2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Современные программы по экологическому образованию в ДОО_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
преподаватель, Мурзакаева К.М. _________________
 
 
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
подготовка бакалавров к профессиональной деятельности  в области экологического образования дошкольников.
1.3
Задачи освоения:
1.4
дать представления о современных особенностях изучения экологии в дошкольной образовательной организации
1.5
сформировать умение проведения занятий по экологическим темам.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.2
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.3
Теория и технологии физического развития детей
2.1.4
Теория начального математического образования
2.1.5
Теория начального языкового образования
2.1.6
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.7
Геометрические фигуры на плоскости
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и технологии математического развития детей
2.2.2
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.3
Теория начального литературного образования
2.2.4
Методика обучения татарскому языку
2.2.5
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.6
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.7
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.8
Технологии начального литературного  образования
2.2.9
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.10
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.11
Организация дошкольного образования
2.2.12
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.15
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.16
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.17
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.18
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.19
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.20
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.21
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.22
Производственная преддипломная практика
2.2.23
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.24
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.25
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.26
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
требования и критерии разработки образовательной программы по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по экологическому развитию детей соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по уэкологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок по экологическому развитию детей в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по экологическому развитию детей в соответствии с ФГОС
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические и естественнонаучные основы экологического образования детей дошкольного возраста;
3.1.2
систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3.1.3
методы диагностики экологической воспитанности дошкольников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оперировать  основными понятиями в области  экологического образования дошкольников;
3.2.2
сформировать систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3.2.3
диагностировать результаты экологического образования детей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализа и отбора оптимального содержания экологического образования ребёнка.
3.3.2
навыками работы по обеспечению охраны жизни и здоровья дошкольников в ДОО;
3.3.3
навыками проведения ООД экологической направленности в ДОО;
3.3.4
навыками проведения диагностики экологической воспитанности дошкольников.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы экологического образования детей дошкольного возраста

 
1.1
Экология как наука. Экологическое образование дошкольников.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
1.2
Основные понятия, законы, правила экологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1
4
0
 
1.3
Основы социальной экологии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1
4
0
 
1.4
Концепция экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.5
Экологическое образование в обеспечении охраны жизни и здоровья детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
ПК-1
4
0
 
1.6
Здоровьесберегающие технологии  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
1.7
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной прогрессивной педагогики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
1.8
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1
4
0
 
1.9
Значение идей прогрессивных педагогов на становление и развитие экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2.  Педагогические основы экологического

образования детей

 
2.1
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
2.2
Возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
2.3
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 3. Средства, методы и формы экологического образования

 
3.1
Экологическая предметно-развивающая среда как средство экологического образования дошкольников /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
3.2
Требования, предъявляемые к подбору и размещению объектов уголка природы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
3.3
Разрабатываание проекта экологической предметно-развивающей  среды с учетом требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
3.4
Оценка подбора растений и их размещение в уголке природы детского сада. Выращивание комнатного растения способом вегетативного размножения.Проведение выгонки луковичных растений и оживления веток в условиях детского сада. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
3.5
Участок детского сада, его планировка и озеленение, значение для экологического образования детей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.6
Планирование и озеленение участка детского сада.Приемы ландшафтного озеленения при создании участка дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
3.7
Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
3.8
Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1
4
0
 
3.9
Разработка для дошкольников примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-1
4
0
 
3.10
Разработка примеров воссоздающего, распознающего, сравнительного наблюдений для средней или старшей возрастной группы. Изучение способов фиксации длительных наблюдений в разных возрастных группах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
3.11
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1
4
0
 
