2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Специальная психология_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Специальная психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
119
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
119
119
119
119
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.н., Доцент, Ганиева А.М.;канд.психол.н., доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Специальная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы представлений и целостного понимания процесса развития детей с различными категориями дизонтогенеза.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить формирование устойчивых знаний о закономерностях психического дизонтогенеза;
1.4
познакомить обучающихся с категориальным аппаратом современной специальной психологии;
1.5
вооружить обучающихся знаниями о причинах развития и механизмах психического дизонтогенеза;
1.6
сформировать у обучающихся умения и навыки анализа психологической структуры нарушений в развитии;
1.7
познакомить с основными путями профилактики и психологической коррекции психического дизонтогенеза;
1.8
познакомить обучающихся со спецификой коррекционно – развивающей психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Ациклические виды спорта
2.1.3
Введение в логопедическую специальность
2.1.4
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Коммуникативный практикум
2.1.7
Литература с основами литературоведения
2.1.8
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.9
Логопедия (Дислалия)
2.1.10
Общая педагогика
2.1.11
Противодействие коррупции
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Современный русский язык
2.1.14
Социальная педагогика
2.1.15
Специальная педагогика
2.1.16
татарская литература
2.1.17
Татарский язык
2.1.18
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.19
Циклические виды спорта
2.1.20
Введение в логопедическую специальность
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.23
Логопедия (Дислалия)
2.1.24
Противодействие коррупции
2.1.25
Психолого-педагогический практикум
2.1.26
Социальная педагогика
2.1.27
татарская литература
2.1.28
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.29
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.30
татарская литература
2.1.31
Психолого-педагогический практикум
2.1.32
Коммуникативный практикум
2.1.33
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Курсовая работа по модулю 6
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.3
Логопедическая ритмика
2.2.4
Логопедия (Ринолалия)
2.2.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.6
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.2.7
Психопатология
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Физическая культура и спорт
2.2.10
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.11
Логопедия (Алалия)
2.2.12
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.13
Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных организациях
2.2.14
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.18
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.19
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.20
Психолингвистика
2.2.21
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.22
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.23
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.24
Речевые игры
2.2.25
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.26
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.27
Тренинг педагогического общения
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.30
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.31
Философия
2.2.32
Экономика
2.2.33
Логопедическая ритмика
2.2.34
Логопедия (Ринолалия)
2.2.35
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.36
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.37
Логопедия (Алалия)
2.2.38
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.39
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.40
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.41
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.42
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.43
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.44
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.45
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.46
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
2.2.47
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.48
Речевые игры
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.49
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.50
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.51
Тренинг педагогического общения
2.2.52
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.53
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.54
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие специалистов специального (дефектологического) образования
2.2.55
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
2.2.56
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
2.2.57
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.58
Речевые игры
2.2.59
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
 
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
 
Основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению
 
 
Уметь:
 
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
Владеть:
 
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами
 
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-1: готов сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
 
Знать:
 
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
 
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности 
 
   Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
 
 
Уметь:
 
ориентироваться в современных проблемах специального образования
 
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
 
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
 
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
 
 
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии         
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей 
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ 
 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ      
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
Уметь:
 

Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Общие основы профессиональной этики и социальные нормы
3.1.2
Особенности психолого-педагогического взаимодействия
3.1.3
Основные стратегии педагогического взаимодействия
3.1.4
основные механизмы воздействия на партнера по общению
3.1.5
Особенности современного этапа развития специального образования в мире
3.1.6
Основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности
3.1.7
Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
3.1.8
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.9
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии
3.1.10
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
3.1.11
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
3.1.12
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся
3.1.13
Основы проектирования системы психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
3.2.2
Аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
3.2.3
Осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
3.2.4
ориентироваться в современных проблемах специального образования
3.2.5
Ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности
3.2.6
Адекватно и обоснованно оценивать социо-культурную ситуацию развития специального образования на современном этапе.
3.2.7
Формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии
3.2.8
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса
3.2.9
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей
3.2.10
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
3.2.11
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса.
3.2.12
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть:
3.3.2
Моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
3.3.3
Навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
3.3.4
Способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
3.3.5
Навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
3.3.6
Определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности
3.3.7
Осознанной устойчивой мотивацией к профессиональной деятельности в области специального образования
3.3.8
Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
3.3.9
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
3.3.10
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ   
3.3.11
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей
3.3.12
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ
3.3.13
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Общие вопросы специальной психологии

