(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Формальная композиция - основа изучения закономерностей создания реалистической картины.
Э5 Э9 Э18 Э19
Э9 Э18 Э19
Э5 Э18 Э19
Э11 Э18 Э19
Э6 Э13 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э2 Э18 Э19
Э5 Э18 Э19
Э5 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э5 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э5 Э8 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э18 Э19
Э4 Э18 Э19
Э4 Э18 Э19
Э13 Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э1 Э18 Э19
Э10 Э17 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э4 Э6 Э18 Э19
Э4 Э18 Э19
Э4 Э5 Э18 Э19
Э1 Э11 Э18 Э19
Э2 Э18 Э19
Э4 Э8 Э18 Э19
Э4 Э18 Э19
Серия учебно-творческих работ, формат: 30х40; 40х50 см.
Материал: акварель, гуашь.
/Пр/
Э4 Э7 Э12 Э18 Э19
Материал: акварель, гуашь.
/Ср/
Э12 Э18 Э19
Э3 Э10 Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э13 Э18 Э19
Э10 Э18 Э19
Э10 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э2 Э18 Э19
Э2 Э18 Э19
Э11 Э18 Э19
Э11 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э2 Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э16 Э18 Э19
Э15 Э18 Э19
Э16 Э18 Э19
Э12 Э18 Э19
Э11 Э18 Э19
Э11 Э18 Э19
Э16 Э18 Э19
Э14 Э18 Э19
Э6 Э18 Э19
Э3 Э18 Э19
Э5 Э18 Э19
Э8 Э18 Э19
Э12 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э7 Э18 Э19
Э17 Э18 Э19
Вопросы к экзамену (5 семестр)
1.Определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве. Теоретические основы композиции.
2.Законы композиционного построения в практике художников.
3.Закон целостности восприятия, единства и соподчинения в композиции.
4.Раскрыть понятие «образности» в композиции
5.Формат и структурная организация картинной плоскости.
6.Организация композиционного центра.
7.Закон равновесия в композиции.
9.Статика и динамика в композиции.
10.Способы членения плоскости композиции.
11.Использование приема «оверлеппинг» в композиции.
12.Закон контрастов и аналогий в композиции.
13.Средства гармонизации композиции.
14.Ритм как средство гармонизации композиции.
15.Пропорции как средство гармонизации композиции.
16.«Золотое сечение» как система пропорционирования в изобразительном искусстве.
17.«Модулор» как система определения пропорций в изобразительном искусстве.
18.Масштаб как средство гармонизации композиции.
19.Применение модуля для масштабного согласования композиции.
20.Роль стаффажа для определения масштаба композиции.
21.Художественно-образный язык композиции. Средства выражения художественного образа.
22.Фактура как средство выражения художественного образа.
23.Передача фактуры средствами графики.
24.Возможности фактур в передаче образного содержания композиции.
25.Типы колорита в композиции.
26.Цвет как средство выражения художественного образа. Воздействие цвета на человека.
27.Цветовое решение композиции с учетом оптических иллюзий.
28.Выбор цвета в композиции с учетом его психологического воздействия на зрителя.
29.Контрасты цвета в композиции.
30.Выражение художественного образа через форму, цвет, фактуру.
31.Виды композиций.
32.Композиция станковой картины.
33.Приемы передачи пространства в станковой композиции.
34.Построение пространства по законам перспективы.
35.Анализ композиции академических произведений живописи и графики.
36.Композиция натюрморта.
37.Методика работы над композицией натюрморта. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции натюрморта.
38.Композиция интерьера.
39.Методика работы над композицией интерьера. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции интерьера.
40.Композиция пейзажа.
41.Методика работы над композицией пейзажа. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции пейзажа.
42.Композиция портрета.
43.Методика работы над композицией портрета. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении композиции портрета.
44.Композиция сюжетно-тематической картины.
45.Методика работы над композицией сюжетно-тематической картины. Особенности организации учебной деятельности школьников 5-7 классов в изучении сюжетно-тематической композиции.
46.Правила построения многофигурной композиции.
47.Вклад Л. да Винчи, Дж. Вазари, Л. Альберти в теорию композиции.