3.12
Составьте конспект образовательного мероприятия экологической направленности, включающего моделирующую деятельность детей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.13
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.14
Словесные методы в системе экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.15
Народные приметы, пословицы, поговорки в экологическом образовании детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.16
Рассказы о природе для детей разных возрастных групп. Методика проведения итоговой беседы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.17
Составление  списка художественной литературы о природе для дополнительного чтения  в разных возрастных группах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.18
Экологическое образование дошкольников в  игровой деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.19
Игры разного вида в решении задач экологического образования; их специфика, место в системе экологической работы. Составление методической разработки и проведение одного из вариантов игры с экологическим содержанием /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.20
Элементарная исследовательская деятельность  в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.21
Система элементарных опытов по изучению свойств и качеств предметов и явлений живой и неживой природы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.22
Организованная образовательная деятельность (ООД) как основная форма экологической работы с дошкольниками /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.23
Составление конспекта ООД экологической направленности для дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.24
Классификация видов труда дошкольников в уголке природы и на участке детского сада /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.25
Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.26
Составление плана экскурсионной работы для одной возрастной группы детского сада /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
3.27
Разработка план-конспекта нерегламентированной экологической деятельности детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
 
Раздел 4.  Организация и управление процессом экологического образования  в ДОО

 
4.1
Изучение основных направлений работы по экологическому образованию детей в ДОО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
4.2
Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
4.3
Разработка системы диагностических заданий по оценке экологической воспитанности детей  и проведение с детьми в ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы для зачета

1. Что вы знаете о возникновении и развитии экологической науки?

2. Каковы основные понятия, законы, правила экологии?

3. Как организмы адаптируются к условиям среды? В чем заключается основное отличие адаптаций у  растений и у животных? Приведите примеры.

4. Что вы знаете об экологии популяций? Перечислите факторы риска для существования популяций. Расскажите о рациональном использовании и охране популяций.

5. Каково видовое разнообразие организмов на территории Республики Татарстан?

6. Что такое экологические факторы? Как они воздействуют на живые организмы?

7. Приведите примеры экосистем. Какие экосистемы считаются антропогенными? Что означает выражение: «Экосистема – безранговое понятие?».

8. Что такое трофические уровни в экосистеме?

9. Какие черты характеризуют экосистемы, находящиеся в состоянии экологического равновесия?

10. Что такое биологическая продуктивность, чем она измеряется?

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
11. Что такое ярусность лесной экосистемы?

12. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?

13. Что такое рациональное природопользование?

14. Какие основные нарушения принципов рационального природопользования в естественных и антропогенных экосистемах вы знаете?

15. Охарактеризуйте благоприятную и неблагоприятную для здоровья человека экологические ситуации.

16. Как осуществляется охрана природы в России и Республике Татарстан?

17. Что такое концепция устойчивого развития? Охарактеризуйте ее содержание.

18. Что такое экологическое образование дошкольников, в чём вы видите его необходимость?

19. Каковы современные подходы к содержанию экологического образования детей? Охарактеризуйте его многокомпонентный и интегративный характер.

20. Что такое экологическая культура? Охарактеризуйте способы формирования основ экологической культуры у дошкольников.

21. Каковы основные идеи об использовании природы в воспитании и обучении детей и их актуальность для решения проблемы экологического воспитания  дошкольников в истории зарубежной прогрессивной педагогики?

22. Каковы основные идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики?

23. Каковы современные концепции развития личности дошкольников в процессе общения с природой?

24. Каковы принципы отбора содержания экологического образования дошкольников?

25. Каковы концептуальные идеи экологического содержания одной из предложенных комплексных программ (например, От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика - синтез, 2015).

26. Каковы возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы?

27. Раскройте преемственные связи в формах и методах экологического образования в системе «детский сад – начальная школа».

28. В плане преемственности как можно осуществить трансформацию игровой деятельности в учебную в процессе реализации экологического образования детей старших групп?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примерная тематика рефератов:

1. Определение основных понятий (экология, экологическое образование, экологическое обучение, воспитание, развитие, экологическая культура, экологическое мышление).

2. Предпосылки экологического образования, заложенные в ФГОС, Примерной программе.

3. Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.

4. Деятельностный подход в экологическом образовании. Игры экологической направленности.

5. Исследовательская деятельность природоведческой и экологической направленности

6. Комплексные формы работы с детьми по экологическому воспитанию детей.

7. Методика организации экологических праздников.

