2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Возрастная психология и педагогическая психология_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастная психология и педагогическая психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р.; _________________
 
 
Возрастная психология и педагогическая психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся представлений об общих закономерностях и механизмах развития психики на разных этапах онтогенеза, изменениях, происходящих в  структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении; об индивидуальных особенностях и возрастных закономерностях; о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- освоение общетеоретических понятий психологии развития, обучения и воспитания;
1.4
- формирование представлений о современных научных взглядах на психическое развитие ребенка и классических теориях психического развития;
1.5
- понимание обучающими специфики различных этапов детского возраста и их места в общем развитии личности человека;
1.6
- формирование умений строить обучение и воспитание в связи с требованиями стадий психического развития ребенка;
1.7
- совершенствование умений и навыков педагогического мастерства, стимулирование к самовоспитанию и саморазвитию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Активные процессы в современном русском языке
2.1.2
Русская диалектология
2.1.3
Социальная психология
2.1.4
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.5
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.6
Общая психология
2.1.7
Теория обучения
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.9
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.10
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.11
Старославянский язык
2.1.12
Фольклор
2.1.13
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.14
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.15
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Методика обучения литературе
2.2.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.4
Основы экологической культуры
2.2.5
Психолого-педагогический практикум
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.2.8
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Философия
2.2.11
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.12
Курсовая работа по русскому языку
2.2.13
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.14
Курсовая работа по литературе
2.2.15
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.16
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.17
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.18
Современная зарубежная литература
2.2.19
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.20
Современный литературный процесс
2.2.21
Теория и практика русской орфографии
2.2.22
Филологический анализ текста
2.2.23
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.24
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.25
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Современная русская литература
2.2.28
Типология текстов
2.2.29
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.30
Литература русского зарубежья
2.2.31
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.32
Основы этимологического анализа
2.2.33
Функциональная грамматика русского языка
2.2.34
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.35
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.36
Педагогическая риторика
2.2.37
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного

мировоззрения.

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения. 
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппаратвозрастной и педагогической психологии для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики индивидуально-типологических особенностей человека в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение.
 
анализировать основные характеристики индивидуально-типологических особенностей человека в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение.
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по возрастной и педагогической психологии в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения.
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе индивидуально-типологических особенностей человека, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологииемого учебного предмета. 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
 
Владеть:
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами возрастной и педагогической психологии
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами возрастной и педагогической психологии
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.1.2
• критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
3.1.3
• критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
3.1.4
• основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.2
• оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам
3.2.3
• проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
3.2.4
• анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
3.2.5
• осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
• навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.2
• навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
3.3.3
• технологиями научно-исследовательской работы в области образования и по профилю подготовки; навыками сбора и обработки научных данных; навыками использования современных научных достижений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями обучающихся;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в возрастную и педагогическую

психологию.

 
1.1
Предмет, задачи и проблемы возрастной и педагогической психологии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.2
Методы возрастной и педагогической психологии. Факторы и закономерности развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.3
Современные теоретические концепции возрастной  и педагогической психологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОК-1
4
0
 
1.4
Возраст как единица психического развития. Понятие психологического возраста. Проблема периодизации психического развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.5
Основные этапы психолого- педагогического исследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 2. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.

 
2.1
Особенности внутриутробного развития. Значение пренатального воспитания. Стадия новорожденности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
2.2
Врожденные формы психики и поведения. Развитие познавательной сферы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
2.3
Роль активной речи ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым по поводу овладения предметными действиями.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
2.4
Новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития в младенчестве и раннем детстве. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
2.5
Теория кризисов.Л.С.Выготского. Кризисы 1 года и 3 лет. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
2.6
Феномен «Я сам» и характеристика других новообразований у детей в период кризиса трех лет. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
2.7
Роль взрослого в развитии речи ребенка. Развитие мышления ребенка раннего возраста: наглядно-действенное мышление.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 3. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте.

