2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Методика воспитательной работы со школьниками_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика воспитательной работы со школьниками
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Рахматуллина Лэйла Вагизовна _________________
 
 
Методика воспитательной работы со школьниками
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование компетенций на основе знаний о теории и методике воспитания, основах социальной педагогики, о способах планирования и разработки программ воспитания и  духовно- нравственного  развития в учебной и внеучебной деятельности, программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО (ООО), о способах проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
История (история России, всеобщая история)
2.1.3
Педагогическая психология
2.1.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.5
Социальная педагогика
2.1.6
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.7
Психологическая служба в образовании
2.1.8
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Психология общения
2.2.4
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Совместно с педагогом составляет проект основных и дополнительных образовательных программ, в том числе и индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательных программ с учетом образовательных запросов детей и их родителей
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
 
УК-5.4: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
3.1.2
межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
3.1.3
ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументы обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера;
3.1.4
основные и дополнительные образовательные программы, способы разработки отдельных их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
3.1.5
способы совместного с педагогом составления проекта основных и дополнительных образовательных программ, в том числе и индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательных программ с учетом образовательных запросов детей и их родителей
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.2.1
конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
3.2.2
оценивать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
3.2.3
выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументы обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера;
3.2.4
разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы, способы разработки отдельных их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
3.2.5
составлять совместного с педагогом проекты основных и дополнительных образовательных программ, в том числе и индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательных программ с учетом образовательных запросов детей и их родителей
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции
3.3.2
способами оценки межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
3.3.3
навыками выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; аргументировать, обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера;
3.3.4
навыками разработки основных и дополнительных образовательных программ, способами разработки отдельных их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
3.3.5
навыками составления совместного с педагогом проекта основных и дополнительных образовательных программ, в том числе и индивидуальных образовательных маршрутов освоения образовательных программ с учетом образовательных запросов детей и их родителей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

 
1.1
Целостный образовательный процесс: структура и компоненты  /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
1.2
Понятие о воспитании и воспитательном процессе /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

12
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
1.3
Закономерности и принципы воспитания /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

12
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
 
Раздел 2. Базовые теории воспитания и развития личности.

 
2.1
Отечественные теории воспитания и развития личности. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

4
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
2.2
Зарубежные теории воспитания и развития личности. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

4
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
2.3
Понятие о воспитательных системах /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

4
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
 
Раздел 3. Система форм и методов воспитания.

Педагогическое взаимодействие в воспитании.

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.1
Понятие о формах и методах воспитания.

/Пр/

/Пр/

Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
3.2
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическое общение.

/Ср/

/Ср/

Л1.1Л2.2

Э2 Э3

12
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
 
Раздел 4. Коллектив как объект и субъект воспитания

 
4.1
Понятие об ученическом коллективе как объекте и субъекте воспитания. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э3

12
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
4.2
Этапы развития ученического коллектива /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1

5
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
 
Раздел 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Работа с родителями.

 
5.1
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

/Пр/

/Пр/

Л1.1Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
5.2
Работа с родителями /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

12
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
 
Раздел 6. Организация внеурочной деятельности в школе

 
6.1
Организация внеурочной деятельности в школе /Пр/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

2
3
0
 
6.2
Волонтерство как форма социального  творчества /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.2

Э2 Э3

12
ОПК-2.3 УК-5.4 УК-5.5
3
0
 
6.3
/Экзамен/

9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

2. Понятие о воспитательном процессе.

3. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

4. Готовность младшего школьника к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.

5. Понятие о воспитании  – междисциплинарный подход.

6. Закономерности и принципы воспитания.

7. Принцип природосообразности в воспитании.

8. Принцип культуросообразности  в воспитании.

9. Принцип гуманизма в воспитании.

10. Принцип дифференциации в воспитании.

11. Принцип персонификации в воспитании.

12. Педагогические закономерности воспитания.

13. Психологические закономерности воспитания.

14. Социологические закономерности воспитания.

15. Движущие силы процесса воспитания.

16. Противоречия  и парадоксы воспитания.

17. Функции воспитания в обществе.

18. Общечеловеческое и индивидуальное  в воспитании.

19. Национальное и интернациональное в воспитании.

20. Понятие о цели воспитания.

21. Цели воспитания -  идеальные и реальные.

22. Базовые теории воспитания и развития личности.

23. Отечественные теории воспитания.

24. Теории коллективного воспитания.

25. Теории нравственного воспитания.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
26. Понятие о воспитательных системах.

27. Компоненты воспитательной системы школы.

28. ФГОС как содержательная и методическая основа воспитания.

29. Личностные результаты воспитания школьника.

30. Социальная ситуация развития школьника.

