Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Основные концепции развития детского коллектива. Социально- психологические процессы в первично- организованной группе. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа и действия вожатого. /Лек/
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Ролевая игра «Конфликт». Стратегии и методы разрешения конфликта. /Пр/
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Методика проведения входной, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и детского коллектива в учреждении детского летнего отдыха. /Ср/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Логика, формы и содержание лагерной смены. Особенности организационного, основного и заключительных этапов смены. /Пр/
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище. Разработка сценария творческого мероприятия. /Ср/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Понятие «коллективное творческое дело».
/Ср/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
- массовые игры (игры на знакомство, игры в автобусе, игры-кричалки, игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой, спортивные игры)
- интеллектуальные игры
- творческие игры
- игры на местности
- имитационные игры
- сюжетно-ролевые игры. /Ср/
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Понятие «экстремальная ситуация». Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них: пожар, ДТП, гроза, ураган, потеря ребенка во время прогулки, в отряде, «ЧП» во время купания, самовольный выход детей за пределы лагеря, конфликт с местной молодежью, резкое ухудшение здоровья
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Различные подходы к определению понятия «детский оздоровительный лагерь» в нормативно-правовых актах.
2. Типы и виды учреждений летнего отдыха детей.
3. Функциональные обязанности воспитателя, вожатого, педагога-организатора.
4. Профессиональный стандарт вожатого.
5. Нормативные документы регламентирующие деятельность вожатого.
6. Профессиональные и личностные качества вожатого.
7. Основные задачи и направления деятельности вожатого.
8. Виды и требования к педагогической документации вожатого.
9. Признаки временного детского коллектива.
10. Этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.
11. Характеристика социально-психологических процессов в первично-организованной группе.
12. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.
13. Режим дня лагеря.
14. Особенности организации режимных моментов в лагере.
15. Формы воспитательной работы с детьми в детском оздоровительном лагере.
16. Планирование воспитательной работы с детьми в детском лагере.
18. Правила проведения экскурсий и выездных мероприятий.
19. Правила организации и проведения походов.
20. Правила проведения купания детей. Правила пользования плавсредствами.
21. Экстремальные ситуации в детском лагере и действия педагога в них.
22. Комплексная организация лагерной смены.
23. Особенности организационного периода лагерной смены.
24. Особенности основного периода в деятельности вожатого.
25. Особенности подготовительного в деятельности вожатого.
26. Особенности постлагерного периода в деятельности вожатого.
27. Особенности заключительного периода в деятельности вожатого.
28. Организация системы чередования творческих поручений в отряде.
29. Особенности формирования и развития временного детского коллектива в лагере.
30. Организация самоуправления в отряде. Выборы актива лагеря.
31. Организация самоуправления в лагере. Выборы актива отряда.
32. Система стимулирования деятельности детей в детском лагере.
33. Особенности организации работы педагога летнего лагеря с родителями .
34. Отрядный уголок: понятие, содержание, основные правила оформления.
35. Виды конфликтов в детском лагере.
36. Правила бесконфликтного поведения в отряде.
37. Виды общения педагога в детском лагере.
38. Стили взаимодействия вожатого с отрядом.
39. Понятие «коллективное творческое дело» (КТД) в лагере.
40. Цели коллективно-творческих дел.
41. Виды КТД и особенности его организации.
42. Основные этапы подготовки КТД: планирование, пропаганда идеи, повышение интереса, подведение итогов, ближайшее последействие.
43. Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище.
44. Режиссура праздника. Разработка сценария.
45. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника.
46. Конструирование конкурсных программ в лагере.
47. Понятие «игра». Роль игры в формировании личности ребенка.
48. Структура игры. Конструирование игры.
49. Различные виды игр и особенности их проведения для младшего школьного возраста.
50. Цели и содержание диагностики личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере.
51. Входная диагностика личности ребенка в лагере.
52. Текущая диагностика ребенка и отряда в лагере.
53. Итоговая диагностика личности ребенка в лагере.
54. Понятие «программа детского лагеря». Типы программ.
55. Структура программы. Требования к содержанию разделов программы.
56. Требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей.
57. Методика проведения тренинга для вожатых.
58. Тренинг коммуникативной компетентности для вожатых.
59. Тренинг командного взаимодействия для вожатых.
60. Тренинг конструктивного разрешения конфликтов.
Примерная темакика письменных работ
1. Опишите особенности подготовительного и постлагерного периодов лагерной смены.
2. Раскройте содержание организационного, основного и заключительного периодов лагерной смены. Предложите формы воспитательной работы с детьми в каждый из периодов.
3. Составьте словарь основных понятий по разделу «Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и подростков и деятельности педагога в учреждении детского отдыха»
4. Дайте определение и охарактеризуйте виды экстремальных ситуаций.
5. Охарактеризуйте социальные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.
6. Охарактеризуйте внутриличностные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.
7. Составьте памятки для детей и подростков: • «Как вести себя в лесу»; • «Что делать, если начался пожар»; • «Что делать, если в лагере посторонние люди»; • «Если у вас плохое настроение».
8. Опишите этапы планирования воспитательной работы в лагере.
9. Перечислите требования к плану-сетке работы отряда на лагерную смену.
10. Охарактеризуйте возможные позиции вожатого при планировании работы.
11. Составьте план-сетку воспитательной работы с детьми в детском лагере по конкретному направлению программы отдыха и оздоровления.
12. Составьте примерное планирование деятельности вожатого на 2-3 дня в соответствии с разработанным планом работы.
13. Опишите этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.
14. Дайте характеристику социально-психологическим процессам, протекающим в первично-организованной группе.
16. Составьте подборку игр с детьми и подростками на сплочение отрядного коллектива, выявление лидеров, разбивки на микрогруппы.
17. Опишите, как при помощи игры можно стимулировать развитие детского самуправления в отрядном коллективе.
18. Охарактеризуйте методы воспитательной педагогической деятельности.
19. Дайте характеристику форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.
20. Оцените организационно-педагогические возможности различных форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.
21. Раскройте составляющие технологии организации коллективно-творческих дел.
22. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – День рождения лагеря.
23. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – Ажиотаж.
24. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – Остров сокровищ;
25. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – День сказки.
26. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – Синемания.
27. Раскройте особенности организации игровой деятельности с детьми разных возрастов.
28. Составьте подборку и описание игр с детьми и подростками.
29. Раскройте основные принципы построения деятельности по изучению эффективности процесса воспитания в лагере.
30. Сделайте подборку методик для входящей, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и отрядного коллектива в учреждении летнего детского отдыха (на выбор для отряда младшего, подросткового, старшего возраста).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда,
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным работам.
Лабораторная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
В процессе выполнения лабораторной работы обучающийся обучается профессиональной работе с диагностическим методиками, анализу и критическому осмыслению полученных результатов измерения.
Преподаватель учитывает результаты лабораторной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков
по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить
Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.
За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой
логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.