2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Лабораторные
8
8
8
8
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
83
83
83
83
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., Доцент, Хуснутдинова Р.Р. _________________
 
 
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Р.М.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование компетенций у обучающихся в области профориентационной работы со школьниками и практической готовности к осуществлению профессиональных психолого-педагогических функций в сфере профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть содержание теоретических основ профессионального самоопределения и профессионального развития учащихся с ОВЗ;
1.4
сформировать базовую систему научных знаний об организации профориентационной работы в школе с учащимися с ОВЗ.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по модулю 6
2.1.2
Логопедическая ритмика
2.1.3
Логопедические технологии
2.1.4
Логопедия (Ринолалия)
2.1.5
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.1.6
Онтогенез речевой деятельности
2.1.7
Планирование логопедической работы
2.1.8
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.9
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.11
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.12
Возрастная психология
2.1.13
Логопедия (Дизартрия)
2.1.14
Логопедия (Нарушения голоса)
2.1.15
Общая психология
2.1.16
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.17
Социальная психология
2.1.18
Специальная психология
2.1.19
Теории обучения и воспитания
2.1.20
Формы логопедической работы
2.1.21
Коммуникативный практикум
2.1.22
Литература с основами литературоведения
2.1.23
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.24
Логопедия (Дислалия)
2.1.25
Общая педагогика
2.1.26
Противодействие коррупции
2.1.27
Психолого-педагогический практикум
2.1.28
Современный русский язык
2.1.29
Социальная педагогика
2.1.30
Специальная педагогика
2.1.31
татарская литература
2.1.32
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.33
татарская литература
2.1.34
Психолого-педагогический практикум
2.1.35
Онтогенез речевой деятельности
2.1.36
Коммуникативный практикум
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.2
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.3
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.6
Специальная методика преподавания математики
2.2.7
Артпедагогические технологии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения.
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения.
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья,  для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
проектировать  психолого-педагогическое сопровождение  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
навыками проектирования мероприятий психолого-педагогического сопровождения  образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
 
 
ПК-2: готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов коррекционного обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса   
 
основные методы логопедического воздействия и принципы подбора дидактических материалов для применения в работе с детьми с речевыми нарушениями
 
Формы и систему организации психолого-логопедического воздействия в образовательной организации; 
 
 
Уметь:
 
Обоснованно отбирать методические и технические средства для педагогической деятельности 
 
Подбирать дидактические материалы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе для детей с речевыми нарушениям с учетом их возрастных особенностей.   
 
Организовывать коррекционно-развивающую среду, в том числе дидактические и технические средства, применяемую в различных формах педагогического воздействия.  
 
 
Владеть:
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Основными методиками психолого-логопедического воздействия с применением коррекционно-развивающей образовательной среды
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам;

различными способами использования коррекционно-развивающей образовательной среды

 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат;
 
 
 
ПК-7: готов к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
 
Знать:
 
особенности взаимодействия с ближайшим заинтересованным окружением лиц с ОВЗ
 
использовать психолого-педагогические средства во взаимодействии с ближайшим окружением лиц с ОВЗ
 
особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ.
 
 
Уметь:
 
Проводить педагогическую диагностику особенностей семейного воспитания и особенностей взаимодействия ребенка с ОВЗ с ближайшим окружением
 
Использовать различные средства коммуникации в разных видах профессиональной деятельности, координировать деятельность социальных партнеров
 
Выстраивать и реализовывать план работы с ближайшим окружением обучающегося с ОВЗ 
 
 
Владеть:
 
способами планирования психолого-педагогического сопровождения
 
способами взаимодействия с родителями и заинтересованным окружением детей с ОВЗ по вопросам развития и коррекции
 
методами педагогического консультирования семей и представителей ближайшего социального окружения лиц с нарушениями речи.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современную структуру и тенденции развития профессий, а также закономерности профессионального самоопределения личности с ОВЗ;
3.1.2
основные психологические закономерности профессионального становления личности;
3.1.3
психологическую характеристику личности на разных этапах профессионального становления;
3.1.4
основные психологические закономерности овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионально важных качеств личности;
3.1.5
основные парадигмы и теории профессионального образования;
3.1.6
ведущие принципы профессионального образования;
3.1.7
основные технологии профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых;
3.1.8
психологические основы педагогического взаимодействия субъекто-профессионального образования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания по основам профориентологии для организации системы профориентации в школьной  образовательной среде с учащимися с ОВЗ;
3.2.2
проектировать содержание профессионального образования на разных его ступенях;
3.2.3
психологически обоснованно осуществлять выбор технологий обучения, воспитания и развития обучаемых;
3.2.4
использовать активные методы при решении практических задач профессиональной деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками подбора технологий профессионального информирования и первичной психологической помощи клиенту при выборе  пути профессионального  развития ;
3.3.2
навыки проведения диагностики учебно-познавательных и профессиональных способностей обучаемых с ОВЗ;
3.3.3
навыки проведения психологического анализа профессионально-образовательного процесса, навыки использования и составления профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками самостоятельного использования методов активного обучения в реальных сит
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
1.1
Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора професии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.2
Профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.3
Планирование и организация профориентационной работы в школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.4
Профинформирование, профконсультация, профотбор и психологическая поддержка как направления профориентационной деятельности  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
1.5
Виды профессиональных консультаций: ранняя (детская), школьная, профконсультация родителей, учителей и подростков, помощь в профессиональном самоопределении инвалидам, ретроспективная профконсультация учащихся с ОВЗ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
1.6
Взаимодействие психолога с социальным педагогом, работниками кадровых служб, центров занятости населения с целью оптимальной организации профориентационной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ

