(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
Понятие о декоративно-прикладном творчестве.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
Вопросы и задания. Примерный перечень экзаменационных вопросов
1. Основы анализа предметов прикладного искусства.
2. Проблема формы и конструкции.
3. Роль материала и развитие технологий и приемов формообразования в прикладном и дизайне.
4. Основные этапы исторического развития дизайна.
5. Промышленный дизайн. Принципы промышленного планирования.
6. Дизайн как технико-эстетическая система.
7. «Предметное творчество» как системный подход к проектированию
8. Основополагающие концепции происхождения и развития дизайна.
9. Основные категории объекта дизайна.
10. Интерьерный дизайн. Процесс разработки.
11. Промышленная форма декоративно-прикладного искусства
12. Экодизайн и декоративно-прикладное искусство.
13. Ремесло как самостоятельная отрасль производства.
14. Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения.
15. Ремесленная форма декоративно-прикладного искусства и деятельность художественных промыслов и кустарных артелей.
16. Бытовое художественное (декоративно-прикладное) творчество.
17. «Прикладное искусство» как область художественного освоения предметного мира. Отличие от дизайна и декоративных изделий.
18. Взаимосвязь народного искусства и трудовой деятельности человека.
19. Художественная промышленность и производство предметов быта.
20. Методы дизайна в проектировании мебели.
21. Методы декоративно-прикладного искусства в сфере производства.
22. Художественная обработка древесины и древесных материалов.
23. Технологический процесс пищевого дизайна (оформление интерьера зала, сервировка стола и украшение блюд). Характер работы специалиста-дизайнера.
24. Эстетическая оценка и анализ произведений декоративно-прикладного искусства.
25. Особенности формирования метапредметных умений обучающихся в процессе создания дизайн-проектов изделий.
26. Влияние используемого материала и технологии на формообразование изделий декоративно-прикладного искусства.
27. Основные этапы дизайнерского проектирования изделия декоративно-прикладного искусства.
28. «Мозговая атака» - как метод группового генерирования дизайнерских идей.
29. Синектика и морфологические карты - как методы расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы.
30. Роль материала, развитие технологий и приемов формообразования в декоративно-прикладном творчестве и дизайне
Задания:
1. Разработка конструктивно-пластического решения какого-либо изделия декоративно-прикладного искусства в соответствии с природным формообразованием - биоформы (эскизный вариант).
2. Разработка презентации разработанного и изготовленного изделия с применением цифровых инструментов и программных сервисов для уроков дизайна и декоративно-прикладного творчества.
Тематика устных ответов
1. Развитие технологий и приемов формообразования в прикладном дизайне.
2. Основные функции произведений декоративно-прикладного искусства.
3. Мотивы в орнаментальных декоративных композициях.
4. Виды художественной резьбы по дереву.
5. Предметы прикладного искусства.
6. Этапы исторического развития дизайна.
7. Промышленный дизайн.
8. Виды декоративно-прикладного искусства.
9. Дизайн как технико-эстетическая система.
10. Основополагающие концепции происхождения и развития дизайна.
11. Интерьерный дизайн. Процесс разработки.
12. Экодизайн и декоративно-прикладное искусство.
13. Ремесло как самостоятельная отрасль производства.
14. Отрасли декоративно-прикладного искусства по материалу.
15. Элементы декоративного убранства русской избы Поволжья и Севера.
16. Основные элементы городецкой росписи.
17. Сюжеты в городецкой росписи.
18. Сюжетно-стилевые особенности хохломского орнамента.
19. Отрасли декоративно-прикладного искусства по технике выполнения.
21. Взаимосвязь народного искусства и трудовой деятельности человека.
22. Основные центры народной росписи Русского Севера.
23. Традиции в орнаментальном искусстве центров народных художественных промыслов Севера.
24. Художественная промышленность и производство предметов быта.
25. Пищевой дизайн (оформление интерьера зала, сервировка стола и украшение блюд).
26. Особенности анализа произведений декоративно-прикладного искусства.
27. Основные виды плетения из лозы.
28. Виды декорирования берестяных изделий.
29. Основные этапы подготовки соломки к плетению.
30. Этапы проектирования изделия декоративно-прикладного искусства.
Доклад с презентацией
Перечень тем докладов с презентацией
1. Декоративно-прикладное искусство в системе пространственных искусств.
2. Типологическая характеристика декоративно-прикладного искусства и дизайна.
3. Основные факторы образования промышленных форм.
4. Основные категории и средства композиции в дизайне и декоративно-прикладного искусства.
5. Метод сценарного моделирования (сценирования) в дизайне.
6. Понятие «жизненного цикла» изделия в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
7. Классификационная характеристика декоративно-прикладного искусства.
8. Специфика образно-выразительных средств прикладного дизайна.
9. Материалы и техника обработки изделий в декоративно-прикладном творчестве.
10. Функции декоративно-прикладного искусства.
11. Значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве.
12. Орнамент и его основные способы применения в декоративно-прикладном искусстве.
13. Характеристика орнаментальных композиций в декоративно-прикладном искусстве .
14. Выражение художественного стиля в декоративно-прикладном искусстве.
15. Проблема стиля в предметном творчестве народных промыслов и дизайне.
16. Классификация, структура и содержание орнамента в декоративно-прикладном искусстве.
17. Народные промыслы в системе художественной деятельности.
18. Принципы народного традиционного искусства.
19. Народное традиционное искусство: сущность, структурные элементы, функции.
20. Основные формы развития традиционного прикладного искусства.
21. Региональная типология народного прикладного искусства России.
22. Народное искусство и дизайн в системе художественного образования.
23. Предметы декоративно-прикладного искусства в системе художественного ансамбля пространственной среды (открытой и закрытой).
24. Основные центры народных художественных промыслов России: роспись по дереву.
25. Основные центры народных художественных промыслов русской глиняной игрушки.
26. Цели и задачи современного дизайна и декоративно-прикладного искусства.
27. Средства моделирования комплексных объектов.
28. Унификация и агрегатирование в дизайне как проектные методы и средства самообразования.
29. Многообразие определений дизайна и декоративно-прикладного искусства и представлений об их сущности.
30. Особенности изделий декоративно-прикладного творчества и дизайна.
Практическое задание. Учебно-творческие задания
Перечень учебно-творческие задания
1. Разработка “морфологического дерева” или “морфологической таблицы” для дизайнерского решения изделия декоративно-прикладного искусства в современной интерпретации с использованием технологий информационного поиска аналогов объекта проектирования.
2. Разработка тематики творческих проектов в предметной области “Технология” для обучающихся 5-7 классов в соответствии с рабочей программой
3. Разработка конструктивно-пластического решения какого-либо изделия декоративно-прикладного искусства в соответствии с природным формообразованием -биоформы (эскизный вариант).
4. Подготовка изделия к выставке (оформление этикетки и выставочной экспозиции).
5. Разработка презентации разработанного и изготовленного изделия с применением цифровых инструментов и программных сервисов.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Завершающим этапом изучения дисциплины является экзамен
При подготовке к экзамену(в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Требования к содержанию рефератов:
- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;
- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно,но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической,событийной и др.)
- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общноститочек зрения или по научным школам;
- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.