  URL: http://www.coposic.ru/suschnost-tvorchestva(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э2
Средства композиции: [сайт] URL: http://www.coposic.ru/sredstva-kompozitsii/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э3
Станковая картина (обзор): [сайт] URL: http://www.coposic.ru/stankovaya-kartina/Portret-kartina/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э4
Композиция натюрморта: [сайт]  URL: http://www.coposic.ru/stankovaya-kartina/natyurmort/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э5
Основные законы композиции: [сайт]  URL:http://www.coposic.ru/osnovnye-zakony/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э6
Конструкция и композиция: [сайт]  URL:http://m.slovari.yandex.ua/article.xml?book(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э7
Приёмы композиции: [сайт]  URL:http://www.coposic.ru/priyomy-kompozitsii/ (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э8
Правила композиции: [сайт]  URL:http://www.coposic.ru/pravila/.(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э9
Определение композиции и ее свойства: [сайт]  URL:http://www.kodiz.ru/abcompos/compozbs.html(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э10
Художественный образ: [сайт] URL: http://www.coposic.ru/hudozhestvennyy-obraz/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э11
К проблеме формата в изобразительном искусстве: [сайт]  URL: http://apelipenko.ru/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э12
Композиция в интерьере: [сайт] URL:http://www.coposic.ru/stankovaya-kartina/interer/(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э13
Композиция в различных направлениях искусства: [сайт] URL:http://www.coposic.ru/kompoziciya-napravlenie(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э14
Мастер-класс "Шарж": [сайт]  URL:https://infourok.ru/masterklass-sharzh-klass-468643.html
 
Э15
Портрет в русской живописи: [сайт]   URL:http://studbooks.net/570274/kulturologiya/portret_russkoy_zhivopisi(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э16
Портрет: [сайт]   URL:http://shedevrs.ru/materiali/280-portret.html. (дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э17
Основы композиции: [сайт]  URL:https://doc4web.ru/izo/osnovi-kompozicii-animalisticheskiy-zhanr.html(дата обращения 25.08.2018). – Текст: электронный
 
Э18
Электронный каталог НГПУ - URL:http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э19
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL:https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
стр. 16
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины начинается с ознакомления обучающегося с содержанием рабочей программы дисциплины (РПД).РПД в электронном и бумажном видах представлена в библиотеке вуза.Рекомендуем обратить особое внимание на ожидаемые результаты,   приведенные в перечне знаний и умений, которые студент  должен приобрести в ходе изучения данного предмета, на содержание вопросов к  текущему контролю знаний.

    Методические указания к  лекциям.

В семестрах читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Лекции по дисциплине "Композиция" сопровождаются иллюстративным рядом или презентацией по изучаемой теме. Обучающиеся конспектируют только наиболее важную, опроную информацию: определания, характеристики художественного процесса, зарисовывают композиции иллюстраций. Допускается фотографирование. Конспекты лекций необходимо структурировать, вести их регулярно, записи вести аккуратно, использовать систему сокращений слов и терминов.

На полях страницы студент может помечать проблемные для понимания вопросы.Затем самостоятельно их разбирать по рекомендуемой литературе, либо с помощью преподавателя на следующей лекции или лаботаторных занятиях.

Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Работа с учебной литературой  - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта.  Проработка лекционного материала и основных терминов   поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение   понятий из лекций и словаря терминов,   как правило,   проверяется  в  ходе текущего контроля и  на зачете/экзамене.   

    Методические рекомендации по изучению литературы:

1)цель написания конспекта по дисциплине -  формирование информационной компетентности - поиск, отбор, анализ   учебного материала. Эти метапредметные умения  являются обязательными  для любого специалиста с высшим образованием, вне   зависимости  от выбранного направления подготовки;

2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть  направлено не на копирование-переписывание текста из источников, а на смысловое чтение  и   краткое изложение  своими словами содержания ответа.   Копирование и заучивание неосмысленного текста   не имеет познавательной и практической ценности;

3)при работе над конспектом возможно появление  вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе  семинаров или в индивидуальном порядке;

4)при работе над терминами необходимо    уточнение  значений по словарям, энциклопедиям.

  Методические указания к практическим занятиям.

Курс дисциплины "Композиция" включает теоретическую и практическую части. Цели практической части курса композиции: привить студентам навыки ведения творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней 

 
стр. 17
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы композиции требует постоянного изучения действительности посредством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями. Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы - аудиторную и домашнюю.

      Аудиторные практические занятия отводятся в основном:

упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий). Проводится письменный и изобразительный анализ композиционной структуры произведений классического искусства  как самим преподавателем (для образца), так и студентами в рамках выполнения задания.

Беседы в процессе теоретического разбора композиционных проблем произведения служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.

Выработка практических навыков в работе над композицией состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:

- вынашивание идеи (замысла), разработка темы, сюжета (сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета) по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз);

- поиск формального (схематического), пластического, цветового и колористического решения (эскиз, этюд);

- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции (изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза. В качестве вспомогательного средства освоения композиции студентами проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.