 
3.1
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте,в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э8

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4
4
0
 
3.2
Развитие психических процессов у дошкольника.Роль игры в развитии психики дошкольника. Кризис 7 лет.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4
4
0
 
3.3
Проблема взаимосвязи обучения и воспитания.Проблема соотношения развития и обучения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4
4
0
 
3.4
Проблема психологической готовности ребенка к целенаправленному образованию (обучению и воспитанию; обучению в школе). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Обучение и развитие.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.1
Психологическая характеристика готовности к школьному обучению. Субъективная и объективная готовность к школьному обучению. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4 ОК-1
4
0
 
4.2
Основные психические

новообразования младшего школьного

возраста. Особенности взаимоотношений

младшего школьника в классном

коллективе. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
4.3
Понятие учебной деятельности как ведущего типа деятельности младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности младших школьников: предмет, продукт, учебная задача /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4
4
0
 
4.4
Отличие учебной задачи от практической задачи. Результаты решения практической и учебной задачи. Усвоение способа действия как результат решения учебной задачи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4 ОК-1
4
0
 
 
Раздел 5. Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте. Обучение и воспитание.

 
5.1
Развитие взглядов на подростковый возраст и основная психологическая проблематика этого возраста: переходность, кризисность, рост самосознания, расширение сферы "Я", развитие качеств взрослости.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э9

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4 ОК-1
4
0
 
5.2
Роль общения в подростковом возрасте. Общение и социальная ситуация развития в подростковом возрасте. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
5.3
Психологические особенности общения подростков. Противоречивость мотивации подросткового общения. Общение и рост самосознания в подростковом возрасте.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э9

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4
4
0
 
5.4
Первые попытки социального самоопределения в подростковом возрасте. Взрослость как основное психологическое новообразование  подросткового возраста в концепции Д.Б. Эльконина. Развитие "чувства взрослости". /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
5.5
Актуальность выбора педагогических технологий, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
5.6
Основные концепции психологии обучения. Традиционная педагогическая технология. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 6. Психологические особенности юношеского возраста. Психология зрелого возраста

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.1
Развитие теоретических взглядов на юношеский возраст. Молодежное движение в ХХ веке. Концепция психосоциальной зрелости. Психосоциальная зрелость и социальные нормы. Психосоциальная зрелость как завершение развития. Ценности и идеалы юношеского возраста. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э9

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
6.2
Возрастные задачи развития юношества и проблема ролевого поведения, в том числе собучающимися с особыми образовательными потребностями.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э4 Э5 Э9

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
6.3
Становление мировоззрения.

Взаимоотношение полов, особенности

юношеской дружбы и любви.

Трудности профессионального и

личностного самоопределения.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
6.4
Общая характеристика развития в период взрослости. Стадии и кризисы на этапе взрослости. Личностное развитие. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
 
Раздел 7. Психология личности и деятельности педагога.

 
7.1
Психологическая сущность и специфика

педагогической деятельности, ее основные

компоненты. Понятие о стилях педагогической деятельности.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
7.2
Образовательный процесс как взаимодействие и общение. Психологическая сущность сотрудничества и диалогического общения как формы субъект-субъектного взаимодействия.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
7.3
Стресс и саморегуляция в профессиональной деятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-2 ОПК-3
4
0
 
7.4
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

36
ОПК-2 ОПК-3 ПК-4 ОК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену по дисциплине.

1.Предмет, задачи возрастной психологии.

2.Педагогическая психология как наука: предмет, структура, задачи.

3.Исторические аспекты возникновения и развития педагогической психологии.

4.Образование - как объект педагогической психологии.

5.Обучение и развитие. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

6.Закономерности, механизмы, движущие силы психического развития

7.Методы исследования возрастной и педагогической  психологии.

8.Теории рекапитуляции в возрастной психологии.

9.Теория трех ступеней развития К.Бюлера.

10.Психоаналитическая концепция развития (З.Фрейд, А.Фрейд)

11.Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
12.Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

13.Концепция обучения и развития Л.С. Выготского: основные положения, влияния их на образовательную практику.

14.Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь.

15.Возрастные особенности формирования учебной деятельности.

16.Задачи психологии воспитания. Психологические условия эффективности воспитательных воздействий.

17.Механизм психического развития ребенка: социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

18.Механизм психического развития ребенка: кризис развития, новообразования.

19.Закономерности психического развития ребенка.

20.Возрастная периодизация (критерии, стадии) в психоанализе.