 
1.1
Специальная психология как отрасль психологической науки /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э6

2
ОПК-1 ОПК-4
2
0
 
1.2
Категория развития в специальной психологии /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э6

4
ОПК-4
2
0
 
1.3
Понятие аномального развития (дизонтогенез) /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

6
ОПК-3
2
0
 
1.4
Проблемы компенсации аномального развития /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5 Э6

2
ОПК-3
2
0
 
1.5
Психологические параметры дизонтогенеза /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э6

4
ОПК-3
2
0
 
1.6
Общие и специфические закономерности аномального развития. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э6

6
ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 2. Классификация психического дизонтогенеза

 
2.1
Клинико - психологические типы дизонтогенеза /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5 Э6

4
ОПК-3
2
0
 
2.2
Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

8
ОПК-4
2
0
 
2.3
Задержанное развитие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

6
ОПК-3 ОПК-4
2
0
 
2.4
Поврежденное развитие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

8
ОПК-3 ОПК-4
2
0
 
2.5
Дефицитарное развитие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

8
ОПК-3 ОПК-4
2
0
 
2.6
Искаженное развитие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

8
ОПК-3 ОПК-4
2
0
 
2.7
Социализация, реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в общество /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

6
ОПК-1 ОПК-4
2
0
 
2.8
Дисгармоничное развитие /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э6

6
ОПК-3 ОПК-4
2
0
 
2.9
Дети со сложными дефектами развития. /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

7
ОПК-3 ОПК-4
2
0
 
 
Раздел 3. Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии

 
3.1
Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

8
ОПК-4 ОК-6
2
0
 
3.2
Дифференциальная диагностика /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

12
ОПК-3
2
0
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.3
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с нарушением познавательной деятельности

/Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

6
ОПК-3 ОК-6
2
0
 
3.4
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с нарушениями анализаторных систем

/Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э6

6
ОПК-3 ОК-6
2
0
 
3.5
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с РАС

/Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э6

6
ОПК-3 ОК-6
2
0
 
3.6
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности с детьми с ДЦП

/Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э6

6
ОПК-3 ОК-6
2
0
 
3.7
Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности  с эмоционально-волевыми нарушениями /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4 Э6

6
ОПК-3 ОК-6
2
0
 
3.8
/Экзамен/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОПК-1 ОПК-3 ОПК-4 ОК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Специальная психология как наука, ее предмет, задачи. Отрасли специальной психологии.

2. Методы специальной психологии.

3. Компенсация психических функций. Типы компенсации.

4. Л. С. Выготский о дефекте и компенсации.

5. Понятие дизонтогенеза. Классификация дизонтогенеза.

6. Психологический аспект понятия «норма психического развития». Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

7. Биологические факторы как причины возникновения дизонтогений.

8. Социальные факторы как условия возникновения нарушений развития.

9. Функциональная локализация и время поражения как психологические параметры дизонтогенеза.

10. Системное строение нарушения и нарушение межфункциональных связей как психологические параметры дизонтогенеза.

11. Основные клинические типы дизонтогенеза (Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев; Л. Каннер, Г. Е. Сухарева, Семаго).

12. Краткая характеристика основных типов нарушения развития по В. В. Лебе¬динскому.

13. Характеристика недоразвития как типа нарушения психического развития.

14. Характеристика задержанного развития как типа нарушения.

15. Характеристика поврежденного развития как типа нарушения.

16. Характеристика дефицитарного развития как типа нарушения.

17. Характеристика искаженного развития как типа нарушения.

18. Характеристика дисгармонического развития как типа нарушения.

19. Классификация и клиника олигофрении.

20. Психолого - педагогическая характеристика детей с тяжелой умственной отсталостью.

21. Основные варианты задержки психического развития.

22. Психолого - педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

23. Органическая деменция как характерная модель поврежденного развития.

24. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха.

25. Особенности аномального развития детей, имеющих нарушения зрения

26. Общие закономерности для нормального и аномального развития.

27. Общие закономерности для всех типов аномального развития.

28. Специфические закономерности для каждого типа нарушения психического развития.

29. Социальная адаптация детей и ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

30. Теоретико - методологические положения диагностики нарушенного развития.

