2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Организация дополнительного образования (по первому профилю) _Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)    
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
34
34
34
34
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Гумеров Р.А. _________________
 
 
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)    
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков работы в области общего и дополнительного образования по физической культуре.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
становление профессиональной культуры бакалавра в области общего и дополнительного образования по физической культуре.
1.4
развитие интереса к практической воспитательной деятельности в области общего и дополнительного образования по физической культуре.
1.5
приобретение практических навыков, необходимых для работы в учреждениях общего и дополнительного образования по физической культуре.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Внеучебная деятельность по БЖ     
2.1.2
Методика обучения  физической культуры   
2.1.3
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.4
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.5
Социология
2.1.6
Иностранный язык
2.1.7
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Оценка уровня здоровья
2.1.9
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.10
Русский язык и культура речи
2.1.11
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.12
Учебная ознакомительная практика
2.1.13
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.14
Учебная ознакомительная практика
2.1.15
Учебная ознакомительная практика
2.1.16
Оценка уровня здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Валеология
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
пути реализации, личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения саморазвития.
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.1.2
основные структурные и содержательные компоненты основных и дополнительных образовательных программ.
3.1.3
основы планирования и организации деятельности в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели.
3.2.2
проектировать и реализовывать внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному направлению согласно содержанию основных и дополнительных образовательных программ.
3.2.3
разрабатывать дополнительные образовательные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом создания индивидуальной траектории саморазвития при получении основного и дополнительного образования.
3.3.2
опытом проектирования и реализации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению согласно содержанию основных и дополнительных образовательных программ.
3.3.3
опытом разработки дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, навыками разработки отдельных их компонентов (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности реализации дополнительных образовательных программ в области физической культуры

 
1.1
Содержательные характеристики программ обучения в разных формах организаций системы дополнительного образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.2
Понятие и виды внеурочной деятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.3
Интегрирующий аспект внеурочной деятельности  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.4
Педагогический опыт проведения внеклассных мероприятий по физической культуре /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.5
Системы дополнительного образования для одаренных детей. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
1.6
Особенности и направления деятельности в системе дополнительного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
 
Раздел 2. Методика планирования и организации мероприятий во внеурочной деятельности по физической культуре 

 
2.1
Проектирование внеурочной деятельности по физической культуре /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
2.2
Составление программы внеурочной деятельности по физической культуре /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.3
Тематическое планирование внеурочной деятельности по физической культуре  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
2.4
Анализ основных и дополнительных образовательных программ по физической культуре /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
 
Раздел 3. Практическая реализация дополнительных образовательных программ по физической культуре

 
3.1
Формы организации дополнительного образования по физической культуре /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
3.2
Организация и методика проведения внеурочных занятий по физической культуре /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
3.3
Разработка тематического плана внеурочной работы по физической культуре /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-6.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету 8 семестр:

1.Внеурочная деятельность как составляющая дополнительного образования и элемент ФГОС.

2.Виды внеурочной деятельности. Особенности организации внеурочной работы обучающихся (проведение наблюдений, рефлексия, опытов, сбор сведений из научно-популярной литературы и интернет-источников, домашняя работа).

3.Виды внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые).

4.Внеклассная работа по физической культуре.

5.План работы кружка по физической культуре. Признаки экскурсии и этапы ее проведения.

6.Особенности организации внеурочной деятельности по физической культуре.

7.Цели внеурочной деятельности по ФК. Ее задачи и основные направления.

8.Работа с обучающимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия по физической культуре).

9.Работа с обучающимися, проявляющими интерес и способности к физической культуре.

10.Привлечение обучающихся к проблемам физической культуры.

11.Систематические и эпизодические формы внеурочной деятельности по физической культуре: соревнования, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (оздоровительные мероприятия, кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

12.Понятие оздоровительные мероприятия, характеристика, особенности проведения. Виды оздоровительных мероприй.

13.Характеристика кружковой работы. Виды кружков по физической культуре.