21.Стадии развития интеллекта Ж.Пиаже.

22.Возрастная периодизация (Л.С. Выготский)

23.Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина и Л.И.Божович

24.Аномальное развитие: формы, закономерности, факторы.

25.Психологические особенности периода новорожденности.

26.Психологические особенности развития в раннем детстве. Психологический анализ кризиса трех лет .

27.Развитие общения и речи в раннем возрасте.

28.Развитие речи и общения в младшем школьном возрасте.

29.Понятие и структура игровой деятельности дошкольного возраста.

30.Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, новообразования.

31.Общее понятие об учебной деятельности. Структура учебной деятельности.

32 Кризис семи лет: причины, симптомы и психологические новообразования.

33.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

34.Социальная ситуация психического развития и ведущий тип деятельности ребенка в младшем школьном возрасте.

35.Развитие когнитивной и эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

36.Общие основы психологии развивающего обучения.

37. Психологическая сущность самостоятельной работы и психолого-педагогические требования к ее организации.

38. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

39. Психологические причины школьной неуспеваемости.

40. Психологическая структура педагогической деятельности.

41. Педагогические способности, их виды и критерии оценки.

42.Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований.

43.Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

44.Развитие когнитивной и эмоциональной сфер в подростковом возрасте. Интеллектуальные и личностные новообразования подросткового возраста.

45.Трудности подросткового возраста

46.Акцентуации характера подростка

47. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Ведущий тип деятельности. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

48.Когнитивное развитие в юношеском возрасте. Специфика обучения в юношеском возрасте.

49.Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте.

50.Профессиональная деятельность во взрослости. Основные линии психического развития во взрослости

51.Профессионально-значимые качества личности педагога.

52. Индивидуальный стиль деятельности педагога и его виды.

53. Педагогическое общение и его функции.

54. Проблемы профессионально-психологической компетентности учителя.

56. Конфликты в педагогической деятельности.

57. Кризисы профессиональной деятельности педагога

58. Личностно развивающее обучение, его цели, задачи и особенности.

59. Проблема профессионально-личностного роста.

60. Методы обучения.

Практическая работа

Мотивы и мотивация учебной деятельности

Цель: развитие навыков анализа смысловой обработки информации и результатов психологических наблюдений при решении практических ситуаций формирования учебной деятельности в начальной школе.

Методика

Решить предложенные задачи. Решение записать в тетради. Для решения задач надо прочитать дополнительную литературу.

Задание 1

Ситуация. При определении ребенка в школу некоторые родители считают самым важным выбрать хорошую учительницу или престижную школу. Родители рассуждают следующим образом: «Эта учительница когда-то учила меня (или моего родственника) очень хорошо, значит, и моего ребенка она будет учить хорошо». Или так: «Об этой школе много чего хорошего говорят, школа престижная, значит, моего ребенка в этой школе будут учить хорошо».

Но при поступлении в школу через три-четыре месяца вдруг оказывается, что на прилежание, поведение и успеваемость «умного и способного» (по мнению родителей) ребенка учительница начинает жаловаться.

Всегда ли правы родители, выбирая для своих детей «хорошего» учителя или «престижную» школу?

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Написать:

- правы или нет родители;

- привести не менее трех аргументов «за правоту родителей» или «за их не правоту»;

- указать не менее пяти (на Ваш взгляд) условий, которые надо учитывать родителям при поступлении ребенка в школу;

- дать короткие рекомендации (не более 0,5 страницы) родителям для правильного выбора школы или учителя для ребенка.

Задание 2

Ситуация. К второкласснику Ване пришел его друг Айрат и позвал его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Айрат возразил: «Потом доделаешь!» - «Но я должен сделать сейчас, - отвечает Ваня, - иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть мультики по компьютеру».

О каком виде мотивации учения в случае Вани можно говорить?

Написать:

- определить тип (вид) мотивации учения у Вани;

- указать не менее трех последствий для формирования учебной деятельности при сохранении подобной мотивации учения у Вани в период обучения в начальной школе.

Задание 3

Ситуация. Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, спрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын интересными назвал прошедшие физкультурные занятия, тогда как в предыдущие дни – пение.

Дайте психологический анализ мотивации учения Коли.