31. Принципы диагностики нарушенного развития.

32. Нейробиологические нарушения при атипиях развития.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
33. Общие и специфические закономерности атипичного развития.

34. Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития.

35. Взаимосвязь развития речи и других психических функций при отклонениях в развитии на основных возрастных этапах.

36. Методы исследования наглядно-действенного и наглядно-образного, вербально-логического мышления.

37. Методы исследования экспрессивной и импрессивной речи.

39. Структура психологического изучения ребенка.

40. Направления анализа анамнестических сведений

41. Этапы экспериментальной деятельности психолога и параметры оценки результатов

42. Анализ результатов обследования и написание заключения.

43. Психические симптомы проблем родителей, имеющих детей с нарушением развития, переживание кризиса, психологическая помощь.

44. Олигофрения, степени выраженности. Классификация по М.С. Певзнер.

45. Дети с задержкой психического развития, общая характеристика.

46. Дети с недостатками слуха, классификация.

47. Особенности самооценки и дружеских отношений детей с недостатками слуха.

48. Дети с недостатками зрения. Классификация.

49. Особенности психического развития детей с недостатками зрения.

50. Особенности пространственной ориентации детей с нарушениями зрения.

51. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.

52. Психологические особенности детей с ДЦП.

53. Особенности развития детей с недостатками слуха и зрения.

54. Виды эмоционально – волевых и поведенческих нарушений.

55. Психологическая характеристика детей с эмоционально – волевыми и поведенческими нарушениями.

56. Психологическая характеристика невротических состояний.

57. Возможности психолого-педагогической коррекции невротических состояний.

58. Возможности психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями речи.

59. Возможности психолого-педагогической коррекции детей со страхами.

60. Использование игровой и сказкотерапии в коррекции детей с нарушениями в развитии.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1. Закономерности психического и речевого развития ребенка.

2. Анатомо-физиологические механизмы слухового анализатора.

3. Анатомо-физиологические механизмы зрительного анализатора.

4.Общие и специфические закономерности нарушений психического развития в детском возрасте.

5.Психология семейного воспитания детей с нарушениями в психическом развитии.

6.Причины отклонений в психическом развитии у детей и факторы их опосредующие.

7.Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.

8.Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке.

9.Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с нарушениями в психическом развитии.

10.Психология делинквентного поведения.

11.Проблемы социализации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии

12.Проблема реабилитации в современной клинической психологии.

13.Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями психического развития в современном обществе.

14.Творческие возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья

15.Проблема самосознания в современной специальной психологии.

16.Формирование личности в условиях различных психических расстройств.

17.Предметное содержание современной специальной психологии.

18.Патопсихология в структуре современного человекознания.

19.История становления патопсихологии в России и за рубежом.

20.Формирование различных форм деятельности у детей с отклонениями в психическом развитии.

21.Проблема социальной перцепции в патопсихологии.

22.Причины и формы школьной неуспеваемости.

23.Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.

24.Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.

25.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.

26.Нарушения психического развития детей в условиях детского дома.

27.Кризисные переживания детей и подростков.

28.Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в психическом развитии.

29.Нарушения психического развития детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

30.Нарушения психического развитие детей с патологией сенсорной системы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине

 
 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов, В. П. 
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология : курс лекций / В. П. Глухов. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 312 c. — ISBN 978-5-4263-0575-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75801.html.
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017.
 
Л1.2
Липунова О.В
Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.—   — URL:  http://www.iprbookshop.ru/86450.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, ЭБС «IPRbooks» 2019.  , 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Болотова, А. К.
Настольная книга практикующего психолога/ — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434074: Практическое пособие
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Корсакова, Н. К.
Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437414: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психолого-педагогическая коррекция на основе АВА. Семинар. – URL: https://youtu.be/Xj2872yhvGY
 
Э2
Вебинары по направлению «Специальная психология». – URL: https://www.lomonosov.online/video
 
Э3
Специальная психология (видеолекция). -URL:   https://youtu.be/J5rb34XYma0
 
Э4
Мастер-класс "Коррекция отклоняющегося поведения". – URL: https://uchitelya.com/pedagogika/98389-korrekciya-otklonyayuschegosya-povedeniya.html
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

 
стр. 13
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль 

 
стр. 14
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.