2022-2023_ab44_03_05 ИиО п881_plx_История_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д-р ист. наук, профессор, Корнилова И.В. _________________
 
 
История
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний об основных этапах,закономерностях и особенностях  мирового исторического процесса,с акцентом на историю России; периодизации всемирной и отечественной истории, о месте и роли России в мировой, европейской и евразийской цивилизации;выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации для получения профессиональных качеств, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве учителя.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
знание  движущих  сил  и  закономерностей  исторического  процесса, места  человека в историческом процессе, в  политической  организации общества;
1.4
формирование гражданственности и патриотизма, стремление своими действиями служить интересам России, в т.ч. защите национальных интересов;
1.5
воспитание чувства национальной гордости;
1.6
понимание  многообразия  культур  и  цивилизаций  в  их взаимодействии,  многовариантности  исторического  процесса,  воспитание толерантности;
1.7
понимание  места  и  роли  области  деятельности  выпускника  в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
1.8
формирование  навыков  исторической  аналитики:  способность  на основе  исторического  анализа  и  проблемного  подхода  преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом  сообществе  в  их  динамике  и  взаимосвязи,  руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
1.9
развитие умения логически мыслить, вести научные дискуссии;
1.10
развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
История России новейшего времени
2.1.3
Новая история стран Европы и Америки
2.1.4
Теория и методика обучения истории
2.1.5
История России XIX века
2.1.6
История средних веков
2.1.7
Естественнонаучная картина мира
2.1.8
Археологическая практика
2.1.9
История древнего мира
2.1.10
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.11
Социология
2.1.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.13
Учебная археологическая практика
2.1.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.15
История России новейшего времени
2.1.16
Новая история стран Европы и Америки
2.1.17
Теория и методика обучения истории
2.1.18
История России XIX века
2.1.19
История средних веков
2.1.20
История древнего мира
2.1.21
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.22
Учебная археологическая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2:      способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции 
 
Знать:
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития для формирования гражданской позиции
 
основные этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа, сущность гражданской позиции
 
этапы и закономерности исторического процесса, основные понятия и даты исторического развития, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции
 
 
Уметь:
 
выделять основные этапы и закономерности исторического процесса, применять основные исторические понятия для формирования гражданской позиции
 
выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического развития, использовать основные приемы и техники их анализа, давать характеристику сущности гражданской позиции
 
выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития, проводить их системный анализ для формирования и  гражданской позиции
 
 
Владеть:
 
навыками вычленения в исторических событиях и процессах основных этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции
 
навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического развития, использования основных приемов и техники их анализа, характеристики сущности гражданской позиции
 
навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития для формирования гражданской позиции
 
 
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
профессионально важные качества будущей профессии, основы мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
основы оценки профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
методику оценивания профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
 
Уметь:
 
определять характеристики профессионально важных качеств будущей профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
ранжировать профессионально важные качества будущей профессии, определять иерархию мотивов к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
диагностировать профессионально важные качества будущей профессии и мотивы к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
 
Владеть:
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
навыками определения структуры профессиограммы будущей профессии и  ведущих мотивов осуществления профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
навыками составления профессиограммы в зависимости от задач профессиональной деятельности в качестве учителя истории и обществознания
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные  этапы  и  ключевые  события  истории  России  и  мира с древности до  наших  дней;
3.1.2
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
3.1.3
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
3.1.4
движущие силы и закономерности исторического процесса;
3.1.5
место человека в историческом процессе, политической организации общества;
3.1.6
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
3.1.7
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
логически мыслить, вести научные дискуссии;
3.2.2
работать с разноплановыми источниками;
3.2.3
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
3.2.4
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
3.2.5
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
3.2.6
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
3.2.7
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
3.2.8
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
3.3.2
навыками анализа исторических источников;
3.3.3
приемами ведения дискуссии и полемики
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История в системе социогуманитарных наук. Методология изучения истории

 
1.1
Место истории в

системе социально-гуманитарных наук.

Основы методологии

исторической науки.

Вопросы периодизации истории

России и всемирной истории /Лек/

Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
1.2
Место истории в

системе социально-гуманитарных наук.

Основы методологии

исторической науки.

Периодизация истории

России и всемирной истории /Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
1.3
Исследователь и

исторический источник.

Становление и развитие

историографии /Лек/

Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
1.4
Исследователь и

исторический источник.

Становление и развитие

историографии /Ср/

Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
1.5
Проблема фальсификации истории /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
1.6
Проблема фальсификации истории /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
1.7
Проблема фальсификации истории /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
 
Раздел 2. Россия в мировой истории

 
2.1
Российская

государственность в

контексте мировой

истории /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.2
Российская

государственность в

контексте мировой

истории /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
2.3
Российская

государственность в

контексте мировой

истории /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.4
Россия и мир в первой половине ХХ века /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.5
Россия и мир в первой половине ХХ века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.6
Россия и мир во второй половине ХХ века /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.7
Россия и мир во второй половине ХХ века /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.8
Россия и мир в начале

XXI века /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.9
Россия и мир в начале

XXI века /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
2.10
Россия и мир в начале

XXI века /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-2 ОПК-1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

Вопросы

1.Охарактеризуйте историю как науку: ее методологию, функции и роль в жизни общества.