31. Содержания воспитания – отбор по направлениям

32. Содержания воспитания – отбор по видам деятельности,

33. Содержания воспитания – отбор по элементам базовой культуры личности.

34. Духовное развитие личности школьника.

35. Педагогические проблемы становления мировоззрения младшего школьника.

36. Система форм и методов воспитания.

37. Методы воспитания по формированию сознания учащихся: рассказ, разъяснение, беседа.

38. Методы организации деятельности обучающихся.

39. Методы стимулирования.

40. Условия эффективности применения методов воспитания.

41. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

42. Психолого-педагогические основы взаимодействия с обучающимися.

43. Коллектив как объект и субъект воспитания.

44. Ученический коллектив как объект и субъект воспитательного процесса.

45. Структура коллектива.

46. Этапы развития коллектива.

47. Методика формирования коллектива.

48. Педагогические условия становления коллектива в младшем школьном возрасте

49. Содержание современных технологий воспитания.

50. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

51. Виды и формы организации классного часа и внеклассных воспитательных мероприятий.

52. Методика проведения классного часа.

53. Работа с родителями.

54. Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями  школьников.

55. Методика проведения родительского собрания.

56. Организация внеурочной деятельности в школе.

57. Методика проведения внеурочных занятий.

58. Умственное воспитание и познавательная деятельность  школьников.

59. Нравственное воспитание и общественно-полезная деятельность школьников.

60. Роль педагога в воспитании школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ

1. Раскрыть предмет, цель, задачи «Методики воспитания школьников» как дисциплины.

2. Охарактеризовать воспитание как процесс интериоризации социокультурного опыта.

3. Обосновать цели воспитания.

4. Раскрыть цель и задачи воспитания на современном этапе.

5. Раскрыть понятие закономерностей и принципов воспитания.

6. Дать характеристику принципам воспитания: природосообразности, культуросообразности, гуманизма.

7. Раскрыть понятие содержания воспитания.

8. Дать характеристику различным подходам к отбору содержания воспитания

9. Характеристика различных воспитательных систем

10. Дать понятие мировоззрения, возрастные возможности овладения мировоззрением, основные пути и средства становления мировоззрения.

11. Раскрыть понятие, сущность, задачи, содержание, пути осуществления нравственного воспитания.

12. Физическое воспитание личности: раскрыть понятие, задачи, содержание, пути воспитания.

13. Здоровый образ жизни школьника.

14. Трудовое воспитание: раскрыть понятие, задачи, содержание и условия реализации трудового воспитания.

15. Профориентации и профессионального самоопределения личности школьника.

16. Экологическое воспитание младших школьников: задачи, содержание, пути формирования экологической культуры младшего школьника.

17. Особенности умственного воспитания младших школьников: задачи, содержание, формы.

18. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности в младшем школьном возрасте.

19. Раскрыть сущность методов, приемов, средств воспитания, их структуру, задачи, признаки, условия оптимального выбора методов воспитания, различные подходы к их классификации.

20. Раскрыть содержание методов воспитания по формированию сознания учащихся: рассказ, разъяснение, беседа, условия эффективности их применения.

21. Дать характеристику методам воспитания по формированию опыта поведения и деятельности: упражнение, приучение, требование, поручение, методика их применения.

22. Раскрыть сущность методов стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание, методику их применения.

23. Раскрыть принципы планирования воспитательной работы в начальной школе, структуру плана, его содержание, 

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
требования.

24. Ученический коллектив: раскрыть понятие, сущность, структуру, функции, стадии развития.

25. Раскрыть технологию организации коллективной творческой деятельности детей, ее основные компоненты, дать характеристику.

26. Раскрыть взаимосвязь семьи и школы, функции современной семьи. Содержание и формы работы с семьей, родительское собрание, технология его подготовки и проведения.

27. Дать характеристику критериям эффективности воспитания школьников и воспитательного процесса.

28. Раскрыть сущность диагностики воспитательной деятельности, ее задачи, функции, виды.

29. Раскрыть понятие технологии педагогического процесса: существенные признаки, структура

30. Раскрыть методику воспитания патриотизма  школьников.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бахтигулова, Л. Б.  
Методика воспитательной работы: Бахтигулова, Л. Б.  Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495351
Москва : Издательство Юрай, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Старикова, Л. Д. 
История педагогики и философия образования : учебник и практикум для вузов / Л. Д. Старикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 435 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-02886-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434154 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт., 2019
 
Л2.2
Землянская, Е. Н.  
Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. : Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12059-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450191
Издательство Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Классный руководитель. Видеолекция. - URL: blob: https://www.youtube.com/ff5a461e-f000-43fe-9d3c- 69c13f34d17c
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Методические указания к экзамену.

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену.во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку к к экзамену.. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к экзамену. начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзаменобучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета (экзамена).

За отведенное на зачете(экзамене) время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.