2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
42
42
42
42
Итого ауд.
56
56
56
56
Кoнтактная рабoта
56
56
56
56
Сам. работа
88
88
88
88
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., зав.кафедрой, Ахметов А. М. _________________
 
 
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Ю.П.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины заключается в освоение методов, которые помогают развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути в результате проектной и исследовательской деятельности; подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у студентов представление о принципах организации и логике проектной деятельности и ее месте в образовательном процессе.
1.4
способствовать формированию у студентов навыков организации проектноисследовательской деятельности.
1.5
способствовать осознанию студентами роли проектной технологии в их личностном развитии и профессиональном росте
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.4
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.5
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.6
Физиология человека
2.1.7
Анатомия человека
2.1.8
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.9
Философия 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Образовательное право   
2.2.2
Психолого-педагогический практикум
2.2.3
Методика обучения  физической культуры   
2.2.4
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.5
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.6
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.7
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.8
Пожарная безопасность
2.2.9
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.10
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.2.11
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.2.12
Теория и методика физической культуры и спорта
2.2.13
Учебная практика  по безопасности жизнедеятельности
2.2.14
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.15
Педагогика и психология физической культуры
2.2.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.2.17
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.18
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.2.19
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.20
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.21
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.22
Педагогическая практика
2.2.23
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.24
Система гражданской защиты населения
2.2.25
Методика проведения НИР по физической культуре и спорту
2.2.26
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.27
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.28
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.29
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.30
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.31
Учебная ознакомительная практика
2.2.32
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.33
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.4: Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность и функции проектной деятельности, ее место в организации современного образовательногопроцесса;
3.1.2
историю развития проектного метода в России и за рубежом
3.1.3
сущность проектной технологи и требования к проектам
3.1.4
типологию и классификации проектов
3.1.5
этапы проектирования
3.1.6
особенности, достоинства и преимущества проектной технологии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять возможности организации проектной деятельности в образовательном процессе
3.2.2
формулировать цели и задачи, гипотезу проекта
3.2.3
формулировать критерии оценивания проекта
3.2.4
оценивать результат проектной деятельности
3.2.5
применять навыки проектной деятельности в различных сферах деятельности, прежде всего, профессиональной
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками руководства проектной деятельности в образовании
3.3.2
навыками оформления проектной документации
3.3.3
навыками презентации и публичной защиты проекта
3.3.4
навыками проектирования собственной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Проектная деятельность. Понятие и

роль в развитии личности и

формировании профессиональной

компенентности будущего педагога /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.2
Проектная деятельность. Понятие и

роль в развитии личности и

формировании профессиональной

компенентности будущего педагога /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.3
Проектная деятельность. Понятие и

роль в развитии личности и

формировании профессиональной

компенентности будущего педагога /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.4
История проектного метода /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.5
История проектного метода /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.6
История проектного метода /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.7
Классификация проектов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.8
Классификация проектов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.9
Классификация проектов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.10
Этапы проектной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.11
Этапы проектной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.12
Этапы проектной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.13
Продукты проектной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.14
Продукты проектной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.15
Продукты проектной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.16
Методы проектно - исследовательской деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.17
Методы проектно - исследовательской деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.18
Требования к презентации и публичной защите проекта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.19
Требования к презентации и публичной защите проекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.20
Критерии оценивания проектной работы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
1.21
Критерии оценивания проектной работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ОПК-8.3 ОПК-8.4 ОПК-8.5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1. История проектного обучения в России;

2. История проектного обучения за рубежом;

3. Генезис и сущность понятия «проектное обучение»;

4. Цели проектной деятельности;

5. Принципы проектного обучения;

6. Проектная деятельность как структурная единица обучения;

7. Основные сложности при организации проектной деятельности;

8. Отбор содержания учебного материала проекта в соответствии с возрастными

особенностями учащихся;

9. Общие методические подходы к организации проектной деятельности;

10. Традиционные методы обучения проектной деятельности;

11. Активные методы обучения проектной деятельности;

12. Методы решений творческих задач;

13. Дерево целей проектной деятельности;

14. Алгоритмы принятия решений в проектной деятельности;

15. Звездочка обдумывания (М.Б. Павлов);

16. Опорная схема размышлений (В.Д.Симоненко);

17. Петля дизайна;

18. Критерии отбора содержания проектной деятельности;

19. Исследовательский этап проектной деятельности;

20. Технологический этап проектной деятельности;

21. Заключительный этап проектной деятельности;

22. Межпредметный характер проектной деятельности;

23. Функции проектной деятельности;

24. Классификация проектов и проектных заданий;

25. Формы продуктов проектной деятельности;

26. Этапы выполнения творческих проектов;

27. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности в процессе

проектирования;

28. Общая характеристика видов учебных проектов;

29. Подготовка учителя к организации проектной деятельности;

30. Условия организации проектной деятельности;

31. Требования к проектной документации;

32. Критерии оценки проектов;

33. Проектная деятельность как одно из условий развития компетентности учащихся;

34. Методика оценки проектной компетентности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Понятие проектной деятельности. Характерные черты метода проекта.

2. Специфика организации проектной деятельности в образовании.

3. Роль проектной деятельности в условиях внедрения новых стандартов и

реализации компетентностного подхода в образовании.

4. Становление и развитие метода проектов в образовании за рубежом.

5. Становление и развитие проектной деятельности в России

6. Критерии и требования к выбора темы проекта.

7. Формулировка темы, целей и задач проекта. Понятие гипотезы.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
8. Классификации и типология проектов.

9. Основные этапы организации проектной деятельности. Пять «П»

проектной деятельности.

10. Определение «продукта» проектной деятельности. Внешние и внутренние

продукты проектной деятельности.

11. Проектная и исследовательская деятельность: общее и особенное.

12. Правила оформления проектной документации и законченного проекта.

13. Виды презентаций проекта и требования к их оформлению.

14. Публичная защита проекта и требования к ней.

15. Методы и критерии оценивания проектов

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Неумоева-Колчеданцева, Е. В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/494059
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байкова, Л. А.
Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11248-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495550
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Куклина, Е. Н.
Организация самостоятельной работы студента: учебное пособие для вузов / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06270-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/491737
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Коржуев А. В., Антонова Н. Н. 
Основы научно-педагогического исследования: учебное пособие для вузов / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10426-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/495219
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов http://www.elibrary.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.1.4
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.