14.Массовая форма внеурочной работы по ФК, Олимпиада как форма деятельности. Подготовка к олимпиаде.

15.Организация конкурсов, участие в конкурсах по физической культуре.

16.Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

17.Теоретические аспекты интеграции. Цель интеграции этих видов деятельности.

18.Организация системы урочновнеурочной работы. Управление данной системой.

19.Взаимодействие урочных и внеурочных занятий.Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий.

20.Совместная деятельность школы, семьи и учреждений дополнительного образования в системе урочно-внеурочных занятий.

21.Организация взаимодействия учителя и обучающихся во внеурочной деятельности. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

22.Тематическое  планирование во внеурочной деятельности.

23.Планирование текущих результатов внеурочной деятельности.

24.Структура рабочей программы по внеурочной деятельности. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности по физической культуре.

25.Отличие от рабочей программы учебного предмета.

26.Типы образовательных программ внеурочной деятельности. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности.

27.Содержание программы. Ресурсное обеспечение программы. Алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности.

28.Понятие, структура и содержание календарно-тематического планирования.

29.Оформление календарно-тематического плана по физической культуре. Отличия сценария внеурочного мероприятия от 

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
конспекта урока.

30.Основные правила составления плана-конспекта внеурочного мероприятия. Структура плана-конспекта внеурочного мероприятия по физической культуре.

31.Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по физической культуре (круглых столов, конференций, олимпиад, соревнований, физкультурно- оздоровительных и туристических мероприятий).

32.Организация и проведение игры-соревнования «Зарница».

33.Цель, задачи, методика планирования мероприятия. Подготовка необходимой документации. Взаимодействие с центрами дополнительного образования и организациями, обеспечивающими безопасность (полиция, пожарная часть, МЧС).

34.Организация мероприятия. Правила поведения и техника безопасности.

35.Условия успешного взаимодействия школы и семьи. Методы активизации воспитательной работы родителей, направленной на обеспечение безопасности детей.

36.Обучение родителей физической культуре и спорту. Порядок проведения родительских собраний с приглашением специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

37.«Уроки» повышения знаний для родителей. Организация лекций, семинаров для родителей по темам, изучаемым учащимися в различных классах.

38.Моделирование и анализ ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровья их детей.

39.Помощь родителей педагогам школ при организации массовых мероприятий, соревнований, экскурсий, выездов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов 8 семестр:

1.Роль внеклассной работы в образовательном процессе.

2.Методика проведения внеклассных мероприятий.

3.Взаимодействие семьи и школы во внеурочной деятельности.

4.Развитие творческих и физических способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

5.Нетрадиционные формы интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся.

6.Методика проведения занятий во внеурочное время.

7.Формирование у обучающихся интереса к занятиям по физической культуре.

8.Преимущества и недостатки вовлечения родителей в урочную и внеурочную деятельность по физической культуре.

9.Помощь родителей педагогам школ при организации массовых мероприятий, соревнований, экскурсий, выездов.

10.Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту.

11.Методы пропаганды физической культуры и спорта

12.Внеурочные и внеклассные занятия учащихся по физической культуре и спорту

13.Использование средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК) в развитии пропаганды физической культуры и спорта

14.Методы пропаганды физической культуры

15.Методические аспекты использования информационны х и коммуникативных технологий в процессе обучения физической культуре

16.Современные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении физической культуре

17.Вспомогательные формы обучения.

18.Метапредметные результаты внеурочной деятельности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонда оценочных средств представлено в приложении РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Карась, Т.Ю.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие/ Карась Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85832.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019, 2019
 
Л1.2
Каткова, А.М.
Физическая культура и спорт: учебное наглядное пособие/ Каткова А.М., Храмцова А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.— 64 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79030.html
М.: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
Л1.3
Алхасов, Д. С. 
Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч.: учебное пособие для вузов / Д. С. Алхасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 256 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06116-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492748
Юрайт, 2022
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Быченков, С.В.
Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие/ Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 242 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70999.html
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL: https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС). URL: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итогработы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.