Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету:
1. Федеральный закон о системе дополнительного образования
2. Особенности системы дополнительного образования для различных категорий детей
3. Направления и содержание системы дополнительного образования
4. Направления и содержание дополнительного образования как необходимого звена всей педагогической системы.
5. Особенности разработки, утверждения и реализации программ в системе дополнительного образования детей.
6. Категории лиц, подлежащих обучению в системе дополнительного образования.
7. Возрастно-психологические характеристики обучающихся детей в системе дополнительного образования.
8. Содержательные характеристики программ обучения в разных формах организаций системы
9. дополнительного образования.
10. Историческая справка. Специфика организации системы дополнительного образования в различные периоды истории.
11. Адаптивные образовательные программы дополнительного образования детей, имеющих ограничения здоровья (ОВЗ).
12. Системы дополнительного образования для одаренных детей.
13. Система дополнительного образования для детей как предмет исследования психолого-педагогическими науками
14. Системный подход к пониманию организации дополнительного образования
15. Виды учреждений дополнительного образования для детей, их характеристики и задачи.
16. Направления развития системы дополнительного образования и факторы способствующие развитию.
17. Формирование развивающих, коррекционных программ в системе дополнительного образования
19. Что такое АОП и АООП. Для какой категории детей они предназначены. Особенности их реализации.
20. Программы развития для одаренных детей
21. Система музыкальных, художественных, спортивных школ дополнительного образования. Цели и задачи школ
22. Особенности клубной работы
23. Исторические аспекты создания системы дополнительного образования на примере отечественного опыта
24. Исторические аспекты создания системы дополнительного образования на примере зарубежного опыта
25. Система загородных лагерей в России и регионе
26. Программы развития для детей младшего школьного возраста
27. Программы развития для подростков
28. Военно-патриотическое воспитание в системе дополнительного образования
29. Воспитательно-образовательный процесс в системе дополнительного образования
30. Изучение потребностей рынка услуг в сфере дополнительного образования
31. Инновационные процессы в дополнительном образовании
32. Порядок создания, утверждения и реализации программ дополнительного образования на основании новых образовательных стандартов
Тематика рефератов
1. «Анализ случая».
2. Создание адаптивных образовательных программ под потребности и возможности ребенка.
3. Критерии оценки эффективности программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.
4. Профессиональное здоровье педагогов, осуществляющих образовательный процесс. Требования к квалификации, образованию, зоне развития профессионала.
5. Диагностика одаренности и психолого- педагогическое сопровождение развития личности одаренного ребенка.
6. Проблемные аспекты дополнительного образования для одаренных детей, имеющих дисгармоничное развитие, нарушения обучения и адаптации.
7. Создание программ развития для одаренных детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
8. История формирования и развития системы дополнительного образования.
9. Отечественный опыт в организации системы дополнительного образования.
10. Зарубежный опыт в организации системы дополнительного образования
11. Виды дополнительного образования.
12. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера.
13. Предпрофессиональные программы.
14. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей.
15. Категории детей, для которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы.
16. Порядок подбора в группы обучения.
17. Особенности воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
18. Творческие выставки, участие в конкурсах, состязаниях для реализации творческого потенциала детей.
19. Возраст начала обучения в системе дополнительного образования.
20. Возрастные особенности и новообразования младшего, среднего и старшего школьного возраста.
21. Общение в системе учитель-ученик, ученик ученик, учитель-родитель.
22. Специфика организации системы дополнительного образования в различные периоды истории.
23. Отечественный и зарубежный опыт.
24. Имена известных педагогов, организовавших систему дополнительного образования.
25. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, стандарты создания, сроки обучения, документы, подтверждающие обучение.
26. Порядок утверждения общеразвивающих программ в организации.
27. Особенности разработки и реализации программ дополнительного образования для различных категорий детей.
28. Система дополнительного образования как сфера удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.
29. Роль дополнительного образования как образовательных учреждений всех типов и видов по развитию мотивации ребенка к самообразованию, воспитанию и гражданскому становлению личности, формированию толерантного сознания.
30. Формирование и развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственной и физической организации подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения.
