2022-2023_z44_03_05 ФК и БЖ 2192_ 2193_ 2092_ 1992 гр__plx_Организация дополнительного образования по физической культуре и спорту _Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования по физической культуре и спорту 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., зав. кафедрой, Ахметов А.М. _________________
 
 
Организация дополнительного образования по физической культуре и спорту 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формирование у обучающихся системы знаний и представлений в области организации  дополнительного образования согласно освоенному профилю.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать способности разрабатывать и реализовывать дополнительные программы;
1.4
познакомить с основными компонентами примерных основных и дополнительных образовательных программ;
1.5
дать представление об экскурсионной деятельности;
1.6
сформировать умение разрабатывать программы воспитания, в том числе дополнительные совместно с соответствующими специалистами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Валеология
2.1.2
Внеучебная деятельность по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Физиология высшей нервной деятельности
2.1.5
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.6
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.1.7
Методика обучения  физической культуры   
2.1.8
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.9
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.10
Экономика
2.1.11
Иностранный язык
2.1.12
Производственная  практика по воспитательной работе
2.1.13
Учебная практика по безопасности жизнедеятельности
2.1.14
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.15
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.16
Оценка уровня здоровья
2.1.17
Русский язык и культура речи
2.1.18
Учебная  практика по физической культуре
2.1.19
Учебная ознакомительная практика
2.1.20
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.21
Физиология высшей нервной деятельности
2.1.22
Оценка уровня здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2: Создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
 
стр. 4
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
на уровне представлений: информация о роли педагогических факторов в процессах воспитания, трудовой и досуговой деятельности, коммуникации; информация о сущности и содержании основных понятий, категорий системы образования.
3.1.2
на уровне воспроизведения: изучение научной информации, отечественного опыта по тематике исследования;
3.1.3
на уровне понимания: сбор и оформление учебных материалов;
3.1.4
проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
теоретические: использование знаний общей подготовки при осуществлении профессиональной деятельности;
3.2.2
практические: участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями педагогического контроля результатов профессиональной деятельности;
3.3.2
профессиональной терминологией;
3.3.3
педагогической позицией, профессиональной самооценкой.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Содержательные характеристики программ обучения в разных формах организаций системы дополнительного образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
6
0
 
1.2
Системы дополнительного образования для одаренных детей. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
6
0
 
1.3
Возрастно-психологические характеристики обучающихся детей в системе дополнительного образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

58
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-6.2
6
0
 
1.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Федеральный закон о системе дополнительного образования

2. Особенности системы дополнительного образования для различных категорий детей

3. Направления и содержание системы дополнительного образования

4. Направления и содержание дополнительного образования как необходимого звена всей педагогической системы.

5. Особенности разработки, утверждения и реализации программ в системе дополнительного образования детей.

6. Категории лиц, подлежащих обучению в системе дополнительного образования.

7. Возрастно-психологические характеристики обучающихся детей в системе дополнительного образования.

8. Содержательные характеристики программ обучения в разных формах организаций системы

9. дополнительного образования.

10. Историческая справка. Специфика организации системы дополнительного образования в различные периоды истории.

11. Адаптивные образовательные программы дополнительного образования детей, имеющих ограничения здоровья (ОВЗ).

12. Системы дополнительного образования для одаренных детей.

13. Система дополнительного образования для детей как предмет исследования психолого-педагогическими науками

14. Системный подход к пониманию организации дополнительного образования

15. Виды учреждений дополнительного образования для детей, их характеристики и задачи.

16. Направления развития системы дополнительного образования и факторы способствующие развитию.

17. Формирование развивающих, коррекционных программ в системе дополнительного образования

 
стр. 5
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
18. Программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

19. Что такое АОП и АООП. Для какой категории детей они предназначены. Особенности их реализации.

20. Программы развития для одаренных детей

21. Система музыкальных, художественных, спортивных школ дополнительного образования. Цели и задачи школ

22. Особенности клубной работы

23. Исторические аспекты создания системы дополнительного образования на примере отечественного опыта

24. Исторические аспекты создания системы дополнительного образования на примере зарубежного опыта

25. Система загородных лагерей в России и регионе

26. Программы развития для детей младшего школьного возраста

27. Программы развития для подростков

28. Военно-патриотическое воспитание в системе дополнительного образования

29. Воспитательно-образовательный процесс в системе дополнительного образования

30. Изучение потребностей рынка услуг в сфере дополнительного образования

31. Инновационные процессы в дополнительном образовании

32. Порядок создания, утверждения и реализации программ дополнительного образования на основании новых образовательных стандартов

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. «Анализ случая».

2. Создание адаптивных образовательных программ под потребности и возможности ребенка.

3. Критерии оценки эффективности программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.

4. Профессиональное здоровье педагогов, осуществляющих образовательный процесс. Требования к квалификации, образованию, зоне развития профессионала.

5. Диагностика одаренности и психолого- педагогическое сопровождение развития личности одаренного ребенка.

6. Проблемные аспекты дополнительного образования для одаренных детей, имеющих дисгармоничное развитие, нарушения обучения и адаптации.

7. Создание программ развития для одаренных детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

8. История формирования и развития системы дополнительного образования.

9. Отечественный опыт в организации системы дополнительного образования.

10. Зарубежный опыт в организации системы дополнительного образования

11. Виды дополнительного образования.

12. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера.

13. Предпрофессиональные программы.

14. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей.

15. Категории детей, для которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы.

16. Порядок подбора в группы обучения.

17. Особенности воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

18. Творческие выставки, участие в конкурсах, состязаниях для реализации творческого потенциала детей.

