(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
образования детей
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Примерные вопросы для зачета
1. Что вы знаете о возникновении и развитии экологической науки?
2. Каковы основные понятия, законы, правила экологии?
3. Как организмы адаптируются к условиям среды? В чем заключается основное отличие адаптаций у растений и у животных? Приведите примеры.
4. Что вы знаете об экологии популяций? Перечислите факторы риска для существования популяций. Расскажите о рациональном использовании и охране популяций.
5. Каково видовое разнообразие организмов на территории Республики Татарстан?
6. Что такое экологические факторы? Как они воздействуют на живые организмы?
7. Приведите примеры экосистем. Какие экосистемы считаются антропогенными? Что означает выражение: «Экосистема – безранговое понятие?».
8. Что такое трофические уровни в экосистеме?
9. Какие черты характеризуют экосистемы, находящиеся в состоянии экологического равновесия?
10. Что такое биологическая продуктивность, чем она измеряется?
12. Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами разных видов?
13. Что такое рациональное природопользование?
14. Какие основные нарушения принципов рационального природопользования в естественных и антропогенных экосистемах вы знаете?
15. Охарактеризуйте благоприятную и неблагоприятную для здоровья человека экологические ситуации.
16. Как осуществляется охрана природы в России и Республике Татарстан?
17. Что такое концепция устойчивого развития? Охарактеризуйте ее содержание.
18. Что такое экологическое образование дошкольников, в чём вы видите его необходимость?
19. Каковы современные подходы к содержанию экологического образования детей? Охарактеризуйте его многокомпонентный и интегративный характер.
20. Что такое экологическая культура? Охарактеризуйте способы формирования основ экологической культуры у дошкольников.
21. Каковы основные идеи об использовании природы в воспитании и обучении детей и их актуальность для решения проблемы экологического воспитания дошкольников в истории зарубежной прогрессивной педагогики?
22. Каковы основные идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики?
23. Каковы современные концепции развития личности дошкольников в процессе общения с природой?
24. Каковы принципы отбора содержания экологического образования дошкольников?
25. Каковы концептуальные идеи экологического содержания одной из предложенных комплексных программ (например, От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика - синтез, 2015).
26. Каковы возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы?
27. Раскройте преемственные связи в формах и методах экологического образования в системе «детский сад – начальная школа».
28. В плане преемственности как можно осуществить трансформацию игровой деятельности в учебную в процессе реализации экологического образования детей старших групп?
Примерная тематика рефератов:
1. Определение основных понятий (экология, экологическое образование, экологическое обучение, воспитание, развитие, экологическая культура, экологическое мышление).
2. Предпосылки экологического образования, заложенные в ФГОС, Примерной программе.
3. Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.
4. Деятельностный подход в экологическом образовании. Игры экологической направленности.
5. Исследовательская деятельность природоведческой и экологической направленности
6. Комплексные формы работы с детьми по экологическому воспитанию детей.
7. Методика организации экологических праздников.
8. Зачатки формирования некоторых УУД в ДОУ и их развитие в начальной школе на естествоведческом и экологическом материале.
9. Преемственость природоведческого и экологического образования между ступенями дошкольного и начального образования.
10. Становление системы экологического образования дошкольников в России.
11. Характеристика содержания экологического образования в основных образовательных программах ДОУ.
12. Роль знаний в экологическом развитии детей дошкольного возраста.
13. Содержание системных знаний о природе для детей дошкольного возраста.
14. Специфика наблюдения как познавательной и экологически ориентированной деятельности дошкольника.
15. Наблюдение как метод экологического образования. Основные требования к его организации.
16. Возрастные особенности взаимодействия дошкольников с природой.
17. Организация длительных наблюдений за изменением и развитием природы.
18. Методика организации наблюдений на прогулке
19. Целевые прогулки, экскурсии и походы в природу как фор¬мы осуществления экологического развития дошкольников, специфика их организации.
20. Труд по уходу за растениями и животными как экологиче¬ски ориентированная деятельность дошкольника, психолого-педагогические основы ее развития.
21. Роль и место экспериментирования (поисковой деятельнос¬ти в природе) для решения задач экологического образова¬ния детей.
22. Моделирование и его роль в экологическом образовании до¬школьников.
23. Формы И методы обогащения знаний детей о природе.
24.Развитие нравственных отношения детей с природой. Предоление негативногоотншения к «злым» животным.
25. Особенности эстетических отношений детей дошкольного возраста к природе
26. Психолого – педагогические основы воспитания у детей гуманного отношения к природе
27. Эстетическое восприятие природы как средство воспитания основ гуманного отношения к ней.
28. Детская природоведческая литература и се роль в экологи¬ческом развитии дошкольников.
29. Комплексные формы работы с детьми по экологическому образованию дошкольников.
31. Авторские технологии (Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой) экологического образования детей до¬школьного возраста.
