2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Рахматуллина Лэйла Вагизовна _________________
 
 
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель - формирование целостного представления о технологии организации вожатской работы в летних оздоровительных лагерях, понимание структуры и сущности воспитательного процесса с детьми и подростками, умения его проектировать и осуществлять для успешного решения профессиональных задач
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гендерная психология и педагогика
2.1.2
Естественнонаучная картина мира
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
Педагогическая психология
2.1.5
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.6
Социальная педагогика
2.1.7
Анатомия и возрастная физиология
2.1.8
Безопасность жизнедеятельности
2.1.9
Общая психология
2.1.10
Общие основы педагогики
2.1.11
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.12
Психологическая служба в образовании
2.1.13
Психолого-педагогический практикум
2.1.14
Современные теории обучения и воспитания
2.1.15
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.16
Учебная ознакомительная практика
2.1.17
Физическая культура и спорт
2.1.18
Циклические виды спорта
2.1.19
2.1.20
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организационная психология
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.4
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.5
Психология общения
2.2.6
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.7
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.3: Оценивает по заданным критериям соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.5: Демонстрирует приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ОПК-4.3: Выбирает способы сопровождения программы духовно-нравственное воспитания обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
3.1.2
критерии соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций;
3.1.3
способы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3.1.4
приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;
3.1.5
способы осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
3.1.6
способы сопровождения программы духовно-нравственное воспитания обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
3.2.2
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций;
3.2.3
организовать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3.2.4
организовать совместную и индивидуальную деятельность обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;
3.2.5
осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
3.2.6
сопровождать программы духовно-нравственное воспитания обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
3.3.2
навыками оценки заданных критериев соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций;
3.3.3
навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3.3.4
приемами организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;
3.3.5
навыками осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
3.3.6
навыками сопровождения программы духовно-нравственное воспитания обучающихся в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовые основы организации вожатской работы в оздоровительных лагерях

 
1.1
Основные направления государственной социальной политики в сфере организации летнего отдыха детей. Нормативно-правовые акты в сфере летнего отдыха детей и подростков. Детский оздоровительный лагерь в современных условиях. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.2
Правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, правовое, социальное развитие ребенка. Правовое обеспечение необходимых условий жизнедеятельности и развития ребенка в ДОЛ. Конвенция о правах ребенка.  /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
3
0
 
1.3
Сфера деятельности вожатого. Квалификационные требования к вожатым. Функциональные обязанности. Система должностного подчинения. Правовые гарантии социальной защиты. Педагогическая документация вожатого. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы организации вожатской работы в оздоровительных лагерях.

 
2.1
Особенности формирования временного детско-подросткового коллектива.

Основные концепции развития детского коллектива. Социально- психологические процессы в первично- организованной группе. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа и действия вожатого. /Лек/

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
3
0
 
2.2
Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них

Ролевая игра «Конфликт». Стратегии и методы разрешения конфликта. /Пр/

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
3
0
 
2.3
Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и детского коллектива в детском лагере

Методика проведения входной, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и детского коллектива в учреждении детского летнего отдыха. /Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
 
Раздел 3. Методические основы организации вожатской работы в оздоровительных лагерях.

 
3.1
Характеристика комплексной организации смены ДОЛ.

Логика, формы и содержание лагерной смены. Особенности организационного, основного и заключительных этапов смены.  /Пр/

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
3
0
 
3.2
Основные задачи отрядного вожатого. Характеристика кризисов лагерной смены.Принципы и технологические основы планирования. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
3.3
Методика подготовки массовых мероприятий.

Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище. Разработка сценария творческого мероприятия. /Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.4
Режиссура праздника. Разработка сценария. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника. Виды праздника.Разработка плана организационного обеспечения праздника.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
3.5
Технология организации и проведения коллективных творческих дел.

Понятие «коллективное творческое дело».

/Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
3.6
Технология  организации игр и вечернего (отрядного) огонька с детьми и подростками в ДОЛ./Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
3.7
Понятие «игра». Особенности их проведения:

- массовые игры (игры на знакомство, игры в автобусе, игры-кричалки, игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой, спортивные игры)

- интеллектуальные игры

- творческие игры

- игры на местности

- имитационные игры

- сюжетно-ролевые игры. /Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
3
0
 
3.8
Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них.

Понятие «экстремальная ситуация». Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них: пожар, ДТП, гроза, ураган, потеря ребенка во время прогулки, в отряде, «ЧП» во время купания, самовольный выход детей за пределы лагеря, конфликт с местной молодежью, резкое ухудшение здоровья

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
3
0
 
3.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Различные подходы к определению понятия «детский оздоровительный лагерь» в нормативно-правовых актах.

2. Типы и виды учреждений летнего отдыха детей.

3. Функциональные обязанности воспитателя, вожатого, педагога-организатора.

4. Профессиональный стандарт вожатого.

5. Нормативные документы регламентирующие деятельность вожатого.

6. Профессиональные и личностные качества вожатого.

7. Основные задачи и направления деятельности вожатого.

8. Виды и требования к педагогической документации вожатого.

9. Признаки временного детского коллектива.

10. Этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

11. Характеристика социально-психологических процессов  в первично-организованной группе.

12. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.

13. Режим дня лагеря.

14. Особенности организации режимных моментов в лагере.

15. Формы воспитательной работы с детьми в детском оздоровительном лагере.

16. Планирование воспитательной работы с детьми в детском лагере.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
17. Виды планов в работе педагога, требования к их составлению.

18. Правила проведения экскурсий и выездных мероприятий.

19. Правила организации и проведения походов.

20. Правила проведения купания детей. Правила пользования плавсредствами.

21. Экстремальные ситуации в детском лагере и действия педагога в них.

22. Комплексная организация лагерной смены.