19. Возраст начала обучения в системе дополнительного образования.

20. Возрастные особенности и новообразования младшего, среднего и старшего школьного возраста.

21. Общение в системе учитель-ученик, ученик ученик, учитель-родитель.

22. Специфика организации системы дополнительного образования в различные периоды истории.

23. Отечественный и зарубежный опыт.

24. Имена известных педагогов, организовавших систему дополнительного образования.

25. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, стандарты создания, сроки обучения, документы, подтверждающие обучение.

26. Порядок утверждения общеразвивающих программ в организации.

27. Особенности разработки и реализации программ дополнительного образования для различных категорий детей.

28. Система дополнительного образования как сфера удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.

29. Роль дополнительного образования как образовательных учреждений всех типов и видов по развитию мотивации ребенка к самообразованию, воспитанию и гражданскому становлению личности, формированию толерантного сознания.

30. Формирование и развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственной и физической организации подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения.

31. Виды дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера. Предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей. Категории, для которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Категории лиц допущенных к обучению.

32. Основные категории системы дополнительного образования. Цели и задачи дополнительного образования, сочетающего в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.

33. Диагностика одаренности и психолого- педагогическое сопровождение развития личности одаренного ребенка.

34. Проблемные аспекты дополнительного образования для одаренных детей, имеющих дисгармоничное развитие, нарушения обучения и адаптации.

35. Создание программ развития для одаренных детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

36. Порядок подбора в группы обучения.

 
стр. 6
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
37. Особенности воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

38. Творческие выставки, участие в конкурсах, состязаниях для реализации творческого потенциала детей.

39. Возраст начала обучения в системе дополнительного образования.

40. Возрастные особенности и новообразования младшего, среднего и старшего школьного возраста.

41. Общение в системе учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель.

42. Специфика организации системы дополнительного образования в различные периоды истории. Отечественный и зарубежный опыт.

43. Образовательные и оздоровительные лагеря и прочее.

44. История формирования и развития системы дополнительного образования. Исторический аспект.

45. Отечественный опыт в организации системы дополнительного образования.

46. Зарубежный опыт в организации системы дополнительного образования.

47. Создание адаптивных образовательных программ под потребности и возможности ребенка.

48. Критерии оценки эффективности программ дополнительного образования.

49. Профессиональное здоровье педагогов, осуществляющих образовательный процесс. Требования к квалификации, образованию, зоне развития профессионала.

50. Основные категории системы дополнительного образования. Цели и задачи дополнительного образования, сочетающего в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.

51. Система дополнительного образования как сфера удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.

52. Роль дополнительного образования как образовательных учреждений всех типов и видов по развитию мотивации ребенка к самообразованию, воспитанию и гражданскому становлению личности, формированию толерантного сознания.

53. Формирование и развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственной и физической организации подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения.

54. Виды дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера. Предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей. Категории, для которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Категории лиц допущенных к обучению.

55. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, стандарты создания, сроки обучения, документы, подтверждающие обучение.

56. Порядок утверждения общеразвивающих программ в организации.

57. Особенности разработки и реализации программ дополнительного образования для различных категорий детей.

58. Виды дополнительного образования.

59. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера.

60. Предпрофессиональные программы.

61. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей.

Практические работы

1. «Система дополнительного образования как сфера удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества»

Задание для обучающихся, разделившихся на группы:

1. Проанализируйте зону потребностей в системе дополнительного образования для личности, семьи, общества.

2. Рассмотрите основные направления в системе дополнительного образования, способные удовлетворить культурно-образовательные запросы и потребности личности, семьи, общества.

3. Разработайте критерии успешной удовлетворенности культурно-образовательных запросов.

4. Подготовьте сообщение о системе дополнительных мероприятий, способных в полном объеме покрыть культурно-образовательные запросы.

Вид отчетности: рукописный вариант хода выполнения работ по заданию.

2. «Образовательные и оздоровительные лагеря»

Задание:

1. Предварительно собрать информацию для анализа опыта организации системы оздоровительных и образовательных лагерей для школьников в России и за рубежом.

2. Выявить положительный опыт.

3. Предложить варианты использования опыта в современных условиях.

4. Подготовить проектное предложение по реализации системы образовательных и оздоровительных лагерей для школьников.

Вид отчетности: проектное предложение, оформленное в табличной форме. Цели, задачи, условия реализации, образовательный или оздоровительный эффект.

3. «Зарубежный опыт в организации системы дополнительного образования»

Задание:

1. Найти информацию по теме в психолого-педагогической, периодической литературе или в электронных ресурсах.

2. Провести анализ и реферирование материала.

3. Подготовить сообщение на семинаре.

Вид отчетности: сообщение на 5-7 минут по теме работы.

3. «Критерии оценки эффективности программ дополнительного образования для детей с ОВЗ»

Задание: ознакомиться с программой или отчетным документом по разработке или реализации программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вид отчетности: выделенные критерии эффективности и их содержательное наполнение.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
см. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Карась, Т.Ю.
Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие/ Карась Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85832.html
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019, 2019
 
Л1.2
Каткова, А.М.
Физическая культура и спорт: учебное наглядное пособие/ Каткова А.М., Храмцова А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.— 64 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79030.html
М.: Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Быченков, С.В.
Теория и организация физической культуры в вузах : учебно-методическое пособие/ Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 242 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70999.html
Саратов: Вузовское образование, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. http://lib.sportedu.ru/
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий. http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 8
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 ФК и БЖ  2192, 2193, 2092, 1992 гр..plx
 
практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.