2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Конфликтология_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Конфликтология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Рахматуллина Лэйла Вагизовна _________________
 
 
Конфликтология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель- формирование у обучающихся системы представлений об общей теории  конфликтологии, типах и видах конфликтов, о содержании, функциях и стилях конфликтного взаимодействияв системе начального и основного общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Естественнонаучная картина мира
2.1.2
История психологии
2.1.3
Социальная психология
2.1.4
История педагогики и образования
2.1.5
Общая психология
2.1.6
Общие основы педагогики
2.1.7
Психолого-педагогический практикум
2.1.8
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.2
Организационная психология
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.5
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.6
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.7
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.8
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.12
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.2: Демонстрирует умения вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.6: Аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
УК-1.7: Определяет практические последствия предложенного решения задачи
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Демонстрирует владение приемами и техниками психической саморегуляции, владения собой и своими ресурсами
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Способы осуществления и поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач; аргументы для формирования собственного суждения и оценки информации, принимая обоснованное решение; практические последствия предложенного решения задачи;
3.1.2
Способы управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; приемы и техники психической саморегуляции, владения собой и своими ресурсами;
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.1.3
Способы вступления в контакт и развития конструктивных отношений с разными субъектами образовательных отношений, разрешения конфликтов и противоречий в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критической оценки обратной связи от субъектов образовательных отношений.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Определять практические последствия предложенного решения задачи, аргументировать собственные суждения и оценку информации, принимать обоснованное решение;
3.2.2
Управлять своим временем, выстраивать и реализовать траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; использовать приемы и техники психической саморегуляции, владеть собой и своими ресурсами;
3.2.3
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию  психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Способами  определения практических  последствий предложенного решения задачи, аргументируя собственные суждения и оценку информации, принимая обоснованное решение;
3.3.2
Навыками управления своим временем, выстраивания и реализации траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни навыками демонстрации приемов и техники психической саморегуляции, владения собой и своими ресурсами;
3.3.3
Способами взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ навыками вступления в контакт и развития конструктивных отношений с разными субъектами образовательных отношений, навыками разрешения конфликтов и противоречий в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критической оценки обратной связи от субъектов образовательных отношений.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Исторические предпосылки развития конфликтологии.

 
1.1
Методологические основы конфликтологии  /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
1.2
Этапы становления конфликтологии  /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.2
3
0
 
1.3
Теоретико-методологические основы конфликтологии /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
 
Раздел 2. Конфликты в различных сферах общественной жизни.

 
2.1
Конфликты в обществе: социальные и профессиональные. Семейные конфликты. /Лек/ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
2.2
Причины возникновения конфликтов /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.2
3
0
 
2.3
Экономические, политические, этнические, религиозные конфликты. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
 
Раздел 3. Конфликты в социально- педагогическом процессе

 
3.1
Педагогические конфликты /Пр/ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.2 УК-6.3
3
0
 
3.2
Деятельность учителя в разрешении педагогических конфликтов  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

16
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7
3
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Межличностные и групповые конфликты в образовательных организациях

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
4.1
Уровни развития межличностных конфликтов: конфронтация, ссора, скандал.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
4.2
Психологические признаки межличностных конфликтов /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
 
Раздел 5. Конфликты с учащимися. Стратегии и тактики взаимодействия с «трудными» учащимися. Профилактика конфликтов в учебной группе

 
5.1
Особенности конфликтов с учащимися. Типология и причины конфликтов.  /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
5.2
Стратегии и тактики взаимодействия с «трудными» учащимися. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

11
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
5.3
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

9
ОПК-7.2 УК-1.6 УК-1.7 УК-6.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1.Представление о конфликтах в теориях К.Маркса и Г.Зиммеля.

2.Теории конфликта Р.Дарендрофа и Л.Козера.

3.Конфликт в психоаналитических теориях З.Фрейда.

4. Конфликт в психоаналитических К.Хорни

5. Конфликт в психоаналитических А.Адлера

6.Конфликт в психоаналитических Э.Эриксона

7.Конфликт в психоаналитических К.Левина.

8.Конфликт как когнитивный феномен Л.Фестингера

9.Ситуационный подход к изучению конфликта  М.Дойча

10.Ситуационный подход к изучению конфликта М.Шерифа.

11. Психология конфликта: сущность, его основные характеристики.

12..Классификация конфликтов.

13. Причины конфликтов.

14. Типология конфликтных личностей.

15.Структура конфликта.

16. Психологические составляющие конфликта (мотивы, цели, интересы, потребности).

17.Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

18.Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов.

19.Объективные и социально-психологические условия профилактики конфликтов.

20.Технология предупреждения конфликтов.