 
2.1
Предпосылки и становление профессионального самоопределния учащихся с ОВЗ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.2
Основные варианты и фазы развития профессионала  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
2.3
Профориентационная работа на разных возрастын этапах развития школьника с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

7
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
2.4
Типы и задачи профессиональных консультаций в зависимости от образовательно-возрастных характеристик учащихся с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 3. Основные методы и формы профориентационной работы с учащимися с ОВЗ

 
3.1
Методы и формы профориентационной работы с учащимися с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
3.2
Методы профориентационной работы со школьниками с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
3.3
Формы профориентационной работы (профконсультационная беседа, профориентационные игра, групповые формы работы и т.д.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.4
Задачи профориентационной работы со школьниками с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
3.5
Возможности и ограничения различных форм профориентационной работы: лекций, лекций-обсуждений, дискуссий, групповых обсуждений, дискуссий, разыгрываний ситуаций, профориентационных игр /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
3.6
Метод наблюдения, метод убеждения, метод психологического информирования, метод художественных аналогий, метод мини-тренинга /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 4. Профинформирование как технология профориентационной деятельности 

 
4.1
Классификации профессий и их использование в целях практической профконсультации с учащимися с ОВЗ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
4.2
Профессиография. Профессиограмма. Психограмма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
4.3
Диагностические аспекты профориентационного консультирования учащихся с ОВЗ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
4.4
Психологическое профессиоведение учащихся с ОВЗ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
4.5
Методы решения информационно-справочных, информационно-поисковых и просветительских задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
4.6
Профессиональная реклама и агитация, средства массовой информации, экскурсии и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ОПК-4 ПК-7
4
0
 
4.7
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
ОПК-4 ПК-2 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Соотношение понятий: «профориентация», профконсультация», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональный выбор».

2. Типы и уровни профессионального самоопределения.

3. Основные методы профориентации.

4. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

5. Предпрофильная и профильная ориентация школьников.

6. Основные фазы развития профессионала.

7. Кризисы профессионального становления личности.

8. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой и в индивидуальной профконсультации.

9. Цели и задачи профориентационной работы.

10. Типология проблем в выборе профессий.

11. Известные персоналии в истории развития профориентации.

12. Факторы выбора профессии человеком и их особенности.

13. Профессиология и профессиография.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
14. Профессиограмма.

15. Общая характеристика системы профессиональной ориентации молодежи.

16. Профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда, профессиональнаяагитация).

17. Характеристика профессиональной консультации.

18. Виды профессиональных консультаций.

19. Этапы проведения профессиональной консультации.

20. Профессиональный подбор и профессиональный отбор.

21. Профессиональная психодиагностика, принципы проведения профессиональной психодиагностики.

22. Профессиональная адаптация.

23. Профессиональная активизация и профессиональное воспитание.

24. Недостатки системы профессиональной информации.

25. Недостатки организации профориентационной работы в современном обществе.

26. Трудности профориентационной работы в школе.

27. Готовность к сознательному выбору профессии как предпосылка профессионального самоопределения.

28. Компоненты готовности к выбору профессии.

29. Суть профессионального самоопределения, его задачи.

30. Профессиональное самоопределение как социальная проблема.

31. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.

32. Педагогическое руководство профессиональным самоопределение.

33. Профессиональное самоопределение как элемент систем социального и жизненного самоопределения.

34. Показатели сформированного профессионального самоопределения.

35. Этапы профессионального самоопределения.

36. Противоречия процесса профессионального самоопределения.

37. Место мотивации в сознательном выборе профессии.

38. Комплексы мотивов выбора профессии (интерес, долг, самооценка).

39. Типы мотивации выбора профессии.

40. Классификация методов профориентационной работы.

41. Методы изучения личности молодого человека в целях профориентации.

42. Формы и методы ознакомительной профориентационной работы.

43. Формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность молодежи по подготовке к выборупрофессии.