8. Зачатки формирования некоторых УУД в ДОУ и их развитие в начальной школе на естествоведческом и экологическом материале.

9. Преемственость природоведческого и экологического образования между ступенями дошкольного и начального образования.

10. Становление системы экологического образования дошкольников в России.

11. Характеристика содержания экологического образования в основных образовательных программах ДОУ.

12. Роль знаний в экологическом развитии детей дошкольного возраста.

13. Содержание системных знаний о природе для детей дошкольного возраста.

14. Специфика наблюдения как познавательной и экологически ориентированной деятельности дошкольника.

15. Наблюдение как метод экологического образования. Основные требования к его организации.

16. Возрастные особенности взаимодействия дошкольников с природой.

17. Организация длительных наблюдений за изменением и развитием природы.

18. Методика организации наблюдений на прогулке

19. Целевые прогулки, экскурсии и походы в природу как фор¬мы осуществления экологического развития дошкольников, специфика их организации.

20. Труд по уходу за растениями и животными как экологиче¬ски ориентированная деятельность дошкольника, психолого-педагогические основы ее развития.

21. Роль и место экспериментирования (поисковой деятельнос¬ти в природе) для решения задач экологического образова¬ния детей.

22. Моделирование и его роль в экологическом образовании до¬школьников.

23. Формы  И методы обогащения знаний детей о природе.

24.Развитие нравственных отношения детей с природой. Предоление негативногоотншения к «злым» животным.

25. Особенности эстетических отношений детей дошкольного возраста к природе

26. Психолого – педагогические основы воспитания у детей гуманного отношения к природе

27. Эстетическое восприятие природы как средство воспитания основ гуманного отношения к ней.

28. Детская природоведческая литература и се роль в экологи¬ческом развитии дошкольников.

29. Комплексные формы работы с детьми по экологическому образованию дошкольников.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
30. Технология индивидуальной работы с дошкольниками по экологическому образованию с использованием рабочих тетрадей, экологических дневников, книжек-самоделок.

31. Авторские технологии (Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой) экологического образования детей до¬школьного возраста.

32. Предметно-развивающая среда как важное условие экологического развития детей дошкольного возраста.

33. Требования к организации уголка природы и лаборатории природы как элементов экологически развивающей среды группы детского сада.

34. Готовность педагога к осуществлению экологического образования дошкольников.

35. . Результат экологического образования дошкольников, его основные показатели.

36. Планирование работы по экологическому образованию детей.

38. Использование краеведческого материала в экологическом образовании дошкольников. Краеведческий принцип в экологическом образовании.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Козина, Е. Ф. 
Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для бакалавриата / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 454 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05347-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438826
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Третьякова, Н. А.
Основы экологии : учебное пособие для вузов
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н.Е. Вераксы
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования
Мозаика-Синтез, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ганиева Г.Р.
Основы экологической культуры [Электронный ресурс] : практикум для обучающихся бакалавриата 
Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Инфоурок [Электронный ресурс] -  URL:  https://infourok.ru/metodi-semeynogo-vospitaniya-i-ih-primenenie- 876499.html
 
Э2
«Красная книга» Российской Федерации [Электронный ресурс].  -  URL:  http://www.sevin.ru/redbook/index.html   
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа относится к числу основных и стабильных видов учебно-познавательной деятельности студентов. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на лекционных и практических занятиях, развить индивидуальные способности обучаемых. Этот вид учебной деятельности должен опираться на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу обучающихся.

В качестве основных форм самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Теория и технологии экологического образования детей» можно выделить: самостоятельное изучение тем дисциплины, обеспеченных литературой; углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов; конспектирование, создание визуальных носителей информации с использованием современных информационных ресурсов; написание рефератов; разработку проектов самостоятельных практических исследований.

Конспектирование.

Конспект одна из разновидностей вторичных документов фактографического ряда – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.

Существует две разновидности конспектирования:

- конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья);

- конспектирование устных сообщений (например, лекций).

Конспект может быть кратким или подробным.

Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.