2.Определите причины, предпосылки и особенности становления государственности в России. Проанализируйте процесс формирования государств в Древнем мире, Средневековье, в Европе и на мусульманском Востоке.

3.Перечислите ключевые этапы развития и основные события истории Древнерусского государства в IX-XII веках. Охарактеризуйте политическое устройство Киевской Руси, влияние христианизации на российскую государственность, «Русскую правду» как первый российский свод законов.

4.Выделите положительные и негативные последствия политической раздробленности русских земель и княжеств в начале XII – первой половине XIII веков. Объясните влияние раздробленности на борьбу с татаро-монгольскими завоевателями и агрессией шведских и немецких рыцарей.

5.Объясните причины, ход и последствия объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV – начале XVI веков.

6.Охарактеризуйте особенности исторического развития России в XVI веке. Назовите особенности процесса закрепощения крестьян в России, трансформации российской государственности при Иване Грозном.

7.Раскройте особенности социально-политического развития российского общества в XVII столетии. Определите причины «Смутного времени» и государственного кризиса в России (конец XVI – начало XVII вв.). Объясните сущность понятий: «Соборное Уложение» 1649 г.; Церковный раскол; «Бунташный век».

8.Общая оценка реформаторской деятельности Петра I: позитивные и негативные последствия. Определите характерные признаки абсолютизма в России, его отличия от западно-европейского.

9.Дайте характеристику политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

10.Назовите ключевые события и направления внешней политики России в XVIII веке.

11.Российский абсолютизм в 30-40-е гг. XIX века. Назовите отличия российского политического строя в указанный период от предшествующих и последующих этапов социально-политического развития государства.

12.Западничество и славянофильство в общественной мысли России. Дайте оценку основным идеям западников и славянофилов.

13.Революционное движение в пореформенной России. Назовите его ключевые направления, лидеров, их идеи о переустройстве российского государства.

14.Социально-экономическое развитие России на рубеже веков. Покажите сильные и слабые стороны реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
15.Назовите особенности становления парламентаризма в России. Дайте характеристику работы Государственных Дум I и II созывов.

16.Дайте характеристику ключевым событиям и этапам Великой российской революции. (Февральская революция. Падение самодержавия; Россия в период от февраля к октябрю: выбор альтернатив исторического развития; Октябрь 1917 года. Приход к власти большевиков. II Съезд Советов.).

17.Гражданская война 1917-1920-е гг. как часть Великой российской революции: причины, характеристика противоборствующих сил, последствия.

18.Дайте оценку внутренней и внешней политики Советского государства в 20-30 гг. ХХ в. (новая экономическая политика; образование СССР; национальная политика советского правительства; культурное строительство в советском государстве в 20-30-е гг. XX века; Форсированная индустриализация; коллективизация сельского хозяйства, ее итоги; формирование культа личности Сталина.)

19.Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 гг. Охарактеризуйте основные этапы и ключевые сражения. Покажите влияние внешней политики СССР на ход Великой Отечественной войны.

20.Назовите положительные и отрицательные тенденции в социально-экономическом и политическом развитии СССР в 50-80-е гг. XX в.

21.Дайте оценку Перестройки в СССР (1985-1991). Назовите ее причины и последствия.

22.Проанализируйте причины, ход и основные результаты Холодной войны второй половины ХХ века.

23.Перечислите основные причины распада СССР и дайте характеристику основным событиям политической истории российского государства в 1989-1993 гг.

24.Перечислите и охарактеризуйте ключевые события и процессы внешней политики Российской Федерации в конце ХХ – начале XXI века.

Задание

На конкретном примере покажите и докажите роль исторических знаний в формировании личностного потенциала учителя.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа.

Вариант 1:

1. Колониализм: воплощение идеи прогресса или погоня за прибылью?

2. Положение России в мировом сообществе в 1990-е гг.

Вариант 2:

1. Чем может пожертвовать человечество для своего прогресса?

2. Положение России в современной системе международных отношений.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пленков, О.Ю.
Новейшая история стран Европы и Америки: учебник для вузов / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00745-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489038
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Чураков, Д.О.
История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 462 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09040-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433031
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Прядеин, В. С.
История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для вузов / В. С. Прядеин ; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 198 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05439-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441619
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Касьянов, В. В. 
История России: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442352
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Степанова, Л. Г.
История России. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Л. Г. Степанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09507-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428042
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Ресурсы по истории. - URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/eliektronnyie-riesursy-po-istorii-rossii
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-211 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИиО п881.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике иложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.