- выполнение итоговой работы в определенном замыслом и сюжетом формате в соответствующей художественной технике (живопись, графика, ДПИ).

   

     Методические указания к самостоятельной работе обучающихся.

Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов  в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.

По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

   Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

    Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным  занятиям; выполнение контрольных работ; творческих заданий.

Виды самостоятельной работы следующие:

1.самостоятельное изучение отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса композиции;

2.дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса;

3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;

4.подготовка и представление докладов по отдельным вопросам (по требованию преподавателя).

5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;

6.подготовка к зачету и экзамену, включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.

Обучающиеся  факультетов искусств и дизайна имеют зачастую затруднения в овладении необходимым уровнем изобразительного мастерства. Во время самостоятельной работы студенту необходимо уделять время для композиционно-графических упражнений в различных техниках (фломастер, карандаш, тушь-кисть, аппликация).

 
стр. 18
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Так в первом семестре (ОДО) особое внимание студентам следует уделить овладению основами композиции : в упражнениях разобрать ее принципы, приемы, средства. Самостоятельно выполнить различные варианты (20-30) группировки (на основе простых геометрических фигур) как основного принципа соединения элементов формальной и сюжетной (фигуративной) композиции. Студентом должна быть выполнена серия формальных упражнений (25 – 30 листов) в различных техниках (тушь, гуашь, аппликация) направленных на изучение плоскостной, ритмично-целостной, а также пространственной композиции, с элементами композиционного сопряжения. Формат А4.

В третьем семестре для самостоятельного изучения необходимо уделить внимание изобразительно-выразительные средства композиции натюрморта (тон, светотень, перспектива).

Обучающийся  должен разобрать особенности различных композиционных и жанровых возможностей натюрморт в живописи и в графике (на примере творчества мастеров Фаворского, Павлинова, Гончарова, Хруцкого, Моне, Сарьяна и др.). В композиционных разработках учебных натюрмортов уделить внимание сюжетной связи предметного мира натюрморта. В композиционных разработках провести масштабирование эскиза, определить формат работы. В предварительной эскизной и этюдной работе разобрать тональную и цветовую выразительность натюрморта (выполнить зарисовки натюрмортов в интерьере, в пейзаже и т. д.).

В учебных заданиях разобрать особенности композиции стилизованного и декоративного натюрморта по примерным темам («Восточный базар», «Цветы и фрукты», «Атрибуты искусства», «Игрушки» и т.д.).

На основе опыта упражнений последовательно выполнить разработку композиции несложного натюрморта по темам: «Завтрак», «Ужин», «Обед», «Овощи, фрукты», «Посуда и домашняя утварь», «Дары природы»   и т.п. Разработка сюжета тематического натюрморта, раскрывающего бытовое окружение, занятие или профессию человека (наброски, эскизы, зарисовки, этюды, картон, итоговая композиция в материале).

В качестве самостоятельной подготовки итоговой работы по курсу «Композиция натюрморта» предлагается провести композиционное исследование по выполнению натюрморта в интерьере по темам: «Атрибуты искусства», «Атрибуты спорта», «Весенний натюрморт», «Инструменты рабочей профессии». В качестве предварительного этапа необходимо повторить перспективное построение интерьера. Самостоятельно выполнить работу по шагам: разработка компоновки, тонального и колористического решения тематической композиции. Учебно-творческая работа, формат:30х40; 40х50 см., техника исполнения по выбору: акварель, гуашь, масло.

В четвертом семестре изучается композиция пейзажа. Качественному овладению материалом способствует успешное прохождение пленэра, в подготовке учебной композиции студент может использовать зарисовки, фото и другие впечатления от пленэра. Как и в предыдущих семестрах, в данном разделе значительное место уделено подготовительной работе – созданию набросков, композиционных впечатлений от объектов природы.

Обучающемуся рекомендуется познакомиться с примерами творчества мастеров-пейзажистов.

В пятом семестре студенты приступают к изучению жанра портрета.  В самостоятельной работе следует уделить внимание накоплению впечатлений (наброски, зарисовки) для выполнения композиции портрета. Познакомиться с историей портрета в европейском изобразительном искусстве (на примере творчества мастеров). Исследовать жанровое разнообразие и сюжетное начало в портрете (парадный, психологический, детский и т.д.). В композиционном анализе выделить типы композиции портрета: однофигурная, парная, многофигурная.

В изучении работ известных отечественных и зарубежных портретистов уделить внимание решению среды в портрете (фигура – фон). Виды портретов: погрудный, поясной, поколенный, ростовой. Выбор формата в разработке композиции портрета. Разобрать композиционные особенности выполнения графического и живописного портрета. Выполнить поэтапное решение композиции учебного портрета и определить творческие задачи в создании портрета-образа (пластические, формальные, цветовые). Разобрать понятие выразительность в композиции портрета (художественное решение индивидуального облика и психологического состояния портретируемого: поза, ракурс, детали). На примере творчества художников-портретистов разобрать понятия типичность, обобщение и детализация в портрете.