31. Виды дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера. Предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей. Категории, для которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Категории лиц допущенных к обучению.
32. Основные категории системы дополнительного образования. Цели и задачи дополнительного образования, сочетающего в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.
33. Диагностика одаренности и психолого- педагогическое сопровождение развития личности одаренного ребенка.
34. Проблемные аспекты дополнительного образования для одаренных детей, имеющих дисгармоничное развитие, нарушения обучения и адаптации.
35. Создание программ развития для одаренных детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
36. Порядок подбора в группы обучения.
38. Творческие выставки, участие в конкурсах, состязаниях для реализации творческого потенциала детей.
39. Возраст начала обучения в системе дополнительного образования.
40. Возрастные особенности и новообразования младшего, среднего и старшего школьного возраста.
41. Общение в системе учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель.
42. Специфика организации системы дополнительного образования в различные периоды истории. Отечественный и зарубежный опыт.
43. Образовательные и оздоровительные лагеря и прочее.
44. История формирования и развития системы дополнительного образования. Исторический аспект.
45. Отечественный опыт в организации системы дополнительного образования.
46. Зарубежный опыт в организации системы дополнительного образования.
47. Создание адаптивных образовательных программ под потребности и возможности ребенка.
48. Критерии оценки эффективности программ дополнительного образования.
49. Профессиональное здоровье педагогов, осуществляющих образовательный процесс. Требования к квалификации, образованию, зоне развития профессионала.
50. Основные категории системы дополнительного образования. Цели и задачи дополнительного образования, сочетающего в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.
51. Система дополнительного образования как сфера удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.
52. Роль дополнительного образования как образовательных учреждений всех типов и видов по развитию мотивации ребенка к самообразованию, воспитанию и гражданскому становлению личности, формированию толерантного сознания.
53. Формирование и развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственной и физической организации подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения.
54. Виды дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера. Предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей. Категории, для которых реализуются дополнительные общеразвивающие программы. Категории лиц допущенных к обучению.
55. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, стандарты создания, сроки обучения, документы, подтверждающие обучение.
56. Порядок утверждения общеразвивающих программ в организации.
57. Особенности разработки и реализации программ дополнительного образования для различных категорий детей.
58. Виды дополнительного образования.
59. Дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего характера.
60. Предпрофессиональные программы.
61. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей.
Практические работы
1. «Система дополнительного образования как сфера удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества»
Задание для обучающихся, разделившихся на группы:
1. Проанализируйте зону потребностей в системе дополнительного образования для личности, семьи, общества.
2. Рассмотрите основные направления в системе дополнительного образования, способные удовлетворить культурно-образовательные запросы и потребности личности, семьи, общества.
3. Разработайте критерии успешной удовлетворенности культурно-образовательных запросов.
4. Подготовьте сообщение о системе дополнительных мероприятий, способных в полном объеме покрыть культурно-образовательные запросы.
Вид отчетности: рукописный вариант хода выполнения работ по заданию.
2. «Образовательные и оздоровительные лагеря»
Задание:
1. Предварительно собрать информацию для анализа опыта организации системы оздоровительных и образовательных лагерей для школьников в России и за рубежом.
2. Выявить положительный опыт.
3. Предложить варианты использования опыта в современных условиях.
4. Подготовить проектное предложение по реализации системы образовательных и оздоровительных лагерей для школьников.
Вид отчетности: проектное предложение, оформленное в табличной форме. Цели, задачи, условия реализации, образовательный или оздоровительный эффект.
3. «Зарубежный опыт в организации системы дополнительного образования»
Задание:
1. Найти информацию по теме в психолого-педагогической, периодической литературе или в электронных ресурсах.
2. Провести анализ и реферирование материала.
3. Подготовить сообщение на семинаре.
Вид отчетности: сообщение на 5-7 минут по теме работы.
3. «Критерии оценки эффективности программ дополнительного образования для детей с ОВЗ»
Задание: ознакомиться с программой или отчетным документом по разработке или реализации программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вид отчетности: выделенные критерии эффективности и их содержательное наполнение.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.