Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
ции
Э2 Э3 Э6
Э1 Э6
Э6
Э5 Э6
Э1 Э2 Э6
Э4 Э6
Э5 Э6
Э6
Э6
Э6
Э3 Э6
Э6
Э3 Э6
Э1 Э4 Э6
Э6
Э3 Э6
Э3 Э6
/Ср/
Э3 Э6
/Ср/
Э3 Э6
/Ср/
Э2 Э3 Э6
/Ср/
Э1 Э6
Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Специальная психология как наука, ее предмет, задачи. Отрасли специальной психологии.
2. Методы специальной психологии.
3. Компенсация психических функций. Типы компенсации.
4. Л. С. Выготский о дефекте и компенсации.
5. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза.
6. Психологический аспект понятия «норма психического развития». Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
7. Биологические факторы как причины возникновения дизонтогений.
8. Социальные факторы как условия возникновения нарушений развития.
9. Функциональная локализация и время поражения как психологические параметры дизонтогенеза.
10. Системное строение нарушения и нарушение межфункциональных связей как психологические параметры дизонтогенеза.
11. Основные клинические типы дизонтогенеза (Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев; Л. Каннер, Г. Е. Сухарева, Семаго).
12. Краткая характеристика основных типов нарушения развития по В. В. Лебе¬динскому.
13. Характеристика недоразвития как типа нарушения психического развития.
14. Характеристика задержанного развития как типа нарушения.
15. Характеристика поврежденного развития как типа нарушения.
16. Характеристика дефицитарного развития как типа нарушения.
17. Характеристика искаженного развития как типа нарушения.
18. Характеристика дисгармонического развития как типа нарушения.
19. Классификация и клиника олигофрении.
20. Психолого - педагогическая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью.
21. Основные варианты задержки психического развития.
22. Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
23. Органическая деменция как характерная модель поврежденного развития.
24. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха.
25. Особенности аномального развития детей, имеющих нарушения зрения
26. Общие закономерности для нормального и аномального развития.
27. Общие закономерности для всех типов аномального развития.
28. Специфические закономерности для каждого типа нарушения психического развития.
29. Социальная адаптация детей и ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
30. Теоретико - методологические положения диагностики нарушенного развития.
31. Принципы диагностики нарушенного развития.
32. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.
34. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития.
35. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах.
36. Методы исследования наглядно-действенного и наглядно-образного, вербально-логического мышления.
37. Методы исследования экспрессивной и импрессивной речи.
39. Структура психологического изучения ребенка.
40. Направления анализа анамнестических сведений
41. Этапы экспериментальной деятельности психолога и параметры оценки результатов
42. Анализ результатов обследования и написание заключения.
43. Психические симптомы проблем родителей, имеющих детей с нарушением развития, переживание кризиса, психологическая помощь.
44. Олигофрения, степени выраженности. Классификация по М.С. Певзнер.
45. Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.
46. Дети с недостатками слуха, классификация.
47. Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.
48. Дети с недостатками зрения. Классификация.
49. Особенности психического развития детей с недостатками зрения.
50. Особенности пространственной ориентации детей с нарушениями зрения.
51. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.
52. Психологические особенности детей с ДЦП.
53. Особенности развития детей с недостатками слуха и зрения.
54. Виды эмоционально – волевых и поведенческих нарушений.
55. Психологическая характеристика детей с эмоционально – волевыми и поведенческими нарушениями.
56. Психологическая характеристика невротических состояний.
57. Возможности психолого-педагогической коррекции невротических состояний.
58. Возможности психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями речи.
59. Возможности психолого-педагогической коррекции детей со страхами.
60. Использование игровой и сказкотерапии в коррекции детей с нарушениями в развитии.
Тематика письменных сообщений
1. Закономерности психического и речевого развития ребенка.
2. Анатомо-физиологические механизмы слухового анализатора.
3. Анатомо-физиологические механизмы зрительного анализатора.
4.Общие и специфические закономерности нарушений психического развития в детском возрасте.
5.Психология семейного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии.
6.Причины отклонений в психическом развитии у детей и факторы их опосредующие.
7.Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.
8.Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке.
9.Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с нарушениями в психическом развитии.
10.Психология делинквентного поведения.
11.Проблемы социализации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии
12.Проблема реабилитации в современной клинической психологии.
13.Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями психического развития в современном обществе.
14.Творческие возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья
15.Проблема самосознания в современной специальной психологии.
16.Формирование личности в условиях различных психических расстройств.
17.Предметное содержание современной специальной психологии.
18.Патопсихология в структуре современного человекознания.
19.История становления патопсихологии в России и за рубежом.
20.Формирование различных форм деятельности у детей с отклонениями в психическом развитии.
21.Проблема социальной перцепции в патопсихологии.
22.Причины и формы школьной неуспеваемости.
23.Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
24.Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.
25.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.
26.Нарушения психического развития детей в условиях детского дома.
27.Кризисные переживания детей и подростков.
28.Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в психическом развитии.
29.Нарушения психического развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
30.Нарушения психического развитие детей с патологией сенсорной системы.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.