48.Теоретические взгляды на теорию и практику композиции Н. Пуссена, Э. Делакруа, Д. Констебла.
49.Теоретическое развитие практики композиции в живописи А. Матисса, П. Пикассо, П. Сезанна.
50.Вклад в теорию композиции отечественных художников-исследователей: В. Фаворский, К. Юон, А. Дейнека, Е. Кибрик, Н. Волков.
Контрольные задания
По теме «Введение в композицию»
Контрольное задание №1
Составить КИМы для проверки базовых композиционных умений школьников (5-7 классов).
Контрольное задание № 2
Составление условно-пространственных композиций по принципу «часть-целое», «главное-второстепенное».
По теме «Композиция натюрморта»
Контрольное задание №1
Составление плоскостных статичных и динамичных композиций натюрморта (А4).
По теме «Композиция пейзажа»
Контрольное задание №1.
Композиционный разбор пейзажей различных авторов (по выбору).
Контрольное задание №2.
1.Выполнить серию графических зарисовок в различных видах жанра «пейзаж». Формат А4.
2.Разработать графическую серию: «Пейзаж» (3 варианта печати, линогравюра).
3.Разработать варианты декоративно-графической композиции «Городской пейзаж». Формат А3.
4.Выполнить монохромное решение композиции «Сельский дворик» (карандаш, тушь, уголь). Формат А3.
Темы эссе
1.Провести анализ взглядов Л. Альберти на композиционную деятельность живописца (сочинение «Три книги о живописи»).
2.Дать характеристику взглядов Л. Да Винчи о работе над исторической картиной (сочинение «Трактат о живописи»).
3.Провести обзор мнений Д. Вазари о становлении мастерства художника (сочинение «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих»).
4.Провести анализ высказываний Н. Пуссена о работе над сюжетной композицией.
5.Проанализировать опыт Д. Рейнольдса о развитии замысла в картине. (сочинение «Речь на открытии Королевской Академии искусств»).
6.Э. Делакруа как художник-мыслитель (сочинение «Дневники»).
7.Д. Констебль о композиции пейзажа (сочинение «Письма»).
8.Новаторские подходы к цветовому решению композиции в теоретическом наследии А. Матисса (сочинение «Заметки живописца»).
9.К. Юон о картинной форме в композиции (сочинение «О живописи»).
10.Г. Савицкий о композиции пейзажа (сочинение «О картине»).
11.Теоретическое наследие В. Фаворского в композиции – обзор основных взглядов (сочинение «О композиции»).
12.А. Дейнека о связи рисунка и композиции в подготовке картины (сочинение «Учитесь рисовать»).
13.Проанализируйте взгляды Е. Кибрика о законах в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).
14.Размышления Е. Кибрика о художественном образе в композиции (сочинение «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве»).
15.Н. Волков – педагог-художник о понятии «композиция» (сочинение «Композиция в живописи»).
16.Характеристика методики разработки сюжетной композиции Е. Шорохова (сочинение «Композиция»).
17.О.Л. Голубева о средствах построения композиции (сочинение О.Голубева «Основы композиции»).
18.О.Л. Голубева о пропорциях в построении композиции (сочинение О. Голубева «Основы композиции»)
19.А.С. Котляров о художественных методах и системах построения композиции (сочинение «Композиция изображения»).
20.Дубровин В.М. о натурных зарисовках и композиционной разработке произведения (сочинение «Основы изобразительного искусства»)
Методические указания к лекциям.
В семестрах читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.Лекции по дисциплине "Композиция" сопровождаются иллюстративным рядом или презентацией по изучаемой теме. Обучающиеся конспектируют только наиболее важную, опроную информацию: определания, характеристики художественного процесса, зарисовывают композиции иллюстраций. Допускается фотографирование. Конспекты лекций необходимо структурировать, вести их регулярно, записи вести аккуратно, использовать систему сокращений слов и терминов.
На полях страницы студент может помечать проблемные для понимания вопросы.Затем самостоятельно их разбирать по рекомендуемой литературе, либо с помощью преподавателя на следующей лекции или лаботаторных занятиях.
Рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Работа с учебной литературой - это, прежде всего,изучение новых понятий и определений из лекций, словаря терминов, написание краткого конспекта. Проработка лекционного материала и основных терминов поможет лучше понять и усвоить курс. Усвоение понятий из лекций и словаря терминов, как правило, проверяется в ходе текущего контроля и на зачете/экзамене.
Методические рекомендации по изучению литературы:
1)цель написания конспекта по дисциплине - формирование информационной компетентности - поиск, отбор, анализ учебного материала. Эти метапредметные умения являются обязательными для любого специалиста с высшим образованием, вне зависимости от выбранного направления подготовки;
2)написание конспекта должно быть творческим и должно быть направлено не на копирование-переписывание текста из источников, а на смысловое чтение и краткое изложение своими словами содержания ответа. Копирование и заучивание неосмысленного текста не имеет познавательной и практической ценности;
3)при работе над конспектом возможно появление вопросов, с которыми уместно обратиться к преподавателю в ходе семинаров или в индивидуальном порядке;
4)при работе над терминами необходимо уточнение значений по словарям, энциклопедиям.
Методические указания к практическим занятиям.
Курс дисциплины "Композиция" включает теоретическую и практическую части. Цели практической части курса композиции: привить студентам навыки ведения творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней
Аудиторные практические занятия отводятся в основном:
упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий). Проводится письменный и изобразительный анализ композиционной структуры произведений классического искусства как самим преподавателем (для образца), так и студентами в рамках выполнения задания.
Беседы в процессе теоретического разбора композиционных проблем произведения служат основой углубления теоретических знаний и способствуют анализу текущих практических заданий с объяснением ошибок и причин их появления.
Выработка практических навыков в работе над композицией состоит в выполнении последовательных, методически выстроенных этапов:
- вынашивание идеи (замысла), разработка темы, сюжета (сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета) по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме (эскиз);
- поиск формального (схематического), пластического, цветового и колористического решения (эскиз, этюд);
- разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции (изображения в натуральную величину) или законченного композиционного эскиза. В качестве вспомогательного средства освоения композиции студентами проводятся экскурсии в художественные музеи, галереи и на выставки.
- выполнение итоговой работы в определенном замыслом и сюжетом формате в соответствующей художественной технике (живопись, графика, ДПИ).
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся.
Самостоятельная работа (СРС) обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.Самостоятельная работа студентов в вузе рассматривается как фактор повышения качества образования. Основное содержание СРС заключается в самостоятельном поиске информации, приобретении знаний для решения учебных, научных или профессиональных задач, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе лекций, подготовки к практическим занятиям, экзаменам без непосредственного руководства со стороны преподавателя, но по его заданию и под его наблюдением.
По содержанию самостоятельная СРС по изучению настоящей дисциплины делится на две части: организуемая преподавателем и организуемая самим студентом по своему усмотрению без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям и практическим занятиям, зачетам, экзаменам). Содержание самостоятельной работы, организуемой преподавателем, входит в состав рабочей программы дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний и умений по данному курсу.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к лабораторным занятиям; выполнение контрольных работ; творческих заданий.
Виды самостоятельной работы следующие:
1.самостоятельное изучение отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса композиции;
2.дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса;
3.подготовка к лабораторным работам по предусмотренным программой темам;
4.подготовка и представление докладов по отдельным вопросам (по требованию преподавателя).
5.формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и лабораторных занятий с помощью преподавателя;
6.подготовка к зачету и экзамену, включающая теоретический компонент курса и правильное выполнение практических работ по композиции в указанном формате и технике.
Обучающиеся факультетов искусств и дизайна имеют зачастую затруднения в овладении необходимым уровнем изобразительного мастерства. Во время самостоятельной работы студенту необходимо уделять время для композиционно-графических упражнений в различных техниках (фломастер, карандаш, тушь-кисть, аппликация).
В третьем семестре для самостоятельного изучения необходимо уделить внимание изобразительно-выразительные средства композиции натюрморта (тон, светотень, перспектива).
