Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.
различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к экзамену
1. Соотношение понятий: «профориентация», профконсультация», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональный выбор».
2. Типы и уровни профессионального самоопределения.
3. Основные методы профориентации.
4. Возрастные особенности профессионального самоопределения.
5. Предпрофильная и профильная ориентация школьников.
6. Основные фазы развития профессионала.
7. Кризисы профессионального становления личности.
8. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой и в индивидуальной профконсультации.
9. Цели и задачи профориентационной работы.
10. Типология проблем в выборе профессий.
11. Известные персоналии в истории развития профориентации.
12. Факторы выбора профессии человеком и их особенности.
13. Профессиология и профессиография.
15. Общая характеристика системы профессиональной ориентации молодежи.
16. Профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональнаяагитация).
17. Характеристика профессиональной консультации.
18. Виды профессиональных консультаций.
19. Этапы проведения профессиональной консультации.
20. Профессиональный подбор и профессиональный отбор.
21. Профессиональная психодиагностика, принципы проведения профессиональной психодиагностики.
22. Профессиональная адаптация.
23. Профессиональная активизация и профессиональное воспитание.
24. Недостатки системы профессиональной информации.
25. Недостатки организации профориентационной работы в современном обществе.
26. Трудности профориентационной работы в школе.
27. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения.
28. Компоненты готовности к выбору профессии.
29. Суть профессионального самоопределения, его задачи.
30. Профессиональное самоопределение как социальная проблема.
31. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.
32. Педагогическое руководство профессиональным самоопределение.
33. Профессиональное самоопределение как элемент систем социального и жизненного самоопределения.
34. Показатели сформированного профессионального самоопределения.
35. Этапы профессионального самоопределения.
36. Противоречия процесса профессионального самоопределения.
37. Место мотивации в сознательном выборе профессии.
38. Комплексы мотивов выбора профессии (интерес, долг, самооценка).
39. Типы мотивации выбора профессии.
40. Классификация методов профориентационной работы.
41. Методы изучения личности молодого человека в целях профориентации.
42. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.
43. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выборупрофессии.
44. Эффективность методов и форм профориентационной работы.
45. Инновационные методы и формы профориентации.
46. Организация профориентационной работы в школе.
47. Основные компоненты профессиональной ориентации.
48. Фазы профессиональной ориентации.
49. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.
50. Методы изучения личности младшего школьника с целью дальнейшей профориентации.
51. Содержание профориентации в средних классах школы.
52. Профориентационная работа со старшеклассниками.
53. Профессиональная направленность учащихся и ее значение для профориентации.
54. Содержание внешкольного и внеурочной профориентационной работы с учащимися разного возраста.
55. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.
56. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.
57. Специфика организации профориентационного исследования.
58. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.
59. Современные особенности организации профориентации обучающихся.
60. Перспективы развития профориентации в современных реалиях.
Задания для практической работы:
1. Составить план-конспект классного часа на тему: «Мой профессиональный выбор»
2. Провести диагностику профессиональных интересов подростка.
Темы письменных сообщений
1. Основные методы профориентации.
2. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением.
3. Возрастные особенности профессионального самоопределения.
4. Основные этапы развития субъекта труда.
5. Кризисы профессионального становления.
6. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
7. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой и в индивидуальной профконсультации.
8. Цели и задачи профориентационной работы.
9. Типология проблем в выборе профессий.
10. Планирование и организация профориентационной работы в школе.
11. Основы профессиональной ориентации.
13. Функции профессиональной ориентации.
14. Компоненты профессиональной ориентации.
15. Профессиональное просвещение.
16. Компоненты модели профессионального самоопределения образ «Я»-анализпрофессии - профессиональные пробы.
17. Выбор профессии как социальная проблема.
18. Выбор профессии как экономическая проблема.
19. Выбор профессии как психолого-педагогическая проблема.
20. Выбор профессии как физиологическая проблема.
21. Факторы, влияющие на процесс выбора личностью будущей профессии.
22. Характеристика ситуаций выбора личностью будущей профессии.
23. Ошибки и затруднения при выборе личностью будущей профессии.
24. Мотивация при выборе профессионального самоопределения.
25. Учет интересов и склонностей при выборе профессии.
26. Методы изучения личности в целях профориентации.
27. Цель и задача в каждом возрастном этапе.
28. Диагностика в возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в целяхпрофориентации.
29. Организация профориентационной работы.
30. Планирование профориентационной работы.
31. Взаимосвязь теоретических положений японской и отечественной профориентации.32. Зарубежные и отечественные теоретические положения профессиональной ориентации и самоопределения молодежи; общие и отличительные параметры.
33. Проблема профессиональных предпочтений старшеклассников отдельных школг. Благовещенска и Амурской области.
34. Система диагностических методик для профессиональных консультаций различного типа для подростков.
35. Сущность и содержание Концепции профильного обучения на старшем этапеобщего образования.
36. Теории современной профориентации и профессионального самоопределения(С.Фукуяма, С.Чистякова, Н. Пряжников, Е. Климов).
37. Исследовательский подход к профориентации. Особенности и логика профориентационного исследования.
38. Профориентационная помощь учащимся в условиях современного образования: цели, задачи, содержание, методы, стратегии.
39. Проблемы престижности и востребованности профессий на региональном рынкетруда. Профессиональные предпочтения молодежи Амурской области.
40. Проблема занятости населения в системе профориентации: особенности и тенденции развития в современных социально-экономических условиях.
41. Деятельностный, интерактивный характер современных форм профориентационной работы.
42. Традиционная и современная профориентация: сравнительный анализ целей, содержания, методов и форм.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).
Методические указания к экзамену
Экзамен является контрольным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.