Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна
ции
системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии
исторической науки.
Периодизация истории
России /Лек/
Э1 Э2 Э3
системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии
исторической науки.
Периодизация истории
России /Ср/
Э1 Э2 Э3
исторический источник.
Становление и развитие
историографии /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
государственности в
контексте мировой
истории /Лек/
Э1 Э2 Э3
государственности в
контексте мировой
истории /Ср/
Э1 Э2 Э3
веках и европейское
средневековье /Ср/
Э1 Э2 Э3
в контексте развития
европейской
цивилизации /Ср/
Э1 Э2 Э3
в отечественной и
европейской истории.
Начало и противоречия российской модернизации /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
XXI века /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задание к зачету
1. Охарактеризуйте историю как науку: ее методологию, функции и роль в жизни общества.
2. Определите причины, предпосылки и особенности становления государственности в России. Проанализируйте процесс формирования государств в Древнем мире, Средневековье, в Европе и на мусульманском Востоке.
3. Перечислите ключевые этапы развития и основные события истории Древнерусского государства в IX – XII веках. Охарактеризуйте политическое устройство Киевской Руси, влияние христианизации на российскую государственность, «Русскую правду» как первый российский свод законов.
4. Выделите положительные и негативные последствия политической раздробленности русских земель и княжеств в начале XII – первой половине XIII веков. Объясните влияние раздробленности на борьбу с татаро-монгольскими завоевателями и агрессией шведских и немецких рыцарей.
5. Объясните причины, ход и последствия объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV – начале XVI веков.
6. Выделите ключевые этапы и события в истории русской культуры IX-XV веков.
7. Охарактеризуйте особенности исторического развития России в XVI веке. Назовите особенности процесса закрепощения крестьян в России, трансформации российской государственности при Иване Грозном.
8. Раскройте особенности социально-политического развития российского общества в XVII столетии. Определите причины «Смутного времени» и государственного кризиса в России (конец XVI – начало XVII вв.). Объясните сущность понятий: «Соборное Уложение» 1649 г.; Церковный раскол; «Бунташный век».
9. Перечислите новые явления в русской культуре XVI-XVII в.
10. Общая оценка реформаторской деятельности Петра I: позитивные и негативные последствия. Определите характерные признаки абсолютизма в России, его отличия от западно-европейского.
11. Дайте характеристику политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
12. Назовите ключевые события и направления внешней политики России в XVIII веке.
13. Определите особенности развития русской культуры в XVIII веке.
14. Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Александра I. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, итоги.
15. Назовите предпосылки декабристского движения в России, перечислите политические требования декабристов.
16. Российский абсолютизм в 30-40-е гг. XIX века. Назовите отличия российского политического строя в указанный период от предшествующих и последующих этапов социально-политического развития государства.
17. Западничество и славянофильство в общественной мысли России. Дайте оценку основным идеям западников и славянофилов.
18. Государственные реформы 60-70-х гг. XIX века: причины, предпосылки, реализация, оценки в общественно- политической мысли.
19. Революционное движение в пореформенной России. Назовите его ключевые направления, лидеров, их идеи о переустройстве российского государства.
20. Русская культура XIX века. Дайте характеристику основных направлений (литература, живопись, театр, музыка) и их выдающихся представителей.
21. Социально-экономическое развитие России на рубеже веков. Покажите сильные и слабые стороны реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
22. Политические партии в России начала XX века: ключевые идеи, лидеры, политические программы.
23. Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, ход, результаты.
24. Назовите особенности становления парламентаризма в России. Дайте характеристику работы Государственных Дум I и II созывов.
25. Русская культура «серебряного века»: ключевые особенности культурного развития России в конце XIX – первой четверти ХХ в.
26. Дайте характеристику ключевым событиям и этапам Великой российской революции. (Февральская революция. Падение самодержавия; Россия в период от февраля к октябрю: выбор альтернатив исторического развития; Октябрьская революция. Приход к власти большевиков. II Съезд Советов.).
27. Гражданская война 1917-1920-е гг. как часть Великой российской революции: причины, характеристика противоборствующих сил, последствия.
28.Дайте оценку внутренней и внешней политики Советского государства в 20-30 гг. ХХ в. (новая экономическая политика; образование СССР; национальная политика советского правительства; культурное строительство в советском государстве в 20-30-е гг. XX века; Форсированная индустриализация; коллективизация сельского хозяйства, ее итоги; формирование культа личности Сталина.)
29. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 гг. Охарактеризуйте основные этапы и ключевые сражения. Покажите влияние внешней политики СССР на ход Великой Отечественной войны.
30. Назовите положительные и отрицательные тенденции в социально-экономическом и политическом развитии СССР в 50 -80-е гг. XX в.
31. Дайте оценку Перестройки в СССР (1985-1991). Назовите ее причины и последствия.
33. Перечислите основные причины распада СССР и дайте характеристику основным событиям политической истории российского государства в 1989-1993 гг.
34. Перечислите и охарактеризуйте ключевые события и процессы внешней политики Российской Федерации в конце ХХ – начале XXI века.
Задание: На конкретном примере покажите и докажите роль исторических знаний в формировании личностного потенциала бакалавра.
Контрольная работа.
Вариант 1:
1. Проблема становления российской государственности в отечественной историографии. Норманнская и антинорманнская теория.
2. Зависимость русских княжеств от Золотой Орды: влияние на российскую культуру и государственность.
Вариант 2:
1. Причины и последствия принятия христианства на Руси в 988 году.
2. Начало территориальной экспансии России при Иване Грозном.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда,
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы,
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.