44. Эффективность методов и форм профориентационной работы.

45. Инновационные методы и формы профориентации.

46. Организация профориентационной работы в школе.

47. Основные компоненты профессиональной ориентации.

48. Фазы профессиональной ориентации.

49. Особенности профориентационной работы с младшими школьниками.

50. Методы изучения личности младшего школьника с целью дальнейшей профориентации.

51. Содержание профориентации в средних классах школы.

52. Профориентационная работа со старшеклассниками.

53. Профессиональная направленность учащихся и ее значение для профориентации.

54. Содержание внешкольного и внеурочной профориентационной работы с учащимися разного возраста.

55. Основные организационные принципы и варианты профориентационной работы.

56. Организация взаимодействия профконсультанта с другими специалистами сферы образования.

57. Специфика организации профориентационного исследования.

58. Профориентация как ключевой элемент государственной кадровой политики.

59. Современные особенности организации профориентации обучающихся.

60. Перспективы развития профориентации в современных реалиях.

Задания для практической работы:

1. Составить план-конспект классного часа на тему: «Мой профессиональный выбор»

2. Провести диагностику профессиональных интересов подростка.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Основные методы профориентации.

2. Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением.

3. Возрастные особенности профессионального самоопределения.

4. Основные этапы развития субъекта труда.

5. Кризисы профессионального становления.

6. Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

7. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой и в индивидуальной профконсультации.

8. Цели и задачи профориентационной работы.

9. Типология проблем в выборе профессий.

10. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

11. Основы профессиональной ориентации.

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
12. Принципы профессиональной ориентации.

13. Функции профессиональной ориентации.

14. Компоненты профессиональной ориентации.

15. Профессиональное просвещение.

16. Компоненты модели профессионального самоопределения образ «Я»-анализпрофессии - профессиональные пробы.

17. Выбор профессии как социальная проблема.

18. Выбор профессии как экономическая проблема.

19. Выбор профессии как психолого-педагогическая проблема.

20. Выбор профессии как физиологическая проблема.

21. Факторы, влияющие на процесс выбора личностью будущей профессии.

22. Характеристика ситуаций выбора личностью будущей профессии.

23. Ошибки и затруднения при выборе личностью будущей профессии.

24. Мотивация при выборе профессионального самоопределения.

25. Учет интересов и склонностей при выборе профессии.

26. Методы изучения личности в целях профориентации.

27. Цель и задача в каждом возрастном этапе.

28. Диагностика в возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в целяхпрофориентации.

29. Организация профориентационной работы.

30. Планирование профориентационной работы.

31. Взаимосвязь теоретических положений японской и отечественной профориентации.32. Зарубежные и отечественные теоретические положения профессиональной ориентации и самоопределения молодежи; общие и отличительные параметры.

33. Проблема профессиональных предпочтений старшеклассников отдельных школг. Благовещенска и Амурской области.

34. Система диагностических методик для профессиональных консультаций различного типа для подростков.

35. Сущность и содержание Концепции профильного обучения на старшем этапеобщего образования.

36. Теории современной профориентации и профессионального самоопределения(С.Фукуяма, С.Чистякова, Н. Пряжников, Е. Климов).

37. Исследовательский подход к профориентации. Особенности и логика профориентационного исследования.

38. Профориентационная помощь учащимся в условиях современного образования: цели, задачи, содержание, методы, стратегии.

39. Проблемы престижности и востребованности профессий на региональном рынкетруда. Профессиональные предпочтения молодежи Амурской области.

40. Проблема занятости населения в системе профориентации: особенности и тенденции развития в современных социально-экономических условиях.

41. Деятельностный, интерактивный характер современных форм профориентационной работы.

42. Традиционная и современная профориентация: сравнительный анализ целей, содержания, методов и форм.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Степанов В.Г.
Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Степанов В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2017.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36505.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебник
М.: Академический Проект, 2017
 
Л1.2
Зеер, Э.Ф.
Психология профессий [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Зеер Э.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36853.html.
Москва: Академический Проект, Фонд «Мир», 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахмедова, Э.М.
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся [Электронный ресурс]: практикум/ — Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83217.html.— ЭБС «IPRbooks»: практикум
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018
 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А. А. Галиакберова, Н. Г. Хакимова, Р. Р. Хуснутдинова 
Основы профориентологии (дошкольный возраст) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. А. Галиакберова, Н. Г. Хакимова, Р. Р. Хуснутдинова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 101 с. - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./основы профориентологии_учебно-методическое пособие.pdf  
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональное выгорание и вторичный травматический стресс. - Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=j08Z99FNqXs
 
Э2
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся http://www.iprbookshop.ru/83217.html
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

 
стр. 12
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамен является контрольным этапом  изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний  обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения экзамена  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.