32. Предметно-развивающая среда как важное условие экологического развития детей дошкольного возраста.
33. Требования к организации уголка природы и лаборатории природы как элементов экологически развивающей среды группы детского сада.
34. Готовность педагога к осуществлению экологического образования дошкольников.
35. . Результат экологического образования дошкольников, его основные показатели.
36. Планирование работы по экологическому образованию детей.
38. Использование краеведческого материала в экологическом образовании дошкольников. Краеведческий принцип в экологическом образовании.
В качестве основных форм самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Теория и технологии экологического образования детей» можно выделить: самостоятельное изучение тем дисциплины, обеспеченных литературой; углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов; конспектирование, создание визуальных носителей информации с использованием современных информационных ресурсов; написание рефератов; разработку проектов самостоятельных практических исследований.
Конспектирование.
Конспект одна из разновидностей вторичных документов фактографического ряда – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.
Существует две разновидности конспектирования:
- конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья);
- конспектирование устных сообщений (например, лекций).
Конспект может быть кратким или подробным.
Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.
Особенности конспектирования и требования к конспекту
1) Основа конспекта – тезис;
2) Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования;
3) Нужны формы записи (разборчивость написания), ориентированные на быстрое чтение;
4) Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);
5) Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;
6) Не увлекайтесь пересказом;
7) Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы;
8) Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.
Конспектирование – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.
Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.
Подготовка к практическим занятиям.
Практические занятия ориентированы на работу с методической литературой, знакомство с основными понятиями экологического образования, приобретение навыков для самостоятельной разработки конспектов уроков по разным разделам.
К практическому занятию студент должен законспектировать рекомендованные источники. Кроме того, следует изучить тему по конспекту лекций и учебнику или учебным пособиям из списка литературы.
Выполнение аттестационных работ на основе решения методических задач.
Под методической задачей мы понимаем задание, используемое в методической подготовке на уровне осмысления, проектирования и реализации практических методических, педагогических профессиональных действий (то есть и на теоретическом, и на практическом уровне) с целью развития методической компетенции как основы профессионального педагогического роста.
В основе методической задачи лежит задание, требующее профессионального педагогического и методического осмысления и обоснования научно-практического, рефлексивного характера.
При проверке аттестационной работы преподаватель руководствуется следующими критериями:
- уровень знаний студента в области теоретических основ экологического образования дошкольников;
- знания рекомендованной и дополнительной литературы, умение применять полученные знания при решении методических проблем;
- наличие логики в рассуждениях, последовательность использования наиболее весомых аргументов в защиту своей точки зрения при анализе и сопоставлении различных программ по экологическому образованию детей;
- полнота, самостоятельность и аргументация при решении методических задач;
- способность продемонстрировать свое умение творчески подходить к решению методических задач;
- обоснование собственного варианта решения методических проблем экологического образования детей.
По результатам проверки преподаватель указывает студенту на ошибки и неточности, допущенные при выполнении
Методические указания к рефератам.
Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Он представляет собой исследовательскую работу теоретического характера, первый шаг на пути к написанию квалификационной работы. Прежде чем проводить собственное экспериментальное или теоретическое исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат – работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.
1. Содержание реферата.
Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованных источников.
Название реферата располагается на первом, титульном листе. В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова, связанные с изучаемой проблемой.
Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов.
Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, – как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Введение оканчивается формулированием цели и задач вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи представляют собой конкретные шаги достижения цели исследования. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, сравнение различных подходов к решению проблемы, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.
Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными целью и задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.
При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем просмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.
Для написания основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда появилась изучаемая проблема, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.
При этом мнения разных авторов вы должны цитировать, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, – например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами без кавычек, обозначив литературный источник, но без указания страницы: (например, [5]); если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.
Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованными подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.
Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования, и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В выводах должно быть показано, что цель вашего исследования достигнута.
Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего продолжения исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.
Список использованных источников. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего вуза, в городских библиотеках, на прилавках специализированных отделов книжных магазинов и в Интернет-ресурсах.
Просматривая выбранную книгу, статью, автореферат диссертации, обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе с источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим научным руководителем. Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке, с соблюдением стандарта.
2. Оформление реферата.
Если преподаватель не предъявил особых требований, то реферат обычно содержит 8-15 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников. Формат бумаги А 4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева – 3 см, справа -1 см, сверху –2,0 см, снизу – 2,0 см.
При составлении формата реферата (также и курсовой и квалификационной работы) необходимо обратить внимание на то, чтобы с нового листа начинались «Оглавление», «Введение», «Разделы основной части» «Заключение», «Список использованных источников».
На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.
Начиная с Введения, номер проставляется сверху по центру.
Критерии оценки реферата:
- умение сформулировать цель и задачи работы;
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- корректность выводов;
- правильность оформления работы.