23. Особенности организационного периода лагерной смены.

24. Особенности основного периода в деятельности вожатого.

25. Особенности подготовительного в деятельности вожатого.

26. Особенности постлагерного периода в деятельности вожатого.

27. Особенности заключительного периода в деятельности вожатого.

28. Организация системы чередования творческих поручений в отряде.

29. Особенности формирования и развития временного детского коллектива в лагере.

30. Организация самоуправления в отряде. Выборы актива лагеря.

31. Организация самоуправления в лагере. Выборы актива отряда.

32. Система стимулирования деятельности детей в детском лагере.

33. Особенности организации работы педагога летнего лагеря с родителями .

34. Отрядный уголок: понятие, содержание, основные правила оформления.

35. Виды конфликтов в детском лагере.

36. Правила бесконфликтного поведения в отряде.

37. Виды общения педагога в детском лагере.

38. Стили взаимодействия вожатого с отрядом.

39. Понятие «коллективное творческое дело» (КТД) в лагере.

40. Цели  коллективно-творческих дел.

41. Виды КТД и особенности его организации.

42. Основные этапы подготовки КТД: планирование, пропаганда идеи, повышение интереса, подведение итогов, ближайшее последействие.

43. Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище.

44. Режиссура праздника. Разработка сценария.

45. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника.

46. Конструирование конкурсных программ в лагере.

47. Понятие «игра». Роль игры в формировании личности ребенка.

48. Структура игры. Конструирование игры.

49. Различные виды игр и особенности их проведения для младшего школьного возраста.

50. Цели и содержание диагностики личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере.

51. Входная  диагностика личности ребенка в лагере.

52. Текущая  диагностика  ребенка  и  отряда в лагере.

53. Итоговая  диагностика личности ребенка в лагере.

54. Понятие «программа детского лагеря». Типы программ.

55. Структура программы. Требования к содержанию разделов программы.

56. Требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей.

57. Методика проведения тренинга для вожатых.

58. Тренинг коммуникативной компетентности для вожатых.

59. Тренинг командного взаимодействия для вожатых.

60. Тренинг конструктивного разрешения конфликтов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная темакика письменных работ

1. Опишите особенности подготовительного и постлагерного периодов лагерной смены.

2. Раскройте содержание организационного, основного и заключительного периодов лагерной смены. Предложите формы воспитательной работы с детьми в каждый из периодов.

3. Составьте словарь основных понятий по разделу «Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и подростков и деятельности педагога в учреждении детского отдыха»

4. Дайте определение и охарактеризуйте виды экстремальных ситуаций.

5. Охарактеризуйте социальные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.

6. Охарактеризуйте внутриличностные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.

7. Составьте памятки для детей и подростков: • «Как вести себя в лесу»; • «Что делать, если начался пожар»; • «Что делать, если в лагере посторонние люди»; • «Если у вас плохое настроение».

8. Опишите этапы планирования воспитательной работы в лагере.

9. Перечислите требования к плану-сетке работы отряда на лагерную смену.

10. Охарактеризуйте возможные позиции вожатого при планировании работы.

11. Составьте план-сетку воспитательной работы с детьми в детском лагере по конкретному направлению программы отдыха и оздоровления.

12. Составьте примерное планирование деятельности вожатого на 2-3 дня в соответствии с разработанным планом работы.

13. Опишите  этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

14. Дайте характеристику социально-психологическим процессам, протекающим в первично-организованной группе.

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
15. Опишите действия вожатого по формированию сплоченного коллектива.

16. Составьте подборку игр с детьми и подростками на сплочение отрядного коллектива, выявление лидеров, разбивки на микрогруппы.

17. Опишите, как при помощи игры можно стимулировать развитие детского самуправления в отрядном коллективе.

18. Охарактеризуйте методы воспитательной педагогической деятельности.

19. Дайте характеристику форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.

20. Оцените организационно-педагогические возможности различных форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.

21. Раскройте составляющие технологии организации коллективно-творческих дел.

22. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – День рождения лагеря.

23. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – Ажиотаж.

24. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – Остров сокровищ;

25. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – День сказки.

26. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия – Синемания.

27. Раскройте особенности организации игровой деятельности с детьми разных возрастов.

28. Составьте подборку и описание игр с детьми и подростками.

29. Раскройте основные принципы построения деятельности по изучению эффективности процесса воспитания в лагере.

30. Сделайте подборку методик для входящей, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и отрядного коллектива в учреждении летнего детского отдыха (на выбор для отряда младшего, подросткового, старшего возраста).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вайндорф-Сысоева, М. Е.
Организация летнего отдыха детей и подростков : учебное пособие для прикладного бакалавриата: Вайндорф-Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков : учебное пособие для прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 166 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06307-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436488 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Донцов Д.А.
Донцов, Д. А. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Д. А. Донцов, Н. В. Шарафутдинова ; ответственный редактор Д. А. Донцов. —  2019. — 205 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06911-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442046:  учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
Л2.2
Кулаченко, М. П.
Кулаченко, М. П.  Основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15285-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488183 
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гараева, Л. Х. 
Основы педагогической конфликтологии : учебно-методическое пособие / Л. Х. Гараева, Л. В. Рахматуллина, А. А. Мирсаитова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73544.html.
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Мастер-класс для вожатого летнего лагеря (видео)-Режим доступа https://infourok>masterklass
 
Э2
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э4
Презентация: «Профессиональная этика» - URL: http://www.myshared.ru/slide/800126/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным работам.

Лабораторная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе выполнения лабораторной работы обучающийся обучается профессиональной работе с диагностическим методиками, анализу и критическому осмыслению полученных  результатов измерения.

Преподаватель учитывает результаты лабораторной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков

по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить 

 
стр. 11
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой

логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.