2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Психолингвистика_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолингвистика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ганиева А.М.;к.псхн.н, доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Психолингвистика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р. М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - ознакомление обучающихся  с основными  понятиями  психолингвистики;  с вопросами  организации речемыслительной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Сформировать представления о методах психолингвистического исследования, актуальных задачах современной психолингвистики, знакомство с основными эмпирическими работами в данной области;
1.4
Уточнить представления о речевом онтогенезе, а также об основных закономерностях функционирования речи в норме и при различных типах патологий;
1.5
Сформировать представления о специфичности человеческого языка как знаковой системы и речи как когнитивной функции;
1.6
Систематизировать и углубить имеющиеся знания о механизмах речевого поведения человека и возможностях их эмпирического изучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Курсовая работа по модулю 6
2.1.4
Логопедическая ритмика
2.1.5
Логопедические технологии
2.1.6
Логопедия (Ринолалия)
2.1.7
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.8
Модуль 2. Филологические основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.9
Модуль 3 . Информационно-математические и естественно-научные основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.10
Модуль 4 . Медико-биологические основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.11
Модуль 5. Нормативно-правовые основы коррекционно-педагогической деятельности
2.1.12
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.13
Психопатология
2.1.14
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.15
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.16
Возрастная психология
2.1.17
История
2.1.18
Логопедия (Дизартрия)
2.1.19
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.20
Логопсихология
2.1.21
Невропатология
2.1.22
Общая психология
2.1.23
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.24
Социальная психология
2.1.25
Специальная психология
2.1.26
Теории обучения и воспитания
2.1.27
Формы логопедической работы
2.1.28
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.29
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.30
Литература с основами литературоведения
2.1.31
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.32
Логопедия (Дислалия)
2.1.33
Математика и информатика
2.1.34
Общая педагогика
2.1.35
Психолого-педагогический практикум
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.1.36
Современный русский язык
2.1.37
Социальная педагогика
2.1.38
Специальная педагогика
2.1.39
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.40
Логопедическая ритмика
2.1.41
Логопедические технологии
2.1.42
Логопедия (Ринолалия)
2.1.43
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.44
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.45
Логопедия (Дизартрия)
2.1.46
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.47
Логопсихология
2.1.48
Социальная психология
2.1.49
Формы логопедической работы
2.1.50
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.51
Логопедия (Дислалия)
2.1.52
Психолого-педагогический практикум
2.1.53
Социальная педагогика
2.1.54
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.55
Психолого-педагогический практикум
2.1.56
Логопсихология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.2
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Философия
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.7
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.8
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1: способен использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
Основные категории и понятия науки.
 
Основные понятия и закономерности в области философии, социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний
 
Основные приемы и техники анализа для формирования научного мирровоззрения
 
 
Уметь:
 
Выделять основные понятия и закономерности в области философии,  социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний
 
Использовать основные приемы и техники  анализа для формирования научной картины мира;
 
Ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения.

 
 
Владеть:
 
Навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук в аспекте формрования научного мировоззрения;
 
Основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методами научного анализа теоретических источников для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
 
ОПК-3: способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
 
Знать:
 
Нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
 
Особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии.
 
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии                  
 
Определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса.

 
Выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей 
 
 
Владеть:
 

Навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

 
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ  
 
Навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ      
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ

 
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии

 
 
Уметь:
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам

 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;

 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

 
 
Владеть:
 
Навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей.

 
Навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ.

 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные категории и понятия науки;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1.2
основные понятия и закономерности в области философии, социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний;
3.1.3
основные приемы и техники анализа для формирования научного мирровоззрения;
3.1.4
нормы психофизического развития детей и особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
3.1.5
особенности протекания психических процессов у детей с особенностями в развитии.
3.1.6
структуру речемыслительной деятельности
3.1.7
Содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида,  особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
3.1.8
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса обучения детей с ОВЗ
3.1.9
Основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
3.1.10
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с особенностями в развитии.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные понятия и закономерности в области философии,  социогуманитарных наук и естественнонаучных знаний;
3.2.2
использовать основные приемы и техники  анализа для формирования научной картины мира;
3.2.3
ориентироваться в информационном пространстве, использовать понятийный аппарат науки для формирования научного мировоззрения;
3.2.4
формулировать основные цели и задачи диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии;       определять социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления образовательно-коррекционного процесса;
3.2.5
выбирать направления коррекционного воздействия при обучении детей с ОВЗ, учитывающие особые образовательные потребности этих детей;
3.2.6
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам;
3.2.7
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения образовательного процесса;
3.2.8
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками определения основных понятий и закономерностей в области философии и социогуманитарных наук в аспекте формрования научного мировоззрения;
3.3.2
методами научного анализа теоретических источников,  основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
3.3.4
Навыками осуществления коррекционного процесса, с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
3.3.5
навыками разработки программ коррекционного обучения с учетом особых образовательных потребностей и возрастных особенностей детей с ОВЗ;
3.3.6
навыками выбора направления психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития детей;
3.3.7
навыками осуществления  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ;
3.3.8
навыками разработки программ психолого- педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик параметров образовательной среды.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психолингвистика как наука, изучающая речевую деятельность