Написать:

- определить тип (вид) мотивации учения у Коли;

- указать, какие еще трудности формирования учебной деятельности (не менее 4-х трудностей) могут встретиться у первоклассников с подобным типом мотивации;

- дать короткие рекомендации (не более 0,5 страницы) учительнице для выработки правильной учебной мотивации у этого мальчика, указав в рекомендациях первоочередные действия учителя по исправлению сложившейся ситуации.

Задание 4

Ситуация. Первоклассникам были заданы вопросы «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что Вам нравиться в школе?»

Ответы успевающих и хорошо усваивающих учебный материал детей:

- «нравиться математика, интересно»;

- «нравятся уроки».

Ответы слабо успевающих и не очень быстро осваивающих учебный материал детей:

- «нравится, что играем»;

- «нравится, когда в школе выходные и каникулы».

Есть ли различия в области познавательных интересов указанных двух групп детей?

Написать:

- имеются или не имеется различий в области познавательных интересов;

- привести не менее трех аргументов в пользу мнения о том, что различия в познавательной мотивации указанных двух групп детей имеются, или того, что различий в познавательной мотивации не имеется;

- определить, нравится ли первой группе детей то, что нравится и второй группе детей;

- оценить силу и устойчивость познавательной мотивации у учеников 1-го класса.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.

2. Кризис одного года.

3. Кризис трех лет

4. Кризис семи лет.

5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.

6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7 лет).

7. Среда как источник опасности в раннем возрасте.

8. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.

9. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.

10. Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.

11. Представления детей о дружбе в подростковом возрасте.

12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.

13. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.

14. Особенности взаимоотношений детей в коллективе.

15. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

16. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.

17. Психологическая характеристика личности учителя.

18. Мотивы учения младших школьников.

19. Самооценка в младшем школьном возрасте.

20. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.

21. «Трудные дети» и методы работы с ними.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
22. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.

23. Социальная ситуация в подростковом возрасте.

24. Межличностные конфликты в общении подростков.

25. Мотивация поведения подростков.

26. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.

27. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.

28. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.

29. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сарычев, С. В. 
Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 228 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01697-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438298 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Сорокоумова Е.А.
Возрастная психология : учеб. пособие для академического бакалавриата /Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438353 д
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Першина, Л.А. 
Першина, Л. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. — 2-е изд. — Москва : Академический проект, 2020. — 255 c. — ISBN 978-5-8291-2814-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110048.html : Учебное пособие
Москва : Академический проект, 2020
 
Л2.2
Гуружапов,  В. А.  
Педагогическая психология: учебник для бакалавров ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 493 с.. — ISBN 978-5-9916-3099-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/387563
М. : Издательство Юрайт, 2016
 
Л2.3
Архипова, Т.Т.
Педагогическая психология. Информационные материалы курса [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/70777.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов, Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Федекин, И.Н. 
Возрастная психология и Педагогическая психология [Электронный ресурс] : методическое пособие.— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 61 с. <URL:http://bibl:81/books/ Эл.Библ./Возрастная психология и Пед психология_Федекин ИН, Хуснутдинова РР.pdf>
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт журнала Psychologies онлайн - Режим доступа:  www.psychologies.ru/ 
 
Э2
Психологическая наука и образование - Режим доступа:  http://psyedu.ru/  
 
Э3
Портал психологических изданий для профессионалов  - Режим доступа: http://psyjournals.ru/  
 
Э4
Возрастные кризисы | Большой скачок - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vaZea4FCotQ 
 
Э5
Секретный мир детей в пространстве мира взрослых - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=x2qCVLrwMk0
 
Э6
Связь младенчества и подросткового возраста - Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=IVIwVPbZkcg   
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Э7
Ребенок 7 лет: жизнь не сводится только к школе и оценкам - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ad1lLVrPWOY 
 
Э8
Ребенок 3 лет: личностные границы, усвоение правил, противодействие родителям  - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9KbOSszFYUw 
 
Э9
Детские возрастные кризисы: от 5 до 18 лет - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gZfDlFNwsq8
 
Э10
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-118 Психолого-логопедическая лаборатория (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: лабораторное оборудование для психолого-логопедических исследований.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамен является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков 

 
стр. 15
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
самостоятельной работы.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения экзамена  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.