Обучающийся должен разобрать особенности различных композиционных и жанровых возможностей натюрморт в живописи и в графике (на примере творчества мастеров Фаворского, Павлинова, Гончарова, Хруцкого, Моне, Сарьяна и др.). В композиционных разработках учебных натюрмортов уделить внимание сюжетной связи предметного мира натюрморта. В композиционных разработках провести масштабирование эскиза, определить формат работы. В предварительной эскизной и этюдной работе разобрать тональную и цветовую выразительность натюрморта (выполнить зарисовки натюрмортов в интерьере, в пейзаже и т. д.).
В учебных заданиях разобрать особенности композиции стилизованного и декоративного натюрморта по примерным темам («Восточный базар», «Цветы и фрукты», «Атрибуты искусства», «Игрушки» и т.д.).
На основе опыта упражнений последовательно выполнить разработку композиции несложного натюрморта по темам: «Завтрак», «Ужин», «Обед», «Овощи, фрукты», «Посуда и домашняя утварь», «Дары природы» и т.п. Разработка сюжета тематического натюрморта, раскрывающего бытовое окружение, занятие или профессию человека (наброски, эскизы, зарисовки, этюды, картон, итоговая композиция в материале).
В качестве самостоятельной подготовки итоговой работы по курсу «Композиция натюрморта» предлагается провести композиционное исследование по выполнению натюрморта в интерьере по темам: «Атрибуты искусства», «Атрибуты спорта», «Весенний натюрморт», «Инструменты рабочей профессии». В качестве предварительного этапа необходимо повторить перспективное построение интерьера. Самостоятельно выполнить работу по шагам: разработка компоновки, тонального и колористического решения тематической композиции. Учебно-творческая работа, формат:30х40; 40х50 см., техника исполнения по выбору: акварель, гуашь, масло.
В четвертом семестре изучается композиция пейзажа. Качественному овладению материалом способствует успешное прохождение пленэра, в подготовке учебной композиции студент может использовать зарисовки, фото и другие впечатления от пленэра. Как и в предыдущих семестрах, в данном разделе значительное место уделено подготовительной работе – созданию набросков, композиционных впечатлений от объектов природы.
Обучающемуся рекомендуется познакомиться с примерами творчества мастеров-пейзажистов.
В пятом семестре студенты приступают к изучению жанра портрета. В самостоятельной работе следует уделить внимание накоплению впечатлений (наброски, зарисовки) для выполнения композиции портрета. Познакомиться с историей портрета в европейском изобразительном искусстве (на примере творчества мастеров). Исследовать жанровое разнообразие и сюжетное начало в портрете (парадный, психологический, детский и т.д.). В композиционном анализе выделить типы композиции портрета: однофигурная, парная, многофигурная.
В изучении работ известных отечественных и зарубежных портретистов уделить внимание решению среды в портрете (фигура – фон). Виды портретов: погрудный, поясной, поколенный, ростовой. Выбор формата в разработке композиции портрета. Разобрать композиционные особенности выполнения графического и живописного портрета. Выполнить поэтапное решение композиции учебного портрета и определить творческие задачи в создании портрета-образа (пластические, формальные, цветовые). Разобрать понятие выразительность в композиции портрета (художественное решение индивидуального облика и психологического состояния портретируемого: поза, ракурс, детали). На примере творчества художников-портретистов разобрать понятия типичность, обобщение и детализация в портрете.
Выполнить портретные зарисовки и наброски. На основе собранного графического и живописного материала приступить к разработке творческого портрета по теме «Мой современник» в живописной технике (холст, масло; формат 40х50; 50х60 см.). Провести самостоятельное, методически верное ведение предварительной эскизной, этюдной и итоговой части работы.
Подготовиться к созданию композиции шаржа (разобрать понятие «гротеск» в портрете). Выполнение дружеского шаржа в графической технике. Поиск образа и темы шаржа. Для уяснения композиционных правил в портрете выполнить композиционный анализ портретов художников различных эпох, школ, направлений (выполнение композиционных схем 5-10 вариантов).