Выполнить портретные зарисовки и наброски. На основе собранного графического и живописного материала приступить к разработке творческого портрета по теме «Мой современник» в живописной технике (холст, масло; формат 40х50; 50х60 см.). Провести самостоятельное, методически верное ведение предварительной эскизной, этюдной и итоговой части работы.

Подготовиться к созданию композиции шаржа (разобрать понятие «гротеск» в портрете). Выполнение дружеского шаржа в графической технике. Поиск образа и темы шаржа. Для уяснения композиционных правил в портрете выполнить композиционный анализ портретов художников различных эпох, школ, направлений (выполнение композиционных схем 5-10 вариантов).

В рамках самостоятельной работы студенту следует уделить внимание разбору многофигурной композиции и процессу создания станковой картины. На основе вводных объяснений и материалов учебных пособий уяснить понятие «тематическая станковая живопись» (композиция) в истории изобразительного искусства. На примерах мирового искусства разобрать понятие «идейно-тематическая основа произведения». Ознакомиться с творчеством художников, обращавшимся к ведущим жанрам сюжетно-тематической картины (исторический, батальный, бытовой). Провести самостоятельный композиционный анализ произведений (Веронезе, Веласкес, Рембрандт, Суриков, Репин и др.).

В собственной поисковой композиционной работе проследить метод разработки реалистической сюжетно-тематической (многофигурной) «натурные впечатления – замысел – композиция». Проследить способы создания композиции в творчестве выдающихся мастеров (художественно-творческий метод). Особенности построения композиционного и смыслового центра в сложном станковом произведении.

В поисковой (эскизной) работе освоить принципы построения многофигурной сюжетной композиции: целостность, неделимость, целесообразность, жизненность и оптимальность. Идея и замысел в сюжетной композиции. Примерные темы: «Спорт», «Студенчество», «Люди в профессии», «Семья» и т.д. Значение этюда в подготовке многофигурной композиции очень существенно, написать этюды по выбранной теме.

Тональный и цветовой разбор сюжетной композиции. Этапы сюжетного решения: эскиз, зарисовка, набросок, этюд. Подготовка картона. Цветовой этюд картины.

В качестве практической части курса предполагается оформление альбома подготовительных работ (наброски, зарисовки, 

 
стр. 19
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
этюды, тональные и цветовые поиски в различных графических и живописных техниках). Выполнение картона (формат 50х60; 60х70 см).Обучающемуся необходимо освоить основные законы композиции на примере пейзажной картины. На примерах творческого наследия художников изучить основные виды пейзажа (городской, сельский). На основе вводных бесед с преподавателем в рамках лабораторных работ познакомиться с мировыми и отечественными направлениями в искусстве пейзаже.

Выполнить схемы композиции условного пейзажа, используя знания перспективы с разной точкой зрения (угол горизонта) наблюдателя (высокой, низкой). Зарисовать архитектурные объекты по правилам перспективы. Изучить другие виды и приемы и композиции, используемые при передаче пространства пейзажа (плановость /прием заслонения/, сферическая перспектива, ярусная перспектива).

На основе опыта упражнений приступить к разработке сюжета и выполнению первоначальных эскизов сельского или городского пейзажа (по выбору). Определить формат пейзажной композиции. Выполнить пейзаж со стаффажем (фигуры людей, транспорт, здания, постройки).

Изобразительное мастерство совершенствовать в постоянном выполнении этюдов и зарисовок отдельных элементов входящих в композицию сельского или городского пейзажа (в различных графических техниках).

Итогом практической части курса является выполнение эскиза (картона) межжанровой композиции «портрета-пейзажа», «портрета-натюрморта», «пейзажа-натюрморта», а также многофигурной (3-х фигурной) композиции (техника по выбору студента – формат А2).

Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

   

  Методические указания к промежуточной аттестации - к зачету (зачету с оценкой).

Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.

  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке к зачету с оценкой обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.

  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

В ходе сдачи зачета с оценкой по композиции учитывается не только качество ответа, но и текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проведение зачета по композиции включает теоретический и практический компонент. Проверка теоретического материала курса проводится в письменной форме (ответы на вопросы) или в форме теста. При подготовке к зачету с оценкой по композиции обучающийся должен тщательно подготовить практические задания - оформить их в портфолио согласно требованям.

   Методические указания к прохождению экзамена.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

Подготовку к экзамену  целесообразно начать с обзора литературы, повторения конспектов лекции. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и контрольные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается  ответах на вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложныхпроблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана. При ответе важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа на экзамене 

 
стр. 20
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При проведении экзамена по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Экзамен по композиции включает две процедуры: просмотр с коллегиальным оцениванием преподавателями кафедры учебных работ обучающихся за семестр, а также теоретическая проверка знаний - письменные (либо в форме теста), или устные ответы на контрольные вопросы курса. Студент должен своевременно в течение семестра выполнять практические задания, консультироваться об их качестве с преподавателем, исправлять ошибки. Графические работы по композиции оформляются в паспарту, итоговые живописные - в багет; поисковые работы (наброски, эскизы, зарисовки) также представляются в оформлении (портфолио). Теоретические вопросы обучающиеся изучают в течение семестра, по контрольным вопросам корректируют свои знания.

   Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.