 
1.1
Язык в свете психолингвистики /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.2
Способы передачи информации в речевой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.3
Речь и мышление /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.4
Звук и смысл /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

8
ОПК-3 ОПК-4 ОК-1
4
0
 
1.5
Слово и словообразование в сознании человека /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

8
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.6

Психолингвистический аспект грамматики /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

8
ОПК-3 ОПК-4 ОК-1
4
0
 
1.7
Восприятие и понимание речи /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3 ОПК-4 ОК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Социальная психолингвистика

 
2.1
Проблемы этнопсихолингвистики /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.2
Психолингвистика межличностного общения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.3
Психолингвистическая конфликтология /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.4
Речевая деятельность как творчество /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

4
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.5
Языковая личность и речевая субкультура /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
ОПК-3 ОПК-4 ОК-1
4
0
 
2.6
Психолингвистический анализ текста /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Возрастная психолингвистика

 
3.1
Овладение языком как системой /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.2
Становление языковой личности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.3
Детская речь в сопоставлении с речью взрослых /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ОПК-4 ОК-1
4
0
 
3.4
Овладение письменной речью и становление языковой

личности. Психолингвистика и смежные с ней области знания /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

4
ОПК-3 ОПК-4 ОК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету

1.  Предмет, объект, методы и разделы психолингвистики.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.  История становления психолингвистики, как отрасли психологии.

3.  Речевая функциональная система.

3. Функции и средства речи.

4. Взаимосвязь речи и мышления.

5. Понятие "речевой деятельности».

6. Структура речевой деятельности.

7. Теории происхождения речи.

8. Модели производства речи Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А. Леонтьева.

9. Восприятие речи. Уровни речевого восприятия.

10. Связь восприятия и понимания речи.

11. Модели восприятия речи.

12. Особенности усвоения ребенком родного языка.

13. Поэтапное формирование речевых способностей.

14.Детское словотворчество.

15. Свойства текста, как объекта психолингвистики.

16. Особенности производства текста.

17. Восприятие текста.

18.Принципы построения устного высказывания.

19.Особенности письменной речи.

20. Письменная речь как средство развития произвольности.

21. Влияние освоения грамоты на становление «языковой личности».

22. Неродной язык как объект изучения. Основные подходы к изучению особенностей овладения неродным языком.

23. Речевая деятельность как объект обучения неродному языку. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению.

24. Стратегии овладения языком. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегии преодоления коммуникативных затруднений при производстве речи.

25.Язык и гендер: психолингвистический аспект.

26.Инженерная психолингвистика.

27.Психолингвистика в криминалистике и судебной психологии.

28.Психолингвистика речевого воздействия.

29.Патопсихолингвистика. Классификации форм речевой патологии.

30. Виды фонационных расстройств.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика письменных сообщений

1.Язык и мышление.

2.Речевая деятельность: структура и компоненты.

3.Объект и предмет психолингвистики.

4.Идеи В. Гумбольдта и психолингвистика.

5.Идеи И. Бодуэна де Куртенэ и психолингвистика.

6.Идеи А. Потебни и психолингвистика.

7.Л.С. Выготский и его вклад в психолингвистику.

8.Основные этапы развития детской речи.

9.Как ребенок овладевает произношением.

10.Как ребенок осваивает грамматику.

11.Гипотезы о происхождении речи в филогенезе.

12.Стохастические модели производства речи.

13.Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского.

14.Модели порождения речи на основе трансформационной грамматики.

15.Когнитивные модели порождения речи.

16.Внутренняя речь как инструмент мышления.

17.Виды речевых ошибок и оговорок, их причины.

18.Как человек понимает речь.

19.Вероятностное программирование при восприятии речи.

20.Как научиться читать быстро (методики обучения скорочтению).

21.Текст как высшая единица речемыслительной деятельности.

22.Ассоциативные эксперименты и их основные результаты.

23.Как звук связан со смыслом (фоносемантика).

24.Понятие языковой картины мира.

25.Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

26.Билингвизм и его типы.

27.Теория лакун.

28.Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного общения

29.Физиологические центры речи. Нарушения и дефекты речи.

30.Речь в состоянии эмоционального напряжения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Королева И.В., Лубовский В.И 
Психолингвистика [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ И.В. Королева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/88193.html
ЭБС «IPRbooks», 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Глухов В.П.
Практикум по психолингвистике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Глухов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 180 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/75818.html
ЭБС «IPRbooks», , 2017
 
Л2.2
Любимичева Е.В.
Основы психолингвистики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любичева Е.В., Болдырева Л.И.— Электрон. текстовые данные.— URL: http://www.iprbookshop.ru/29985.html.
ЭБС «IPRbooks», , 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар «Практическая психология. Психолингвистика. Как связаны язык, мышление и сознание?» -  URL:https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16595970958522982570&text=вебинары+психолингвистика&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581394209146353-15257485383523804010176-vla1-2470&redircnt=1581394221.1
 
Э2
Видеолекции по психолингвистике - URL:https://www.youtube.com/watch?v=b87KpuN7WMc
 
Э3
Психолингвистика - манера речи как портрет -URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6480085674285281004&text=вебинары+психолингвистика&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1581394209146353-15257485383523804010176-vla1-2470&redircnt=1581394572.1
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus   
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающийсяу следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающийсяов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающегося; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающийся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимися, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.