21.Методы психокоррекции конфликтного поведения.

22.Предупреждение конфликтов и стресс.

23.Семейные конфликты: причины, условия, способы предупреждения.

24.Вертикальные конфликты: причины, предупреждение, способы разрешения.

25. Конфликты по горизонтали: причины, предупреждение, способы разрешения.

26.Педагогический конфликт в школе.

27. Дидактические конфликты.

28. Этические конфликты.

29. Конфликты отношений.

30..Внутриличностные конфликты: виды, генезис, последствия.

31.Механизмы психологической защиты как способ предупреждения внутриличностных конфликтов.

32. Суицидальное поведение, его психокоррекция.

33. .Межличностные конфликты. Общая характеристика.

34..Условия, факторы и конструктивное разрешение конфликтов.

35.Стратегии и способы разрешения конфликтов.

36.Участие третьей стороны в урегулировании педагогических конфликтов.

37.Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов.

38.Переговоры как способ разрешения конфликтов.

39.Этапы и фазы динамики конфликтов.

40.Эскалация конфликтов.

41.Особенности восприятия конфликтной ситуации.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
42.Потери и искажения информации при общении оппонентов.

43.Категориальный аппарат конфликтологии.

44. Роль педагога-психолога в решении педагогических конфликтов.

45..Стратегии взаимодействия в конфликте К.Томаса.

46. Конфликты в образовании.

47. Специфика конфликта на разных уровнях образования.

48.Конфликты в начальной школе.

49. Конфликты в основной школе.

50. Конфликты в студенческой среде.

51. Этноконфликтология. Причины и способы разрешения..

52. Политическая конфликтология. Причины и способы разрешения

53. Управленческая конфликтология. Причины и способы разрешения.

54. Этапы развития конфликтологии.

55. Интситуциализация конфликтологии.

56. История развития конфликтологии.

57. Развитие конфликтологии в России.

58. Предмет и методы конфликтологии

59. Конфликт как социально-педагогическое явление.

60. Междисциплинарный подход к проблеме конфликта.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерные темы письменных работ:

1.Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2.Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

3.Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.

4.Проблема конфликта в философии Нового времени.

5.Проблема конфликта в классической немецкой философии.

6.Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

7.Современные проблемы развития конфликтологии.

8.Этапы возникновения и развития конфликта: зарождение, инцидент, завершение конфликта.

9.Модель развития конфликта А.Анцупова, А.Шипилова.

10.Модель фаз конфликта А.Здравомыслова.

11.Теория симметричного схизмогенеза Г.Бейтсон.

12.Теория эволюционной эпистемологии Г.Вольмер, К.Лоренц.

13.Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)

14.Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

15.Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961)

16.Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)

17.Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)

18.Типология межличностных конфликтов.

19.Технологии бесконфликтного общения.

20.Гендерные аспекты межличностных конфликтов.

21.Сущность конфликта и его причины.

22.Личностные и психологические причины конфликтов.

23.Конфликты в условиях учебной деятельности.

24.Условия и способы предупреждения школьных конфликтов.

25.Роль учителя в разрешении педагогических конфликтов.

26.Синдром « эмоционального выгорания» педагога.

27.Профессиональная деформация личности педагога.

28.Идеи М.П.Фоллет по разрешению конфликтов.

29.Силовые методы разрешения конфликтов П.Карневал, Д.Пруит.

30.Становление переговорной практики Р.Фишер, У.Юри, Дж. Рубина.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Чернова, Г. Р.
Чернова, Г. Р. Конфликтология : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, А. А. Беляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-08423-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/42500.:  учеб. пособие для бакалавриата и специалитета 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Охременко, И. В.
Охременко, И. В. Конфликтология : учеб. пособие для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05147-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438916.: учеб. пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Леонов, Н. И.  
Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-09672-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428322 : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гараева, Л. Х. 
Основы педагогической конфликтологии : учебно-методическое пособие / Л. Х. Гараева, Л. В. Рахматуллина, А. А. Мирсаитова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017. — 67 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73544.html.
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт конфликтологов- URL:  http://www.conflictology.com/ 
 
Э2
персональный сайт Анцупова А.Я.- Конфликтология - Все о конфликтах -  URL:  http://conflict.team>conflict
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Ономожет быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков

по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету и экзамену.

Зачеты (экзамены), как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту(экзамену)обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся

получить дополнительно новые знания.

Во время подготовки к зачёту(экзамену) обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту )экзамену)во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету (экзамену)начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета (экзамена).

За отведенное на зачете (экзамене)время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освление дисциплины осуществляеися с применением электронного обучения и дистаннционных образовательных технологий.