В рамках самостоятельной работы студенту следует уделить внимание разбору многофигурной композиции и процессу создания станковой картины. На основе вводных объяснений и материалов учебных пособий уяснить понятие «тематическая станковая живопись» (композиция) в истории изобразительного искусства. На примерах мирового искусства разобрать понятие «идейно-тематическая основа произведения». Ознакомиться с творчеством художников, обращавшимся к ведущим жанрам сюжетно-тематической картины (исторический, батальный, бытовой). Провести самостоятельный композиционный анализ произведений (Веронезе, Веласкес, Рембрандт, Суриков, Репин и др.).
В собственной поисковой композиционной работе проследить метод разработки реалистической сюжетно-тематической (многофигурной) «натурные впечатления – замысел – композиция». Проследить способы создания композиции в творчестве выдающихся мастеров (художественно-творческий метод). Особенности построения композиционного и смыслового центра в сложном станковом произведении.
В поисковой (эскизной) работе освоить принципы построения многофигурной сюжетной композиции: целостность, неделимость, целесообразность, жизненность и оптимальность. Идея и замысел в сюжетной композиции. Примерные темы: «Спорт», «Студенчество», «Люди в профессии», «Семья» и т.д. Значение этюда в подготовке многофигурной композиции очень существенно, написать этюды по выбранной теме.
Тональный и цветовой разбор сюжетной композиции. Этапы сюжетного решения: эскиз, зарисовка, набросок, этюд. Подготовка картона. Цветовой этюд картины.
В качестве практической части курса предполагается оформление альбома подготовительных работ (наброски, зарисовки,
Выполнить схемы композиции условного пейзажа, используя знания перспективы с разной точкой зрения (угол горизонта) наблюдателя (высокой, низкой). Зарисовать архитектурные объекты по правилам перспективы. Изучить другие виды и приемы и композиции, используемые при передаче пространства пейзажа (плановость /прием заслонения/, сферическая перспектива, ярусная перспектива).
На основе опыта упражнений приступить к разработке сюжета и выполнению первоначальных эскизов сельского или городского пейзажа (по выбору). Определить формат пейзажной композиции. Выполнить пейзаж со стаффажем (фигуры людей, транспорт, здания, постройки).
Изобразительное мастерство совершенствовать в постоянном выполнении этюдов и зарисовок отдельных элементов входящих в композицию сельского или городского пейзажа (в различных графических техниках).
Итогом практической части курса является выполнение эскиза (картона) межжанровой композиции «портрета-пейзажа», «портрета-натюрморта», «пейзажа-натюрморта», а также многофигурной (3-х фигурной) композиции (техника по выбору студента – формат А2).
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Методические указания к промежуточной аттестации - к зачету (зачету с оценкой).
Зачет - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке к зачету с оценкой обучающиеся внимательно изучают конспект, рекомендованную литературу и делают краткие записи по каждому вопросу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
В ходе сдачи зачета с оценкой по композиции учитывается не только качество ответа, но и текущая успеваемость обучающегося, поэтому к зачетной процедуре необходимо выполнить все практические, художественные задания на должном уровне. Проведение зачета по композиции включает теоретический и практический компонент. Проверка теоретического материала курса проводится в письменной форме (ответы на вопросы) или в форме теста. При подготовке к зачету с оценкой по композиции обучающийся должен тщательно подготовить практические задания - оформить их в портфолио согласно требованям.
Методические указания к прохождению экзамена.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с обзора литературы, повторения конспектов лекции. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и контрольные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается ответах на вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложныхпроблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана. При ответе важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа на экзамене
При проведении экзамена по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Экзамен по композиции включает две процедуры: просмотр с коллегиальным оцениванием преподавателями кафедры учебных работ обучающихся за семестр, а также теоретическая проверка знаний - письменные (либо в форме теста), или устные ответы на контрольные вопросы курса. Студент должен своевременно в течение семестра выполнять практические задания, консультироваться об их качестве с преподавателем, исправлять ошибки. Графические работы по композиции оформляются в паспарту, итоговые живописные - в багет; поисковые работы (наброски, эскизы, зарисовки) также представляются в оформлении (портфолио). Теоретические вопросы обучающиеся изучают в течение семестра, по контрольным вопросам корректируют свои знания.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.