Особенности конспектирования и требования к конспекту

1) Основа конспекта – тезис;

2) Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования;

3) Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение;

4) Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);

5) Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;

6) Не увлекайтесь пересказом;

7) Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы;

8) Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.

Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.

Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.

Подготовка к практическим занятиям.

Практические занятия ориентированы на работу с методической литературой, знакомство с основными понятиями экологического образования, приобретение навыков для самостоятельной разработки конспектов уроков по разным разделам.

К практическому занятию студент должен законспектировать рекомендованные источники. Кроме того, следует изучить тему по конспекту лекций и учебнику или учебным пособиям из списка литературы.

Выполнение аттестационных работ на основе решения методических задач.

Под методической задачей мы понимаем задание, используемое в методической подготовке на уровне осмысления, проектирования и реализации практических методических, педагогических профессиональных действий (то есть и на теоретическом, и на практическом уровне) с целью развития методической компетенции как основы профессионального педагогического роста.

В основе методической задачи лежит задание, требующее профессионального педагогического и методического осмысления и обоснования научно-практического, рефлексивного характера.

При проверке аттестационной работы преподаватель руководствуется следующими критериями:

- уровень знаний студента в области теоретических основ экологического образования дошкольников;

- знания рекомендованной и дополнительной литературы, умение применять полученные знания при решении методических проблем;

- наличие логики в рассуждениях, последовательность использования наиболее весомых аргументов в защиту своей точки зрения при анализе и сопоставлении различных программ по экологическому образованию детей;

- полнота, самостоятельность и аргументация при решении методических задач;

- способность продемонстрировать свое умение творчески подходить к решению методических задач;

- обоснование собственного варианта решения методических проблем экологического образования детей.

По результатам проверки преподаватель указывает студенту на ошибки и неточности, допущенные при выполнении 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
заданий, пути их устранения выставляет оценку «зачтено», если дан исчерпывающий ответ на все задания в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию ответов; «не зачтено», если правильные ответы даны в менее чем 50% заданий аттестационной работы.

Методические указания к рефератам.

Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Он представляет собой исследовательскую работу теоретического характера, первый шаг на пути к написанию квалификационной работы. Прежде чем проводить собственное экспериментальное или теоретическое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат – работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

1. Содержание реферата.

Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованных источников.

Название реферата располагается на первом, титульном листе. В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова, связанные с изучаемой проблемой.  

Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов.

Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других,  –  как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Введение оканчивается формулированием цели и задач вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи представляют собой конкретные шаги достижения цели исследования. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, сравнение различных подходов к решению проблемы, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными целью и задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.

При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем просмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.

Для написания основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда появилась изучаемая проблема, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.

При этом мнения разных авторов вы должны цитировать, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, – например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами без кавычек, обозначив литературный источник, но без указания страницы: (например, [5]); если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованными подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.

Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования,  и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В выводах должно быть показано, что цель вашего исследования достигнута.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего продолжения исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Список использованных источников. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью  выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего вуза, в городских библиотеках, на прилавках специализированных отделов книжных магазинов и в Интернет-ресурсах.

Просматривая выбранную книгу, статью, автореферат диссертации,  обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе с источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим научным руководителем. Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке, с соблюдением стандарта.

2. Оформление реферата.

Если преподаватель не предъявил особых требований, то реферат обычно содержит 8-15 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников.   Формат бумаги А 4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева – 3 см, справа -1 см, сверху –2,0 см, снизу – 2,0 см.

При составлении формата реферата (также и курсовой и квалификационной работы) необходимо обратить внимание на то, чтобы с нового листа начинались «Оглавление», «Введение», «Разделы основной части» «Заключение», «Список использованных источников».

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Первый лист реферата — титульный.

На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.

Начиная с Введения, номер проставляется сверху по центру.

Критерии оценки реферата:

- умение сформулировать цель и задачи работы;

- умение подобрать научную литературу по теме;

- полнота и логичность раскрытия темы;

- самостоятельность мышления;

- стилистическая грамотность изложения;

- корректность выводов;

- правильность оформления работы.